Экологический кризис
® Загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов жизнедеятельности человека ® Проблема смены климата и возможность климатической катастрофы ® Обеднение животного и растительного мира планеты ® Сокращение cырьевых ресурсов ® Разработка и выполнение международной программы охраны окружающей среды ® Эффективное природоохранное законодательство со стимулами и ответственностью людей ® Переход к новой экологической природоохранной технологической культуре ® Информирование людей о состоянии окружающей среды и формирование экологического мировоззрения в обществе Человечество должно выработать новое экологическое мышление, в котором ведущей господствующей ценностью становятся экологические приоритеты, т. е. выживание человечества, гармонизация его отношений с природой. Это коренное изменение глобальной стратегии развития человечества. Новая глобальная стратегия исходит из того, что никакие частные цели не будут достигнуты, если при этом будет разрушена естественная среда обитания человека. Гармонизация отношений природы и общества — это высшая нравственная ценность человечества. Существует общая перспективная идея для достижения этой гармонии — это идея ноосферы как сферы разума и коэволюции природы и человека. Французские ученые Леруа и Тейяр де Шарден предложили понятие ноосферы в 20-е годы ХХ в., а В.И. Вернадский развил его в концепцию ноосферы. Преобразующая работа научной мысли должна привести к радикальному изменению статуса Земли. Так же, как возникновение биосферы преобразовало геосферу, возникновение ноосферы должно привести к возникновению нообиосферы.
Исторические итоги XX в. не только в нашей стране, но и во всем мире в корне меняют умонастроения всего человеческого сообщества, меняют само понимание исторической миссии человечества в беско- нечной эволюции природы. В конечном счете в такой ориентации заложен глубоко гуманистический смысл, ибо чем выше развита природа, раскрыты и реализованы ее богатства, тем выше уровень самого общества, тем выше расцвет самого человека. В возрастающей гармонии природной сущности общества и общественной сущности природы в коэволюции как совместимом взаимосогласованном развитии человека и общества заключается магистральный путь их взаимосвязи. Большая заслуга в привлечении внимания к теме человека в рамках глобалистики принадлежит Римскому клубу. Вопросам образования был посвящен седьмой доклад Римскому клубу, опубликованный в 1979 году под названием «Нет пределов обучаемости». Несколько ранее (1977) в докладе «Цели для человечества» обсуждались вопросы духовного развития человека, нравственных ориентиров, адекватных современной эпохе. Поворот к человеку, к духовным основам бытия, происшедший в глобалистике, был не случаен. По сути, он выражал новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философ-ско-антропологическим. Оно явилось преодолением социологизма и технократизма в глобалистике. Главной проблемой и одновременно главным средством решения проблем виделся теперь человек, его ценностные ориентиры и установки. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы лишь как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека — как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни разумное отношение к природным ресурсам, ни установление справедливого экономического порядка. Наконец, невозможна и разумная формулировка целей современного человечества как единого целого. Таким образом, философ-ско-антропологический подход выявляет темы о человеке и его духовном мире для решения глобальных проблем. Этот же подход предполагает более пристальное уяснение причин того, почему люди, в том числе и те, от решения которых зависит очень многое, нередко равнодушны к глобальной проблематике.
Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах. Прообраз глобального сознания в ряде аспектов можно усмотреть в концепции ноосферы. Концепцию ноосферы выдвинул французский естествоиспытатель и философ П. Тейяр де Шарден (1881–1955 гг.). Независимо от него аналогичную идею глубоко разработал выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1863–1945 гг.). Согласно Вернадскому, ответственность человечества связана с тем, что значительная часть природного вещества в условиях современной цивилизации оказывается вовлеченной в сферу социальных взаимодействий, в круговорот культуры, круговорот духа. Все процессы на Земле, в первую очередь, процессы биологические, протекают теперь не так, как они протекали бы в том случае, если бы человечества не было. Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с собой. Следовательно, от утилитарно-преобразующей деятельности необходимо перейти к любовно-преобразующей. Не хищнически-потребительское, но и не пассивное, а любовно-заинтересованное отношение к природе — таков дух и смысл концепции ноосферы.
