Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деталей, установленных на валу




Допуски расположения поверхностей деталей определяют в зависимости от конкретной конструктивной схемы для обеспечения необходимой точности базирования подшипников на валу.

При конструктивном оформлении опор по рис. 3.25, а внутренние кольца подшипников базируют непосредственно по торцам заплечиков вала. В этом случае допуски перпендикулярности этих торцов назначают по табл. 3.17.

По результатам серии расчетов для подшипников класса точности 0 с диаметрами отверстий d = 20-80 мм составлена табл. 3.17 [63], где приведены рекомендуемые значения допусков, назначаемых для ограничения перекоса колец, а также предельные значения углов [ Θ ] наклона упругой линии вала в опоре под действием нагрузки (меньшие значения [ Θ ] относятся к подшипникам легкой, большие - к подшипникам средней серии). Для подшипников класса точности 6 значения допусков следует принимать на один квалитет точнее приведенных в табл. 3.17.

Таблица 3.17

Тип подшипника tSb tSk tgb tgk [ Θ
Шарикоподшипники радиальные и радиально-упорные IT5 IT6 IT7 IT8 5,8-6,3
Роликоподшипники радиальные с короткими цилиндрическими роликами IT4 IT5 IT6 IT7 1,6-1,9
Роликоподшипники конические IT3 IT4 IT5 IT6 1,0-1,3

 

Допуски соосности посадочных поверхностей вала tSb и корпуса tSk относят к номинальному диаметру d и D в месте установки подшипника. Допуски перпендикулярности базовых торцов вала tgb и корпуса tgk относят к диаметру соответственно заплечика вала do и отверстия D.

При конструктивном оформлении опор по рис. 3.25, б внутреннее кольцо подшипника базируют по торцу маслозащитного кольца 1. Точность базирования подшипника зависит от перпендикулярности β1 торца заплечика вала и параллельности β2 торцов кольца 1.

Рис. 3.25

Рассматриваемые случайные величины являются векторными, и их суммируют по формуле:

(3.15)

Так как размеры контактирующих поверхностей подшипника, маслозащитного кольца и торца вала мало различаются, то коэффициенты C1 = C2 = 1,0.

В этом случае формула принимает вид:

,

где tΣ - допуск исходного размера принимают по табл. 3.15 (tΣ = tgb);

t1 - допуск перпендикулярности торца заплечика вала к общей оси посадочных поверхностей вала;

t2 -допуск параллельности торцов кольца 1.

 
 

а б

Рис. 3.26

Задаваясь t2 определяют допуск перпендикулярности торца заплечика вала

. (3.16)

Допуск t2 относят к диаметру de и принимают на один квалитет точнее tΣ.

На рис. 3.26 а приведена схема, в которой подшипник качения базируется по торцу кольца 2, упирающегося в торец Б детали 1 (зубчатое, червячное колесо). Деталь 1 установлена на валу без зазора. Так как ступица детали 1 относительно длинная, то основной базой для нее является цилиндрическая поверхность сопряжения с валом. Кольцо 2 относительно короткое (l/d < 0,8), и основная база для него - торцы. Точность, базирования подшипника зависит от параллельности γ1 торцов кольца и перпендикулярности γ2 торца Б детали 1 к оси отверстия. В данном случае диаметр ступицы dст детали 1 значительно больше диаметра кольца 2 и внешнего диаметра внутреннего кольца подшипника, поэтому коэффициенты C1 = 1,0; C2 = dе /dст.

Определяем допуск t2 перпендикулярности торца Б детали 1 к оси отверстия

. (3.17)

 

Допуск tΣ принимают по табл. 3.17 Допуск t1 относят к диаметру de и принимают на один квалитет точнее tΣ. Требование точности к торцу А не предъявляют. Однако, если деталь 1 симметричная, то допуск t2, относят к обоим торцам ступицы, т. е. к торцам А и Б.

