Революция как стадия
ретическую, духовную сторону практи- Научно-технического ческой производственной деятельности. Прогресса Непосредственным проявлением этого состояния является научно-технический прогресс, который превратился в главный фактор экономического прогресса. Научно-технический прогресс (НТП) — это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов продуктивных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы, это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное усовершенствование техники, технологии и организации производства, повышения его эффективности. Научно-техническая революция (НТР) — это одна из стадий, форм НТП, когда прогресс приобретает ускоренный скачкообразный характер. Наука путем внедрения ее достижений в технике, в технологических процессах, а также развития творческих способностей, духовного усовершенствования участников производства непосредственно усиливает производственные возможности человека и общества, а поэтому выступает как непосредственная производительная сила. НТП создает возможности для развития общества, а как используются научные и технические достижения — зависит от конкретной социально-экономической структуры общества. Социальные последствия научно-технической революции можно свести в такие основные группы: — обострение экологической обстановки; — изменение взаимоотношений в системе «человек — техника» (человек становится регулятором, наладчиком, программистом и тем, кто руководит технологическим процессом);
— изменение содержания и характера труда (увеличивается доля творческих, исследовательских функций); — рост высококвалифицированных работников, занятых обслуживанием техники; — повышение требований к культурно-технической и интеллектуальной подготовке кадров; — концентрация населения в городах, переход из сельского хозяйства в сферу промышленности, а затем в науку, образование, обслуживание; — углубление миграционных процессов, увеличение свободного времени, возможностей гармонического развития личности; — «интернационализация» общественных отношений в силу международного разделения труда, цен на мировом рынке и т. д.; — интеллектуальная перегрузка, формализация контактов, потеря человеком эмоциональности; — проблемы биологической и психологической адаптации человека в экстремальных условиях. Таким образом, современное общественное производство невозможно без оптимального использования достижений НТР, которая в свою очередь существенно влияет на все сферы жизнедеятельности человека.
Центральным звеном социальной сферы являются социальные общности (класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т. д.) и их взаимосвязи. Общность — это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. Основа этой связи между людьми всегда объективна. Это могут быть и тип деятельности в системе общественного разделения труда, и включенность в определенные хозяйственные связи, и общность экономических интересов, и место в производственных отношениях, и определенная территория, и другие параметры объективной и общественной реальности. Именно поэтому и сами социальные общности объективны по своей природе.
Вместе с тем основой социальной общности, в том числе и ее признаками, являются и факторы духовного порядка, факторы сознания (общий язык, традиции, социально-психологическое чувство «мы», ценностные ориентации, идеологические установки и т. п.). Складываясь на основе определенных объективных и субъективных причин, социальная общность воплощается, закрепляется во многих характерных особенностях жизнедеятельности данной группы людей (определенное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения составляющих ее людей), в формировании определенных социальных типов. В социальной структуре выделяются различные по характеру, масштабу, общественной роли и т. д. социальные общности, складываются сложные взаимоперекрещивающиеся связи между ними. Такое многоплановое социальное образование как народ представляет собой объединение, союз людей, прежде всего занятых в общественном производстве, осуществляющих решающий вклад в общественный прогресс. Народу свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика. В понятие «народ страны» вкладываются не только такие характеристики, как совместный труд, вклад в прогресс, духовно-психологический облик, но и общее проживание, общая жизнедеятельность в рамках определенной страны. Иначе говоря, народ страны — это народ, локализованный в масштабе определенной страны, в масштабе определенного исторического отрезка времени, это вполне качественно определенная социальная реальность. На определенных этапах развития производства экономические интересы людей дифференцируются, существенно различаются между собой, а то и противоречат друг другу. Такие объективные производственно-экономические интересы и являются тем экономическим механизмом, который объединяет, сплачивает определенные группы людей — классы. Сами классы и выступают как своеобразное закрепление, воплощение определенных интересов в жизнедеятельности общественных групп. Указывая на связь классов с материальным производством, В.И. Ленин определил их как «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».
