Ж. Ж. Искиндирова. Особенности женского лидерства. В контексте гендерной политики
Ж. Ж. Искиндирова Астана, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ЛИДЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ Феномен лидера состоит в признании природных качеств человека, его особенностей, отличий. Универсальная концепция сводится к тому, что лидер – личность, способная донести до общества необходимые мысли и провести в жизнь материальные и социальные потребности народа. Наука разрабатывала критерии деятельности лидеров. Место и роль женщин в системах власти не изучено[502]. Анализ различных материалов выявил ряд характеристик, составивших социально–психологический портрет женщины–политика. Согласно гендерным исследованиям, мужчина стремится к власти для «индивидуального пользования», женский подход к пониманию власти заключается в достижении «соучаствующей власти», основанной на принципах разделения власти и использования власти для общего блага. Причина низкой оценки способностей женщины руководить в низкой самооценке самих женщин и обыденном стереотипе неприятия женщины–политика в мужском мире политики. Стереотипы являются барьерами на пути женщин в выборные органы. Анализ личностных поведенческих особенностей мужчин и женщин не является новым в современной науке. Рассмотрение обозначенной в названии проблемы предполагает анализ нескольких аспектов. Во–первых, речь должна идти о роли женщины в политической социализации детей и о ее способности передавать политические убеждения другим членам семьи. Еще в начале 1970–х годов американские исследователи установили, что фактические роли родителей в семье являются важным фактором, поскольку относительное доминирование матери или отца влияет на политические установки детей. Большинство детей растут в семьях, где оба родители разделяют сходные политические взгляды, имеют общую политическую идентичность. Установки родителей определяют, насколько ребенок будет интересоваться политикой. Дети из семей, где доминирует мать, менее склонны интересоваться политикой и участвовать в ней, чем в семьях, где доминирует отец.
Отклонение от партийной привязанности родителей проявляется ярче, если родители имеют «слабую» политическую самоидентификацию, встречается реже в тех семьях, где родители имеют «сильную» партийную идентификацию. Если политическая идентификация родителей различается, то более влиятельной оказывается позиция матери. В семьях, где молодежь имеет школьное образование, лучше усваивается политическая идентификация отца. Семейные отношения формируют различные типы полоролевых идентификаций[503] у мальчиков и девочек. Личностная идентификация связана с эмоциональным восприятием конкретного объекта подражания и в большей степени характерна для периода ранней социализации. Ролевая (позиционная) идентификация в большей степени характерна для представителей сильного пола. Необходимо обсудить вопрос о способах самореализации женщин в политике. Речь в данном случае может идти о «мужском» стиле женщин–лидеров как наиболее адекватном способе поведения в «мире мужской политики». В работах социального психолога Э. Эриксона встречается следующее сакраментальное утверждение: «Женщины–лидеры склонны к постоянной морализаторской или резкой манере общения»[504]. Заслуживает внимания феминистское движение и проблема реализации в рамках этого движения не только формальных политических прав женщин, но и возможности борьбы за социальные права. Как известно, «даже там, где равенство было достигнуто в наибольшей мере, оно не стало равноценным, а равные права ни в коей мере не обеспечили равное представительство женщин в борьбе за власть». В связи с этим возникает вопрос о том, какими средствами и в каких формах реализует женщина свою потребность в идентичности, в том числе и в политической?
Если роль женщин, работающих в автономных политических (общественных) организациях, достаточно хорошо изучена, то этого нельзя сказать о женщинах, работающих в мужских политических структурах. Отсюда вывод о том, что количественное увеличение женщин в органах власти не даст необходимый эффект. В политику должны приходить женщины, подготовленные в общественных организациях и политических партиях, широко образованные в теоретическом и практическом плане. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что женщины, пришедшие в представительные органы власти не из названных структур, как правило, не вносят в повестку дня этих органов ничего нового, того, что отличало бы их взгляды от мужских. Женское политическое участие имеет множество форм: включает голосование и выборные должности, коллективную деятельность в ассоциациях и организациях. Но пока женщины составляют небольшой процент членов парламентов в мире и занимают небольшой фрагмент политической верхушки на национальном и международном уровне. Главной формой женского политического участия является участие в женских неправительственных организациях на местном, национальном и международном уровнях. Борясь за социальные изменения, они достигли значительных успехов и оказали большое влияние на происходящие политические процессы и общественные преобразования. Многие страны находятся на стадии практического применения гендерных разработок. Это относится, прежде всего, к скандинавским странам – Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии. Так как гендерные исследования в этих странах являются руководством к действию, они поощряются и финансируются. Не случайно, благодаря «гендерно–чувствительной» социальной и экономической политике, уровень жизни в этих странах необычайно высок. Со вступлением Казахстана в ООН пришло новое содержание понятия прав человека – прав женщин. В 2010 г. Республика Казахстан приняла председательство в ОБСЕ. Одними из основных приоритетов в деятельности действующих председателей ОБСЕ являются вопросы продвижения третьей корзины – соблюдение прав человека, содействие демократическим процессам. Демократизация общественной жизни требует внедрения новых подходов, выработанных мировым сообществом, гендерно–чувствительной политики во всех сферах жизнедеятельности общества.
Результатами деятельности государства по имплементации международных стандартов в области положения женщин стали разработка и реализация Национального плана действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006–2016 годы, направленных на выравнивание положения женщин и мужчин в Республике Казахстан, осуществление мониторинга реализации гендерной политики со стороны государства и гражданского общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|