Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Революция как стадия




ретическую, духовную сторону практи-

Научно-технического

ческой производственной деятельности.

Прогресса

Непосредственным проявлением этого

состояния является научно-технический прогресс, который превратил­ся в главный фактор экономического прогресса.

Научно-технический прогресс (НТП) — это поступательное дви­жение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов продуктивных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы, это объективная, посто­янно действующая закономерность развития материального производ­ства, результатом которой является последовательное усовершенство­вание техники, технологии и организации производства, повышения его эффективности.

Научно-техническая революция (НТР) — это одна из стадий, форм НТП, когда прогресс приобретает ускоренный скачкообразный характер.


Наука путем внедрения ее достижений в технике, в технологичес­ких процессах, а также развития творческих способностей, духовного усовершенствования участников производства непосредственно уси­ливает производственные возможности человека и общества, а поэто­му выступает как непосредственная производительная сила.

НТП создает возможности для развития общества, а как использу­ются научные и технические достижения — зависит от конкретной со­циально-экономической структуры общества. Социальные последствия научно-технической революции можно свести в такие основные группы:

— обострение экологической обстановки;

— изменение взаимоотношений в системе «человек — техника» (че­ловек становится регулятором, наладчиком, программистом и тем, кто руководит технологическим процессом);

— изменение содержания и характера труда (увеличивается доля твор­ческих, исследовательских функций);

— рост высококвалифицированных работников, занятых обслужива­нием техники;

— повышение требований к культурно-технической и интеллектуаль­ной подготовке кадров;

— концентрация населения в городах, переход из сельского хозяйства в сферу промышленности, а затем в науку, образование, обслужи­вание;

— углубление миграционных процессов, увеличение свободного вре­мени, возможностей гармонического развития личности;

— «интернационализация» общественных отношений в силу между­народного разделения труда, цен на мировом рынке и т. д.;

— интеллектуальная перегрузка, формализация контактов, потеря че­ловеком эмоциональности;

— проблемы биологической и психологической адаптации человека в экстремальных условиях.

Таким образом, современное общественное производство невозмож­но без оптимального использования достижений НТР, которая в свою очередь существенно влияет на все сферы жизнедеятельности человека.

Структура социальной сферы жизни общества

Центральным звеном социальной сферы являются социальные общности

(класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т. д.) и их взаимосвязи. Общность — это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми со­циальными связями и отношениями и обладающая рядом общих при­знаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. Основа этой


связи между людьми всегда объективна. Это могут быть и тип деятель­ности в системе общественного разделения труда, и включенность в определенные хозяйственные связи, и общность экономических ин­тересов, и место в производственных отношениях, и определенная тер­ритория, и другие параметры объективной и общественной реальнос­ти. Именно поэтому и сами социальные общности объективны по своей природе.

Вместе с тем основой социальной общности, в том числе и ее при­знаками, являются и факторы духовного порядка, факторы сознания (общий язык, традиции, социально-психологическое чувство «мы», ценностные ориентации, идеологические установки и т. п.). Склады­ваясь на основе определенных объективных и субъективных причин, социальная общность воплощается, закрепляется во многих характер­ных особенностях жизнедеятельности данной группы людей (опреде­ленное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения составляющих ее людей), в формировании определенных социальных типов.

В социальной структуре выделяются различные по характеру, мас­штабу, общественной роли и т. д. социальные общности, складываются сложные взаимоперекрещивающиеся связи между ними.

Такое многоплановое социальное образование как народ представ­ляет собой объединение, союз людей, прежде всего занятых в обще­ственном производстве, осуществляющих решающий вклад в обще­ственный прогресс. Народу свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика. В понятие «народ страны» вкладываются не только такие характерис­тики, как совместный труд, вклад в прогресс, духовно-психологичес­кий облик, но и общее проживание, общая жизнедеятельность в рам­ках определенной страны. Иначе говоря, народ страны — это народ, локализованный в масштабе определенной страны, в масштабе опре­деленного исторического отрезка времени, это вполне качественно оп­ределенная социальная реальность.

На определенных этапах развития производства экономические интересы людей дифференцируются, существенно различаются меж­ду собой, а то и противоречат друг другу. Такие объективные производ­ственно-экономические интересы и являются тем экономическим ме­ханизмом, который объединяет, сплачивает определенные группы людей — классы. Сами классы и выступают как своеобразное закреп­ление, воплощение определенных интересов в жизнедеятельности об­щественных групп.


