Процедуры по обеспечению безопасности выполнения работ на судне (работы в закрытых помещений, сварочные работы, работы на высоте и Т. П. ).
Работы в закрытых помещениях.
В процессе эксплуатации судна возникают условия, благодаря которым в некоторых судовых помещениях изменяется состав отсечного воздуха, в сравнении с атмосферой, в нем появляется вредные и горючие газы. Работа и пребывание в таких отсеках становятся опасными для здоровья и даже жизни.
Морская Международная Организация – ИМО в Приложении к Резолюции А864 (20) (в дальнейшем – Приложение), которое называется «Рекомендации относительно входа в закрытые помещения на судах», предлагает правила и рекомендации морякам при работе в закрытых помещениях.
Дано определение закрытого помещения, согласно которому оно представляет собой такое помещение, которое имеет любую из нижеперечисленных характеристик:
- ограниченные отверстия для входа и выхода;
- не достаточная естественная вентиляция;
- не рассчитано на постоянное присутствие людей.
Атмосфера в закрытом помещении может быть обеднена кислородом и (или) содержать воспламеняющиеся и (или) токсичные газы или пары.
Согласно Приложению, к закрытым помещениям также относятся: грузовые помещения, пространства двойного дна, топливные танки, балластные танки, компрессорные отделения, коффердамы, пустые пространства, коробчатые кили, помещения между перегородками, картеры двигателей и сборные станки для сточных вод.
Перед проведением работ в закрытом помещении, согласно указанному документу, сначала производится предварительная оценка потенциальных опасностей для данного помещения. При этом учитывается ранее перевозимый груз, вентиляция помещения, покрытие его и другие факторы.
Предварительная оценка производства специалистом (судовладельцем) с хорошими теоретическими знаниями и практическим опытом, в Приложении он именуется компетентным лицом. В результате предварительной оценки должно быть установлено наличие обедненной кислородом, воспламеняющейся или токсичной атмосферы в помещении.
Затем исполнителям работ выдается Разрешение на вход в закрытое помещение. Лицом, уполномоченным выдавать также разрешения, является судовой специалист – ответственное лицо (согласно Приложению). Ответственное лицо имеет достаточные знания по процедурам проведения мероприятий и выполнению работ в закрытых помещениях. Капитану, согласно Приложению, дано право выдавать Разрешение на вход в закрытое помещение.
На основании предварительной оценки устанавливается три степени риска при входе и работе в закрытом помещении:
- минимальный риск для здоровья и жизни персонала, входящего в помещение;
- непосредственный риск для здоровья и жизни отсутствует, но может возникнуть в процессе работы в помещении;
- наличие риска для жизни.
От степени риска зависит решение, какие процедуры и мероприятия необходимо выполнять при проверке атмосферы и какие при этом соблюдать меры предосторожности. При первой и второй степени риска соблюдаются общие меры предосторожности, при третьей степени риска, кроме общих мер предосторожности, соблюдаются дополнительные меры предосторожности.
Общие меры предосторожности:
Помещение тщательно провентилировано с помощью естественных и механических средств.
Выявленные потенциальные опасности при оценке изолированы или устранены.
Атмосфера в помещении проверена дипломированным специалистом с помощью калиброванных приборов. (До входа в помещение в воздухе отсека должно быть 21% кислорода по объему. Нижний предел воспламеняемости (НВП) – не более 1% (если обнаружены воспламеняющиеся газы или пары)).
Безопасность входа в помещение обеспечена, и помещение надлежащим образом освещено.
Система связи, которая будет использована работающими, согласована и опробована.
