Глава двенадцатая
III. 27. Участники анкеты были в целом удовлетворены своей жизнью. 28. Мужчины считают себя более счастливыми, чем женщины. 29. Женатые счастливее неженатых. 30. Те, кто на пороге шестидесятилетия помышляют о начале новой жизни, сами или вместе с кем-то другим, по преимуществу несчастливые люди. В этих тезисах самым важным кажется следующее: а) «Маленькие удовольствия», развлечения, хобби, возбуждающие средства, спорт, общительность не имеют большого значения для счастья; эти удовольствия лишь в незначительной степени способствуют общему удовлетворению жизнью (тезисы 6, 7, 8, 23, 25). б) В то же время собственно источники счастья, выявленные анкетой, удается свести к выделенным выше четырем группам. 3. Почти полвека спустя, в 1953 г., условия «хорошей жизни» составил американский психолог Э. Торндайк (под условиями хорошей жизни он имел в виду то, что обычно называют счастьем). Опираясь скорее на жизненные наблюдения, чем на данные анкеты, психологические эксперименты или клинический опыт, он составил перечень факторов хорошей жизни из 26 пунктов. Можно выделить из них несколько групп: 1. Удовлетворение физических потребностей (голода, жажды). 2. Удовлетворение потребности в активности (физической и психической). 3. Удовлетворение разнообразных социальных потребностей (дружеские отношения, принадлежность к организованным группам, служение другим, господство над другими). 4. Личные успехи (признание со стороны других, самоуважение). В этих пунктах, однако, больше условий счастья, чем его источников: скорее только условием является удовлетворение физических потребностей, а также уважение к самому себе. То, что действительно является источником, относится к пунктам: работа и добрые чувства; в то же время в перечне Торндайка слишком мало места занимают внешние блага и предметы бескорыстного интереса. Но он учитывает еще две группы источников:
5. Приключения (о них упоминалось и в анкете Уотсона). 6. Гарантии (от болезней, опасностей, катастроф)1. 4. Этот перечень источников счастья, выражающий наиболее распространенные взгляды, необходимо, однако, дополнить еще тремя: а) источником счастья являются на только отдельные блага, но сам факт жизни; б) не только те или иные блага, но само их количество; в) не только реальные блага, но даже само их воображение. Жизнь человека является источником его счастья в смысле биологическом и психологическом – он счастлив потому, что живет, и потому, что чувствует, что живет. Функционирование собственного организма, полнота и разносторонность его деятельности вызывают особое удовольствие, особенно когда организм молод, полон сил и здоровья. Это – чувственный, гедонистический источник счастья. Ламетри называл счастье такого рода «органичным», «автоматическим», «машинальным», а также «естественным». Многие мыслители славили жизнь как самый мощный источник счастья. Эпикур утверждал, что непосредственное ощущение жизни есть «начало и конец счастья». В эпоху 1Thorndike Е. L. Man and his Works, 1943, p. 167–169; переиздание под названием «A Bill of Specifications of a Good Life for Man». B: «Readings in General Psychology», 1954, Ed, L, D, Crow andA. Crow.
Возрождения Монтень, в эпоху Просвещения Ламетри, а позднее Гюйо также превыше всего ценили жизнь как источник счастья. С. Жеромский в своих произведениях воспевал «прелесть бытия», то, что является самым высшим, единственным и в то же время последним из всего – счастье существования. Еще чаще славили жизнь поэты. Жизнь действительно источник счастья. Но такое счастье в общем-то не самое распространенное, данное каждому. Оно распределено между людьми очень неравномерно. Есть люди, которые его не знают, не постигают этой «роскоши бытия», этого «счастья существования» в полной мере. Либо потому, что плохо функционирует их организм, либо потому, что их внимание направлено в другую сторону, на внешние проблемы, здоровье, интересы, карьеру, отношения между людьми; если эти проблемы складываются неудачно или, наоборот, слишком удачно, то занимают все их сознание и не дают ощутить «счастье существования».