Схема на рис. 3.26 тличается от предыдущей тем, что ступица детали 1 короткая (l/d < 0,8). Основной базой для нее является торец А, которым деталь 1 контактирует с торцом В заплечика вала. Основная база для кольца 2 - торцы. В этом случае на точность базирования подшипника влияют погрешности изготовления трех деталей: ψ1 - отклонение от перпендикулярности торца заплечика вала к общей оси посадочных поверхностей подшипников; ψ2 - отклонение от параллельности торцов А и Б детали 1; ψ3 - отклонение от параллельности торцов кольца 2. Здесь C1 = 1; C2 = de/dст; Сз = 1.

Определяем допуск t1 на диаметре dо перпендикулярности торца заплечика вала

;

здесь значения допусков принимают: tΣ = tgb - по табл. 3.17 на диаметре de; t2 - на диаметре dст на один квалитет точнее tΣ; t3 —надиаметре de на один квалитет точнее tΣ.

В схемах на рис. 3.27, а и б вал-шестерня установлен на двух подшипниках, разделенных втулкой 2. Прежде чем выполнять расчет допусков деталей, установленных по этим схемам, определяют основную базу у втулки 2. Для этого вычисляют по формулам погрешность базирования по цилиндрической поверхности сопряжения втулки с валом, а также погрешность базирования этой втулки по торцам.

Если погрешность базирования по цилиндрической поверхности меньше чем погрешность базирования этой втулки по торцам, то основная база для втулки 2 - цилиндр (рис. 3.27, а ). В этой схеме базирование левого подшипника идентично базированию по схеме на рис. 3.25, б, базирование правого подшипника - по торцу втулки. Допуск перпендикулярности торцов втулки к оси отверстия определяют, принимая da = de, по следующей формуле

,

где da и l - размеры втулки, мм;

t1 - допуск перпендикулярности торцов втулки к оси отверстия, мм;

Zmax - наибольший вероятностный зазор в сопряжении втулки с валом.

Если погрешность базирования по цилиндру больше чем по торцу, то основная база для втулки 2 — торцы (рис. 3.27, б). Точность базирования правого подшипника зависит от перпендикулярности β1 торца заплечика вала, параллельности β2 торцов кольца 1, параллельности β3 торцов внутреннего кольца левого подшипника, параллельности β4 торцов втулки 2. Здесь C1 = C2 = Сз = C4 = 1.

Допуск перпендикулярности торца заплечика вала к общей оси посадочных поверхностей для подшипников

; (3.18)

здесь значения допусков принимают: tΣ = tgb - по табл. 3.17 на диаметре de; t2 = t4 на диаметре de на два квалитета точнее tΣ; t3 - на диаметре de, исходя из непостоянства ширины колец, по следующим данным:

 

Класс точности подшипника…0 6 5

Допуск t3 ……………………….. IT6 IT5 IT4

 

Рис. 3.27

Пример. Определить допуск перпендикулярности торца заплечика вала при установке шарикоподшипников класса точности 0 на вал диаметром d = 45мм по схеме на рис. 3.27, б; размер = 60 мм.

Значения допусков по приведенным выше рекомендациям tΣ = 0,030мм; t2 = t4 = 0,013 мм; t3 = 0,019мм. По формуле (18) определяем допуск перпендикулярности торца заплечика вала

Пример. На вал диаметром d = 45 мм по схеме на рис. 3.27, б установлены конические роликоподшипники: левый класса точности 6, правый класса точности 0; de = 60 мм. Определить допуск перпендикулярности торца заплечика вала. Расчетные величины в формуле (18) tΣ = 0,019 мм; t2 = t4 = 0,005 мм; t3 = 0,013мм.

Допуск перпендикулярности торца заплечика вала

Вследствие отмеченных недостатков схему по рис. 3.27, 6 не рекомендуется применять для установки роликовых подшипников. Целесообразнее использовать схему по рис. 3.27, а. Для этого увеличивают длину втулки 2 и уменьшают зазор в сопряженииее с валом так, чтобы выполнялось условие ωЦ < ωТ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...