Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М. В. Гречишкина. «эмоционально–личностные особенности женщин, состоящих в зарегистрированном и незарегистрированном браке»




М. В. Гречишкина

Москва, Государственный университет гуманитарных наук

«ЭМОЦИОНАЛЬНО–ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, СОСТОЯЩИХ В ЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ БРАКЕ»

В последнее время в нашем обществе традиционная семья постепенно теряет свою привлекательность. Распространяется практика, когда формирующаяся семья уходит от официальной регистрации отношений, создавая семью на основе так называемого «гражданского брака». Обнаруживается, что распространение «гражданского брака» влечет за собой реальную угрозу семье и обществу. Семья, основанная на «гражданском браке» не может полноценно выполнять присущие ей функции. Это связано прежде всего с функцией деторождения. Однако встает вопрос и о том, как переживаются такие браки самим женщинами. Как та или иная форма брака отражается на их удовлетворенности брачными отношениями и эмоциональном фоне?

Таким образом, цель нашего исследования состояла в изучении особенностей эмоциональной и личностной сферы женщин, имеющих разный социальный статус (проживающих в официальном браке и неофициальном).

Для реализации целей данной работы был использован следующий методический материал: 1. Тест на удовлетворенность браком (В. В. Столин) 2. Анализ семейной тревоги (Э. Эйдемиллер), 3. Шкала дифференциальных эмоций (К. Изард), 4. Личностный опросник Р. Кетелла, 5. Опросник С. Бэм (на изучение фемининности – маскулинности). В исследовании приняли участие 40 женщин. (2 группы по 20 человек). Для проверки наших гипотез были исследованы особенности эмоционально личностной сферы женщин, проживающих в незарегистрированном, гражданском браке, проведен сравнительный анализ с группой замужних женщин, состоящих в официальном браке.

В результате исследования мы выявили, что существуют различия в эмоционально – личностной сфере у женщин состоящих в разных видах брачного союза. Удовлетворенность браком у женщин, состоящих в незарегистрированном браке, ниже, чем у официально замужних женщин. Эмоциональный фон, связанный с семейной жизнью оказался менее благополучным у женщин, состоящих в гражданском браке, по сравнению с женщинами, живущими в официально зарегистрированном браке. Маскулинные качества более выражены у женщин, проживающих в гражданском браке, по сравнению с замужними женщинами.

Таким образом, можно говорить о том, что современное общество стало более терпимым к разным формам партнерских отношений, но остается открытым вопрос – что дают гражданские браки женщинам, если мы видим их эмоциональную неблагополучность в этих отношениях? Чего они ищут в этих браках – большую свободу по сравнению с традиционными браками или же ухода от одиночества? Почему соглашаются на такие отношения и желают ли подобных отношений своим детям? Ответы на эти вопросы являются основаниями для дальнейших исследований, посвященным проблемам гражданских браков.

Т. А. Гурко, М. С. Крайнова, Н. Орлова

Москва, Институт социологии РАН

РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ

В 2010–2011 учебном году проведено исследование 1006 подростков девятиклассников в ЦФО РФ – в гг. Москве, Брянске, Владимире и Тамбове. В соответствии с основными целями исследования выделено пять групп показателей, характеризующих развитие личности подростков. В докладе будут отражены результаты сравнения девушек и юношей, которые, там, где это возможно, будут сравниваться с данными исследования, выполненного на сходной выборке в 1994–1995 г. [565]

Образовательный потенциал. Также как и по данным 1995 г. девушки лучше учатся. По данным 2011 г. учатся в основном «на тройки» 32% юношей и только 19% девушек, на «пятерки» соответственно 8% и 17%. Факт лучшей успеваемости девочек не в последнюю очередь обусловлен женским составом учителей, которые лучше могут оценить и поощрить качества девочек (усидчивость, аккуратность и т. д. ). После окончания 9 класса 68% юношей и 71% девушек продолжат обучение в школе, 31% и 28% соответственно будут поступать в средние профессиональные заведения, 1% пойдет работать.

Значительно больше подростков, чем 16 лет назад планируют поступать в ВУЗ − 49% юношей и 54% девушек в 1995 г., 78% и 86% в 2011 г. т. е. «человеческий капитал» населения России постоянно растет, причем тем роста выше у девушек. Среди студентов государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования на начало 2009/2010 учебного года было 56% девушек, а среднего профессионального − 50%[566].

«Продвинутыми» пользователями компьютера считают себя 35% юношей и только 17% девушек. Возможно, пользование компьютером в юношеской среде считается более престижным, чем в девичьей.

Гражданские качества. По данным 2011 г. и юноши, и девушки не стали менее чувствительны к социально–уязвимым категориям. В 1995 г. «испытывали жалость и/или желание помочь»: инвалиду 83% юношей и 90% девушек, в 2011г. – 88% и 93%. Старому беспомощному человеку − 85% и 95% (1995) и 87% и 94% (2011). Маленькому ребенку – 63% и 81% (1995) и 65% и 81% (2011). Новые индикаторы: «Испытывают жалость и/или желание помочь» бомжу – 36% юношей и 32% девушек, бездомной собаке – 68% и 87%. Т. е. к людям без определенного места жительства подростки относятся почти в два раза хуже, чем к бездомным собакам.