Как и другие социальные общности, классы обретают свою качественную определенность, свою внутреннюю границу, отделяющую их от других классов, и за счет других признаков: условия жизни и быта; социально-политическая роль в обществе; участие в управлении производственными и общественными делами; образование, культура, культурно-производственная подготовка; уровень сознания, идейности, духовный облик и духовная деятельность, общественная психология; образ жизни, способы и формы развития личности, проведение свободного времени, досуга. В ряду общностей определенное место занимают этнические общности. Современное общество насчитывает две-три тысячи этносов. Одна из важнейших этнических общностей — нация. Нация как мак-росоциальная общность базируется на таких характеристиках, которые воплощают глубокие закономерности общественной жизни, складывающиеся и функционирующие в масштабе всего общественного организма. Это и определенные преобразования в материально-производственной жизни общества, степень развития классов, их отношений, социальное развитие пространства, занимаемого нацией, и др. Вместе с тем нация как общность связана и с весьма конкретным, эмпирически фиксируемым слоем общественных ценностей (конкретные особенности трудовой деятельности, жизненного уклада, одежды, пищи, непосредственного общения, внутрисемейных отношений, т. е. этнические черты жизнедеятельности общества). Нация, таким образом, находит свое выражение в определенном устойчивом объединении людей, в общности их хозяйственной жизни, территории, языка, психологического склада, традиций, культуры и т. д. На базе этой качественной определенности нации складываются ее отношения с другими общностями, другими нациями.
История цивилизации поставила на повестку дня вопрос о человечестве как социальной общности. Человечество — это общность всех людей, объединенных стремлением к сохранению и продолжению человеческой жизни на Земле, связанных совокупной деятельностью по развитию цивилизации и прогресса, объединенных интимно-личностными чертами человеческого бытия в обществе. В обществе выделяются как макро-, так и микроструктуры. Малая социальная группа представляет собой малочисленную по составу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом, включающем в себя как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения. Такими первичными группами являются семья и трудовой коллектив. При всем их своеобразии им присущи общие черты: детерминированность этих групп материально-производственными факторами, большая роль субъективно-сознательных факторов, взаимосвязь объективного и субъективного. Из природных различий людей вытекает деление общества на расы (исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных единством наследственных морфологических и физиологических признаков), деление по половым признакам, по возрастным критериям.
Понятие «гражданское общество» включает всю совокупность неполитических (негосударственных) отноше- ний в обществе, т. е. экономических, моральных, культурно-духовных, религиозных, национальных. Гражданское общество — это сфера спонтанного самовыявления свободных индивидов и ассоциаций и организаций граждан, которые добровольно сформировались и защищены законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти. Экономической основой гражданского общества выступает собственность во всем многообразии ее форм, прежде всего частная, кооперативная, ассоциированная, коллективная и т. д. Она обеспечивает реальную экономическую свободу, без которой невозможна ни политическая, ни социальная свобода. Гражданское общество — это постоянно функционирующая организация людей, которые объединены вокруг самостоятельно избранных целей. Именно гражданское общество гарантирует каждому человеку свободный выбор своего экономического бытия, утверждает приоритет прав человека, исключает монополию одной идеологии, одного мировоззрения, гарантирует свободу совести. И государство, и гражданин взаимно ответственны за верховенство демократически принятых законов, за судьбу Отчизны.
Структурно гражданское общество является подсистемой общества как целого, которая совпадает с социальной (социетарной) сферой общественной жизни. Как подструктура гражданское общество имеет сложную внутреннюю структуру, в которую входят компоненты институционального характера и определенный тип культуры. Институтами гражданского общества являются: 1. Добровольные общественные организации и социальные движения, а также политические партии на первых стадиях своего формирования, пока они не задействованы в механизмах осуществления власти. 2. Независимые средства массовой информации, которые обслуживают потребности и интересы граждан, формируют их и доводят до сознания масс. 3. Общественная мысль как социальный институт. 4. В определенном аспекте — выборы и референдумы, когда они служат средством формирования и выявления общественной мысли и защиты групповых интересов. 