Указывая на связь классов с материальным производством, В.И. Ле­нин определил их как «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производ­ства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформлен­ному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и разме­рам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Как и другие социальные общности, классы обретают свою каче­ственную определенность, свою внутреннюю границу, отделяющую их от других классов, и за счет других признаков: условия жизни и быта; социально-политическая роль в обществе; участие в управлении про­изводственными и общественными делами; образование, культура, культурно-производственная подготовка; уровень сознания, идейнос­ти, духовный облик и духовная деятельность, общественная психоло­гия; образ жизни, способы и формы развития личности, проведение свободного времени, досуга.

В ряду общностей определенное место занимают этнические общ­ности. Современное общество насчитывает две-три тысячи этносов. Одна из важнейших этнических общностей — нация. Нация как мак-росоциальная общность базируется на таких характеристиках, которые воплощают глубокие закономерности общественной жизни, складыва­ющиеся и функционирующие в масштабе всего общественного орга­низма. Это и определенные преобразования в материально-производ­ственной жизни общества, степень развития классов, их отношений, социальное развитие пространства, занимаемого нацией, и др.

Вместе с тем нация как общность связана и с весьма конкретным, эмпирически фиксируемым слоем общественных ценностей (конкрет­ные особенности трудовой деятельности, жизненного уклада, одежды, пищи, непосредственного общения, внутрисемейных отношений, т. е. этнические черты жизнедеятельности общества).

Нация, таким образом, находит свое выражение в определенном устойчивом объединении людей, в общности их хозяйственной жизни, территории, языка, психологического склада, традиций, культуры и т. д. На базе этой качественной определенности нации складываются ее от­ношения с другими общностями, другими нациями.

История цивилизации поставила на повестку дня вопрос о чело­вечестве как социальной общности. Человечество — это общность всех людей, объединенных стремлением к сохранению и продолжению че­ловеческой жизни на Земле, связанных совокупной деятельностью по развитию цивилизации и прогресса, объединенных интимно-личност­ными чертами человеческого бытия в обществе.


В обществе выделяются как макро-, так и микроструктуры. Малая социальная группа представляет собой малочисленную по составу груп­пу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в не­посредственном устойчивом общении друг с другом, включающем в се­бя как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения. Такими первичными группами являются семья и трудовой коллектив. При всем их своеобразии им присущи общие чер­ты: детерминированность этих групп материально-производственны­ми факторами, большая роль субъективно-сознательных факторов, вза­имосвязь объективного и субъективного.

Из природных различий людей вытекает деление общества на расы (исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных един­ством наследственных морфологических и физиологических призна­ков), деление по половым признакам, по возрастным критериям.

Гражданское обще­ство — сфера выявления свободных индивидов

Понятие «гражданское общество»

включает всю совокупность неполи­тических (негосударственных) отноше-

ний в обществе, т. е. экономических, мо­ральных, культурно-духовных, религиозных, национальных. Гражданское общество — это сфера спонтанного самовыявления свободных индиви­дов и ассоциаций и организаций граждан, которые добровольно сфор­мировались и защищены законом от прямого вмешательства и произ­вольной регламентации со стороны органов государственной власти.

Экономической основой гражданского общества выступает соб­ственность во всем многообразии ее форм, прежде всего частная, ко­оперативная, ассоциированная, коллективная и т. д. Она обеспечивает реальную экономическую свободу, без которой невозможна ни поли­тическая, ни социальная свобода.

Гражданское общество — это постоянно функционирующая орга­низация людей, которые объединены вокруг самостоятельно избран­ных целей. Именно гражданское общество гарантирует каждому чело­веку свободный выбор своего экономического бытия, утверждает приоритет прав человека, исключает монополию одной идеологии, одного мировоззрения, гарантирует свободу совести. И государство, и гражданин взаимно ответственны за верховенство демократически принятых законов, за судьбу Отчизны.

Структурно гражданское общество является подсистемой общества как целого, которая совпадает с социальной (социетарной) сферой общественной жизни. Как подструктура гражданское общество имеет сложную внутреннюю структуру, в которую входят компоненты инсти­туционального характера и определенный тип культуры.