Отношение общества и человека не есть однонаправленный процесс, а представляет собой соотношение сторон, активно воздействующих друг на друга. С одной стороны, активной силой в данном взаимодействии выступает общество, которое многозначно и объемно воздействует на человека. Это и мир знаний, и источники социальной энергии, и банк информации, и разнообразие общественных программ. Каждый человек ассимилирует этот мир, социализируется, живет и действует по законам и нормам общества. С другой стороны, активной силой в данном взаимодействии выступает и сам конкретно-единичный человек, который способен не только фильтровать действия, но и самопрограммироваться на основе свободного выбора. Человек активен, инициативен в своем взаимодействии с обществом. Таким образом, связь общества и человека — это именно взаимосвязь, активное взаимодействие, взаимовлияние. Здесь не только общество творит, «лепит» человека, но и человек творит, создает общество.
Общество — овеществленная, опредмеченная, экстенсивно и интенсивно развернутая воплощенная жизнедеятельность человека вообще. Самой глубокой субстанцией общества всегда и везде является именно человек, который в ряду целей есть цель сама по себе, т. е. никогда никем (даже Богом) не может быть использована как средство. Именно в человеке, в имманентных качествах его родовой природы, его бытия, его жизнедеятельности корни неразрывного единства, односущности человека и общества. Общество выступает как результат труда, его жизнедеятельности, ведь общественное богатство есть кристаллизация общественного труда. В то же время общество — это опредмеченное сознание человека, овеществленный, материализованный мир его духовности, поскольку в предметах, вещах, созданных человеком, осуществляются, материализуются не только цели, профессиональный опыт, но и мир мотиваций, и различные духовные состояния от депрессии до творческого экстаза, и эстетические ценности, и нравственные идеалы. Кроме того, общество представляет собой воплощение человеческих отношений, в качестве агентов которых функционируют вещи, предметы, несущие на себе печать коллективности. Итак, общество — это воплощение человека, своеобразная форма его бытия: оно продукт его труда и деятельности, объективация его духовности, воплощение присущей ему коллективности. Одним словом, самой глубокой субстанцией общества является именно и только человек.
Общество — это не что иное, как тот же человек, но взятый, раскрытый, выявленный в определенном ракурсе своего бытия. В этом смысле можно говорить об определенном тождестве человека и общества. Но отношение человека к обществу внутренне противоречиво. Оно представляет собой единство слитности, растворенности человека в обществе и его отстраненности, дистанцирования от него. С одной стороны, субъективирует себя, непрерывно воплощает себя в общественной реальности, «вычерпывает» себя в общественном мире. С другой стороны, он субъективирует себя, воспроизводит себя как субъекта. Связь человека с обществом представляет собой также и противоречивое единство возрастающей расщепленности человека (выполнение множества социальных ролей, «растаскивание» человека по отдельным фрагментам жизни общества) и тотальности человеческого бытия с сохранением ориентации на сбережение его человеческой самоценности. Итак, соотношение человека и общества сложно, диалектично. Человек является творцом, созидателем общества благодаря своей деятельности, духовности, коллективности; именно ему принадлежит субстанциально определяющая роль в этом соотношении. Поскольку общество целиком и полностью суть творения человека, постольку в определенном соотношении человек и общество тождественны. В то же время, непрерывно созидая общество, человек не растворяется в нем. Наряду со способностью сливаться с обществом, объекти- вироваться в нем, расщепляться и видоизменяться в связи с развитием общества, ему свойственно и дистанцирование от общества, сохранение и развитие своей субъективности и тотальности, целостности. Благодаря этим атрибутивным качествам человек, непрерывно творя и развивая общество, в то же время непрерывно сохраняет, воспроизводит и развивает самого себя (схема 43). Схема 43. Соотношение общества и человека и роль человека в этом соотношении деятельность слитности / V / и дистанцированияЧ ЧЕЛОВЕК + духовность -► ОБЩЕСТВО + объективации _^ ЛИЧНОСТЬ расщепленности Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту, человек занимается распредмечиванием, т. е. переводом свойств культурного продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и навыки. Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание новых предметов культуры называется опредмечиванием.
