Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. М. Ермаков. Критика союза немецких девушек в романе Марии Ляйтнер «элизабет»




А. М. Ермаков

Ярославль, Ярославский ГПУ им. К. Д. Ушинского

КРИТИКА СОЮЗА НЕМЕЦКИХ ДЕВУШЕК В РОМАНЕ МАРИИ ЛЯЙТНЕР «ЭЛИЗАБЕТ»

Взгляды национал–социалистов на место женщины в обществе, государстве, экономике, семье подвергались критике немецкими антифашистами с первых лет существования партии[142]. После прихода нацистов к власти разоблачение антифемининной политики стало направлением борьбы против гитлеровской диктатуры. Противниками Гитлера были немецкие коммунисты, по которым нацистская диктатура нанесла первый удар. Среди них, вынужденных была писательница Мария Ляйтнер. Она стала известна как автор социально–критических репортажей для нескольких левых немецких газет. Ее произведение роман–репортаж «Отель «Америка»» национал–социалисты включили в первый список запрещенных книг[143].

М. Ляйтнер писала в «новом» реализме – художественном методе, возникшем после Первой мировой войны и противопоставлявшем себя экспрессионизму и «старому» реализму. «Новый» реализм отличался ясностью и простотой стиля, деловой манерой изложения, включением в текст фрагментов документов. Ляйтнер собирала материал для репортажей, сменив 80 рабочих мест в США и Южной Америке. В 1932 г. репортажи были изданы в Германии книгой «Женщина путешествует по свету», – единственном произведении Ляйтнер, частично переведенном в СССР как пособие для изучающих немецкий язык[144].

В эмиграции Ляйтнер выезжала в Германию с фальшивым паспортом, став родоначальницей жанра «подпольного репортажа». Она изучала положение женщин из рабочей среды. До прихода нацистов ее статьи публиковались в журнале «Путь женщины». В апреле—июне 1937 г. орган леволиберальной немецкой эмиграции «Ежедневная парижская газета» опубликовал ее роман «Элизабет, гитлермедхен»[145], рассматривавшийся как вклад в борьбу с фашизмом.

Элизабет, главная героиня, вступила в Союз немецких девушек (БДМ) добровольно, столкнулась с повседневностью девушек и женщин в Третьем рейхе и изменила убеждения. М. Ляйтнер рассказывает историю разочарования Элизабет в национал–социализме с классовой точки зрения. Функционеры нацистской партии, нацистской женской организации и Союза немецких девушек представлены в романе как выходцы из городского среднего сословия, сочетающие карьеризм и прагматизм с фанатизмом. Автор изображает их без интеллекта и профессиональных знаний, в Веймарской республике они не смогли продвинуться и улучшили статус благодаря гитлеровской «революции». В пролетарской среде сохранились элементы неприятия, критики режима, пассивного сопротивления. Ляйтнер преувеличивала оппозиционность немцев и немок гитлеровскому режиму, принимала недовольство отдельными частными аспектами нацистской политики за антифашизм. Поддержка национал–социализма слоями населения в романе преуменьшена.

Писательница проводит мысль, что нацисты не уничтожили классовых противоречий, пропаганда «народного сообщества» не соответствует действительности: в Германии открыты универсальные магазины, капиталисты сохранили банки и предприятия, трудящееся население получает мизерную зарплату, плохо питается и одевается, вынуждено экономить.

Национал–социализм завоевал часть девушек: в отличие от старшего поколения, они воодушевлены, готовы убеждать скептиков, доносить на коллег, подруг и родителей. Элизабет и участницы БДМ преданы фюреру, верят, что нацисты обеспечат молодежи и народу лучшее будущее, готовы на жертвы ради идеи. Национал–социализм использует идеализм немецких девушек в своих интересах, уничтожает и нивелирует индивидуальность, унифицирует внешний облик и внутренний мир. Ляйтнер не пытается разобраться, что привлекло в ряды гитлеровской девичьей организации миллионы немок, сосредотачивается на негативной стороне нацистского воспитания: культивировании расизма, антисемитизма, реваншизма, преклонения перед силой, привычки беспрекословно выполнять приказы, презрения к интеллекту. В миниатюрном «народном сообществе» лагеря БДМ господствуют грубость, ограниченность, необразованность.

Ляйтнер описала методы воспитательного воздействия в лагере БДМ: казарменную дисциплину, муштру, ношение одинаковой формы, необходимость прятать личные вещи, невозможность побыть в одиночестве. Границы милитаризации и маскулинизации участниц нацистского девичьего союза поставлены гендерной идеологией Третьего рейха. На занятиях по стрельбе девушкам ставят в пример эпическую воительницу Брунхильду, на политзанятиях внушают, что главное предназначение немецкой женщины – быть «хранительницей расы».

Политзанятия не увлекали участниц БДМ, тезисы нацистской идеологии о неравенстве рас и недопустимости сострадания к слабым и «неполноценным» вызывали несогласие религиозно настроенных слушательниц. Начальница лагеря, проводившая занятия и готовая искоренять слабых, больных и «вредителей», ужасается, когда инструктор по стрельбе предлагает набирать в армию детей – они стреляют лучше взрослых. Руководительница представляет, что противник откроет огонь и будет убивать детей – цвет нации. В этом эпизоде проявилась прозорливость М. Ляйтнер, предсказавшей безнадежную оборону Берлина в 1945 г. силами детей и подростков из Гитлерюгенда.

Идеологическая обработка в БДМ не достигла целей. Девушки руководствуются обывательскими представлениями. Ширах не пользуется авторитетом, т. к. «слишком толстый», имперский референт БДМ Труда Мор вызывает больше доверия благодаря «приятному голосу».

Ляйтнер не ограничивает социально–критический роман рассмотрением положения дел в БДМ. Нарисованная картина шире – картина гендерного неравенства в Третьем рейхе, предстающем как враждебное женщине мужское государство, вынуждающее немок трудиться на тяжелых и вредных производствах за мизерную оплату, где рабочее место можно потерять, когда нацистам потребуется трудоустроить мужчин – старых партийцев и ветеранов войны. Женские профессии в романе, вписываются в нацистскую схему распределения гендерных ролей – молочницы, служанки, продавщицы, фабричные работницы, медсестры, учителя, разносчицы газет, крестьянки. Возможности карьерного роста невелики, способные амбициозные немки вынуждены терпеть начальников–мужчин. Национал–социализм принес для женщин личную трагедию: одни вынуждены делать аборт, т. к. не смогут содержать ребенка или он является плодом связи с евреем, других, признанных «неполноценными» или «асоциальными», стерилизуют, лишая радости материнства.

М. Ляйтнер рассматривала средние слои как массовую опору нацистского режима, а пролетариат – как его последовательного противника. Она преувеличивала оппозиционность рабочего класса национал–социализму и недооценивала привлекательность гитлеровской социальной демагогии и политики для населения. Социально–критический взгляд писательницы на положение женщин в Третьем рейхе выходил за рамки марксистской теории классовой борьбы. В романе Ляйтнер удалось показать антигуманистическую сущность нацистского воспитания в БДМ, изобразить нацизм как идеологию и политику, враждебную немецким женщинам. Нацистская диктатура предстает как господство буржуазии над трудящимися и мужчины над женщиной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...