Сопровождающее лицо остается у входа в помещение в течение всего времени, пока в нем находятся люди. 4.1. Общие требования по организации огневых работ: 4.1.1. Выполнять огневые работы на судах, стоящих у причалов СРП, но не принятых СРП в ремонт по акту, категорически запрещается. 4.1.2. К огневым работам допускаются лица специально обученные, знающие аппаратуру и правила безопасности производства огневых работ, прошедшие ежегодное обучение и проверку знаний и имеющие квалификационное удостоверение италон по технике пожарной безопасности к нему. 4.1.3. Выполнять огневые работы до получения письменного разрешения на производство огневых работ и до выполнения всех мероприятий по подготовке мест и помещений, категорически запрещается. При авариях временные огневые работы допускается выполнять под постоянным наблюдением руководителя объекта и представителя пожарной службы, без письменного разрешения, но с регистрацией в судовом (вахтенном) журнале. 4.1.4. Разрешение на производство временных огневых работ оформляется каждому конкретному исполнителю на одну рабочую смену. При выполнении одних и тех же работ в одном и том же месте одним и тем же исполнителем в течение нескольких смен (но не более 5 суток) повторные разрешения не оформляются, а продляются руководителем огневых работ и вахтенным помощником капитана (вахтенным механиком). По истечении 5 суток разрешение должно быть оформлено вновь. 4.1.5. В Разрешении и Уведомлении должны быть разборчиво указаны должность и фамилия лиц, оформляющих указанные документы. 4.1.6. Для упорядочения учета проведения огневых работ и выдачи разрешений на их производство должны вестись следующие учетные документы: · «Журнал учёта выдачи разрешений на производство огневых работ» - на ремонтируемом судне ведется вахтенной службой. Все ремонтируемые суда обеспечиваются указанными журналами судоремонтным предприятием; · «Журнал учета проведения огневых работ на судоремонтном предприяии» - ведется пожарной службой СРП.
Кроме того, на ремонтируемом судне все огневые работы фиксируются в судовом журнале вахтенной службой. Записи в судовом журнале должны фиксировать время начала и окончания огневых работ, установление наблюдения за местом проведения работ и снятие контроля через 12 часов. Капитан ремонтируемого судна обязан: · после получения Уведомления о проведении огневых работ дать указания вахтенной службе о порядке допуска исполнителей к проведению работ и по обеспечению пожарной безопасности; · обеспечить контроль за соблюдением мер пожарной безопасности во время проведения огневых работ на судне. Вахтенный помощник капитана, получив от мастера Разрешение, обязан зарегистрировать его в журнале учета выдачи разрешений, заполнив первые 4 графы журнала. С прибытием на судно исполнителя огневых работ вахтенный помощник капитана обязан: · проверить наличие у исполнителя квалификационного удостоверения и талона по технике пожарной безопасности к нему, сроки ежегодной проверки званий и срок действия талона (1 год), оставить удостоверение и талон у себя; · осмотреть помещения, места производства огневых работ и смежные с ними помещения, проверить их подготовленность и обеспечить первичными средствами пожаротушения; · выделить дежурных, обеспечивающих пожарную безопасность в местах проведения огневых работ и смежных помещениях, провести с нимиинструктаж по пожарной безопасности и взять с них роспись о получении инструктажа в журнале учета выдачи Разрешений; · оформить Разрешение своей подписью; · выдать Разрешение на руки исполнителю, взяв с него роспись в журнале учета выдачи Разрешений; · зафиксировать время начала и окончания огневых работ в судовом журнале; · после окончания огневых работ взять у исполнителя разрешение, выдать ему квалификационное удостоверение и талон по технике пожарной безопасности; · осмотреть места, где производились огневые работы и обеспечить постоянный контроль за ними в течение 5 часов.