Институтами гражданского общества являются:

1. Добровольные общественные организации и социальные движе­ния, а также политические партии на первых стадиях своего формиро­вания, пока они не задействованы в механизмах осуществления власти.

2. Независимые средства массовой информации, которые обслужи­вают потребности и интересы граждан, формируют их и доводят до сознания масс.

3. Общественная мысль как социальный институт.

4. В определенном аспекте — выборы и референдумы, когда они служат средством формирования и выявления общественной мысли и защиты групповых интересов.

5. Зависимые от граждан элементы судебной и правоохранной систе­мы (например, суды присяжных, народные милицейские отряды и т. д.).

Гражданское общество — это не только сфера, но и тип взаимодей­ствия, определенная модель социальной организации с присущими ей качественными характеристиками:

— субъектами взаимодействия в гражданском обществе выступают свободные и равные индивиды, которые верят в свою способность решать малые и большие дела в обществе;

— им не чужды общественные проблемы и они сориентированы на общественные дела;

— индивидуализм и конкурентность в их деятельности сочетаются
с отношениями взаимного доверия и сотрудничества, способностью
идти на компромиссы, взвешенностью и толерантностью.
Гражданское общество должно основываться на свободе, равнопра­
вии, самоорганизации и саморегулировании. Государство не должно
подчиняться служению гражданскому обществу и направлять свою
деятельность на гарантирование равных возможностей для всех как
основы социальной справедливости.

Реально в Украине уже формируется гражданское общество: до­статочно развита публичная сфера, многопартийность, продеклариро­вана свобода частной собственности, формируются рыночные отноше­ния. Но главное — необходимо моральное возрождение, реконструкция чувства солидарности и восстановление человеческого достоинства.

Производственная, трудовая дея-

Политическая сфера

тельность общества и необходимость уп-

Жизни общества

равлять общественными процессами

производства, а также социальная жизнь общества — вот два основных общественных фактора, которые объясняют происхождение и сущность политических организаций в обществе. К числу общественных пред-


посылок политических организаций относится и определенный уро­вень развития общественного сознания.

Основными политическими институтами являются: государство, политические партии, профессиональные организации.

Понятие «государство» возникло около трех тысячелетий назад (древнее государство Урарту существовало в IX–VI ст. до н. э.). Гре­ческий философ Платон представлял идеальное государство как иерар­хию трех состояний: правителей-мудрецов, воинов и чиновников, кре­стьян и ремесленников. Основоположник утопического социализма Т. Мор утверждал: государство — это заговор богатых против бедных. Г. Гегель считал, что государство — это образ и действительность разу­ма, это жизнь Бога в мире.

В разные эпохи формировались и разные взгляды на происхожде­ние государства. Согласно теологической теории (идеологи религий Др. Востока, христианской церкви, средневековых монархий, ислам­ской религии), происхождение государства объясняют Божьей волей.

Суть патриархальной теории (Аристотель и др.) состоит в призна­нии, что абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье. Представители договорной теории (Гроций, Гоббс, Руссо) обо­сновывают положение о том, что государство возникло как следствие договора между людьми. Психологическая теория (Петражицкий, Фре­зер, Тард) объясняет государство особенностями психики, в частности, психологической потребностью людей в подчинении. Теория ненаси­лия (Дюринг, Гумплович) отстаивает идею, что при завоевании земле­робов кочевниками должен быть определенный уровень продуктивных сил, должна существовать собственность.

Согласно марксизму, государство возникает с разделением обще­ства на классы, социальные группы.

Государство — это институт общественной власти, властные функ­ции которого распространяются на все общество. Система государ­ственной власти включает в себя определенные структурные компо­ненты, благодаря которым она и функционирует именно как полити­ческая власть. Во-первых, это особый аппарат политического управле­ния, где люди профессионально заняты политико-управленческой деятельностью; во-вторых, идеологическая программа политической власти, где провозглашаются цели, задачи деятельности данного поли­тического института, обоснование этих целей, оценка современной деятельности, задача ее преобразования и т. д.; в-третьих, это система права (законы, обязательные для всех и регулирующие самые разнооб­разные стороны жизни общества); в-четвертых, в систему политичес-


кой власти входит и материальное обеспечение (органы материально­го принуждения: налоговая система, государственные долги, обеспе­чивающие денежно-финансовую базу государственной деятельности); в-пятых, территориальное деление общества на отдельные ячейки го­сударственного управления. Все эти компоненты государственной влас­ти существуют и действуют в комплексном единстве.

