Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Географический детерминизм в развитии культуры.




Географический детерминизм
Большое влияние на развитие культуры, формирование менталитета (типа мышления) людей оказывает географический фактор. На это давно обращали внимание ученые, в том числе представители так называемого евразийства, Л. Н. Гумилев и др.
Многие ученые полагают, что решающее воздействие на характер цивилизации и особенности ее развития оказывает географический фактор: географические условия существования того или иного народа. Идеи причинной обусловленности, предопределенности особенностей развития общества и культуры географической средой высказывались еще в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот). В Новое время Ж. Боден, Ш. Л. Монтескьё, А. Р. Ж. Тюрго и другие подчеркивали роль природных факторов в развитии культуры и общества.
Географический детерминизм – теория в культурологии и социологии, объясняющая особенности жизни человека и общества прежде всего и в решающей мере — природными причинами; усматривает решающую роль географической среды в формировании и функционировании культуры.
Влияние природных факторов на специфику культуры несомненно. В самом деле, тип (природно-климатическая зона) и рельеф местности (степи или пустыни, горы или равнины), наличие или отсутствие водоемов (моря, озера, реки), климат (сухой или влажный, холодный или теплый), растительность, пищевой режим и другие характеристики среды обитания в значительной мере обусловливают содержание и ритм трудовой деятельности и быта.
В их рамках формируются соответствующая материально-хозяйственная и бытовая культура, особенности менталитета, досуг и обычаи. Достаточно вспомнить, что на землях вокруг рек и озер селились оседлые племена земледельцев, а в степях перемещались подвижные кочевники-скотоводы.
Глубокая взаимосвязь природной среды и национальной культуры обнаруживается и в сфере высокой культуры и искусства (архитектура, изобразительное искусство, литература, музыка и т. д.).
Географический детерминизм лежит и в основе идей евразийцев.
Идеи евразийцев. Культурно-историческая концепция евразийства 1 складывалась в первой трети XX века. После 1917 года группа русских интеллектуалов-эмигрантов (Г. В. Вернадский, сын академика В. И. Вернадского, В. Н. Ильин, Л. П. Карсавин, П. Н. Савицкий, П. Н. Сувчинский, основатель евразийства, Н. С. Трубецкой, С. Л. Франк, М. М. Шахматов и др.) стала называть себя ≪евразийцами≫ и заявила о себе программным сборником ≪Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев≫.
Евразийство – идейно-философское и культурологическое течение первой трети XX века, рассматривавшее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры, как ≪срединную евразийскую культуру≫.
Стержнем евразийства является идея России-Евразии и ее особого пути, самобытности и уникальности ее истории и культуры.
Лев Николаевич Гумилев (1912–1992) – русский историк и географ, который исследовал процессы становления этносов (народов) и временные параметры их существования. По Гумилеву, начало своего исторического пути этносы получили из космоса.
Пассионарность, по Гумилеву, – это органическая способность людей к напряжению воли и жертвам ради высокой цели.
Теория пассионарности – идейная основа его культурологической концепции.
Гумилев приходит к выводу, что: 1) именно пассионарные толчки определяют исторические ритмы Евразии; 2) Евразия как единое целое является одним из центров мира; 3) существует полицентризм культур и цивилизаций.
Русский космизм и антропокосмизм. Концепции русских космистов (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев) неразрывно связывают мир культуры с природными явлениями планетарного и космического характера и масштаба.
Русский космизм – ряд естественных теорий русских ученых, связывающих зарождение и существование культуры непосредственно с явлениями космического, общегалактического характера. Фактически синоним антропокосмизма.
Антропокосмизм – мировоззренческая система, представляющая в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реальности.
Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) – один из создателей антропокосмизма, выдающийся русский ученый, геохимик и минералог, академик. Ученый-гуманист в своем мировоззрении стремился к органическому соединению естествознания и обществознания. Он – основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере и ноосфере.
Он ввел в научный оборот понятие ≪живое вещество≫ (совокупность всех живых организмов Земли). Результат деятельности и область существования этих организмов – биосфера (сфера жизни).
В фундаментальном труде В. И. Вернадского ≪Научная мысль как планетное явление≫ и других его работах развито учение о ноосфере (сфере разума).
Ноосфера (от греч. nous: разум + sphaira: область; букв.: сфера разума) – область планеты, охваченная разумной преобразующей деятельностью человека. Это часть биосферы, процессы в которой подвластны управленческой деятельности людей.
Ноосфера только зарождается, ей грозит использование научно-технических открытий в разрушительных целях. В статье ≪Война и прогресс науки≫ обеспокоенный ученый напоминал о нравственной ответственности ученых за использование научных открытий.
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – крупнейший представитель русского космизма, основатель космонавтики, разработавший также философские и культурологические аспекты космологии. Мыслитель первым увидел в космосе не только беспредельную физическую среду, вместилище материи и энергии, но и потенциально пригодное поприще для будущего творчества землян. Циолковский рассматривал проблему контакта с представителями иных миров и взаимосвязи всего живого и неживого в космосе.
Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) – представитель антропокосмизма, замечательный русский ученый, биофизик, основоположник гелиобиологии и один из пионеров космической биологии.
Он один из первых обратил внимание на нерасторжимую связь между историей человечества, социокультурными процессами, космическими явлениями и геологическими процессами на Земле.
Им была создана целостная концепция, раскрывающая специфику взаимодействия космических процессов и земного исторического процесса.
Идеи зависимости человеческой истории и развития культуры от периодичности астрофизических и космических факторов Чижевский высказал уже в 1921 году в одной из своих ранних работ (≪Астрономия, физиология и история≫). Он пытался обнаружить и выявить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в солнечных процессах. В работе Чижевского ≪Земное эхо солнечных бурь≫ (1973) показано воздействие физико-химических процессов на Солнце – на войны, революции, эпидемии, переселения народов и другие массовые исторические процессы на Земле.
Работы Чижевского получили мировое признание, в 1939 году он был выдвинут на соискание Нобелевской премии. Теория гелиотараксии А. Л. Чижевского во многом предвосхитила теорию пассионарности Л. Н. Гумилева. Оба ученых видели источник особенностей развития народов в космических процессах. Таковы некоторые основные философские воззрения на культуру. Конечно, перечисленным не исчерпывается все многообразие культурологических школ и философских концепций культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...