Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н. Л. Пяткова. Конкретизация понятия эмансипации в условиях современной российской действительности




Н. Л. Пяткова

Екатеринбург, Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина

КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ЭМАНСИПАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В процессе исторического развития социо–культурное пространство и деятельность шли по пути унификации. Сейчас мужчина и женщина обладают равными возможностями в реализации через социальную активность. Эмансипация имеет положительные характеристики и опасные тенденции.

Самоутверждение женщины происходило в контексте укорененных в общественном сознании представлений о «мужском» и «женском». Представления о природе имели место у культуры в исторической перспективе и менялись в ходе общественного развития. Петровские преобразования открыли перспективу самореализации женщины. Женщина не только усваивает предписываемые социальные роли, но и проявляет способность к самостоятельному творчеству, креативной активности, оказывает «обратное влияние» на социальное отношение к роли.

Марксистко–ленинская философия сводила взаимоотношения «мужского» и «женского» к распределению труда. «Мужское» и «женское» определялось местом мужчины и женщины в системе общественных отношений. У К. Маркса не было работ, посвященных женскому вопросу. Сущность человека сводилась к классовым отношениям, общественные отношения сводились к производственным. Ленин требовал подчинить жизнь решению главной задачи – освобождению человека от эксплуатации, а освобождение женщины связывал с освобождением ее от традиционно женских ролей. В работе «Великий почин» Ленин подчеркивал: «Женщина продолжает оставаться домашней рабыней, ее давит, душит, отупляет, принижает домашнее хозяйство, приковывая ее к кухне и детской, расхищая труд»[500]. А. В. Луначарский писал: «В нашем коммунистическом обществе, чтобы помочь женщине, нужно убить кухню, и мы это сделаем»[501].

В результате эмансипация женщины, уравнение ее в правах с мужчинами проходило через лишение женского начала. Советская женщина могла освободиться, перестав быть женщиной, а став существом бесполым. Вместо освобождения от власти мужа, женщина попала в зависимость от власти государства. Женщины, как и мужчины, лишенные самостоятельности в проявлении своих традиционно сложившихся функциях, потеряли гендерные характеристики. Женщина и мужчина лишались самостоятельности, права и обязанностиотвечать за действия, свободно и сознательно строить жизнь. Нельзя ратовать за реабилитацию «женского», оставив без дефеминизации начало «мужское».

Чтобы понять суть процесса женской эмансипации, необходимо определиться с содержанием данного термина. На сегодняшний день большинством исследователей и публицистов эмансипация понимается как положительное явление, которое приветствуется обществом. При этом эмансипация понимается как освобождение женщины от власти мужчин, от социальных ограничений, накладываемых, прежде всего, традиционным патриархальным сознанием или его пережитками, от монотонного изнуряющего домашнего труда. Подобная эмансипация необходима для того, чтобы обеспечить женщине возможности самореализации. Обратим внимание, сам термин эмансипация вовсе не предполагает, что эти возможности самореализации у женщин равные с мужчинами. Однако, женская эмансипация, зародившаяся в русском обществе благодаря петровским преобразованиям, постепенно приобретала все больше возможностей, свойственных мужской части общества. Мужчина всегда самореализовался в деятельности, неважно было это созидание или война. Женщине приходилось «довольствоваться» сферой быта, семьи, в крайнем случае, монашеской жизни.

Традиционное общество, в которое до петровских преобразований включались все социальные группы российского общества, было средой с коллективными ценностями и коллективной ответственностью за выполненные действия. Подобная коллективная ответственность на уровне отдельных социальных групп (сельское население) продолжала существовать и в ХХ веке. Но на сегодняшний день мы имеем качественное отличие социокультурной среды, в которой протекает жизнь части общества. Речь идет о мегаполисах. Если в традиционном обществе для подавляющего большинства населения только труд мог обеспечить возможность выживания, то есть обеспечивал защиту, пищу, что в свою очередь делало возможным размножение, то в современном мегаполисе выживать стало гораздо легче. Город во многом автоматически облегчает жизнь современных людей.

При увеличении объема населения резко снизилась социальная ответственность каждого за всех и всех за каждого. Постепенно отмирают кровнородственные связи. Социокультурная среда мегаполиса не формирует автоматически чувства коллективной ответственности.

В современном обществе произошло смещение акцентов с материального производства на сферу услуг. У людей стало больше свободного времени и появилось больше возможностей для самореализации и выбора досуга.

В контексте исторического развития мужчины и женщины объективно были предрасположены к определенным формам трудовых практик и, как следствие, к определенным формам и степени коллективной социальной ответственности. В современном же обществе коллективная ответственность становится выбором индивидуальным, частным. Выбор в пользу или не в пользу ответственности определяется сознательностью, то есть сознанием. Сознание же формируется окружающей реальностью, которая, в свою очередь, позволяет этот выбор снимать с себя.

В контексте современного общества присутствует не только женская эмансипация, но и мужская. Нами эмансипация понимается не как стремление к равным правам, а как освобождение женщин и мужчин самих себя от ответственности – за семью, за работу, за собственное существование. Речь не идет о мужчинах и женщинах, которые по той или иной причине пожертвовали семьей, но со всей ответственностью реализуют себя в профессиональной сфере. Более того, на сегодняшний день выявляется тенденция среди мужчин и женщин, как раз состоящих в браке, к чисто формальному выполнению своих функций по воспитанию детей, организации семейного быта и психологического комфорта. Под эмансипированными индивидами мы подразумеваем тех, кто ведет инфантильный, потребительский, а подчас и просто паразитический образ жизни.

Исторически первородное чувство социальной ответственности формировалось в роде. Следующим этапом индивид начинает распространять несформированное чувство социальной ответственности на различные сферы бытия. Эти процессы характерны для мужчин и для женщин. В контексте женской среды они несут для развития общества большую опасность, т. к. женщина традиционно в силу своих психологических особенностей связана с воспитанием детей.

На сегодняшний день в российском обществе фиксируется тенденция, выражающаяся в неучете целей рода (семьи) в индивиде, радикальном преодолении социальных традиций и запретов. До определенного этапа человеческая история была подчинена сохранению жизни и поддержанию себя в ней. Созидательная форма деятельности общества на сегодняшний день значительно потеснена эмансипацией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...