4.3. Порядок оформления документации на проведение временных огневых работ на судне силами судовой команды. 4.3.1. До начала огневых работ капитан судна обязан дать соответствующие указания вахтенной службе судна о порядке оформления работ, о подготовке мест и помещений для ведения работ, необходимом контроле и ответственности за соблюдение мер пожарной безопасности. 4.3.2. Ответственными за производство временных огневых работ на судне силами судовой команды являются: · старший помощник капитана - при работах в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, на открытых частях палуб и надстроек; · главный (старший) механик - при работах в машинно-котельном отделении, тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях механико-судовой службы. 4.3.3. Производство временных огневых работ на судне, находящемся в море, допускается только с разрешения капитана судна. Разрешение на производство огневых работ заносится в судовой вахтенный журнал и журнал учета выдачи Разрешений. 4.3.4. Во время стоянки судна в порту приписки огневые работы проводятся с ведома капитана, под контролем вахтенной службы, после оформления письменного Разрешения. Разрешение оформляет и подписывает лицо ответственное за производство работ с применением открытого огня: старший помощник капитана или старший механик. Оформленное Разрешение передается вахтенному помощнику капитана. 4.3.5. Ответственный за производство работ перед началом обязан: · осмотреть помещения, где должны вестись огневые работы, и соседние с ними, обеспечить подготовку мест работ и помещений в противопожарном отношении; · привести в готовность к немедленному использованию противопожарные системы и оборудование, находящиеся в этих помещениях, и обеспечить нахождение водопожарной системы судна под рабочим давлением; · проверить возможность немедленной герметизации помещений; · выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в соседних помещениях, дежурных, обеспечивающих пожарную безопасность, предварительно проинструктировав их; · при нахождении судна в море поставить в известность о начале работ вахтенного штурмана, при работах в МКО также вахтенного механика; · при стоянке судна в порту оформить письменное Разрешение и передать его вахтенному помощнику капитана. 4.3.6. Вахтенный помощник капитана при стоянке судна в порту обязан: · совместно с ответственными за производство огневых работ произвести осмотр места работы и смежных помещений, проверить их готовность в противопожарном отношении, наличие и готовность первичных средств пожаротушения, наличие дежурных у места работ и в смежных помещениях;
· проверить у исполнителя наличие квалификационного свидетельства и талоне по технике пожарной безопасности к нему, сроки ежегодной проверки знаний исрок действия талона (1 год), оставить удостоверение и талон у себя; · произвести соответствующие записи в судовом журнале ижурнале учета выдачи Разрешений; · оформить Разрешение своей подписью ивыдать его на руки исполнителю; · после окончания огневых работ взять у исполнителя Разрешение, выдать ему квалификационное удостоверение италон к нему, осмотреть места производства огневых работ и обеспечить постоянный контроль за ними в течение 5 часов. 4.3.7. В случае проведения огневых работ в помещениях механико-судовой службы обязанности по п. 4.3.6 выполняет вахтенный механик. 4.3.8. При стоянке судна в порту, накануне дня проведения огневых работ ответственный за их проведение письменно уведомляет о предстоящих работах пожарную службу порта. 4.3.9. При производстве временных огневых работ судовым экипажем во время стоянки судна у причала СРП о предстоящих работах уведомляется пожарная служба СРП. 4.3.10. При производстве временных огневых работ судовым экипажем во время стоянки судна в другом отечественном порту капитан должен уведомить об этом пожарную службу порта за сутки до начала работ. Производство огневых работ разрешается начинать только после оформления письменного разрешения, санкционированного пожарной службой порта, и выполнения всех мероприятий, предложенных пожарной службой и лицом, выдавшим разрешение на проведение огневых работ. 8.1. Переносные или передвижные электросварочные установки при ремонте судов должны устанавливаться только на верхней палубе судна либо на берегу (пирсе, стапеле и т. п.), вне районов погрузочно-разгрузочных работ и падения искр. 8.2. Подключение электросварочных установок к береговой или судовой сети должно осуществляться через коммутационный и защитный аппарат. Обязательно должно быть наличие блокировки, исключающей возможность подключения сварочного агрегата при включенном положении коммутационного аппарата. 