Сущность подлинного гуманизма состоит в признании человека высшей ценностью культуры или, другими словами, обеспечении ему условий для беспрепятственного развития своих способностей. У понятия «культура» многовековая Человек как субъект история Это понятие имеет два дополня- и продукт культуры. ющих друг друга толкования. Первое про- Культура и цивилизация исходит от латинского слова «сulture» — уход, обработка, возделывание, воспитание, развитие. Менее известным, хотя и более древним, является второе толкование: у друидов (кельтских жрецов) «культ» - почитание, на Древнем Востоке «ур» -свет, огонь; а вместе - почитание света. Впервые понятие «культура» употребил древнеримский оратор Цицерон (106-43 гг. до н. э). Под культурой он понимал благотворное воздействие, оказываемое философией на ум человека. В средние века культура ассоциировалась с личным совершенством человека. В эпоху Возрождения культурным человеком считался универсально развитый, деятельный человек. В эпоху Просвещения (XVIII в.) культуру пони- мали как воплощение разумного, измеряемого достижениями наук и ремесел. Начиная с эпохи Возрождения, понятие культуры входит в обиход, становится широко употребляемым. При этом культура осмысливается как нечто противоположное «натуре», природе. Гердеру, рассматривавшему культуру как развитие способностей ума человека, принадлежит определение культуры как второй природы. Культура — это совокупность ценностей, созданных человеком. Культура, как заметил А. Флоренский, представляет собой язык, объединяющий человечество, среду, в которой произрастает личность. Когда говорят о культуре, имеют в виду нечто ценное для человека не как физического, а как духовного существа. В силу этого под культурой подразумевают ценности этические, эстетические, религиозные. Их называют духовными ценностями, а сферы их функционирования — духовной культурой. Они проникают и в сферу производства, и в сферу быта (например, дизайн), поэтому есть и понятие «материальная культура». Их объединяет то, что они не только созданы человеком, но и существуют для человека, т. е. культура воплощает в себе не только труд, но и человеческую духовность. Человек как субъект и как результат культурного процесса живет и развивается в обществе, поэтому культура — это специфически общественный способ жизнедеятельности и саморазвития человека. Это не только совокупность результатов человеческой деятельности, но и сам ее процесс, а также подлинно человеческие отношения между людьми. Многомерность и сущность культуры проявляется в ее основных функциях: социальной (гуманистической), познавательной, аксиологической, семиотической, нормативной. Социальная, или гуманистическая, функция проявляется в том, что культура способствует преобразованию, совершенствованию, гуманизации человека и отношений между людьми, а следовательно, и общества. Познавательная функция реализуется так: через культуру человек получает знание о мире, о самом себе и о других людях. Кроме того, самоосознание любой культуры невозможно без интереса к другой культуре и без попытки ее понимания, без диалога культур. Аксиологическая функция выражается в том, что культура определяет систему ценностных ориентиров в жизни человека и общества. Семиотическая функция (семиотика — учение о знаках и знаковых системах) — культура закрепляет через систему принятых в ней знаков и символов содержание ее духовных и нравственных ценностей. Нормативная функция находит свое отражение в том, что внутри культуры формируется регламент общения между людьми, нормы и характеристики их поведения. Современная культура формируется как структура, состоящая из образов жизни или стилей жизни. Существует общий тип культуры, который трансформируется в различных слоях общества, доходя в этих трансформациях до противоположности. Всякая культура рождает свою антикультуру, представляющую собой реальность, в которой господствующие в обществе принципы не отвергаются, а выступают в иной форме выражения. Например, патологический стиль жизни, социокуль-тура нищеты. Наряду с понятием культуры, в философии, начиная с XVIII в., стал широко употребляться известный уже в античности термин «цивилизация» (от лат. «сivilis» — гражданский, государственный). Этим понятием греки противопоставляли периоду варварства и дикости новый уровень гражданской жизни, реализуемый через правопорядок. Каждая цивилизация возникает на энергетическом поле культуры. Цивилизации в истории могли в разной степени приближаться или отдаляться от культуры, но никогда не существовали отдельно от нее. В философии и социологии выделяются четыре подхода к пониманию цивилизации: 1. Прямое смешивание понятий цивилизации и культуры, доходящее до их прямого отождествления, когда они считаются синонимами. 2. Цивилизация истолковывается как идеал прогрессивного развития человечества. 3. Цивилизация выступает как определенная стадия в развитии локальных культур. 