5. О счастье некоторых людей свидетельствует количество источников, из которых оно может складываться. Именно множество и разнообразие впечатлений, богатство переживаний дает людям счастье, а без этого множества остается неудовлетворенность, чувство неполноты жизни, сожаление о неиспользованных возможностях. И этот род счастья был много раз описан в художественной литературе; в частности, этой теме посвящены ранние произведения А. Жида («Имморалист», «Узкая дверь», «Земная пища»). Следует, говорил он, умножать впечатления, не замыкаться в одной жизни, на одной цели; наиболее желательно иметь душу активную, и чтобы она находила свое счастье не в счастье, а в сознании своей полной активности. 6. Вещи нереальные, будучи единственно предметом воспоминаний или мечтаний, не только могут быть источниками счастья, но даже имеют некоторое преимущество перед другими. Реальные вещи мы не можем преобразовывать по собственной воле, в то время как мечтами и воспоминаниями мы оперируем свободно; в них сознание отрывается от жизни и уходит в идеализированный мир, соответствующий желаниям человека. Поэтому А. Мюсси сказал однажды, что «счастливое воспоминание, возможно, истиннее самого счастья». Память имеет одну волшебную особенность: даже о плохих переживаниях она сохраняет хорошие воспоминания; выхватывая горький факт из ею реальных связей, она лишает его горечи. «Сладко вспоминать то, что горько было терпеть». Для некоторых людей мечты – главный источник счастья, это зависит от их психики; их правда о счастье в основе своей разумна и трезва. Если таких людей не понимают философы, то понимают поэты. «Безрассудный! » – говорит мудрец. «Счастливый! » – восклицает поэт. Поэзия для многих является источником такого счастья. А не только «прибежищем от несчастья», как для студентов, принимавших участие в анкете Уотсона. Поэзия, эта «проклятая и единственная», «направляющая людей к звездам», как писал К. И. Галчиньски, дает удовлетворение жизнью – вдали от нее.
7. По каким признакам определяют источники счастья? Во-первых, они должны быть ценны для человека; во-вторых, вызывать в нем доверие. Когда Сенеку спросили, что такое счастливая жизнь, он ответил: securitas et perpetua tranquillitas – уверенность и постоянное душевное спокойствие. Уверенности и покоя нет без доверия. Только человек, уверенный в своем будущем, может радоваться настоящему, каким бы трудным настоящее ни было. «Не является по-настоящему счастливым тот, кто не уверен, что никакое зло его не постигнет», – писал Плотин1. Внешние обстоятельства непостоянны, но человек не помнит об этом, а если и помнит, то надеется все-таки на их стабильность. Такое отношение рискованно, но для некоторых людей счастье, возможно, достижимо именно благодаря ему. В-третьих, различные вещи и обстоятельства тем легче становятся источниками счастья, чем более они доступны, однако этот признак присущ им в незначительной степени, доступнее вещей – мысли о них, и поэтому чаще способствуют счастью такие вещи, сама мысль о которых приятна. 8. Возникает очень важный вопрос: существуют ли постоянные, надежные источники счастья, то есть такие, которые доставляют счастье в любых, даже наиболее неблагоприятных условиях жизни и которые были бы достаточны для счастья? Таких источников счастья не существует. А. Источники, которыми люди охотнее всего пользуются, а именно внешние источники, такие, как материальное 1 Рlоtуn. Enneady. I, 4. 6
благосостояние, положение в обществе, особенно непостоянны. Их не всегда можно достичь, но зато всегда можно их лишиться. Они зависят от судьбы, зависят от других людей, поскольку имеют социальную природу, и зависят также от нас самих и наших способностей. Несмотря на их непостоянство, люди, однако, никогда не отказываются от них, так как они доступны и легки. В конечном счете не каждое дело оборачивается неудачей, и поэтому вполне естественно, что люди постоянно заботятся о таких источниках. Б. Источники счастья, которые больше зависят от нас самих и в которых не так важно реальное обладание – например, дружба или семья, – менее непостоянны, но и они не вечны. Они зависят также от обстоятельств и от других людей (например, болезнь, несчастный случай или даже перемена чувств могут разбить семейное счастье в любой день; не говоря уже о том, что источники его открыты только для тех, кто их