8.3. Электросварочные установки должны подключаться к коммутационному аппарату переносным гибким шланговым кабелем длиной не более 10-15 м с изоляцией и в оболочке из не распространяющей горение резины. 8.4. В качестве электросварочного кабеля (от источника сварочного тока до электродержателя) должен применяться гибкий силовой кабель с изоляцией и в оболочке из не распространяющей горение резины (марки РГД). При использовании менее гибкого кабеля электродержатель подсоединяется к нему через надставку из гибкого кабеля длиной не менее 3 м. 8.5. Сечение электрических кабелей должно соответствовать силе тока, а их изоляция - величине рабочего напряжения. Обратный провод должен быть выполнен из такого же кабеля, что и сварочный кабель. 8.6. Соединение жил сварочных кабелей должно производиться при помощи опрессования, сварки, пайки или специальных зажимов. Подключение кабелей к электрододержателям, источникам сварочного тока к свариваемому изделию должно производиться при помощи медных кабельных наконечников, скрепленных болтами и шайбами. 8.7. Для сокращения длины кабеля предусматриваются надежные быстроразъёмные и безопасные соединения кабеля. 8.8. Прокладка эл. сварочных кабелей по судну должна производиться раздельно от газовых шлангов через технологические вырезы ивентиляционные отверстия. Расстояние от эл. сварочных кабелей до кислородных шлангов и трубопроводов должно быть не менее 0,5 м, а до ацетиленовых и других горючих газов - не менее 1 м. Допускается сокращение этих расстояний вдвое при условии прокладки газопроводов в металлической защитной трубе. 8.9. На сварочных кабелях, отходящих от источника сварочного тока, на время работы должны закрепляться бирки с указанием номера цеха и рабочего (табельного) номера сварщика. 8.10. Корпус сварочной установки и любого другого источника сварочного тока должен быть надежно заземлен на корпус судна, а при стоянке в доке (на слипе) на специальные клемные устройства дока (слипа). 8.11. Присоединение и отсоединение от сети электросварочных установок, а также наблюдение за их исправным состоянием в процессе эксплуатации должны производиться электротехническим персоналом СРП, а при использовании судовой сварочной аппаратуры - судовым электромехаником с ведома главного (старшего) механика. 8.12. Перед началом работы убедиться в исправности электросварочного оборудования, его заземления, наличии обратного провода. 8.13. Во время работы: · следить за нагревом сварочного агрегата, не допуская нагрева отдельных частей его свыше 75° С; · применять для сварки электроды, соответствующие ГОСТу, а также номинальной силе сварочного тока; · при смене электродов их остатки (огарки) складывать только в специальную металлическую емкость, имеемую для этих целей у места сварки.
3.6. Работы на высоте и за бортом
3.6.1. Все судовые работы, выполняемые на расстоянии 1,3 м и более от палубы, настила, поверхности воды и т.п., относятся к работам на высоте. Производство этих работ организуют старший механик и старший помощник капитана каждый по своему заведованию. 3.6.2. К самостоятельной работе на высоте допускаются члены экипажа, которые в соответствии с Уставом службы должны принимать участие в техническом обслуживании и ремонте судового оборудования, имеющие квалификацию не ниже 1-го класса и опыт работы на судах не менее одного года. Другие члены экипажа допускаются к таким работам после пребывания на судах в течение одного года и только в сопровождении и под наблюдением лица, имеющего опыт самостоятельной работы на высоте. Схемы страховки работающих на высоте приведены в рекомендуемом Приложении 6. Члены экипажа служб быта, пассажирской, медико-санитарной к работам на высоте не допускаются. 3.6.3. Во время хода судна работы на высоте разрешаются при условии принятия мер предосторожности в зависимости от конкретных условий плавания. 3.6.4. Работы за бортом разрешается производить с беседок, люлек, плотов, рабочих шлюпок, а при ремонтных работах на СРЗ также и с плавучих рештований и лесов. Устройства, предназначенные для производства работ на высоте, необходимо осмотреть руководителю работ совместно с членами экипажа, которые будут их использовать. Спуск и подъем плота, рабочей шлюпки следует производить без нахождения в них людей. Руководство работами с плота и рабочей шлюпки возлагается на боцмана или на другое лицо командного состава. Производство забортных работ между бортами двух стоящих лагом судов или между бортом и причалом не допускается. Для выполнения кратковременных работ на высоте (смена ламп, замена фалов и т.