5. Зависимые от граждан элементы судебной и правоохранной системы (например, суды присяжных, народные милицейские отряды и т. д.). Гражданское общество — это не только сфера, но и тип взаимодействия, определенная модель социальной организации с присущими ей качественными характеристиками: — субъектами взаимодействия в гражданском обществе выступают свободные и равные индивиды, которые верят в свою способность решать малые и большие дела в обществе; — им не чужды общественные проблемы и они сориентированы на общественные дела; — индивидуализм и конкурентность в их деятельности сочетаются Реально в Украине уже формируется гражданское общество: достаточно развита публичная сфера, многопартийность, продекларирована свобода частной собственности, формируются рыночные отношения. Но главное — необходимо моральное возрождение, реконструкция чувства солидарности и восстановление человеческого достоинства. Производственная, трудовая дея- Политическая сфера тельность общества и необходимость уп- Жизни общества равлять общественными процессами производства, а также социальная жизнь общества — вот два основных общественных фактора, которые объясняют происхождение и сущность политических организаций в обществе. К числу общественных пред- посылок политических организаций относится и определенный уровень развития общественного сознания. Основными политическими институтами являются: государство, политические партии, профессиональные организации. Понятие «государство» возникло около трех тысячелетий назад (древнее государство Урарту существовало в IX–VI ст. до н. э.). Греческий философ Платон представлял идеальное государство как иерархию трех состояний: правителей-мудрецов, воинов и чиновников, крестьян и ремесленников. Основоположник утопического социализма Т. Мор утверждал: государство — это заговор богатых против бедных. Г. Гегель считал, что государство — это образ и действительность разума, это жизнь Бога в мире. В разные эпохи формировались и разные взгляды на происхождение государства. Согласно теологической теории (идеологи религий Др. Востока, христианской церкви, средневековых монархий, исламской религии), происхождение государства объясняют Божьей волей. Суть патриархальной теории (Аристотель и др.) состоит в признании, что абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье. Представители договорной теории (Гроций, Гоббс, Руссо) обосновывают положение о том, что государство возникло как следствие договора между людьми. Психологическая теория (Петражицкий, Фрезер, Тард) объясняет государство особенностями психики, в частности, психологической потребностью людей в подчинении. Теория ненасилия (Дюринг, Гумплович) отстаивает идею, что при завоевании землеробов кочевниками должен быть определенный уровень продуктивных сил, должна существовать собственность. Согласно марксизму, государство возникает с разделением общества на классы, социальные группы. Государство — это институт общественной власти, властные функции которого распространяются на все общество. Система государственной власти включает в себя определенные структурные компоненты, благодаря которым она и функционирует именно как политическая власть. Во-первых, это особый аппарат политического управления, где люди профессионально заняты политико-управленческой деятельностью; во-вторых, идеологическая программа политической власти, где провозглашаются цели, задачи деятельности данного политического института, обоснование этих целей, оценка современной деятельности, задача ее преобразования и т. д.; в-третьих, это система права (законы, обязательные для всех и регулирующие самые разнообразные стороны жизни общества); в-четвертых, в систему политичес- кой власти входит и материальное обеспечение (органы материального принуждения: налоговая система, государственные долги, обеспечивающие денежно-финансовую базу государственной деятельности); в-пятых, территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления. Все эти компоненты государственной власти существуют и действуют в комплексном единстве. Государство является тем институтом, при помощи которого экономически господствующий класс становится господствующим политически и юридически. В то же время оно является органом, регулирующим взаимоотношения всех, гармонирующим их интересы, обеспечивающим условия, возможности для жизни, деятельности каждого человека. Одним словом, государство имеет и классовую природу, и всеобщий характер, выражающийся в его сопряженности с жизнедеятельностью, интересами каждого конкретного человека. Эту глубинную связь государства и каждого человека выразил Гегель: «Государство, его законы, его учреждения суть права составляющих государство индивидуумов. Все в государстве есть их достояние точно так же, как и они принадлежат ему». Одной из общественных организаций являются профессиональные союзы. Они появились на базе общественного разделения труда, на основе выделения устойчивых групп представителей одной и той же профессии. Для защиты этих людей, для обеспечения лучших условий общего труда и создаются профессиональные союзы. Компонентами профсоюзов являются: группы людей, профессионально занятых орга-низаторско-профсоюзной деятельностью; аппарат, в рамках которого они работают; программа, которая является теоретико-идеологическим выражением общих профессиональных интересов; материальная база, бюджет, складывающийся из взносов, и т. п. Социальной основой политических партий является не общность профессиональных особенностей, трудовой деятельности, а классовые интересы людей. Партии исходят из определенных стратегических перспектив развития своего класса, отражают в своей деятельности положение класса в обществе или его части. Партийная организация не является органом власти в обществе, как и профсоюзы, она строится на принципе членства, а решения, рекомендации партии распространяются только на ее членов. Американский ученый Дж. Ла Паламбара выделил следующие основные черты партии: во-первых, она является носителем идеологии или, по крайней мере, отражает конкретную ориентацию, видение мира и человека; во-вторых, цель партии — завоевание власти во имя осуще-312 ствления своих программных задач; в-третьих, партия — это объединение людей на продолжительное время (более двухсот лет партиям тори и вигов в Англии, с 1828 года существует демократическая, а с 1854 г.