Реакция на несправедливость измерялась с помощью вопросов о поведении подростка в ситуации, когда другие подростки обижают слабого (младше по возрасту, пожилого, пьяного) и вопроса о реакции подростка, когда он оказывается в ситуации воровства и может на нее повлиять. 84% юношей и 84% девушек готовы противостоять вору, а 87% юношей и 85% девушек готовы защитить «слабого» (младше по возрасту, пожилого, пьяного), если его обижают другие подростки. Эти данные свидетельствуют, что мнения о том, что подростки стали более жестокими несколько преувеличены.

Социальная активность измерялась с помощью вопросов об участии в неформальных группах («готы», «металлисты», футбольные фанаты и др. ) и движениях («Наши», «Зеленые», Интернет–сообщества добровольцев и др. ). Согласно данным исследования и юноши, и девушки социально активно в равной мере (22% и 22%).

Вредные привычки и сексуальные контакты. Нынешние девятиклассники несколько реже курят: в 1995 г. – 24% юношей курили «часто», в 2011 г. – 15%. Пропорция курящих девушек не изменилась − соответственно 13% и 12%. Возможно, в городах, где проводился опрос, наркоконтроль действенен. По крайней мере, только 0. 6% подростков употребляют наркотики часто («раз в неделю или каждый день»), 6% юношей и 2% девушек «пробовали» наркотики.

Несколько снизилось число юношей, одобряющих сексуальные связи среди сверстников, − 72% в 1995 г. и 62% в 2011г. Пропорция девушек осталась стабильной – 36%. Поведение в этой сфере не измерялось в 1995 г. По данным 2011 г. имели сексуальные контакты «часто» 16% юношей и 7% девушек, «пробовали» заниматься сексом (обычно с любимой/ым) − 19% юношей и 10% девушек.

Здоровье и занятия спортом. Девушки гораздо ниже оценивают свое здоровье, нежели юноши. Оценили свое здоровье как «очень хорошее» 28% юношей и 15% девушек, «не очень хорошее и плохое» 20% юношей и 32% девушек. Возможно, это связано с тем фактом, что в России мужчины менее внимательно относятся к своему здоровью, их средняя продолжительность жизни самая низкая в мире в сравнении с женщинами. Мужская/юношеская идентичность предполагает «силу, выносливость», а значит и хорошее здоровье, что также, возможно, влияет на оценку своего здоровья юношами.

Девушки статистически значимо реже занимаются спортом. 55% девушек посещают спортивные секции, бассейн, играют на дворовых площадках «почти каждый день» и «примерно раз в неделю». И соответственно 72% юношей. То есть, возможно, более плохое здоровье девушек и связано с меньшей вовлеченностью в спортивные занятия.

Личностные особенности. По данным 2011 г. так же как и в исследовании 1995 г. у девушек в сравнении с юношами сходный показатель локуса контроля, выше уровень нейротизма, сходная самооценка. Внутренний локус контроля выявлен у 36% мальчиков и 32% девушек, высокий уровень нейротизма – у 13% юношей и 33% девушек, низкая самооценка у 23% юношей и 25% девушек.

Устойчивое на протяжении 16 лет различие между юношами и девушками по уровню нейротизма, скорее всего, связано с более ранним началом полового созревания девочек. Обычно ни родители, ни тем более школа не готовили мальчиков и девочек к наступлению полового созревания, сопровождающегося физическими и психическими изменениями. В то же время хотелось бы обратить внимание на отсутствии значимых различий по полу по другим важным личностным особенностям – самооценке и локуса контроля.

Выводы. Согласно гипотезе «половой интенсификации», различия между идентичностью юношей и девушек в подростковый период обусловлены не столько биологическими особенностями, сколько усилением социализирующего влияния стереотипных маскулинных и феминных символов и наблюдаемых образцов поведения[567].

Нами выявлены устойчивые различия между юношами и девушками − более высокий образовательный ресурс девушек (хотя число подростков, планирующих поступать в ВУЗ, не зависит от пола), менее частое одобрение девушками сексуальных связей среди сверстников, более высокий уровень нейротизма. Эти различия можно считать имманентными (повторились спустя 16 лет). Следует обратить внимание и на вновь выявленные сходства по уровню социальной активности (участие в неформальных группах и движениях), чувствительности к несправедливости, готовности придти на помощь слабому и курению. Одновременно выявлены и новые различия – более низкая оценка своего здоровья девушками, меньшее число девушек, которые «часто» занимаются спортом, большее число юношей, которые в сравнении с ровесницами, хорошо владеют компьютером, имеют сексуальные контакты и пьют пиво. Эти различия скорее преходящи. Культурные стандарты маскулинности и феминности по этим переменным, вероятно, сглаживаются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...