ценит, кто любит семейную жизнь). В. В третьей и четвертой группах источников счастья – работе и бескорыстных интересах – влияние судьбы и зависимость от других людей еще меньше; при бескорыстном интересе к науке и искусству речь идет не об обладании, поэтому ему не грозят также и потери. Но и здесь подстерегают опасности: например, несоответствие человека выполняемой им работе. В идейной сфере можно потерпеть неудачу точно так же, как в других сферах. Чувство ненужности и бессмысленности своей работы, науки или искусства охватывает людей не меньше, чем чувство бессмысленности материального благополучия или положения в обществе. Резюме. Источники могут не оправдать наших надежд: 1) когда мы их лишаемся, 2) когда осознаем, что они непостоянны, что могут быть утрачены, ибо сама эта возможность лишает их полезности, 3) когда не умеем ими пользоваться (тогда они не дают того, чего мы от них ждем). 9. Вследствие этого понятным становится вывод, к которому давно пришла религия: поскольку не существует постоянного счастья в конечных вещах, то счастье можно обрести только в вечных, то есть счастливым может быть только тот, кто, как говорил Августин Блаженный, «имеет бога». Фома Аквинский и другие теологи доказывали, что источником счастья может быть только то, что по своей
природе непреходяще. А поскольку ни физические, ни духовные блага не являются непреходящими, то источником счастья могут быть только сверхприродные блага. Такая аргументация свойственна не только средневековым Суммам, но и многим книгам более позднего времени. Эту концепцию счастья содержали, в частности, две книги о счастье польских авторов. Первая – епископа С. Витвицкого, изданная в Варшаве в 1685 г. – называется «Абрис счастья» («Abrys doczesney szczę ś liwoś ci mię dzy cieniami ludzkiego niekontentowania na widok wystawiony dla poż ytku duchownego Diecezyey Ł uckiey у Brzeskiey»); вторая – «Беседа о том, как сделать человека счастливым в жизни» («Rozmova о uczczę ś liwieniu czł owieka w ż yciu») – издана в 1760 г. безымянно, но принадлежит перу А. Вишневского. В этих книгах доказывалось, что спокойствие, необходимое для счастья, дает вера. Только при ее наличии человеческие дела, труд, удовольствия приобретают смысл и ценность. Но во-первых, некоторые добивались счастья другим путем, а во-вторых, и эта дорога не всегда приводила к счастью. Для многих людей религиозные проблемы как раз были источником вечного беспокойства и страха (Паскаль и Кьеркегор – классический тому пример). Каждая вещь является источником счастья только для тех, кто умеет ею пользоваться. 10. Как же благополучие, любовь, работа или искусство и т. п. становятся источниками счастья, то есть общего удовлетворения жизнью? Психический механизм этого превращения, по-видимому, состоит из четырех стадий: , А. Человек, например, имеет семью, к которой он привязан, или работу, которая складывается удачно: они – постоянный источник его удовлетворения. Поскольку же чувства легко складываются в серии (одно счастье, как говорится, ведет за руку другое), то удовлетворение, проистекающее из постоянного источника, более вероятно, когда он (источник. – Прим. ред. ) продолжает вызывать удовлетворение. Б. Постоянные источники удовлетворения служат причиной того, что приятными становятся даже вещи в общем-то безразличные. Ибо они создают атмосферу, в которой все легко окрашивается удовольствием, в которой почти из ничего возникают «маленькие радости жизни». Счастье по отношению к удовольствию то же самое, что капитал по отношению к процентам. В. Постоянные источники удовлетворения ослабляют и обезвреживают неприятности. Человек, занятый приятным для него делом, может вообще не замечать того, что другим кажется мучительным. Следует повторить здесь слова Плотина: «Мы смотрим на счастливого с пристрастием и поэтому считаем плохим и страшным то, что счастливый таковым вообще не считает». Г. Постоянные источники не только делают хорошим настоящее, но – что гораздо важнее – создают перспективы на хорошее будущее. Источником счастья на самом деле является то, что не только дает удовлетворение, но и сохраняет эту перспективу на будущее. Для счастья важна не возможность получать много удовольствий, а уверенность, что их можно получать всегда. Некоторые источники безмерно усиливают радости» хотя это радости не непрерывные. Такова