И. А. Разумова. Семья и профессия: пространство взаимодействия
И. А. Разумова Апатиты, Кольский научный центр РАН СЕМЬЯ И ПРОФЕССИЯ: ПРОСТРАНСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Представляется аксиомой, что профессиональная принадлежность членов семьи является одним из наиболее важных факторов, определяющих границы между приватной и публичной сферами жизнедеятельности семейной группы. Не претендуя на полный обзор проблем, остановимся на результатах нескольких социально–антропологических исследований, нацеленных на выявление того, каким образом осуществляется координация профессиональной деятельности с семейной сферой в культуре отдельных семей, какие возможности она предоставляет. Объектом исследования были члены ок. 150 семей жителей малых городов Мурманской области (гг. Апатиты, Кировск, Мончегорск, Полярные Зори и др. ). Исследования проводились в 2005–2010 гг., не носили репрезентативный характер, осуществлялись методами устного и письменного интервьюирования, бесед. [531] Мы исходили из того, что вид деятельности членов семьи сказывается на конфигурации семейной культуры, самосознании и интеграции группы, ценностных установках, самоопределении личности. В первую очередь нас интересовали вопросы о наличии и значении вертикальной культурной преемственности, о возможностях, проблемах и противоречиях профессиональной социализации в семье. Считается, что городская семья Крайнего Севера имеет свои особенности. Они связаны с ослабленными вертикальными связями, поскольку в большинстве своем это семьи переселенцев. По предварительным исследованиям, семьи северян отличаются высокой степенью социальной и территориальной мобильности, эмансипированностью и рядом других характеристик. Исследования показали, в частности, что во многих семьях формируется и поддерживается преемственность рода деятельности, и профессиональный фактор влияет на внутрисемейную интеграцию. [532] Влияние рода занятий на семейное самосознание во многом опосредуется личностным фактором. Биографии родителей, прародителей, близких родственников, особенно мужчин, выстраиваются, прежде всего, на основе профессиональных траекторий. Знаковые личности в семье и роду нередко либо определяются по их профессиональной принадлежности либо наделяются свойством высокого профессионализма. Помимо прочего, семейные рассказы о профессиях предоставляют ценную социально–антропологическую информацию, которая касается способов приобретения профессий, профессиональных биографий, субъективной мотивации выбора, роли случайности и ситуативных факторов, возможностей и трудностей профессиональной самореализации и многих других обстоятельств личных судеб и социально–исторических контекстов. Как правило, в истории семей отмечены профессии, которые связывают семью с локальной общностью, повышая ее территориальный статус, в частности, значимые для монопрофильных городов (металлурги – в Мончегорске, горняки – в Кировске, строители и работники Академии наук – в Апатитах, военные моряки – в Полярном и т. д. ).
Особый интерес в отношении влияния на семейную культуру представляют «мужские» профессии группы риска и сопряженные с разъездами: милиционер, водитель–дальнобойщик, моряк, горнорабочий и некоторые другие. Эти профессии отрывают человека от дома и подвергают опасности, поэтому в семьях их представителей формируется очень устойчивый мифологический этикет. Он включает разработанную систему обережных, в том числе религиозных, предписаний, примет, запретов, которые дополнительно интегрируют семейную группу. Кроме того, содержание деятельности, изобилующей как кризисными ситуациями, так и экзотическими впечатлениями («романтикой»), легко тематизируется и порождает повествовательные сюжеты о необычных явлениях, событиях и местах, трагической гибели и спасении.
Профессиональная принадлежность сказывается на формах и методах семейного воспитания. По рассказам детей работников милиции, к мальчикам применяются строгие методы, девочек с ранних лет учат приемам самозащиты. «Учительский ребенок» – это социальный тип, существующий в нескольких разновидностях. Он с детства сталкивается с целым рядом проблем, обусловленных системой ожидания окружающих и соответствующими стереотипами. Если в семьях отсутствуют неработающие прародители и няни, дети нередко рано приобщаются к профессиональному пространству родителей, о чем свидетельствуют высказывания: «наш ребенок вырос в прокуратуре (школе и т. п. )». В таких случаях возможно раннее и органичное знакомство с элементами профессиональной деятельности, ее опривычивание. Профессиональные предметы и действия вовлекаются в круг детских игр. Об этом рассказывали, в частности, многие дети медиков. Как общей, так и профессиональной социализации способствует частое посещение места работы родителей, старших братьев и сестер. В любом случае, оно расширяет коммуникативное пространство ребенка. Фактором профессиональной социализации может выступать и семейная праздничная культура. В сплоченных и профессионально ориентированных семьях она включает профессиональные праздники, иногда – со специфическими моментами. Как правило, профессиональная ориентация рассматривается в качестве одной из функций институтов вторичной социализации. Вместе с тем на профессиональное самоопределение личности семья способна влиять в значительной степени – и позитивно, и негативно. В первую очередь, это происходит непосредственно через приобщение к профессиям старших в семье или отторжение от них. Подавляющее большинство респондентов разных поколений утверждали, что родители не оказывали на них прямого давления: они или самостоятельно принимали решение в силу объективных и субъективных причин, или не определились. В последнем случае многие просто повторили родительский опыт, о котором знали лучше. Проблемы профессиональных династий заслуживают самостоятельного рассмотрения. Заметим только, что представление о «наследственной» профессии как результате одновременно семейной социализации, «генетической предрасположенности» и того, что передается «на бессознательном уровне», обнаруживают достаточную устойчивость, особенно если речь идет не об узкой специализации, а о склонностях и способностях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|