п.) разрешается подъем по вертикальным или скоб-трапам. Применяемые на высоте инструменты и предметы должны быть прихвачены штертами. 3.6.5. До подготовки плота или рабочей шлюпки к спуску руководитель работ должен информировать вахтенного помощника капитана и вахтенного механика о предстоящих работах за бортом. 3.6.6. Вахтенный помощник (руководитель работ) должен обеспечивать непрерывное наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановкой, немедленно оповещать об их изменении. В случаях возникновения опасности для работающих на плоту или рабочей шлюпке он принимает меры к прекращению работ и возвращению людей на судно. 3.6.7. Во время производства работ на высоте для наблюдения за работающими должен назначаться наблюдающий (либо страхующий). 3.6.8. Спуск людей на плот или на рабочую шлюпку и подъем с них на борт судна должны осуществляться по забортному трапу. Допускается спуск (подъем) по штормтрапу с применением предохранительного пояса со страховочным канатом. Спуск и подъем людей должны производиться под наблюдением руководителя работ. При необходимости перешвартовки плота или рабочей шлюпки наблюдающий должен оповестить об этом руководителя работ, который организует перешвартовку, а также будет следить за креплением швартовов на борт судна. Перешвартовка плота или рабочей шлюпки при отсутствии на них людей может производиться с применением подъемных средств, с людьми - только вручную, при этом люди, находящиеся на плоту или в рабочей шлюпке, должны сидеть на настиле плота или на банках рабочей шлюпки. 3.6.9. Работающим на плоту или на рабочей шлюпке запрещается самостоятельно выполнять перешвартовку, а также снимать леерное ограждение плота. 3.6.10. Перед началом работ вблизи судового тифона, на мачтах, за бортом и т.д. руководитель работ должен поставить в известность вахтенного помощника капитана (вахтенного механика) и принять необходимые меры предосторожности. От тифона должно быть отключено питание (пар, электроэнергия и др.), а на соответствующих органах управления в машинном отделении и на ходовом мостике должны быть вывешены таблички с надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ". 3.6.11. Перед началом работ на мачтах или в других местах, находящихся в непосредственной близости от радиоантенн, следует сообщить начальнику судовой радиостанции. В радиорубке на соответствующих передатчиках должны быть вывешены таблички с надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ". Перед началом работ на высоте, когда возможно облучение от радиолокатора, а также вблизи радиолокационной антенны необходимо сообщить вахтенному помощнику капитана. На пускатель радиолокационной станции следует вывесить табличку с надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ". 3.6.12. Во время производства работ на высоте применяются следующие средства индивидуальной защиты: при верхолазных работах: защитные каски; предохранительный пояс со страховочным канатом; рабочий спасательный жилет (если не исключена возможность падения за борт); за бортом на беседках и в люльках: защитные каски; предохранительный пояс со страховочным канатом; рабочий спасательный жилет; за бортом на рабочих шлюпках и плотах: защитные каски, рабочий спасательный жилет. 3.6.13. После подъема на высоту работающий должен закрепиться страховочным канатом за прочные судовые конструкции. 3.6.14. Предохранительные пояса, рабочие спасательные жилеты, каски и др. должны надеваться до начала работы и сниматься после ее окончания (спуска с высоты на палубу, подъема с плота или шлюпки на палубу и т.п.). 3.6.15. Запрещается производить одновременную работу на высоте двух и более человек, находящихся друг над другом, если между ними нет сплошного настила. 3.6.16. Инструменты для работающих должны подаваться и спускаться в сумках. Отдельные инструменты (пневматический ручной инструмент и т.п.) следует подавать (спускать) при помощи линя. Мелкие инструменты должны быть закреплены штертом за предохранительный пояс работающего. Раскладывать незакрепленные инструменты на рабочем месте или оставлять инструмент не разрешается. 3.6.17. На судне у места производства забортных работ должен быть спасательный круг с бросательным концом длиной не менее 28 м. 3.6.18. При производстве забортных работ запрещается проворачивание винта. На пульте управления главным двигателем и валоповоротным устройством должна быть вывешена табличка с надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|