4. Цивилизации выступают как качественно различные этнические (т. е. связанные с принадлежностью к какому-либо народу) общественные образования, характеризующие уровень общественно-материального развития различных регионов планеты. Цивилизация — это определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство, приумножение общественного богатства и регламентацию гражданской жизни. Когда говорят о цивилизации, ее начало связывают с качественно новым этапом в развитии материальной культуры — использованием техники. В науке известно деление ранней истории человека на дикость, варварство и цивилизацию. Начало последней связывают с умением применять металлы в производстве. Понятия культуры и цивилизации, как отмечено выше, часто употребляют как синонимы, но иногда их противопоставляют, заявляя о враждебности цивилизации культуре. Впервые об этом заговорил в XVIII в. Руссо, который критиковал цивилизацию за то, что человек якобы живет в ней не естественными, а навязанными ему ценностями, подчиняясь внешним, а не внутренним факторам бытия. В XIX в. сходную мысль высказывал Ницше: прогресс рождает маленького человека, чем дальше продвигается прогресс, тем более уменьшается человек. Мыслители XX в. уже не сомневались в том, что, сделав жизнь человека удобнее, прогресс не сделал его счастливее, поэтому главная проблема культуры — духовность и бездуховность. Созданными техническими средствами человечество способно уничтожить себя, поэтому сохранение культуры есть сохранение человечества. В этом плане будущее у человечества безальтернативно — это развитие культуры. Культура проявляется в развитии человека как сознательного, творческого и самодеятельного существа. Рост культуры выступает как один из законов истории общества. Каждая культура выполняет свою цивилизующую функцию. Каждый народ творит свою собственную самобытную культуру с учетом того факта, что каждая культура имеет устойчивую, консервативную сторону в виде традиций и новаторскую — в форме творчества. Столкновение культуры и цивилизации приводит к необходимости понять закономерности движения культурно-исторического процесса, соотнести их с закономерностями социального развития в целом. Идея развития в обществе, как правило, рассматривается в связи с общественным прогрессом. Если исходить из того, что определяющим в развитии общества является прогресс в производительных силах, то идея прогресса выступает как универсальная, как закономерность развития общества от простых форм к формам более сложным и совершенным. Однако если определение уровня цивилизации по степени развития ее технического потенциала сомнений не вызывает, то с культурой дело обстоит не так прямолинейно. Часто культурная ценность того или иного явления определяется его древностью. Иными словами, истинные ценности культуры определяет время. Попытки выявить закономерности культурного процесса сводятся к необходимости ответить на следующие вопросы: что лежит в основе культуры, что определяет стадии ее развития, каковы взаимоотношения между ее элементами, характер отношения к другим культурам. Начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), на основе выделения объективно присущих культуре тех или иных закономерностей в науке сложились следующие основные концепции культурного процесса: эволюционная, диффузная, теория культурных циклов. Согласно эволюционной теории, культуры эволюционируют, наслаиваются одна на другую и могут существовать лишь слой за слоем. Эволюция в культуре и природе имеет общие закономерности, но культура обладает собственным энергетическим потенциалом, поэтому, припадая к культуре, люди получают положительный или отрицательный заряд. Эволюционизм настаивает на единстве культуры. Разные культуры равноценны и равноправны и могут быть понятны, только будучи частью единства. Диффузионизм как культурологическое течение полагает, что культура не эволюционирует, а разливается, взаимопроникает. Диффузио-низм изучает культурные круги, или культурные автономии, и создает на их основе этнокультурную карту мира, которая не совпадает с политической. Основой культурной автономии выступают следующие элементы, делающие культурный тип устойчивым: язык, бытовые привычки, жилищные постройки, керамика, одежда. Теория культурных циклов (культурно-исторической типологии, локальных цивилизаций) исходит из того, что культура представлена различными сменяющими друг друга типами культур. Каждый тип обладает определенной устойчивостью, проживает свой путь и погибает. Элементы, делающие культурно-исторический тип устойчивым: язык; политическая независимость; культурная самобытность; богатство культуры, достигаемое через многообразие ее национальных черт; сохранение реликтовых культур; отсутствие заимствований в младенческом периоде культуры. Итак, многообразие теорий культурного развития свидетельствует о сложности осмысления закономерностей развития культуры, а попытки их выявления часто связаны с конкретными кризисными