— республиканская партии в США); в-четвертых, любая партия стремится обеспечить себе поддержку народа. Принято считать, что общественно-политическая организация становится партией, если она для исполнения своей программы выдвигает целью приход к власти и влияние на нее, участие в делах государства. Формирование реальной многопартийности в Украине возможно только при условии становления зрелого гражданского общества, в котором будут доминировать две основные партии или даже два блока партий. Должны сформироваться другие компоненты демократической политической системы, прежде всего, мощный средний класс, а место нынешнего конфронтационного сознания должно занять толерантное консенсусное сознание. Политическая сфера как целостная система общественного управления имеет объективные законы своего развития и функционирования, она имеет свои принципы, которые складываются, отшлифовываются на протяжении многих веков. В числе этих принципов — целостность политической системы, узловое место государства в этой системе, консолидация именно в нем инструментов власти, особая роль политических партий. В политической сфере вычленяются политический субъект, политическая деятельность, политические отношения, политическое сознание. Кроме этого, в политической сфере выделяются объективная и субъективная стороны, материальные и идеальные компоненты. Концентрируя в себе экономику общества, интересы различных отношений, политическая сфера как бы открывает путь реализации объективных закономерностей общественной жизни. Функционирование государства во Государство внутриполитическом и внешнеполити- И суверенитет ческом пространстве приобретает особое значение, поскольку без этого политического института невозможны национальная идентификация и самоопределение. В этом случае функции государства призваны «защитить» свободное развитие нации. Под суверенитетом следует понимать совокупность полновластия нации и прав, которые гарантируют независимость личности. Суверенитет нации отражается, прежде всего, в возможностях ее свободного политического самоуправления, в правах нации на территорию, которая исторически сложилась, ее природные ресурсы, а также в верховенстве ее законодательства и избранной государственной власти, в национальном гражданстве. Суверенитет человека отражается в реальных правах на жизнь и независимость мировоззрения, гарантиях против насилия и голода, защите самостоятельности личности в целом. В истории политико-философской мысли, когда анализируется дихотомия «человек — государство», доминируют три наиболее влиятельных традиции: универсальная, социалистическая и либерально-демократическая. Универсальная традиция отстаивает приоритет целого относительно части. Человек считается полностью интегрированным в государственное целое. Гегель, например, утверждал, что цель государства — не защита жизни и собственности человека, а, наоборот, защита государства человеком. Социалистическая традиция исходит из идеи, что человек как носитель интересов социальных групп находится под защитой государства. Либерально-демократическая традиция базируется на идее правового государства, рассматривая его как результат общественного договора между самостоятельными, независимыми друг от друга индивидами, которые владеют равными правами и свободами. Национальное государство, которое защищает территориальное единство и политическую целостность нации и гарантирует ей развитие национального рынка и сохранение национальной культуры, не может не быть одновременно правовым, демократическим государством и не защищать интересы личности, ее политические и экономические свободы. Если проанализировать процесс становления и развития правовых, демократических гарантий со стороны государства относительно человека, индивида как необходимых условий для формирования государства, то в историческом плане можно выделить несколько периодов. Первый период (XVI–XVIII вв.) — угроза физической безопасности индивида, т. е. угроза индивидуального насилия. Цель государства — гарантировать безопасность жизни и собственности. Для этого государство использует соответствующие средства: полицию, суды, «государственную монополию» на власть. Второй период (с конца XVIII ст.) — угроза индивиду со стороны государства, деспотизма, тоталитаризма. Цель государства — свобода и равенство, а способами достижения этой цели выступают: права человека, принцип разделения власти, право граждан бороться с незаконными действиями представителей власти. Третий период (XX в.) — угроза индивиду, которая вытекает из экономического неравенства и свободного рынка. Цель государства — социальная справедливость, а способом ее достижения является право, контроль против злоупотреблений рынка. В национальном государстве конца XX века есть признаки всех трех периодов. Демократия утверждает себя и через демократические институты формируется гражданин, который осознает себя и частью целого, и индивидуальностью.
Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедея- Общества тельности, и потому его проявления в обществе универсальны. Сознание общества функционирует в самых разнообразных формах, видах, состояниях, уровнях. На определенном этапе развития общества оно институализируется как духовное производство, обретает относительную самостоятельность. Общественное сознание как духовная сторона исторического процесса представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука) (схема 44). Схема 44. Состояния духовной жизни общества активное состояние (обусловленное, например, желанием большинства общества включиться в исполнение каких-либо социальных программ) акцентированное состояние (например, духовной жизни \^ агрессии) общества /\ пассивное состояние (общественной апатии или скепсиса) сбалансированное состояние (которое предполагает наличие моментов всех возможных состояний без очевидного преимущества какого-либо отдельного) Общественное сознание есть отражение общественного бытия. Общественный субъект корректирует само содержание общественного сознания и его роль в обществе. Это позволяет выделить познавательный и социологический аспекты общественного сознания. Познавательный аспект основывается на оценке общественного сознания и его элементов как идеального отражения объективного мира. В зависимости от того, с какой глубиной и в каких формах отражает сознание объективную истину, выделяется теоретическое и обыденное сознание. Стержнем социологического аспекта является роль общественного сознания в обосновании, развертывании деятельности общественного субъекта, в выражении его интересов. В зависимости от этого выделяются идеология и общественная психология. Обыденное (повседневное, практическое) сознание представляет собой функцию непосредственной практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных связей. Бывает, что обыденное сознание ближе стоит к истине, чем теоретическое. Например, в годы застоя оно точнее оценивало неблагополучие в обществе, чем официальные идеологические документы. К числу генетически первичных форм отражения относится и общественная психология, которая представляет собой совокупность общественных чувств, эмоций, переживаний, волеизъявлений и т. д. Это и мода, и слухи, и социально-психологические комплексы на основе ложной идеологии (например, феномен обожествления Сталина в 30-е годы, «стадная» ненависть к «врагам народа»). Идеология представляет собой теоретическое систематизированное сознание, выражающее интересы, целеполагания, программы деятельности социальных общностей. Общественное сознание отражает богатство общественной жизни, общественного бытия в различных формах. Если общественное сознание, общественная психология, идеология, теоретическое сознание отличаются прежде всего по уровню отражения действительности, способу существования, социальным функциям и т. д., то основной критерий форм общественного сознания — содержательный. К формам общественного сознания относятся: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и научное сознание. Формы отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и философию интересуют как природа, так и общество, то политическое сознание — отношения между классами, нациями, социальными слоями и их совокупное отношение к государственной власти. Каждой форме общественного сознания присуща своя диалектика между объективными и субъективными моментами. Если наука избегает субъективного, то искусство теряет без него свою ценность. Некоторые формы выполняют сходные функции (например, философия и религия — мировоззренческую), но в религии — это еще и мироощущение, и система чувств, эмоций, настроений. Важной отличительной чертой форм общественного сознания является способ отражения действительности. Для науки — это теоретико-партийные системы, для политики — политические программы и декларации, для морали — нравственные принципы, для эстетического сознания — художественные образы и т. д. Все формы общественного сознания в своей совокупности раскрывают картину сложного, многогранного отражения общественной жизни. Важной характеристикой общественного сознания, духовной жизни является духовное производство, которое выступает как производство сознания в определенной общественной форме. Самой развитой формой является наука как специализированная отрасль общественного труда. Духовная сфера общества представляет собой сторону духовной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т. д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовная сфера — это целенаправленно организуемая обществом жизнь людей. На различных этапах развития общества элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание. В каждом из этих элементов сознание выступает своеобразным центром, ибо оно — и результат деятельности: оно производится, и продукт потребления: оно потребляется, и определенное средство, орудие духовного производства, т. е. та база, на основе которой получаются новые духовные ценности, и высшая цель, ради которой формируются социальные институты, научные учреждения, органы образования, творческие союзы и т. д. Как материальные блага, общности организации выступают своеобразной границей, которая очерчивает пределы материальной, социальной, политической сфер, так и сознание как бы определяет границу духовной сферы, высвечивает его специфику. Именно это обстоятельство и дает основание для того, чтобы объединить, связать такие разные по содержанию и по конкретной общественной роли идеологию, науку, образование, церковь, искусство.