Государство является тем институтом, при помощи которого эко­номически господствующий класс становится господствующим по­литически и юридически. В то же время оно является органом, регули­рующим взаимоотношения всех, гармонирующим их интересы, обеспечивающим условия, возможности для жизни, деятельности каж­дого человека. Одним словом, государство имеет и классовую природу, и всеобщий характер, выражающийся в его сопряженности с жизнеде­ятельностью, интересами каждого конкретного человека. Эту глубин­ную связь государства и каждого человека выразил Гегель: «Государ­ство, его законы, его учреждения суть права составляющих государство индивидуумов. Все в государстве есть их достояние точно так же, как и они принадлежат ему».

Одной из общественных организаций являются профессиональные союзы. Они появились на базе общественного разделения труда, на ос­нове выделения устойчивых групп представителей одной и той же про­фессии. Для защиты этих людей, для обеспечения лучших условий об­щего труда и создаются профессиональные союзы. Компонентами профсоюзов являются: группы людей, профессионально занятых орга-низаторско-профсоюзной деятельностью; аппарат, в рамках которого они работают; программа, которая является теоретико-идеологическим выражением общих профессиональных интересов; материальная база, бюджет, складывающийся из взносов, и т. п.

Социальной основой политических партий является не общность профессиональных особенностей, трудовой деятельности, а классовые интересы людей. Партии исходят из определенных стратегических пер­спектив развития своего класса, отражают в своей деятельности поло­жение класса в обществе или его части. Партийная организация не яв­ляется органом власти в обществе, как и профсоюзы, она строится на принципе членства, а решения, рекомендации партии распространя­ются только на ее членов.

Американский ученый Дж. Ла Паламбара выделил следующие ос­новные черты партии: во-первых, она является носителем идеологии или, по крайней мере, отражает конкретную ориентацию, видение мира и человека; во-вторых, цель партии — завоевание власти во имя осуще-312


ствления своих программных задач; в-третьих, партия — это объедине­ние людей на продолжительное время (более двухсот лет партиям тори и вигов в Англии, с 1828 года существует демократическая, а с 1854 г.— республиканская партии в США); в-четвертых, любая партия стремится обеспечить себе поддержку народа.

Принято считать, что общественно-политическая организация стано­вится партией, если она для исполнения своей программы выдвигает целью приход к власти и влияние на нее, участие в делах государства.

Формирование реальной многопартийности в Украине возможно только при условии становления зрелого гражданского общества, в котором будут доминировать две основные партии или даже два бло­ка партий. Должны сформироваться другие компоненты демократичес­кой политической системы, прежде всего, мощный средний класс, а место нынешнего конфронтационного сознания должно занять толе­рантное консенсусное сознание.

Политическая сфера как целостная система общественного управ­ления имеет объективные законы своего развития и функционирова­ния, она имеет свои принципы, которые складываются, отшлифовыва­ются на протяжении многих веков. В числе этих принципов — целостность политической системы, узловое место государства в этой системе, консолидация именно в нем инструментов власти, особая роль политических партий. В политической сфере вычленяются политичес­кий субъект, политическая деятельность, политические отношения, по­литическое сознание. Кроме этого, в политической сфере выделяются объективная и субъективная стороны, материальные и идеальные ком­поненты.

Концентрируя в себе экономику общества, интересы различных отношений, политическая сфера как бы открывает путь реализации объективных закономерностей общественной жизни.

Функционирование государства во

Государство

внутриполитическом и внешнеполити-

И суверенитет

ческом пространстве приобретает особое

значение, поскольку без этого политического института невозможны национальная идентификация и самоопределение. В этом случае функ­ции государства призваны «защитить» свободное развитие нации. Под суверенитетом следует понимать совокупность полновластия нации и прав, которые гарантируют независимость личности. Суверенитет на­ции отражается, прежде всего, в возможностях ее свободного полити­ческого самоуправления, в правах нации на территорию, которая исто­рически сложилась, ее природные ресурсы, а также в верховенстве ее


законодательства и избранной государственной власти, в националь­ном гражданстве. Суверенитет человека отражается в реальных правах на жизнь и независимость мировоззрения, гарантиях против насилия и голода, защите самостоятельности личности в целом.

