Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т. В. Барчунова. Кельты на Оби, или моделирование истории частной и общественной жизни участниками движения ролевых игр




Т. В. Барчунова

Новосибирск, Новосибирский государственный университет

КЕЛЬТЫ НА ОБИ, ИЛИ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСТОРИИ ЧАСТНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ УЧАСТНИКАМИ ДВИЖЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР

В данном докладе речь пойдет о чрезвычайно развитом как в России, так и в других странах движении ролевых игр живого действия. В России это исключительно интересное движение, к которому можно отнести самые разные формы исторической и этнографической реконструкции, началось в 1990–е годы. Сам термин ролевые игры живого действия начал использоваться буквально в последние два года (калька английского термина live enactment role–playing (LARP). «Кельты на Оби» – название музыкального и танцевального фестиваля, который проводится в Новосибирске. Движения ролевых игр в сибирском регионе возникло не на пустом месте, а на пересечении путей самодеятельных туристов, представителей неформальной музыкальной культуры и клубов любителей фантастики. На характере движения сказалась также традиция проведения военизированных детских игр «Зарница».

В настоящее время это движение можно представить в виде сложнейшей социальной сети, которая объединяет массу разных направлений. Одним из наиболее существенных параметров, определяющих характер игры, является тип мира, который моделируется в данной игре: воображаемый мир, каждая игра представляет собой проект, ограниченный во времени, состоящий из подготовки (подготовка большой полевой игры может занимать около года), проведения игры и ее последующего анализа. В полевой игре может участвовать несколько сотен человек из разных регионов России, которые могут приезжать на игру командой, а могут участвовать в ней вне команды.

Данный доклад основан на интервью с ролевиками, участвующем наблюдении больших собраний участников ролевого движения – так называемых конвентов ролевых игр, на которых проводятся небольшие игровые мероприятия, типа балов и рыцарских фехтовальных турниров, а также обсуждаются проведенные игры и анонсируются предстоящие игры, а также вторичных материалах – публикациях самого ролевого движения в бумажном виде и в Интернете. Перевес мужчин наблюдается в играх, моделирующих военные конфликты (файтерках), перевес женщин – в играх, для которых конституирующим элементом является историческая реконструкция танцев. Гендерный режим игры является предметом рефлексии ролевого сообщества, в особенности тогда, когда есть гендерный дисбаланс участников. Обсуждаются такие вопросы как: допустим ли трансвестизм (женщина => мужчина) (участники ролевого движения пользуются термином кросспол) в случае гендерного дисбаланса, например, при реконструкциях балов, когда не хватает партнеров мужского пола, или в случае игры по политизированной истории, где преобладающими историческими персонажами являются мужчины? Однако в некоторых играх проблема гендерного баланса не встает. Это связано с тем, что в ролевых играх наряду с историей политической жизни, моделируется повседневность, где, разумеется, востребованы женщины. К числу популярных объектов исторической реконструкции в ролевом движении относится история средних веков в Европе, которая романтизируется, и, как отмечают наши партнеры, участники ролевого движения, позволяет реализовывать в ролевой игре те идеалы и кодексы, которые невозможно реализовать в современной жизни, в том числе культ Прекрасной дамы, который, как известно, был культом любви к женщине, за пределами супружеского союза.

Одним из самых значимых для Сибирского региона игровых событий являются ежегодные (с 1996 года) исторические игры под названием Макарены (название произведено от псевдонима мастера игры – Макара). Эти игры собирают от 300 до 650 участников на полигонах в районе Новосибирска и Томска в начале мая (http: //makarena. larp. ru/). В мае 2011 года состоялась игра по истории Древнего Рима, моделировавшая Кимврскую войну. В описании исторической подоплеки игры мастерской группой не упомянута ни одна женщина. Однако женщины в игре участвовали и в докладе будут использованы впечатления участников этой игры для анализа ее гендерного режима. Наш партнер по исследованию Александра Аникина считает, что игры, проводимые женщинами–мастерами, отличаются от игр, проводящихся мужчинами–мастерами. Женщины–мастера, реализующие собственные игровые проекты, чаще организовывают не соревновательные, а идентификационные игры, называемые в ролевом движении имиджевыми, то есть игры, целью которых является не выигрыш, а «отыгрыш», соответствие игровых действий характеру персонажа, описанному в сценарии игры.

Ролевые игры предоставляют возможность расширения социального пространства для живущего в современном городе, где постоянно сужаются возможности для некоммерческого досуга. Это рекреация, коммуникация и площадка для романтических отношений, которые часто перерастают в устойчивые интимные союзы и браки. Участие в ролевых играх служит стимулом путешествия не только загород, на стандартный для данного региона полигон ролевых игр, но и в другие города, на другие полигоны. Оно облегчается тем, что ролевое сообщество – плотная социальная сеть, элементом которой являются взаимные услуги размещения гостей из других городов.

И, наконец, участие в ролевых играх – источник разнообразных форм опыта и эксперимента, не доступных в обычной жизни. Путешествие во времени, которое осуществляется при исторической реконструкции, дает опыт переживания разнообразных исторических эпох и экзистенциальных переходов (например, переживания потери близкого друга, смерти). В нем задействуется фантазия, художественные данные участников игры, зачастую невостребованные в «реале». Так, уже упоминавшаяся выше Александра Аникина рассказала в своем интервью о том, что иногда ролевые игры служат способом гипостазирования не описанных историками форм жизни или описанных, но спорных. При попытке реконструкции какой–то эпохи или исторического явления могут открыться интересные идеи, аспекты, возможные характеристики. Так, например, Александра и ее партнеры по игре сделали предположение о том, что среди друидов могли быть не только мужчины, но и женщины, а также сконструировали некоторые другие формы жречества, обсуждаемые и в научной литературе.

Особый интерес для исследователя ролевого движения – это опыт перехода из неигрового мира («реала») в игровой мир и обратно, которые связаны и с пространственным перемещением: вживание в роль и интеграция в игровой мир и возвращение в внеигровой мир. Причем, путешествие в игровой мир, по свидетельству одного из наших партнеров, протекает более медленно, чем возвращение из него. Все высказанные в данном тексте соображения нуждаются в дальнейшем анализе и эмпирическом подкреплении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...