Сущность общественного сознания можно раскрыть, только решив вопрос о соотношении общественного бытия и сознания. Общественное бытие — это реальный процесс жизни людей, те общественные отношения, которые складываются в обществе на основе данного способа производства и культуры. С точки зрения идеализма, сознание определяет бытие. Такая точка зрения, получившая свое концентрированное выражение у Гегеля и его последователей, опирается на так называемый «здравый смысл». Люди участвуют в общественных действиях, руководствуясь определенными взглядами, чувствами, побуждениями, и исследователи делают отсюда вывод об определяющей роли сознания. При этом недооценивается роль экономики, техники и технологии в жизни людей, игнорируется тот факт, что человеку, несмотря на его сознание, не дано предвидеть в полном объеме результаты своей деятельности (вспомним крылатую фразу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»). Для материалистов общественное сознание производно от бытия, т. е. бытие определяет сознание. С этой точки зрения, общественное сознание — это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, отражающих бытие людей, условия их жизни. Общественное сознание не функционирует вне сознания конкретных людей, но это не свидетельство тождественности индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание — это внутренний (духовный) мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие. Оно отражает через призму конкретных условий жизни человека не всю реальность, а лишь отдельные ее стороны и черты, фиксируя много частного, неповторимого, ценного для данного человека. Возникновение, функционирование и развитие индивидуального сознания есть функционирование и становление конкретного человека. Со смертью человека индивидуальное сознание завершает свой цикл, хотя те или иные результаты деятельности индивида, его сознания в той или иной форме передаются другим людям, продолжают жить в их памяти или в конкретных видах духовного бытия: музыкальных произведениях, стихах, фразах, афоризмах. В отличие от индивидуального общественное сознание выступает коллективной, всеобъемлющей памятью, разносторонним духовным опытом общества. До тех пор пока будет существовать человечество, будет существовать и функционировать общественное сознание. Отвлекаясь от частностей, свойственных индивидуальному сознанию, оно выступает как обобщающая картина человеческого мировидения. Общественное сознание по своему происхождению (генетически) формируется из важнейших достижений индивидуального сознания. Те или иные идеи, концепции, прогнозы проходят через «сито» общественного мнения. Затем имеющийся сгусток очень придирчиво про-318 ходит испытание временем, эпохами с их постоянно изменяющимися ценностями, установками, подходами к пониманию достижений человеческой мысли. В свою очередь, индивидуальное сознание является общественным сознанием, так как каждый человек становится личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в общественном сознании в предшествующий период. Общественное сознание представляет собой многогранное, очень сложное явление социальной жизни. Оно имеет определенную структуру, под которой понимается расчлененность сознания на составные элементы и характер взаимосвязи между ними. Существует множество подходов к анализу общественного сознания. Один из них следующий. Структуру общественного сознания рассматривают в трех основных аспектах: 1. Конкретно-историческом, выделяя типы сознания: сознание первобытного общества; сознание предшествующих эпох: античности, средних веков, Нового времени; сознание современного общества. 2. Гносеологическом, выделяя виды: эмпирическое, теоретическое, художественно-образное, профессиональное, массовое — и уровни сознания: обыденное (познание явлений) и научное (познание сущности). 3. Социологическом, выделяя сферы: идеологию и общественную психологию — и формы сознания: политическое, правовое, нравственное (мораль), эстетическое, религиозное. Идеология — это целостная система идей и взглядов, отражающая условия жизни людей, их бытие с позиции определенных социальных сил, а также цели (программы), направленные на укрепление или развитие (изменение) существующих в обществе отношений. Идеология возникает благодаря деятельности теоретиков: ученых, писателей, религиозных, общественных и политических деятелей. Главная ее особенность — лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания. Кроме того, она должна предлагать определенный образ жизни, без него она не может быть принята людьми, не может их увлечь. Идеология находит свое выражение в конституции государства, в программных заявлениях политических партий, в религиозных писаниях, в других документах и материалах. Общественная психология представляет собой систему чувств, эмоций, отдельных, не систематизированных мыслей, убеждений, установок, в которых отражаются, в первую очередь, ближайшие условия бытия людей. Общественная психология, в отличие от идеологии, есть продукт жизнедеятельности всего общества или конкретных больших групп людей. Она не существует вне психологии индивидов и развивается в тесной связи с развитием индивидуальной психологии. Однако если явления индивидуальной психологии присущи только определенной личности, то явления и процессы общественной психологии носят коллективный характер и проявляются как психология определенных социальных групп, партий, общества, наций. Определяющим в становлении психологии людей выступает общественное бытие и особенно состояние экономики, культуры, образования, традиций. Немаловажное влияние на