В истории политико-философской мысли, когда анализируется дихотомия «человек — государство», доминируют три наиболее влия­тельных традиции: универсальная, социалистическая и либерально-демократическая.

Универсальная традиция отстаивает приоритет целого относитель­но части. Человек считается полностью интегрированным в государ­ственное целое. Гегель, например, утверждал, что цель государства — не защита жизни и собственности человека, а, наоборот, защита госу­дарства человеком.

Социалистическая традиция исходит из идеи, что человек как но­ситель интересов социальных групп находится под защитой государ­ства. Либерально-демократическая традиция базируется на идее пра­вового государства, рассматривая его как результат общественного договора между самостоятельными, независимыми друг от друга ин­дивидами, которые владеют равными правами и свободами.

Национальное государство, которое защищает территориальное единство и политическую целостность нации и гарантирует ей разви­тие национального рынка и сохранение национальной культуры, не может не быть одновременно правовым, демократическим государством и не защищать интересы личности, ее политические и экономические свободы.

Если проанализировать процесс становления и развития правовых, демократических гарантий со стороны государства относительно человека, индивида как необходимых условий для формирования государства, то в историческом плане можно выделить несколько периодов.

Первый период (XVI–XVIII вв.) — угроза физической безопасно­сти индивида, т. е. угроза индивидуального насилия. Цель государ­ства — гарантировать безопасность жизни и собственности. Для этого государство использует соответствующие средства: полицию, суды, «государственную монополию» на власть.

Второй период (с конца XVIII ст.) — угроза индивиду со стороны государства, деспотизма, тоталитаризма. Цель государства — свобода и равенство, а способами достижения этой цели выступают: права че­ловека, принцип разделения власти, право граждан бороться с незакон­ными действиями представителей власти.


Третий период (XX в.) — угроза индивиду, которая вытекает из эко­номического неравенства и свободного рынка. Цель государства — со­циальная справедливость, а способом ее достижения является право, контроль против злоупотреблений рынка.

В национальном государстве конца XX века есть признаки всех трех периодов. Демократия утверждает себя и через демократические ин­ституты формируется гражданин, который осознает себя и частью це­лого, и индивидуальностью.


Духовная жизнь

Сознание выступает необходимым

атрибутом человеческой жизнедея-

Общества

тельности, и потому его проявления в об­ществе универсальны. Сознание общества функционирует в самых раз­нообразных формах, видах, состояниях, уровнях. На определенном этапе развития общества оно институализируется как духовное произ­водство, обретает относительную самостоятельность.

Общественное сознание как духовная сторона исторического про­цесса представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее опреде­ленной внутренней структурой, включающей различные уровни (тео­ретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психо­логия) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука) (схема 44).

Схема 44. Состояния духовной жизни общества

активное состояние (обусловленное, например, желанием большинства общества включиться в исполнение каких-либо социальных программ)

акцентированное состояние (например,
Состояния \ -массового патриотизма или военной

духовной жизни \^ агрессии)

общества /\ пассивное состояние (общественной

апатии или скепсиса)

сбалансированное состояние (которое предполагает наличие моментов всех возможных состояний без очевидного преимущества какого-либо отдельного)

Общественное сознание есть отражение общественного бытия. Общественный субъект корректирует само содержание общественно­го сознания и его роль в обществе. Это позволяет выделить познава­тельный и социологический аспекты общественного сознания.



Познавательный аспект основывается на оценке общественного соз­нания и его элементов как идеального отражения объективного мира. В за­висимости от того, с какой глубиной и в каких формах отражает сознание объективную истину, выделяется теоретическое и обыденное сознание.

Стержнем социологического аспекта является роль общественного сознания в обосновании, развертывании деятельности общественного субъекта, в выражении его интересов. В зависимости от этого выделя­ются идеология и общественная психология.

Обыденное (повседневное, практическое) сознание представляет собой функцию непосредственной практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных связей. Бывает, что обыденное сознание ближе стоит к истине, чем те­оретическое. Например, в годы застоя оно точнее оценивало неблаго­получие в обществе, чем официальные идеологические документы.

