Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. В. Вержибок. «моя семья»: представления студентов о будущем. (на примере студенческой молодежи беларуси)




Г. В. Вержибок

Минск (Беларусь), Минский гос. лингвистический университет

«МОЯ СЕМЬЯ»: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О БУДУЩЕМ

(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ БЕЛАРУСИ)

Принятие социальных норм и жизненных ценностей, определяющих семейные взаимодействия (существующие и предполагаемые в будущем), идентификация как значимый многоуровневый конструкт принятия себя и других для выработки форм и стратегий поведения, признается существенным фактором социализации молодого поколения. Каждая фаза развития семьи означает возникновение новых задач и приобретение иных адаптивных способов поведения, новых приспособительных стратегий, при этом возможность их решения и принятия связана со способностью разрешения вопросов на предыдущей ступени развития[533].

Через взаимоотношения в семье ребенок познает сотрудничество и конфликты, переживает разочарование, ощущает поддержку, что поощряет его конструктивность (А. Адлер)[534]. Посредством механизма идентификации происходит не только «копирование» внешних форм поведения, но и «перенос» мыслей, чувств и действий другого лица. Паттерны изменений в семье образуют матрицу, внутри которой и происходит психологический рост ее членов.

Именно в юношеском возрасте уже формируются более или менее конкретные требования к будущему спутнику жизни. Тематика вопросов подготовки к будущей семейной жизни притягательна для молодежи, востребована ею. Студенты разных вузов страны (Минск, Бобруйск, Гродно, Полоцк), посещающие авторский курс «Психология семьи» или спецкурс по выбору «Подготовка молодежи к семейной жизни», отмечают социальную значимость проблемы и активно включаются в обсуждение. Их высказывания носят заинтересованный характер: «курс познавательный, главное – полезный для развития», «он заставил меня пересмотреть мою жизнь, отнестись более серьезно к отношениям в семье, я поняла, что очень многого не знаю», «здесь учишься понимать происхождение ошибок родителей и заранее пытаешься программировать себя на другое поведение по отношению к своим детям – все это я буду в состоянии применить теперь на практике», «появилось желание самостоятельно изучать эти проблемы», «приятно чувствовать себя «подкованной» в жизненных ситуациях, теперь я уже буду знать, где найти информацию», «нам обязательно все это потребуется в будущем, и даже уже многое понадобилось». Пропаганда знаний о семейной жизни, о партнерских, не доминантных взаимоотношениях могут способствовать улучшению частной жизни людей.

Эссе о будущей семье студентов МГЛУ (2 курс, 100 чел., исследования 2004 и 2011 гг. ) практически полностью подтверждают данные других авторов. Так, при сравнении двух разновременных срезов, характерными выступают практически одни и те же показатели (значимости различий не выявлено). Главными мотивами вступления в брачный союз (представлены в средних величинах по степени убывания значимости) большинством опрошенных (72%) были выделены, в первую очередь, «любовь к будущему супругу/супруге» (1, 62 и 1, 90), «духовная близость» (4, 56 и 3, 55), «желание иметь детей» (5, 34 и 5, 48), «гармония в интимной жизни» (5, 42 и 5, 88), «желание узаконить отношения» (5, 96 и 6, 22), «уверенность в преимуществе семейной жизни» (6, 54 и 5, 62). В своих высказываниях ребята выделяют основу семьи – любовь, которая «наиболее необходимый повод для вступления в брак», «любить – значит понять и принять другого человека, поверить в него и заставить его поверить в самого себя», «это жить для другого человека, впустить его к себе, в свой мир», «чувствовать друг друга, дышать вместе», подтверждая трехмерную модель эмоционально–ценностного отношения людей друг к другу, где любовь предполагает выраженность позитивных полюсов – симпатии, уважения, близости[535].

В меньшей степени предпочтений у студентов зафиксированы мотивы такие, как: «необходимость в связи с рождением ребенка» (6, 75 и 6, 42), «материальные проблемы» (7, 51 и 7, 76), «стремление избежать одиночества» (7, 48 и 7, 0). В конце (из 11 мотивов) отмечаются «воздействие родителей» (8, 22 и 8, 66) и «жилищные проблемы» (8, 40 и 8, 40). Эти сведения характеризуют вполне сформированный, позитивный и романтический характер будущего супружества. Это лишь фрагментарный срез представлений молодежи о будущем, однако, достаточно информативный и специфичный.

Из студенческих эссе можно понять, что молодые люди еще до брака в большей или меньшей степени планируют и определяют характер функционирования своей будущей семьи. Наилучший возраст для вступления в брак – 21–24 года (63%), у 1/4 студентов – это 25–27 года, что подтверждается и статистическими данными по Беларуси. Предпочтительно «проживание в отдельной квартире» (51%) или «только отдельно» (68%), у каждого 5–го респондента есть желание быть «возможно ближе к родителям, но жить раздельно».

В области брачно–семейных установок выявлено родительское влияние на характер «отношения к людям» (r=0, 28), «отношение к детям» связано с «зависимостью супругов друг от друга» (r=0, 21), «автономность–зависимость» опосредуется характером «условий для счастливой семейной жизни» (r=0, 23) и «отношением к детям» (r=0, 21), «качества жены» определяют отношение «к разводу» (r=0, 21), «любви» (r=0, 21) и склонности к «патриархальному или эгалитарному устройству» семейных отношений, «отношение к деньгам» соединяется с мотивом решения «жилищных проблем» (r=0, 20) и «отношением к разводу» (при значимости корреляционных связей р≤ 0, 05). 71% респондентов не согласны с тем, чтобы в первое время после создания семьи находиться на содержании родителей. Юноши в этом вопросе наименее категоричны, чем девушки (практически в четыре раза больше составляет перевес согласия). Правда, каждый пятый не против небольшой материальной помощи со стороны родителей. Если в вопросах проектирования будущего осуществляется перенос социальных знаний и навыков из родительской семьи на свое будущее, то по аспектам дистанции и независимости мнения девушек более ярко выражены.

Анализ представлений о будущей семейной жизни у студенческой молодежи подтвердил достаточно позитивную позицию о том, что их ожидания и притязания о будущей семье, брачно–семейные установки сформированы уже в достаточной степени осознанности, ролевые позиции предусматривают вариативность эгалитарной семьи, вскрывается значимость детей и общность интересов для молодой семьи и стабильности отношений между ее членами. Сегодня назрела необходимость не только более широкого развития сети систематического обучения, но и расширения круга освещаемых вопросов, обеспечения подачи материала с учетом подготовленности аудитории, укрепления связи теории и практики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...