прежде всего любовь. Она целиком завладевает сознанием независимо от того, познал человек в любви радость или страдания. Механизм воздействия здесь таков: любящий переносит свои чувства на все, что связано с любимым, и поэтому каждая вещь кажется ему приятной, красивой, важной. Его чувства, отразившись, как в зеркале, во всех вещах, возвращаются к нему, увеличенные во много раз, усиленные, упроченные. Но с другой стороны, любовь не всегда постоянна. Она – источник самого интенсивного счастья, но, пожалуй, наименее постоянного. Если сравнить счастье с бюджетом, имеющим постоянные и непостоянные доходы, то различные человеческие привязанности – к людям, вещам, идеям, родине, семье, земле, профессии – являются самыми важными позициями, постоянными источниками счастья (постоянным доходом), а любовь – непостоянным. Однако иногда достаточно непостоянного источника для общего положительного баланса, и даже минувшие радости заставляют человека думать, что стоило жить, что он знал счастье. Ибо существуют две разновидности счастливой жизни: та, что является счастливой благодаря постоянным, обычным источникам, и та, что является счастливой благодаря источникам исключительным, длящимся кратко, мимолетным, но достаточным, чтобы дать, вкус счастья. 11. Самое трудное – найти первый источник счастья, его первую основу, ибо счастье, согласно сравнению Хеббеля, подобно курице, которая кладет второе яйцо только там, где лежит первое. Потом к первому уже автоматически присоединяются другие источники счастья. Можно сказать, что счастье, как и несчастье, «идет лавиной» Небольшие различия имеют в них большие последствия; неоднократно подтверждаются слова Гёте, что наибольшее счастье и наибольшее несчастье суть лишь небольшие отклонения от обычной судьбы. Судьба человека в значительной мере зависит от того, саков первый источник его счастья: достаточно ли он сильный, подходит ли он для него. Каждый подбирает его согласно своим потребностям, желаниям, интуиции, иногда по расчету, по совету и по примеру других, но не каждый выбирает удачно. Перед человеком встают каждый раз предложения судьбы» – возможности той или иной работы, любви, семьи, положения, – и он отбрасывает одни, выбирает другие. Проигрывает, если выбирает плохо; соответствующая его способностям работа, неподходящая жена, трагическая любовь будут лежать грузом на его жизни. И если один из источников счастья не оправдает надежд, с другими будет уже труднее. Как говорилось уже упоминавшейся анкете о счастье, те, кто в возрасте лет думают начать новую жизнь, как правило, несчастливые люди. Итак, во-первых, счастье должно иметь свой источник: его нельзя получить из ничего. Во-вторых, существуют различные источники счастья: если какой-либо источник счастья недоступен, это не значит, что счастье недостижимо. В-третьих, ни один источник не является постоянным. В-четвертых, необходимо располагать внутренними условиями счастья наряду с источниками. И наконец, в-пятых, всех источников счастья не каждый может стать первым источником, основой счастья. Многие из них скорее дополняют уже имеющиеся. Иначе представляется мир тому, кто верит в его разумное устройство, чем тому, кто в него не верит; иначе радуется жизни тот, у кого есть родной дом, чем тот, у кого нет ни дома, ни семьи. Все, что, кроме этого, можно сказать об источниках счастья, – уже из области относительности и возможности. («Источником счастья является либо М, либо W, либо P... »; «Если А имеет такие-то условия жизни и личные качества, то М является для него источником счастья»; «Для некоторых людей, и только для некоторых, W является источником счастья». ) В вопросах счастья люди часто стремятся качество заменить количеством; когда не имеют одного верного источника, стараются использовать многие. Одни находят, например, счастье только в любимой работе, которая им вполне подходит, другие – в семье, которую очень любят, а, кроме того, еще и в книгах или коллекционировании, в путешествиях, в приятельских отношениях. Это множество соответствует обычному человеку с его разнообразными потребностями и привязанностями. И служит как бы защитой: если один источник не оправдает надежд, останутся другие. Но когда чувства делятся между многими вещами, то каждая из них значит несравненно меньше, чем если бы на ней одной были сосредоточены все чувства. Как