К числу генетически первичных форм отражения относится и об­щественная психология, которая представляет собой совокупность об­щественных чувств, эмоций, переживаний, волеизъявлений и т. д. Это и мода, и слухи, и социально-психологические комплексы на основе ложной идеологии (например, феномен обожествления Сталина в 30-е годы, «стадная» ненависть к «врагам народа»).

Идеология представляет собой теоретическое систематизированное сознание, выражающее интересы, целеполагания, программы деятель­ности социальных общностей.

Общественное сознание отражает богатство общественной жизни, общественного бытия в различных формах. Если общественное созна­ние, общественная психология, идеология, теоретическое сознание отличаются прежде всего по уровню отражения действительности, спо­собу существования, социальным функциям и т. д., то основной крите­рий форм общественного сознания — содержательный. К формам общественного сознания относятся: политическое, правовое, нравствен­ное, эстетическое, религиозное, философское и научное сознание. Формы отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и фи­лософию интересуют как природа, так и общество, то политическое сознание — отношения между классами, нациями, социальными слоями и их совокупное отношение к государственной власти. Каждой форме общественного сознания присуща своя диалектика между объектив­ными и субъективными моментами. Если наука избегает субъективного, то искусство теряет без него свою ценность. Некоторые формы выпол­няют сходные функции (например, философия и религия — мировоз­зренческую), но в религии — это еще и мироощущение, и система


чувств, эмоций, настроений. Важной отличительной чертой форм об­щественного сознания является способ отражения действительности. Для науки — это теоретико-партийные системы, для политики — по­литические программы и декларации, для морали — нравственные принципы, для эстетического сознания — художественные образы и т. д. Все формы общественного сознания в своей совокупности раскрывают картину сложного, многогранного отражения общественной жизни.

Важной характеристикой общественного сознания, духовной жизни является духовное производство, которое выступает как производство сознания в определенной общественной форме. Самой развитой формой является наука как специализированная отрасль общественного труда.

Духовная сфера общества представляет собой сторону духовной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) ду­ховным производством, с функционированием социальных институ­тов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, му­зеев, кино и т. д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовная сфера — это целенаправленно организу­емая обществом жизнь людей. На различных этапах развития обще­ства элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеоло­гия, религия, образование и воспитание.

В каждом из этих элементов сознание выступает своеобразным цен­тром, ибо оно — и результат деятельности: оно производится, и про­дукт потребления: оно потребляется, и определенное средство, орудие духовного производства, т. е. та база, на основе которой получаются новые духовные ценности, и высшая цель, ради которой формируются социальные институты, научные учреждения, органы образования, творческие союзы и т. д. Как материальные блага, общности организа­ции выступают своеобразной границей, которая очерчивает пределы материальной, социальной, политической сфер, так и сознание как бы определяет границу духовной сферы, высвечивает его специфику. Именно это обстоятельство и дает основание для того, чтобы объеди­нить, связать такие разные по содержанию и по конкретной обществен­ной роли идеологию, науку, образование, церковь, искусство.

Общественное сознание и его структура

Сущность общественного сознания можно раскрыть, только решив вопрос о соотношении общественного бытия и сознания.

Общественное бытие — это реальный процесс жизни людей, те об­щественные отношения, которые складываются в обществе на основе данного способа производства и культуры.



С точки зрения идеализма, сознание определяет бытие. Такая точ­ка зрения, получившая свое концентрированное выражение у Гегеля и его последователей, опирается на так называемый «здравый смысл». Люди участвуют в общественных действиях, руководствуясь опреде­ленными взглядами, чувствами, побуждениями, и исследователи дела­ют отсюда вывод об определяющей роли сознания. При этом недооце­нивается роль экономики, техники и технологии в жизни людей, игнорируется тот факт, что человеку, несмотря на его сознание, не дано предвидеть в полном объеме результаты своей деятельности (вспом­ним крылатую фразу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»).

Для материалистов общественное сознание производно от бытия, т. е. бытие определяет сознание. С этой точки зрения, общественное сознание — это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, отражающих бытие людей, условия их жизни.

Общественное сознание не функционирует вне сознания конкрет­ных людей, но это не свидетельство тождественности индивидуально­го и общественного сознания. Индивидуальное сознание — это внутрен­ний (духовный) мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие. Оно отражает через призму конкретных условий жизни человека не всю реальность, а лишь отдельные ее стороны и чер­ты, фиксируя много частного, неповторимого, ценного для данного че­ловека.

