Культурно-географическая характеристика территории.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 – это такое описание территории, которое: 1) прежде всего, сосредоточено на проявлениях культуры, на культурно-географических элементах территории, но не ограничивается ими; 2) представляет территорию комплексно, т.е. как набор взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, формирующих единое целое. Для понимания индивидуальной ценности ландшафта имеет принадлежность к типам культур, которые обладают или обладали собственным «почерком» освоения ландшафта. Созданные ими ландшафты, представляющие ценность наследия, в России нередко определяют внутреннюю специализацию национальных парков и музеев-заповедников. Последние образуют чётко выраженныегруппы, соотносимые со следующими типами культурного ландшафта:— усадебным,— дворцово-парковым,— монастырским,— горнозаводским,— ландшафтами полей сражений (военная культура),— архаичным сельским (крестьянская культура),— городским (исторические кварталы), — историко-археологическим. Одной из важнейших задач в исследовании культурных ландшафтов является разработка системы культурно-ландшафтного районирования. Как правило, предлагаемое в рамках информационно-аксиологического подхода культурно-ландшафтное районирование сводится к ограничению территорий по историко-культурным, конфессиональным, этническим и этнолингвистическим признакам. Однако природные взаимосвязи учитываются достаточно слабо, и преимущественно на уровне низших таксономических единиц, когда определяется так называемыйприродно-культурный каркас территории. При этом методика культурно-ландшафтного районирования на более высоких уровнях заметно ближе к методике историко-культурного районирования территории.
Согласно типологии, принятой в Руководящих указаниях по применению Кон- венции о Всемирном наследии все культурные ландшафты подразделяются на триосновных категории: а) чётко определяемые целенаправленно сформированные, которым в русском языке наиболее соответствует понятие «рукотворные»; б) естественно сформировавшиеся, или эволюционировавшие, ландшафты,среди которых выделяются субкатегории реликтовых или «ископаемых» и продолжающих поступательное развитие, или развивающихся ландшафтов;в) ассоциативные ландшафты. В частности, культурные ландшафты можно различать по типам исторической деятельности, или основным историческим функциям, определившим специфические социокультурные особенности ландшафта, то есть их можно подразделить на:— сельские (сельскохозяйственная деятельность); — селитебные (создание поселений и их ландшафтное обустройство); — сакральные (проведение религиозных церемоний, поклонение объектам культа, священнодействие); — рекреационные (получение эстетических удовольствий, воспитание чувства прекрасного, приобретение душевного покоя и внутренней гармонии); — промысловые — исторические индустриальные — заповедные — мемориальные Образы территорий в художественном кино. Географический образ – система взаимосвязанных и взаимодействующих знаков,символов, архетипов и стереотипов, ярко и в то же время достаточно просто характеризующих какую-либо территорию (место, ландшафт, регион, страну). Географический образ - центральное понятие имажинальной географии. Как правило, отдельные географические образы могут формировать, в свою очередь, образно-географические системы (метасистемы).Один из методов изучения географических образов – построение образно-географических карт. Кино — одна из форм выражения национального самосознания, часть национальной культуры, художественный фильм (если это действительно талантливо и профессионально снятая картина) обладает не меньшей ценностью, чем народные сказания, песни, эпос, и также является выразителем и продолжателем национальных традиций. Каждый из создателей фильма, всякий режиссер принадлежит к той или иной национальной культуре, определенной ее субкультуре, вырос в определенных социальных условиях и, наконец, в той или иной географической местности, для которой характерны свои сочетания ландшафтов, своя колористика, яркость, ритмика природных явлений. И если даже это не осознают режиссер, оператор, актеры, практически любое кинопроизведение отражает колорит родных мест, особенности родины авторов фильма. Даже если режиссер снимает картину не на своей родине, а где-то в другой стране, то, что окружало его в начале жизни — в детстве, юности, — зачастую находит свое выражение в атмосфере фильма, косвенно может влиять на выбор темы и сюжета.Конечно же, не следует искать проявлений прямого влияния физико-географических факторов на формирование личности того или иного режиссера, на его произведения. Но приглядитесь, и черты территории так или иначе себя обнаружат.
В скандинавских фильмах, как правило, независимо от сюжетной линии (комедия это или драма, с трагическим или жизнеутверждающим концом), тона тусклы, как будто подернуты дымкой, несколько смазаны. Преобладающие цвета — оттенки коричневого и серого; сразу возникают в воображении стереотипные картинки северных пейзажей — низкое, серое небо, темно-серое неспокойное море, скудная растительность. Краски испанского кино ярки и насыщенны, из каждого миллиметра экрана исходит мощный импульс жажды жизни, наслаждения жизнью, ощущения жизни: какой бы она ни была — со всеми ее парадоксами и непредсказуемостями. Что такое американское кино - Что бросается в глаза, так это масштабность, размах подавляющего большинства голливудских блокбастеров. Очень часто фильм, будь то боевик или мелодрама, начинается с тщательно просчитанного панорамного кадра. Как правило, это взгляд сверху на зеркальные небоскребы Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Чикаго или величественный пейзаж пустынь и скал на закате где-нибудь на Диком Западе (или, если предусмотрено сюжетом, в фантастической стране, все равно почему-то сильно напоминающей американский Дикий Запад).
И ндийские фильмы, сделанные «под Голливуд», но сохраняющие ярко выраженный национальный колорит. В нем — веками копившаяся мощь и самобытность культуры одной из древнейших мировых цивилизаций, сложившейся на огороженной физическими барьерами (Индийский океан, Гималаи) территории, имевшей благодаря этому возможность на протяжении долгого времени развиваться относительно независимо, самостоятельно выбирая, какие чужеземные веяния впитывать, а какие нет.
ВЛАДЕЬ:
Традиционные методы культурной географии. -Описательный, -страноведческий, -районирование, -картографический, историко-географический, -сравнительный, -полевой. Иновационные методы КГ. -Социологический, -этнологический и этноэкологические экспертизы, -геоинформационный, -изучение местного самосознания, -моделирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|