утверждал два века назад Честерфильд, кто отдается всем радостям жизни, тот не ощущает ни одной. Существуют два стиля жизни, два способа добиться счастья: на одной основе и на многих. Люди чаще используют способ, который включает много основ, но более верно ведет к цели способ, который включает одну основу, самый трудный, нередко требующий преодоления самого себя. Глава двенадцатая ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СЧАСТЬЕ Наполеон всегда счастлив. (Надпись на доме Наполеона в Сан-Мартине на Эльбе) I Будет ли человек счастливым – зависит не только от того, что ему встречается в жизни, но и от того, как он реагирует на все происходящее с ним. Чтобы быть довольным, недостаточно благополучия, здоровья или красоты, нужно, кроме этого, находить в них удовлетворение; при определенном настрое даже болезнь, отсутствие красоты и благополучия не мешают удовлетворенности жизнью. «Ничто не мешало бы его счастью, – писал об одном из своих героев Стендаль, – если бы он умел этим счастьем наслаждаться». (Счастье зависит не только от внешних источников, но и от внутренних условий, не только от судьбы человека, но и от его личности. 1. Судьба человека и его личности отнюдь не так противоположны, как обычно полагают. Ибо судьба влияет на личность человека, а личность влияет на судьбу. Личность проявляется в судьбе, а судьба – в личности. Причиной событий, которые кажутся ниспосланными судьбой, часто бывает сам человек: ссоры с соседями вызываются вспыльчивостью, болезнь – несоблюдением правил гигиены. Но и склонности человека в свою очередь формируются под влиянием судьбы: например, он не был бы вспыльчив, если бы вырос в более благоприятной домашней атмосфере. В чем человек найдет счастье – это зависит от его склонностей, и наоборот, его склонности зависят от тех источников счастья, с которыми он столкнулся в жизни. Одному жена дала счастье потому, что он любил семейную жизнь, а другой полюбил семейную жизнь потому, что у него хорошая жена. Судьба влияет на счастье и несчастье двояко: непосредственно тем, что дает радости и огорчения, а опосредованно тем, что формирует способность к радости или огорчению. Но и личность влияет на счастье и несчастье двояко: во-первых, тем, что она как бы предрасположена к радости или огорчению, а во-вторых, тем, что формирует судьбу человека так, что она будет его радовать или огорчать. 2. О личности человека свидетельствуют его склонности. Склонности бывают врожденные и приобретенные, некоторые из них появляются и исчезают, а поэтому личность не остается неизменной – время и образ жизни формируют ее и изменяют. В зрелом возрасте, а тем более в старости человек иной, чем был в молодости. С возрастом он перестает быть вспыльчивым, приобретает или, наоборот, теряет «вкус» к семейной жизни. Но другие склонности присущи человеку от рождения, точно так же как рождается он со светлыми или темными волосами, округлым или овальным лицом. Эти врожденные склонности составляют как бы первоначальную личность человека, независимую от его судьбы; судьба потом может ее изменить, переформировать, но она может оказаться и сильнее судьбы и сохраниться неизменной. до конца жизни. Это – первоначальная личность человека, или, как говорят, его первоначальная природа, или просто – природа, натура. Если на некоторые обстоятельства своей жизни человек оказывает влияние и эти обстоятельства являются выражением его личности, то существуют и независящие от его личности обстоятельства. Они для него – «случай», «случайность», происходящая без его участия. Как личность человека не вытекает из одной его природы, так и судьба его не является делом одного только случая. Личность, какой является человек в данный момент жизни, сформирована его природой, а также случаем. Но точно так же случай и природа человека формируют его судьбу. В разговорной речи счастье человека часто понимается именно как благоприятные события, которыми он обязан случаю, а не себе. «Выпало счастье» – говорят о том, кому благоприятствовал случай. Причина такого счастья – удачное стечение обстоятельств, как бывает, например, в лотерее, или действия других людей, на которых мы не имеем никакого влияния, или чужая доброта, чужая глупость и т. д. Однако счастье в данном случае означает удачу: если же понимать под ним удовлетворенность жизнью, то правильнее будет утверждение философов-стоиков, что оно зависит не от случая, а от самого человека, от его природы. Совокупность событий, из которых состоит жизнь человека и причиной которых является не он сам, называют «фатум». Случай – это внешний фатум человека. Помимо внешнего, существует также фатум внутренний: это его природа, совокупность склонностей, с которыми он родился1. Причиной их также является не он сам. И если фатум управлял бы жизнью человека, то, во всяком случае, не один внешний фатум, поскольку его дополняет внутренний фатум, и не один внутренний фатум, ибо его изменяет внешний фатум. 