Возникновение, функционирование и развитие индивидуального сознания есть функционирование и становление конкретного челове­ка. Со смертью человека индивидуальное сознание завершает свой цикл, хотя те или иные результаты деятельности индивида, его созна­ния в той или иной форме передаются другим людям, продолжают жить в их памяти или в конкретных видах духовного бытия: музыкальных произведениях, стихах, фразах, афоризмах.

В отличие от индивидуального общественное сознание выступает коллективной, всеобъемлющей памятью, разносторонним духовным опытом общества. До тех пор пока будет существовать человечество, будет существовать и функционировать общественное сознание. От­влекаясь от частностей, свойственных индивидуальному сознанию, оно выступает как обобщающая картина человеческого мировидения.

Общественное сознание по своему происхождению (генетически) формируется из важнейших достижений индивидуального сознания. Те или иные идеи, концепции, прогнозы проходят через «сито» обще­ственного мнения. Затем имеющийся сгусток очень придирчиво про-318


ходит испытание временем, эпохами с их постоянно изменяющимися ценностями, установками, подходами к пониманию достижений чело­веческой мысли.

В свою очередь, индивидуальное сознание является общественным сознанием, так как каждый человек становится личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в об­щественном сознании в предшествующий период.

Общественное сознание представляет собой многогранное, очень сложное явление социальной жизни. Оно имеет определенную струк­туру, под которой понимается расчлененность сознания на составные элементы и характер взаимосвязи между ними.

Существует множество подходов к анализу общественного созна­ния. Один из них следующий. Структуру общественного сознания рассматривают в трех основных аспектах:

1. Конкретно-историческом, выделяя типы сознания: сознание пер­вобытного общества; сознание предшествующих эпох: античности, сред­них веков, Нового времени; сознание современного общества.

2. Гносеологическом, выделяя виды: эмпирическое, теоретическое, художественно-образное, профессиональное, массовое — и уровни со­знания: обыденное (познание явлений) и научное (познание сущ­ности).

3. Социологическом, выделяя сферы: идеологию и общественную психологию — и формы сознания: политическое, правовое, нравствен­ное (мораль), эстетическое, религиозное.

Идеология — это целостная система идей и взглядов, отражающая условия жизни людей, их бытие с позиции определенных социальных сил, а также цели (программы), направленные на укрепление или раз­витие (изменение) существующих в обществе отношений. Идеология возникает благодаря деятельности теоретиков: ученых, писателей, ре­лигиозных, общественных и политических деятелей. Главная ее осо­бенность — лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания. Кроме того, она долж­на предлагать определенный образ жизни, без него она не может быть принята людьми, не может их увлечь. Идеология находит свое выра­жение в конституции государства, в программных заявлениях поли­тических партий, в религиозных писаниях, в других документах и ма­териалах.

Общественная психология представляет собой систему чувств, эмо­ций, отдельных, не систематизированных мыслей, убеждений, устано­вок, в которых отражаются, в первую очередь, ближайшие условия


бытия людей. Общественная психология, в отличие от идеологии, есть продукт жизнедеятельности всего общества или конкретных больших групп людей. Она не существует вне психологии индивидов и развива­ется в тесной связи с развитием индивидуальной психологии. Однако если явления индивидуальной психологии присущи только определен­ной личности, то явления и процессы общественной психологии носят коллективный характер и проявляются как психология определенных социальных групп, партий, общества, наций.

Определяющим в становлении психологии людей выступает обще­ственное бытие и особенно состояние экономики, культуры, образова­ния, традиций. Немаловажное влияние на общественную психологию оказывает и идеология.

В свою очередь общественная психология оказывала и оказывает заметное влияние на идеологические процессы и политическую прак­тику. В условиях Украины и стран СНГ это иногда выступает в форме популизма, движения (и идеологических построений), апеллирующе­го к сознанию широких народных масс, отражая все его противоречия, играя на минутных настроениях людей, обещая простым путем решить заведомо трудноразрешимые задачи.

С возникновением гражданского общества появляется государство и зарождается новый вид человеческой деятельности — политика.

