Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М. Б. Гимбатова. О сексуальной совместимости супругов у тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале ХХ века




М. Б. Гимбатова

Махачкала, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН

О СЕКСУАЛЬНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СУПРУГОВ У ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

В XIX – начале ХХ века у тюркоязычных народов Дагестана (кумыки, ногайцы, дагестанские азербайджанцы, терекеменцы) тема сексуальной совместимости супругов была табуизирована, также как и ее свободное обсуждение, хотя все понимали, что именно сексуальная совместимость была одним из важных моментов во взаимопонимании между супругами. Несмотря на то, что внешние формы проявления взаимной симпатии и заботы были скупы и сдержанны, любовь между супругами существовала, о чем свидетельствует выражение: «Сян олюджа, мян олюм»(Лучше я умру, чем ты).

В исследуемый период свою симпатию и привязанность супруги могли выразить только с помощью взглядов. У азербайджанцев есть выражение: «Гë зляриннан бильмия олады истияны» (О любви глаза расскажут). Супруги старались как можно дольше сохранить свои чувства. Известны случаи, когда жена ходила привораживать мужа, чтобы он не заглядывался на чужих женщин, если муж переставал испытывать к жене сексуального влечения, то последняя ходила к гадалке (фалчи), брала заговоренную воду и кропила ею брачное ложе.  У азербайджанцев были известны случаи, когда муж из ревности обращался к гадалке за помощью приворожить собственную жену. В этом случае фалчичитала специальные молитвы, глядя на солнце или звезды, заговаривала нить и завязывала узлы.

За помощью к гадалкам, знахарям обращались и в том случае, когда молодожены в первую брачную ночь не могли вступить в интимные отношения. В народе полагали, что это дело рук недоброжелателей, которые во время совершения религиозного оформления брака якобы «закрыли» молодых. У азербайджанцев в таких случаях знахарка шестнадцать раз читала специальную молитву над лезвием кинжала, обливая его сверху водой. Здесь отчетливо прослеживается связь с фаллической символикой, так как на Кавказе именно кинжал считался символом физической, социальной и сексуальной зрелости мужчины[201].

Существовал и другой способ «открывания» молодых. Знахарка, произнеся имя молодоженов, читала над закрытым замком шестнадцать раз «кулфу» и одиннадцать раз «фялях» и открывала его, после чего открытый замок хранили в верхней части дома новобрачных. У ногайцев, чтобы «открыть» молодоженов, обращались к мулле, который писал на бумаге специальную молитву. Написанное муллой старались растворить в воде и дать выпить молодой паре. У кумыков ходили к могилам святых и просили благословения. У исследуемых народов существовал и другой метод, когда новобрачного водили к источнику, обливали холодной водой и били по щекам, как бы приводя его в чувства. В личной жизни супруги следовали установленным правилам и порядкам. Так, например, интимные свидания супругов происходили только в ночное время, инициатива на брачном ложе должна была исходить только от мужчины, женщина лишь подчинялась его желаниям.

Природная стеснительность женщины проявлялась и в момент близости с мужчиной, во время которой она прикрывала свое лицо платком или руками, считалось, что если женщина не закроет лица, то дети, рожденные от такой близости, якобы будут бессовестными. Не принято было и полностью обнажаться перед мужем, оголять разрешалось лишь верхнюю часть тела.

Обязательным условием во время зачатия ребенка было произнесение сакраментальных слов: «Бисмилла рахман рахим» (Во имя Аллаха милостивого и милосердного), считалось, что если супруги не произнесут их, то ребенок будет считаться незаконнорожденным. Ногайцы о таком ребенке говорили: «Бисмилласыс болган бала» (Ребенок, зачатый без бисмилла).

Одним из непременных правил для супругов было и соблюдение личной гигиены. До и после интимного свидания супруги должны были совершить полное омовение. Не соблюдение этого правила, особенно женщиной, могло якобы отрицательно сказаться на развитии плода. Кроме того, женщина, не совершившая ритуального омовения после встречи с мужчиной, считалась с точки зрения ислама «нечистой». У азербайджанцев после интимной близости муж сам должен был на руках отнести женщину к месту, где совершали омовение, чтобы она своей поступью не оскверняла землю.

Женщины, чтобы привлечь к себе мужа, использовали различные благовония, которые сами изготавливали. Так, азербайджанки яблочные листья сорта «Ахмад алма»размягчали, затемзаворачивали в лопух и оставляли на семь дней, через неделю разворачивали и получали ярко оранжевый, душистый порошок, которым натирали тело. Южные кумычки в парфюмерных целях использовали цветки фиалок, которые собирали во время цветения. Ароматизированные листья и цветы хранили еще и в карманах одежды, в белье, клали в носки и чулки.

Таким образом, интимная жизнь супругов была одной из важных составляющих семейного благополучия, которой, несмотря на всю ее «закрытость», уделялось особое внимание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...