Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ю. Е. Исакова. Гендерный анализ национального бюджета как инструмент лоббирования женских интересов: опыт «шведского женского лобби»




Ю. Е. Исакова

Иваново, Ивановский государственный университет

ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ЛОББИРОВАНИЯ ЖЕНСКИХ ИНТЕРЕСОВ: ОПЫТ «ШВЕДСКОГО ЖЕНСКОГО ЛОББИ»

В современном мире ввиду влияния глобализации и фрагментации наблюдается скачок в образовании неправительственных организаций разного типа, объединяющих людей и крупные общности по сферам интересов. Это лоббистские организации или группы интересов. Популярной техникой стало «информационное лоббирование», что подразумевает предоставление должностным лицам релевантной информации для продвижения интереса группы давления.

Интерес политиков, исследователей и групп интересов возрастает к анализу бюджета с гендерных позиций. Это характерно для Западной Европы и США, где проведение гендерного анализа бюджета поощряется институтами ЕС. Шведская ассоциация местных властей и регионов поддерживает внедрение гендерного анализа бюджета политическую практику. Основной опыт проведения анализа бюджета накапливается зарубежными институтами общества и государства, что заставляет обратиться к скандинавской НПО «Шведское женское лобби».

Женские группы интересов Швеции рассматривают гендерный анализ бюджета в качестве инструмента лоббирования, составной части гендерного мейнстриминга, позволяющего отследить достижения и промахи лоббистской деятельности, выработать адекватные предложения правительству для достижения гендерного равенства.

Шведский опыт гендерного анализа бюджета интересен, т. к. шведская социально–экономическая модель предполагает в качестве основной экономической единицы ориентацию на отдельного человека. Шведские феминистки чувствуют ответственность за результат активности в отношении социально–экономического положения женщины, удержании государства в рамках принятой стратегии внедрения гендерного мейнстриминга. Это порождает изначально высокие требования шведских женщин по сравнению с Европой. К проведению гендерного анализа бюджета шведское лобби приступило, исходя из предположения, что «бюджет никогда не является лишь результатом технического исполнения беспристрастного финансового анализа»[179].

«Шведское женское лобби» подчеркивает, что к гендерному бюджетированию прибегает самый крупный альянс женских групп интересов «Европейское женское лобби», проводя анализ, демонстрирует преемственность и солидарность с общеевропейским альянсом, а также уникальность среди национальных организаций–членов.

Направление в деятельности шведских феминисток относительно новое, они проанализировали части принятых весенних государственных бюджетов Швеции за 2007, 2008 и 2010 г. С каждым годом публикации шведского альянса становятся комплексными, расширяется перечень и углубляется уровень рассмотрения вопросов посредством логического продолжения предыдущего анализа.

К числу интересующих вопросов при анализе бюджетов относятся проблемы гендерного распределения сотрудников по отраслям экономики и соотношение зарплат мужчин и женщин. «Шведское женское лобби» иллюстрируют заявления гендерное–ориентированными таблицами, высчитывает процентное соотношение доходов населения, анализируют причины уязвимого положения женщин.

Актуальными для шведских феминисток и правительства являются меры государственной поддержки во время мирового финансового кризиса. Инициативы государства по стимулированию занятости и созданию рабочих мест, поддержке женщин–предпринимателей встретили критику лобби, т. к. результаты действий противоречили задуманному.

«Шведское женское лобби» придавали значение существованию разрыва в оплате труда и размерах пенсий мужчин и женщин, рассматривали причины, динамику и меры по искоренению. В анализе бюджета рассмотрен ряд инициированных правительством нововведений, затрагивающих этот вопрос. В 2007 г. в Швеции началась налоговая реформа по уменьшению ставки налогообложения при увеличении количества рабочих часов, рассчитанная на стимулирование занятости среди женщин; Пенсионное управлении Швеции предложило частично делить выплачиваемые пенсии между супругами, предполагающие больший выигрыш для женщин; с 2008 продлена выплата пособий уходу за ребенком от 1 до 3 лет, увеличение сроков отпуска по уходу за ребенком для отцов; установление плавающего размера выплат родителям по уходу за ребенком в зависимости от равенства в распределении отпуска между ними. Данные меры, за исключением первой, «Шведское женское лобби» оценивает как успешные. Правительство с 2007 г. начало субсидировать сферу обслуживания, создало рабочие группы по проведению воспитательной работы в школах и высших учебных заведениях, больше внимания стало уделяться сфере женского здоровья. Отклик правительства получила проблема мужского насилия по отношению к женщинам, на борьбу с которой в 2010 г. были выделены около 680 млн крон. По данным бюджета расходы на гендерную политику в Швеции с 2007 по 2009 гг. выросли более, чем в 10 раз, составив серьезную долю государственных расходов, однако, в 2010—2011 гг опустились к предыдущей отметке – 36 млн. крон. В гендерном анализе бюджета затронуты области культуры и спорта.

На протяжении анализа бюджетов четко прослеживается требование к правительству о проведении гендерно–раздельных исследований экономической ситуации в Швеции и предоставлении гендерно–ориентированных данных при финансовых отчетах и составлении бюджета. Министерство Финансов Швеции неохотно идет навстречу требованию; экономическая ситуация в Швеции среди женского населения не благоприятная.

«Шведское женское лобби» отмечает, что запланированные правительством меры на практике приобретают неожиданную форму, затраты не соответствуют результатам и последствиям действий. Зачастую положения гендерного анализа бюджета и требование гендерного равенства на рынке труда противоречит принципам рыночной экономики, определения предложения спросом или щедрому вознаграждению опасной работы.

В ходе гендерного анализа бюджета активистки альянса совершили ряд открытий, что в начале экономического кризиса женщины меньше подвергались увольнению, но в настоящее время динамика получения рабочих мест у мужчин выше на 30%; 75% из частично занятых и желающих увеличить нагрузку, но не имеющих возможности – женщины; в кризис процентное соотношение выходов на больничный лист у мужчин от 25–34 лет превышает женский показатель; мужское насилие по отношению к женщинам дорого обходится государству.

Проведенный гендерный анализ бюджета позволяет судить о снизившейся во время кризиса динамике и степени внедрения гендерного мейнстриминга в экономику Швеции, что женщины нашли неудовлетворительным. Экономические требования встречают наибольшее понимание и поддержку правительства, заинтересованного в привлечении женщин к участию в экономике, что составляют основу эмансипации современных шведок. Главной причиной критики правительства со стороны «Шведского женского лобби» стало его бездействие, непродуманность стратегий и принимаемых мер, особенно в сфере внедрения гендерно–ориентированного законодательства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...