Политика — это деятельность социальных групп, наций, партий, государства, ядром которой является проблема власти. Заниматься поли­тикой — значит отстаивать интересы определенных групп людей, управ­лять политическими процессами. Политика как определенные отноше­ния и действия находит свое отражение в политическом сознании.

Политическое сознание представляет собой совокупность идей, те­орий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий, общества. Оно включает в себя политичес­кую идеологию и психологию. Политическая идеология находит свое теоретическое выражение в конституциях, в программных заявлени­ях, лозунгах партий, национальных группировок. Политическая пси­хология включает в себя главным образом чувства, настроения, эмоции, поведенческие установки той или иной социальной группы или обще­ства в целом в ходе реализации политических целей и задач.

Политическое сознание не является постоянным, неизменным. Оно функционирует, развивается и изменяется в зависимости от состояния общественного бытия, от изменений в социальной практике.

Правосознание — это совокупность убеждений людей относитель­но правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступ-320


ков людей в обществе. Правосознание специфично. Каждая социальная группа, национальное сообщество и другие объединения имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, свое правосознание. Не­смотря на это все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом.

Право — это система обязательных норм, правил поведения лю­дей, выраженная в юридических законах. Право является продуктом конкретного экономического, социального, политического, экологи­ческого, культурного состояния общества, исторических традиций, состояния и расстановки политических сил в обществе. Оно охра­няется силой государства. Право, как и политическое и правовое сознание, появляется с возникновением гражданского общества и государства.

В отличие от них моральное сознание (нравственность) является наиболее древней формой сознания и социальной формой регуляции деятельности людей. Мораль — это совокупность взглядов, представ­лений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения доб­ра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия. Если нарушается право, то государство с помощью аппарата принуждения заставит человека подчиниться требованиям закона. За моралью, где наиболее четко выражены элементы общественной психологии, стоит сила убеждения, примера, традиций, общественного мнения. Требова­ния права и морали не во всем совпадают. В праве на первом плане — наказание, в морали — воспитание.

Так же как и право, мораль исторична, конкретна. В ней присут­ствует целый ряд общечеловеческих элементов типа «Не укради!», «Не убий!». Однако наряду с ними немало элементов, которые у различ­ных социальных сил в разные исторические эпохи имеют разные цен­ностные оценки.

Одной из древнейших форм сознания, наряду с моралью, является эстетическое сознание. Основная его особенность состоит в эмоцио­нально-ценностном восприятии действительности с позиций комичес­кого и трагического, прекрасного и безобразного, величественного и низменного. Важнейшей частью эстетического сознания выступает искусство. Искусство есть форма отражения действительности в худо­жественных образах.

Искусство выполняет следующие функции: — познавательную (например, о Великой Отечественной войне люди

знают больше из произведений искусства, чем из исторических до­кументов);


эстетическую (произведения искусства заставляют людей радо­ваться и восхищаться, ненавидеть и негодовать, воспринимать пре­красное и определяться по отношению к низменному и безобраз­ному);

воспитательную (общение с миром прекрасного учит людей отли­чать благородное от пошлого, высокомерное от моральной красоты);

социальную, идеологическую (произведения искусства иногда спе­цифически выражают определенные интересы, эмоциональный настрой, чувства, мироощущение и мировосприятие социальных групп, их политические, правовые, моральные и иные взгляды, идеи, концепции).

Религиозное сознание — одна из древних форм осознания мира и ре­гуляции человеческой деятельности. В его основе лежит вера в сверхъ­естественные силы и поклонение им. История человечества знала ве­ликое множество различных типов и вариантов религий: от язычества, с верой в большое количество богов, до религий, признающих единого бога. Однако каждая религия включает в себя три обязательных эле­мента: мифологический — веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил; эмоциональный — религи­озные чувства, возникающие под воздействием веры; нормативный — требования по соблюдению религиозных предписаний.

Сущность религии состоит в том, что верующие совершают опре­деленные действия с целью расположить к себе сверхъестественные силы и с их помощью отвратить от себя и других людей различные бед­ствия, получить какую-то пользу.

Схема 45. Структура общественного сознания формы


£/.


--- 7 ---- 7 ---- 7 ---- 7 -----


 


$

4>,'&/4?/
.£ __ 4-

уровни


 

T

T

I I

идеология

I i i I I

—I---- 1—

общественная психология


4-

Ж.

 



Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...