Тема 2. Сущность и структура познавательного процесса
Проблемы познания исследует раз- Особенности познава- дел философии под названием «гносео- Тельного отношения логия» (греч. «гносис» — познание, «ло- К действительности гос» — учение, наука). Иногда этот раздел философии именуют «эпистемология» («эпистема» — знание, наука, «логос» — учение). В вопросах о возможности познания четко очерчиваются три гносеологических позиции: 1) гносеологического оптимизма (человеческое познание не знает границ и способно продуцировать надежные достоверные знания); 2) агностицизма (отрицание принципиальной возможности для человека иметь достоверные знания); 3) скептицизма (выражение сомнения как в позитивных возможностях познания, так и в его полной несостоятельности). Познание как специфическая человеческая деятельность возникает и существует на основе практики, которая понимается как чувственно-материальная деятельность, направленная на изменение форм объективной реальности, природной или социальной. Познание и практика как философские категории раскрывают свое содержание с помощью категорий субъекта и объекта. Практика является основой и целью познания. Основное различие между познанием и практикой заключается в характере деятельности субъекта по отношению к объекту. Практика представляет собой материальную деятельность, результатом которой в конечном итоге является изменение объекта, ведущее к удовлетворению материальных потребностей людей: «...они начинают с того, чтобы есть, пить и т. д., т. е. не «стоять» в каком-нибудь отношении, а активно действовать, овладевать при помощи действия известными предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности». Но любая потребность является только предпосылкой деятельности. Для возникновения самой деятельности потребность должна «определиться» — найти предмет, с помощью которого она удовлетворяется. Такой предмет становится побуждающим мотивом деятельности. Когда имеет место производство материальных предметов, удовлетворяющих потребность, то здесь необходимо опережающее материальную деятельность отражение — отражение средств потребления, которые не существуют в настоящее время, а должны быть созданы. Это означает, что предметы — средства удовлетворения потребностей — должны создаваться как мотивы, т. е. должны выступить в сознании как внутренний образ. Такая деятельность ведет к тому, что возникают познавательные мотивы. Превращение познания как цели действия в мотив означает рождение новой потребности — познавательной.
С точки зрения гносеологической, это означает возникновение познавательного отношения к действительности, выделение из практики его как деятельности духовной, нематериальной. Но, выделившись из практики, познание продолжает на нее опираться как на основу и использовать ее как решающий критерий, по которому происходит отбор положительных результатов познания — отделение истинных знаний от ложных. Определяющее воздействие практики имеет место во всем процессе познания (схема 35). Результатом познания всегда будет какое-то знание, а его «орудием» выступает сознание. Обнаруживаются три термина, очень близкие по внешнему виду и по смыслу. Они обозначают различные стороны человеческой деятельности: «познание» — отражательную деятельность, «сознание» — ее средство и «знание» — ее результат. Познание можно характеризовать как деятельность субъекта, который с помощью сознания получает знания относительно объекта. Так как сознание и знание, с точки зрения материалистической гносеологии, являются нематериальными, то и познание можно рассматривать как преимущественно идеальный процесс, точнее, как идеальную сторону человеческой деятельности.
Знание как результат познания является всегда образом познаваемого объекта. Так как познание — результат взаимодействия субъекта и объекта, то знание выступает диалектическим единством объективного и субъективного. Схема 35. Роль практики в познании Первично существование объекта, его независимое положение от сознания в познавательной деятельности субъекта. Знание же как образ неразрывно связано с объектом. Хотя оно и нематериально (идеально), но не существует самостоятельно, наряду с объектом, а только как его образ. Существование знания всегда предполагает существование его как объекта, как необходимой предпосылки. Объектом знания могут быть и нематериальные явления (религиозные представления, художественные произведения, логические и грамматические ошибки, замеченные в рассуждениях какого-либо человека, и т. д.). Но и в этом случае знание о таких явлениях (объектах) будет вторичным, производным от своего объекта, которое существует независимо от сознания познающего его субъекта. Знание есть субъективный образ объекта, так как воздействие объекта в познании опосредовано деятельностью субъекта. Так, сознание как основное естественное «орудие» субъекта выступает в познании в виде знаний, которые накапливаются и сохраняются в ходе общественного развития благодаря языку. С помощью знаний субъект осмысливает поступающую от объекта информацию, превращая ее в новое знание. Второе средство, с помощью которого субъект активно воздействует на объект и поступающую от него информацию,— это многообразные искусственно созданные предметы — орудия познавательной деятельности (линейки уровней и угломеры при выполнении элементарных столярных работ, телескопы, микроскопы, компьютеры и другие приборы в научном познании и т. д.). Наконец, необходимым средством субъекта в познании, как и в практической деятельности, выступают общественные отношения. Любой человек, познающий окружающий мир, находится в определенной социальной среде, опирается на опыт познания прошлых поколений. Поэтому познание всегда носит общественно-исторической характер, который определяется воздействием на познание любого человека существующей и существовавшей в прошлом культуры (материальной и духовной).
Таким образом, познание — это, во-первых, процесс получения знаний конструирования образов, моделей теорий реальности (это информационный аспект познания); во-вторых, стремление овладеть реальностью, проникнуть в ее скрытые основания (это активистский или волевой аспект познания); и, в-третьих, желание достичь самого важного, позитивного состояния совершенства (это смысловой аспект познания). Как возникает человеческое зна-
Читайте также: B - Сущность человека Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|