3. Не все склонности, составляющие человеческую личность, имеют одинаковое значение для счастья. Некоторые влияют на него лишь опосредованно. Это прежде всего те, которые психологи называют «инструментальными»2 (интеллект, память и другие умственные способности). Правда, встречаются люди, которые страдают от недостатка интеллекта или способностей, но, во всяком случае, нельзя утверждать, что обладание интеллектом или способностями предопределяет счастье. Непосредственно же на счастье человека влияют склонности, называемые психологами «направляющими». Это склонности к чувствам, желаниям, решениям. Из них складывается то, что мы называем характером человека. Это – та часть его личности, которая имеет непосредственное влияние на счастье и несчастье. Некоторые черты характера способствуют счастью только при определенных обстоятельствах жизни. А именно тогда, когда они гармонируют с судьбой, которая выпадает на долю человека, и когда гармонируют между собой, создавая гармоническую личность. В то же время кажется, что некоторые черты характера всем и всегда приносят счастье. Такой чертой является пластичность человеческой личности, способность приспосабливаться к судьбе. И в еще большей степени, пожалуй, склонность к привязанностям к людям, к труду. Ибо без привязанностей приходит равнодушие, без труда – скука. 1 См.: Szuman St. i Skowron St. Organizm a ż ycie psychiczne 1934. 2См.: Вaleу St. Osobowoś ć. – «Licealna Biblioteczka Filozoficzna». И трудно быть счастливым, когда ты неспокоен, равнодушен, скучен. Привязанности, работа – это громкие слова, по за ними скрываются вещи самые обычные; никто в конечном счете не живет без каких-либо привязанностей, без каких-либо занятий. Некоторые верят в фикции, лишь бы верить, любят кого-нибудь, лишь бы выражать свои чувства, делают что-нибудь, гоняются за счастьем (или за зайцем, как говорил Паскаль), лишь бы чем-нибудь заниматься. Но, конечно, для счастья не безразлично, что человек любит и что он делает. Невозможно быть счастливым без привязанностей и труда, но не всякие привязанности и не всякий труд приносят счастье. II Существует немалая разнородность человеческих характеров. Здесь дело обстоит так же, как с лицами людей: есть между ними сходство, но в конечном счете каждое лицо – иное. Другими словами: хотя каждый характер иной, но между ними имеется сходство. И всегда можно свести их к нескольким типам. Наиболее распространенной является типология, выделяющая два главных типа: циклотимики и шизотимики1. А. Циклотимики интересуются миром, вещами и людьми, не замыкаются в себе, им чуждо острое противопоставление «я» и мира. Они доброжелательно относятся к людям, с благодарностью принимают все хорошее, что дает им судьба, приспосабливаются к окружению, общительны, дружелюбны, добродушны, открыты и естественны. Их настроения переменчивы, фазы подъема чередуются с фазами депрессии, но в сумме они являются натурами более или менее несложными, воспринимают вещи просто, выражают свои чувства, не скрывая в себе. Приспосабливаются к условиям, не настаивают на своем, живут без фанатизма и напряжения. Радуются всем благам, которые дает им окружающий мир, и в не меньшей степени материальным благам. Такие черты общи всем циклотимикам, но, кроме того, циклотимик может иметь характер легко возбудимый и вспыльчивый или, наоборот, спокойный и неуживчивый, может быть человеком дела или ленивым сибаритом. 