Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Д. А. Николаева. Роль, значение и место женщины. В семейной культуре бурят конца XIX – начала ХХ В.




Д. А. Николаева

УланУдэ, ВосточноСибирская ГА культуры и искусств

РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ЖЕНЩИНЫ

В СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЕ БУРЯТ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ В.

Определение форм внутрисемейного взаимодействия в сфере домохозяйства позволяет выявить образцы ритуализированного поведения и семейно–бытовых коммуникативных ситуаций. В культуре человек строил поведение и осознавал себя в «рамках коллективных представлений». Целостность культуры предполагает выработку единообразных норм поведения, генетической памяти и сформированной картины мира, в основе их «стереотипизация опыта». Этническую специфику исследуют по особенностям языка, быта, культуры, организации семейных отношений в рамках домохозяйствования.

Бурятская семья конца XIX – начала ХХ в. характеризовалась патриархальными взаимоотношениями, обусловливающими права и обязанности каждого члена в соответствии его принадлежности к половозрастной категории. Женщина была принижена в правах. Бесправие законодательно закреплялось: она была лишена надела земли, не могла наследовать имущество или, в случае отсутствия детей, – имущество мужа.

Существует противоречие между патриархальным господством в обществе и властью женщины дома. Оно объясняется психо–эмоциональными комплексами мужчин. Законодательные источники формулируют желательные «стандарты» поведения и поступков. Соблюдение зафиксированных норм не стало правилом. Фиксация возможна случаях, когда традиция, обычай приходили в противоречие с отношениями, формирующимися в обществе, нуждались в корректировке. Нормы права рассматриваются в качестве источника правовых письменных норм, призванных регулировать отношения, в которые не вступали члены общества.

Роль традиций была особо велика, не находила отражения в памятниках письменного права, т. к. не нуждалась в санкции. Это обусловлено натуральным хозяйством. Сферой внимания и работ мужчин были луг, лес, изготовление орудий труда, поддержание родовых связей.

Разделение труда объясняется разделением критериев близости к дому и социально обусловленной ролью, связанной с беременностью и уходом за детьми, хозяйственным значением работы. Г. Вигельманн выделил пять тенденций полового разделения труда: (1) Чем ближе вид деятельности к центру экономических интересов, рассматривается как профессия, связан с региональной торговлей, тем выше участие мужчин в основных работах. Чем теснее деятельность связана с работой по дому, верно, что ее будут выполнять женщины. (2) Чем сложнее используемые орудия и машины, значительнее участие мужчин. (3) Чем больше затраты сил у работы, тем вернее она будет выполняться мужчинами. (4) Чем тоньше и монотоннее работа, чем больше ловкости требует, тем вернее ее будут делать женщины. (5) Чем больше хозяйство и рабочей силы занято, дифференцированнее половое разделение труда, вероятнее выполнение главных работ мужчинами.

В бурятской культуре женщина должна делать все, в том числе работы, считавшиеся мужскими, т. к. буряты «резко разграничивали «мужские» и «женские» работы. Не было для мужчины большего унижения, чем выполнение последних. Он не мог выполнять женскую работу, т. к. это считалось постыдным. Эти представления сохранились и трансформировались в современном бурятском быту.

В бурятской семье было разделение труда в соответствии с социовозрастной категорией. Трудоемкие работы приходились на долю младшего поколения (невестки, дочери, дети), тяжелыми были обязанности младшей невестки. Выполнение легкой работы относилось к женщинам старшего возраста. Делилась работа по принципу «престижности». Приготовление пищи – прерогатива хозяйки дома. Даже высокое социальное происхождение не освобождало женщину от выполнения домашних работ (приготовление пищи, присмотр за детьми). Существовали тяжелые виды труда, когда женщины прибегали к взаимопомощи. Она должна была делать все: вести хозяйство, участвовать в полевых, земледельческих, сеноуборочных работах, главной сферой деятельности оставалось домашнее хозяйство. Помимо приготовления пищи, дойки коров и ухода за скотом, обработки молочных продуктов, уборки жилищ, воспитания детей, женщины занимались шитьем одежды, обуви, головных уборов и постельных принадлежностей на всю семью, изготовлением предметов убранства и обихода, иногда утвари. В обязанности входило обеспечение семьи дарами природы.

В этом особенность патриархального быта. Исследователь отмечает внутреннюю свободу женщин: «жены у бурят обязаны относиться почтительно к своим мужьям и в еще большей степени к свекрам, но это не мешает им держаться с большим достоинством. Они наравне с мужчинами принимают участие в любой беседе, высказывают собственное мнение, хотя оно не совпадает с мнением мужа и других присутствующих мужчин». Бурятка не знала затворничества, присутствовала при гостях, общалась с мужчинами любого общественного положения, сидела с ними за одним столом, принимала гостей в отсутствие мужа, участвовала в общественных праздниках и развлечениях, за исключением некоторых религиозных родовых молебнов. Женщины играли важную роль в общественных календарных обрядах, обрядах перехода.

Множество признаков свидетельствует, что власть женщины не определялась ее рабочими возможностями. Хранение и сбережение запасов продуктов – у женщин хранились ключи от сундуков и амбаров с продовольственными запасами и т. д. Бурятка была самостоятельной. В семье женщина–хозяйка самостоятельно вела часть хозяйства, что обеспечивало ей влияние в доме.

Статус хозяйки домабыл высок. Роль в производстве материальных благ для семьи, наряду с рождением для рода мужа потомства, определяла свободу ее действий. Она выполняла важные функции по отношению ко всему семейно–родственному коллективу: организаторские, хозяйственные, воспитательные, идеологические. Мать распределяла и контролировала обязанности дочерей, невесток, детей; в ее компетенции находилось рациональное расходование и распределение продовольственных запасов. Хозяйка дома в силу авторитета и уважения выполняла воспитательные функции в семье в трудовом и нравственном отношении, следила за поведением молодых членов семьи, обучала внуков трудовым навыкам, прививала нормы и этикет внутрисемейных и общественных отношений. Мнение хозяйки дома оказывало влияние внутри семьи и в кругу родственников. Ее голос принимался в расчет, иногда был решающим при заключении брака детей, распределении семейного имущества и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...