общественную психологию оказывает и идеология. В свою очередь общественная психология оказывала и оказывает заметное влияние на идеологические процессы и политическую практику. В условиях Украины и стран СНГ это иногда выступает в форме популизма, движения (и идеологических построений), апеллирующего к сознанию широких народных масс, отражая все его противоречия, играя на минутных настроениях людей, обещая простым путем решить заведомо трудноразрешимые задачи. С возникновением гражданского общества появляется государство и зарождается новый вид человеческой деятельности — политика. Политика — это деятельность социальных групп, наций, партий, государства, ядром которой является проблема власти. Заниматься политикой — значит отстаивать интересы определенных групп людей, управлять политическими процессами. Политика как определенные отношения и действия находит свое отражение в политическом сознании. Политическое сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий, общества. Оно включает в себя политическую идеологию и психологию. Политическая идеология находит свое теоретическое выражение в конституциях, в программных заявлениях, лозунгах партий, национальных группировок. Политическая психология включает в себя главным образом чувства, настроения, эмоции, поведенческие установки той или иной социальной группы или общества в целом в ходе реализации политических целей и задач. Политическое сознание не является постоянным, неизменным. Оно функционирует, развивается и изменяется в зависимости от состояния общественного бытия, от изменений в социальной практике. Правосознание — это совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступ-320 ков людей в обществе. Правосознание специфично. Каждая социальная группа, национальное сообщество и другие объединения имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, свое правосознание. Несмотря на это все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом. Право — это система обязательных норм, правил поведения людей, выраженная в юридических законах. Право является продуктом конкретного экономического, социального, политического, экологического, культурного состояния общества, исторических традиций, состояния и расстановки политических сил в обществе. Оно охраняется силой государства. Право, как и политическое и правовое сознание, появляется с возникновением гражданского общества и государства. В отличие от них моральное сознание (нравственность) является наиболее древней формой сознания и социальной формой регуляции деятельности людей. Мораль — это совокупность взглядов, представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия. Если нарушается право, то государство с помощью аппарата принуждения заставит человека подчиниться требованиям закона. За моралью, где наиболее четко выражены элементы общественной психологии, стоит сила убеждения, примера, традиций, общественного мнения. Требования права и морали не во всем совпадают. В праве на первом плане — наказание, в морали — воспитание. Так же как и право, мораль исторична, конкретна. В ней присутствует целый ряд общечеловеческих элементов типа «Не укради!», «Не убий!». Однако наряду с ними немало элементов, которые у различных социальных сил в разные исторические эпохи имеют разные ценностные оценки. Одной из древнейших форм сознания, наряду с моралью, является эстетическое сознание. Основная его особенность состоит в эмоционально-ценностном восприятии действительности с позиций комического и трагического, прекрасного и безобразного, величественного и низменного. Важнейшей частью эстетического сознания выступает искусство. Искусство есть форма отражения действительности в художественных образах. Искусство выполняет следующие функции: — познавательную (например, о Великой Отечественной войне люди знают больше из произведений искусства, чем из исторических документов); — эстетическую (произведения искусства заставляют людей радоваться и восхищаться, ненавидеть и негодовать, воспринимать прекрасное и определяться по отношению к низменному и безобразному); — воспитательную (общение с миром прекрасного учит людей отличать благородное от пошлого, высокомерное от моральной красоты); — социальную, идеологическую (произведения искусства иногда специфически выражают определенные интересы, эмоциональный настрой, чувства, мироощущение и мировосприятие социальных групп, их политические, правовые, моральные и иные взгляды, идеи, концепции). Религиозное сознание — одна из древних форм осознания мира и регуляции человеческой деятельности. В его основе лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им. История человечества знала великое множество различных типов и вариантов религий: от язычества, с верой в большое количество богов, до религий, признающих единого бога. Однако каждая религия включает в себя три обязательных элемента: мифологический — веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил; эмоциональный — религиозные чувства, возникающие под воздействием веры; нормативный — требования по соблюдению религиозных предписаний. Сущность религии состоит в том, что верующие совершают определенные действия с целью расположить к себе сверхъестественные силы и с их помощью отвратить от себя и других людей различные бедствия, получить какую-то пользу. Схема 45. Структура общественного сознания формы £/. --- 7 ---- 7 ---- 7 ---- 7 -----
уровни
T I I идеология I i i I I —I---- 1— общественная психология 4- Ж.
Читайте также: Английская буржуазная революция и ее влияние на международные отношения. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|