Е. М. Малышева. Социальное сиротство в современном российском обществе
Е. М. Малышева Майкоп, Адыгейский государственный университет СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Социальное сиротство на самом деле является в России одной из наиболее острых проблем современности. Начиная с девяностых годов XX века, после распада СССР, в странах постсоветского пространства начало катастрофически расти число социальных сирот – детей, лишённых родительской заботы и попадающих в детские дома и интернаты при живых родителях. Форма социального родительства получила широкое распространение. Основной контингент детских домов и интернатов составляют дети, у которых есть родители, которые не выполняют функцию родительства. Ключевой причиной увеличения масштабов социального сиротства и расширения контингента детских домов остаётся, в первую очередь, лишение родительских прав, что составляет примерно 80% эпизодов. Такой фактор, как смерть родителей даёт 15%, отказ от усыновления, опекунства, или другой формы социального родительства – порядка 5%. С нач. 1990–х гг. число детей, лишенных попечения обоих кровных родителей, стабильно возрастало с каждым годом. Причем эти показатели росло гораздо стремительнее, чем показатели рождаемости. Увеличивалось число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях – 182 тыс. в 2006 г. (113 тыс. в 1990 г. в РСФСР). В 2006 г. под опекой находилось детей в два раза больше (379 тыс. ), чем в 1990 г. (170 тыс. ), на усыновлении – 159 тыс. и в приемных семьях, включая семейные детские дома − 21 тыс. детей[540]. Возрастание числа безнадзорных детей, родительского неблагополучия, всех видов насилия над детьми связано, по нашему представлению, с социально–экономическим и моральным кризисом в стране и обществе. В российских приютах сегодня – более 1 миллиона сирот, положение, которое в общественном сознании не воспринимается адекватно, то есть как национальное бедствие, недопустимое в благополучном обществе, и фактически как национальная трагедия. Судьба сироты, оказавшегося в приюте, считается устроенной и не вызывает беспокойства. О скольких детях (безнадзорных, беспризорных) вообще никто не заботится, неизвестно. В условиях депопуляции, эта проблема должна стать одной из приоритетных и рассматриваться как угроза национальной государственной безопасности. Внутри России ежегодно усыновляется 12 тыс. сирот, т. е. около всего лишь 1% от общего числа сирот, и еще около 3 тысяч российских сирот усыновляют каждый год иностранцы. Российские законодатели регулярно ставят все новые заслоны на пути усыновлений за рубеж. При этом без внимания остается главное – интересы самих детей–сирот, многие из которых лишаются единственного шанса обрести семью.
В конце девяностых годов прошлого века государственные попечительные органы начали активно пропагандировать такую систему воспитания детей–сирот, как «приемная семья». Благополучная семья могла взять на воспитание одного или нескольких детей из приюта, при этом матери или отцу выплачивалась заработная плата, поскольку они выполняли роль воспитателей. В ряде случаев дети стали средством для улучшения материального положения усыновителей и дополнительного заработка. Это обстоятельство привело к сокращению согласия социальных служб на попечительство. Число обращений с просьбой отдать ребенка на попечение сократилось. В начале ХХI столетия в странах бывшего СССР достаточно активно стали создаваться детские дома семейного типа, когда на попечении родителей–усыновителей оказывались дети разного возраста, которым государство предоставляло новые дома. Подобные проекты осуществлялись в европейских странах. Провозглашение государством приоритета семейных форм социального родительства, является признанием низкой действенности государственного воспитания. Тем не менее, семьи, принимающие на воспитание сирот, испытывают влияние неоднозначного общественного мнения в отношении социальных родителей.
В отношении к таким детям и родителям наличествуют, с одной стороны, элементы одобрения и поддержки, а с другой, – подозрения в меркантильности. Существующая нормативно–правовая база, регулирующая социальное родительство, усложнена, а процедура оформления требует наряду с упрощением и совершенствования. В начале ХХI века в России активизировалась работа органов опеки и попечительства по нахождению социальных родителей. В то же время после принятия ребенка в семью деятельность различных социальных служб практически прекращается. Между тем у социальных родителей существует острая необходимость в профессиональном сопровождении этого процесса. Как справедливо отмечает Т. А. Гурко, со стороны органов российской государственной власти наблюдается рассогласование декларируемого приоритета семейных форм устройства детей–сирот и практической его реализацией. С одной стороны, сотрудники органов опеки и попечительства обязаны рекомендовать желающим принять ребенка в семью конкретные формы устройства, информировать о преимуществах тех или иных форм, содействовать быстрому оформлению документов. На практике зачастую отмечается забюрократизированное препятствие оперативному оформлению документов, нежелание вникнуть в ситуацию, отговаривание от принятия ребенка в семью с описанием трудностей, которые ожидают будущих родителей. Дети, поступающие в семью из государственных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, имеют значительные отклонения в физическом и/или психическом здоровье. Большинство социальных родителей оказываются не готовы к этому. Они вынуждены справляться с возникающими проблемами во взаимоотношениях с приемным ребенком самостоятельно. Чтобы избежать этого, необходима специальная подготовка будущих социальных родителей к тем трудностям, с которыми им придется столкнуться при воспитании приемного ребенка; обучать их приемам общения, взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций с приемным ребенком и многому другому; развивать сеть качественных услуг для последующего социального, медицинского, психологического и педагогического сопровождения семей, практикующих социальное родительство, осуществлять профилактическую работу по сохранению ребенка в семье и т. д.
В последние десятилетия имеет место тенденция неуклонного снижения рождаемости. Демографическая ситуация в современном российском обществе на обозримый исторический период характеризуется наряду с сокращением населения и его старением. Проблема воспроизводства в настоящее время определена на государственном уровне как проблема безопасности общества. В недалеком будущем, когда в трудоспособный возраст будет вступать малолюдное поколение, рожденное в последнее десятилетие прошлого века, а выходить из него – самое многолюдное, рожденное в 50–х годах ХХ столетия, ежегодная убыль трудоспособного населения России будет составлять около 1 млн. человек[541]. Помимо собственно рождаемости важно повышать социальную эффективность различных форм сочетания биологического и социального родительства, так как важно повышать не только количественный, но и качественный уровень воспроизводства. И это обостряет проблемы, связанные с воспроизводственным потенциалом в России, ставит насущные задачи развития институтов государственной заботы о детях и значимостью защиты детства и материнства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|