1 См.: Кречмер Э. Строение тела и характер, 2 изд. М. –Л., 1930 Совсем иные шизотимики: они скрытны и сдержанны. Они легко возбуждаются, легко воодушевляются, но с чрезмерной впечатлительностью неразрывно связана холодность. Главной их чертой является «аутизм», замкнутость в самом себе. Они либо совсем некоммуникабельны, либо вступают в поверхностные и очень ограниченные контакты. Их сознанием управляет противопоставление «я и мир». Им кажется, что они как бы стеклянной стеной постоянно отгорожены от окружающего их мира. Они любят книги и природу, но это только форма бегства от людей. Замыкаясь в себе, они легко создают «свой мир» и, не интересуясь реальными вещами, легко становятся «идеалистами не от мира сего». В противоположность циклотимикам они не выражают сразу своих чувств и волнений, которые, не разрядившись, продолжают действовать в глубине сознания и делают их склонными к «комплексам». Б. Принадлежность к одному или другому из этих двух типов в неодинаковой степени предопределяет счастливую жизнь: циклотимики кажутся с этой точки зрения устроенными лучше, чем шизотимики. Их заинтересованность миром и доброжелательность по отношению к нему способствуют ощущению счастья, так же как их способность выражать свои чувства, вместо того чтобы носить их в себе. Присущее им пристрастие к материальным благам, удовольствие, получаемое от еды, питья и любви, придает их жизни вкус. Но в первую очередь причиной их счастья является экстравертивная позиция, нежелание замыкаться в себе, легкость общения с людьми, интерес к различным вещам, умение приспосабливаться к условиям и радоваться тому, что дает судьба. Возможно, что сама идея постоянного и ровного счастья создана циклотимиками, в сознании шизотимиков она бы никогда не возникла. Отношение шизотимиков к счастью совеем иное; их основополагающей чертой является интровертивная позиция и аутизм, что чаще затрудняет жизнь, чем облегчает ее. Та стеклянная стена, которую они чувствуют между собой и внешним миром, не способствует ощущению счастья. Избегая людей, они лишают себя этого источника радости, не освобождаясь от источника огорчений: ибо уход от людей возможен лишь изредка и только частично; общение же с тем, кого не любишь, тяготит, и оно тем труднее, чем более фанатичен, неуступчив, непреклонен сам человек, чем меньше он считается с фактами и взглядами других – а именно таковы шизотимики. Им мешает «чрезмерная собственная оригинальность». Они легко становятся чудаками, а чудакам обычно труднее жить на свете. Их горделивость, связанная с неспособностью и нежеланием внешне выражать свои чувства, склонность жить в постоянном напряжении может способствовать образу жизни скорее объективно полезному и достойному удивления, чем счастливому. Поэтому шизотимики хуже подготовлены к счастью, чем обычные циклотимики, веселые, общительные, добродушные, занимающие позиции здравого реализма и практичности. Это не означает, конечно, что шизотимик не может быть счастливым; но для него счастье менее вероятно, и если он счастлив, то благодаря не основным чертам своего характера, а вопреки им. В. Э. Кречмер, который разделил людей на циклотимиков и шизотимиков, заметил, что каждый из этих двух психологических типов связан с определенным физическим типом. Циклотимики почти всегда «пикники», то есть крепкие, с большой головой, мощной грудной клеткой и животом, маленькими руками и ногами, слаборазвитыми мускулами, короткой шеей, вьющимися волосами, склонны к полноте и облысению. Шизотимики имеют или же «астенический» тип – с узкими плечами, тонкими конечностями, прямыми волосами, удлиненным лицом, или же «атлетический» – с широкими плечами, хорошо развитой грудной клеткой, костистой головой, узкими бедрами, мощными челюстями, большими руками и ногами. Пиквик уже внешне выглядел как циклотимик, а Дон Кихот – как шизотимик. Из этой связи физической и психической структуры вытекало бы, между прочим, что определенная физическая структура также предрасполагает к счастью, и необязательно, чтобы эта структура была более сильной и совершенной. Вытекало бы, что склонность к полноте и облысению, которая кого-то повергает в отчаяние, крепкие формы и большая голова, которые уродуют, были неотделимы от веселой улыбки, дружелюбного настроения, благожелательности к людям и умения приспосабливаться к обстоятельствам и привели к тому, что жизнь сложилась удачно и человек чувствовал себя счастливым. А чья-то прекрасная атлетическая фигура, хотя она давала силы и вызывала восхищение у окружающих, сочеталась с холодным и враждебным характером, способствовала формированию человека нелюдимого и фанатика и в конечном счете сделала его несчастным. 