ситуациями, переживаемыми культурой. Итогом научно-технического прогресса стали не только достижения, но и подмена культуры, а точнее, замена культуры технократической цивилизацией, с приматом средств над целью, цели над смыслом, смысла над бытием, техники над человеком. Цивилизация, направленная на мир обладания вещными ценностями, низводит самих людей до уровня вещей, а само сознание — до уровня вещного сознания. Здесь на первом месте стоит не забота о развитии духа, творчества, гармонии, а развлекательная индустрия, на базе которой возникла и широко распространяется так называемая «массовая культура» (массовая лжекультура), которая не столько возвышает человеческий дух, сколько развращает его через распространение и умножение низших эмоций, чувств и животных страстей. Причина кризиса мира техногенной цивилизации не материальная, а духовная. Она состоит в расхождении культуры и цивилизации, в умалении культуры, господстве вещной цивилизации. Этот кризис может быть преодолен только духовным обновлением, ростом культуры. Точкой творческого подъема в решении данной проблемы может стать не новое политическое мышление, не новая религия, не мифология, а та область науки, которая знаменует собой начало процесса формирования нового научного сознания и научного мышления. Занятие наукой и научно-техническим творчеством само по себе не обеспечивает роста духовности. Для науки (особенно для техники) достаточно таланта. Она на определенном этапе может позабыть об общечеловеческих ценностях, «отгородиться» от культуры. Однако нельзя забывать, что культура намного древнее и шире науки. Наука не может быть вне культуры. Когда культурные ценности утрачивают свое значение, в обществе господствует бездуховность. Культура выступает как феномен, Общество как мир раскрывающий сущность, природу жиз- Культуры недеятельности человека. Человек — не только центр культуры, но и то единственное и абсолютное «пространство», в рамках которого живет и функционирует культура. Будучи атрибутом человека, культура вместе с тем сопрягается со всем обществом. Культура является атрибутом общественного человека, его жизнедеятельности (гуманистический аспект культуры). В тоже время это фактор созидания человека как общественного существа (созидательный аспект культуры). Кроме того, культура выступает ценностно-нормативным регулятором жизнедеятельности человека (ценностно-регулятивный аспект культуры). Таким образом, сущность культуры — это процесс созидания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой человеческой природы при помощи всех созданных им материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни. Культура выражает человеческую сущность общества, поэтому она пронизывает все без исключения элементы, стороны, состояния общественной жизни и вбирает их в себя. Общество как мир культуры представляет собой социальный механизм, все звенья которого устремлены к своему центру — человеку и его развитию; оно в таком качестве является социальным пьедесталом человека. Универсальность, многокачественность и динамизм культуры выражаются в том, что, будучи единой по своей сущности, культура существует и функционирует в обществе в самых различных модификациях. Можно в связи с этим выделить следующие слои культуры: а) культура в плане дифференциации общественного и природного. б) культура в плане дифференциации материально-опредмеченного в) культура в плане дифференциации ценностно-ориентационного г) культура в плане социально-пространственной дифференциации структура, обработанная среда обитания, свод конкретных и неписаных стандартов поведения, эталоны оценок и ценностей), и явления, доходящие до человека в форме многократно-опосредованных влияний. Говорят, например, о культуре определенных племен, культуре этносов, культуре населения определенных регионов. В то же время по мере превращения истории в единый всемирно-исторический процесс, по мере развития всемирных коммуникационных процессов общие достижения человеческой цивилизации, на каком бы участке Ойкумены они не были достигнуты, обретают все большее культурологическое значение для всего человечества. Итак, культура в обществе существует и функционирует не только в своей общей форме как процесс саморазвития человека. Ее всеобщая природа модифицируется в различных слоях культуры: общественном (в отличие от природного), духовно-идеальном, ценностно-ориентаци-онном, социально-пространственном. Кроме общих слоев культуры, охватывающих все общество, выделяются следующие социально-культурные дифференциации: культура труда, культура общественных отношений, политико-управленческая культура, культура духовного творчества. По характеру социальных общностей (субъектов) культура делится на общечеловеческую, культуру народа, нации, этноса, класса, коллектива, семьи, личности. Выделяются также массовая и элитарная культура.
Читайте также: Глава ХI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|