С. В. Несына. Развитие романтической любви
С. В. Несына Петрозаводск, Карельская государственная педагогическая академия РАЗВИТИЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ Любовь является важным элементом культурно–исторической реальности, ее возникновение связано с формированием элементов частной жизни и развитием индивидуальности. Романтические чувства появляются в индивидуальной, личной любви, направленной на конкретного человека. Любовь как отношение включает в себя «онтологическое» содержание (термин С. Л. Рубинштейна): любовь есть утверждение существования другого человека и выявление его сущности. «Центр тяжести» личного бытия переносится за пределы самого себя, перемещается на любимого человека. Данное онтологическое содержание представляет собой переживание и понимание ценности другого человека и реализацию данного отношения в конкретных действиях. Онтологическое содержание любви появляется на определенном этапе возрастного развития. Первые любовные переживания возникают в конце дошкольного возраста. В младшем школьном возрасте дети впервые встречаются с романтическими привязанностями, приобретающими специфические формы проявления вследствие половой гомогенизации и сегрегации общения. Подростковую влюбленность можно рассматривать как период формирования готовности к переживанию романтической любви. Изучение подростковой группы показало, что в жизни большинства подростков межличностных отношений «романтического» характера еще не было, но значимость любви в системе ценностных ориентаций велика, любовь обладает большой побудительной силой. Юношескую любовь можно назвать романтической. Исследование юношеской группы (15–17 лет) показало, что любовь является субъективно–личностным, интрапсихологическим отношением, в структуре которого своеобразно представлены эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты. Именно в период ранней юности в эмоциональном и поведенческом компонентах отношения раскрывается онтологическая сторона любви в виде переживания и понимания ценности, необходимости, уникальности, неповторимости другого человека. Психологическое содержание романтической любви юношей и девушек имеет специфику. У девушек романтическая любовь как субъективно–личностное отношение чаще реализуется в интерпсихологическом плане – во взаимоотношениях с противоположным полом и является более важным фактором личностного развития. Романтическая любовь юношей является более сложным и конфликтным интрапсихологическом отношением, которое реже реализуется в общении с противоположным полом, но характеризуется выраженной чувственной стороной.
В период поздней юности сложное интрапсихологическое содержание любви реализуется в интерпсихологическом плане, при этом, в оценке диадных отношений с противоположным полом проявляется избирательность (не любые романтические отношения оцениваются как любовь). Данный период можно рассматривать как этап развития «любовно–романтического поведения». В нашей работе исследовалась влияние романтической любви на личностное развитие юношей и девушек. Полученные данные свидетельствуют, переживание романтической любви в ранней юности выступает важным фактором личностного развития, и во многом предопределяют успешность личностного самоопределения – она наполняет внутреннюю жизнь богатством переживаний, становится предметом осмысления, способствует изменениям смысловой сферы личности, находит отражение в создаваемой в этом возрасте, «концепции собственного будущего».
Так, участники исследования отметили, что любовь, как событие жизни, максимально связана с сильными эмоциональными переживаниями, которые в ходе рефлексивного анализа рассматриваются участниками исследования в качестве причины личностных изменений. Переживание любви, по мнению большинства юношей и девушек (91%), оказала позитивное влияние на их жизнь: «жизнь стала насыщенной», «любовь принесла кусочек счастья», «появился смысл» «любовь дала незабываемые моменты жизни» и т. д. Многими участниками исследования (95%) отмечается положительное влияние романтической любви на их личностное развитие: «стала уверенней», «стал серьезнее», «научился заботиться», «появилась ответственность за другого», «теперь по–другому смотрю на мир». Небольшая группа юношей и девушек считают, что переживание любви сыграло негативную роль в их жизни – 9% («любовь переломала жизнь», «появилась пустота», «любовь принесла боль») и личностном развитии 5%. Также в работе выявлено, что важным фактором развития романтической любви в ранней юности является отношение матери к ребенку, в частности постоянство психологического принятия ребенка. В нашем исследовании проводилось изучение ретроспективного взгляда взрослого человека на любовь ранней юности. В результате были получены следующие данные. Большая часть воспоминаний о первой любви относятся к периоду ранней юности. Большинство опрошенных отметили, что любовь в этом возрасте имеет специфические особенности, заключающиеся в особой эмоциональности, наличии большого количества иллюзий, наивности, незрелости, романтичности. Таким образом, с позиции определенного жизненного опыта романтическая любовь в ранней юности оценивается как первая любовь, которая в силу присущих ей специфических особенностей становится важным моментом индивидуальной истории личности и оставляет значительный след в автобиографической памяти человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|