2. Разделение характеров на две большие группы – на циклотимиков-пикников и шизотимиков астенических или атлетических – наиболее распространенное и имеет важные психологические основания. Но таких обоснованных классификаций существует немало. Люди различаются между собой не только тем, что сознание одних обращено к внешнему миру, а других – вовнутрь. Они различаются также и тем, что одни имеют характер сосредоточенный, другие – несобранный; одни склонны к непосредственному, а другие к интеллектуальному переживанию событий; одни живут импульсами-желаниями, другие – самопринуждением, одни имеют деятельный характер, другие – пассивный. И все это влияет на счастье и несчастье, А. Экстравертивностью называется характерная для некоторых людей заинтересованность внешним миром, вещами, идеями, людьми, а интроеертивностью – замкнутость в себе, сосредоточенность на собственных реакциях, мыслях, чувствах1. Это важное для счастья различие: ведь тот, кто больше интересуется внешним миром, открывает для себя источники как радости, так и страдания; но, с другой стороны, умножая источники, он в общем-то их ослабляет. Вполне возможно, что радости и страдания такого человека, происходящие из множества источников, будут уравновешивать, компенсировать друг друга; что не все окажутся ненадежными, но не все и сбудутся; что, имея много источников, он восполнит из других то, что потеряет на одних. Такой возможности не имеет тот, кто живет только собой, ибо его впечатления по природе своей более однородны, и более вероятно, что результат его жизни будет крайне однозначным: или явным счастьем, или явным несчастьем. Б. Не меньше различаются между собой люди и с точки зрения целостности сознания. Есть люди рассеянные, есть сосредоточенные на одной проблеме. Одни могут заниматься, интересоваться многим и радоваться ему, то есть имеют много интересов, привязанностей, пристрастий, являются полиидейными и полиэмоциональными. Иные, наоборот, устроены так, что, если проникаются одной проблемой, остальной мир перестает для них существовать; 1 См.: Jaspers К. Psychologie der Weltanschauungen. В., 1922, одно чувство овладевает всем их сознанием, становится их страстью; когда они захвачены любовью, то забывают о делах; когда захвачены делами, забывают о любви, всегда преданы одной идее и одному чувству, то есть всегда моноидейны и моноэмоциональны. Полиидейный и полиэмоциональный тип, имеющий много источников удовольствий и благодаря этому от многого застрахованный в жизни, по-видимому, имеет больше данных для обретения общего удовлетворения жизнью, хотя отдельные удовольствия испытываются им менее сильно, так как ни одному делу он не отдает всей души. Тип целостный не знает подстраховки, все ставит на одну карту, познает радости и страдания, каких не испытывает первый; если он счастлив, то счастье его более интенсивное, но имеется больше шансов, что он не будет счастливым. В. Люди отличаются также и тем, что одни способны переживать свою жизнь непосредственно, другие переживают ее опосредованно, мысленно. Первые доверяют только впечатлениям, вторые еще больше доверяют представлениям и мыслям, ожиданиям, силлогизмам. Они увеличивают количество переживаний, которые приносит им жизнь, но ослабляют их, переживая опосредованно. Они подставляют под реальную действительность свою конструкцию; меньше думают о том, что она собой представляет, а больше – какой она могла бы быть и должна быть, меньше ощущают ее, больше думают о том, как бы они могли и должны были ее ощущать. Г. Следующее важное различие: одни живут импульсами, другие принуждением. Одни делают то, что им в данную минуту хочется, не могут и не хотят себе в этом отказывать. Они ведут жизнь изменчивую, зависящую от минуты, минутного настроения, разнообразную, живут с фантазией, упоением, но зато вынуждены испытывать последствия, которых люди иного типа избежали бы. Они сразу разряжают всю накопившуюся в них энергию. Другие, наоборот, тратят свою энергию умеренно, так, как позволяют их жизненные принципы. Эти принципы становятся для них со временем необходимостью, долгом, формируя жизнь регулярную, умеренную, спокойную, без безумств и упоения, но и без опасностей, которые связаны с удовлетворением желаний и капризов. Первым грозит, что они погибнут от опасностей, с которым
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|