Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексный подход к диагностике несостоятельного предприятия.




Имея одну только неплатежеспособность, невозможно правильно и адекватно оценить реальное положение дел на предприятии. Длявыяснение причин и выработки конкретных рекомендаций необходимо определить сущность проявления кризисных тенденций (т.е. неплатежеспособность выступает как результат проявления ряда факторов в финансово-экономической деятельности предприятия).
Финансовое состояние предприятия рассматривается как результат взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений внутри предприятия и определяется всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов. Действие каждого из факторов может являться основой для выводов о возможностях финансового оздоровления предприятия.
Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом в системе антикризисных процедур, наиболее важным представляется деление факторов на внешние и внутренние.
Внешние не зависят от организации работы самого предприятия, их изменение не подвластно воле предприятия. К таким факторам относятся: изменение системы налогообложения, рост тарифов на энергоносители, транспортные перевозки и содержание социальных объектов предприятия.
Внутренние напрямую зависят от уровня антикризисного менеджмента на предприятии и являются основой для определения внутренних резервов восстановления платежеспособности.
Комплексный подход к диагностике финансового состояния основан на последовательной оценке действия внутренних и внешних факторов, определяющих глубину финансового кризиса, выбор и перспективность применения методов финансового оздоровления. Диагностика финансового состояния осуществляется в следующей логической последовательности:

1. состояние реализации и производства продукции – определяющая характеристика состоятельности предприятия. Эта способность характеризуется объемом продукции, произведенной и реализованной в отчетном периоде. Оценка состояния производства и реализации продукции предприятия включает изучение: динамики производства и реализации продукции; устойчивости ее производства и сбыта; расчетов с потребителями продукции; состава и структуры выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.

2. состав и структура выпускаемой продукции – в состав товарной продукции включаются: основная продукция; работы промышленного характера; товары народного потребления; прочая продукция. Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции характеризует устойчивое состояние производства. Снижение удельного веса основных видов продукции является индикатором спада производства;

3. конкурентоспособность продукции – характеризуется степенью удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной на данном рынке. Оценка конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции основывается на анализе: емкости рынка выпускаемой продукции; конкурентоспособности изделий; ассортимента выпускаемых изделий; определения соответствия отпускных цен а продукцию ее конкурентным характеристикам;

3.1) оценка емкости рынка

3.2) оценка доли предприятия на рынке

3.3) классификация сравниваемых параметров

4. наличие и эффективность использования производственных ресурсов – состав производственных ресурсов: персонал, внеоборотные активы, оборотные активы.

Персонал - оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и их использования должна осуществляться в целях диагностики социального банкротства, которое выражается снижением численности, уровня квалификации работников, заработной платы.

Внеоборотные активы - в процессе оценки стоимости и структуры внеоборотных активов необходимо определить удельный вес внеоборотных активов в стоимости имущества; структуру внеоборотныхактивов по следующим видам: нематериальные активы; основные средства; незавершенное строительство; долгосрочные финансовые вложения.
Анализ финансовой нагрузки – в процессе определяется 1) финансовая нагрузка в виде потребности в средствах на завершение капитального строительства. Для разработки мероприятий по финансовому оздоровлению необходимо оценить степень готовности незавершенных объектов и неустановленного оборудования, объем средств для завершения строительства, а также возможные варианты использования незавершенного строительства; 2) доходность долгосрочных финансовых вложений предприятия. Анализ финансового состояния неплатежеспособных предприятий показывает, что долгосрочные финансовые вложения, как правило, неликвидны.
Оборотные активы – активы предприятия, представленные в виде: запасов товарно-материальных ценностей; расходов будущих периодов; средств, находящихся на счетах; временно свободных денежных средств - оценка осуществляется с позиций ликвидности и возможности их мобилизации для погашения кредиторской задолженности. Оценка оборотных активов для диагностики несостоятельности включает анализ: - динамики стоимости и структуры оборотных активов; - ликвидность оборотных активов; - эффективность использования оборотных средств.
Анализ стоимости и структуры оборотных активов – анализ стоимости оборотных активов включает изучение структуры оборотных активов и ее изменения с целью оценки их ликвидности. Анализ структуры осуществляется на основе информации, содержащейся в разделе 2 актива баланса, по следующим видам: производственные запасы; незавершенное производство; готовая продукция и товары для перепродажи; товары отгруженные; расходы будущих периодов; дебиторская задолженность; денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
Анализ оборачиваемости оборотных активов – финансово-экономическое состояние предприятия, его платежеспособность находятся в непосредственной зависимости от оборачиваемости средств, вложенных в активы. Чем выше показатели оборачиваемости, тем быстрее средства, вложенные в активы, превращаются в денежные средства, которыми предприятие расплачивается по своим обязательствам. Отдельные виды текущих активов предприятия имеют различную скорость оборота. Показатели оборачиваемости отражают структуру оборотных активов предприятия и зависят от их видов, запасов товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности. Длительность оборота текущих активов предприятия определяется совокупным влиянием факторов внешнего и внутреннего характера. К внешним относятся: отраслевая принадлежность; сфера деятельности предприятия; масштабы предприятия; условия хозяйствования предприятия, включающие налаженность связей с поставщиками и потребителями, платежеспособный спрос на продукцию предприятия. К внутренним факторам, определяющих эффективность стратегии управления активами предприятия, относят: система управления затратами; ценовая политика; наличие учетной политики, позволяющей использовать обоснованные методы оценки товарно-материальных запасов.
Вывод: Спад производства, признаки социального банкротства, высокая степень износа основных средств, низкая ликвидность оборотных средств - любой из этих взаимосвязанных факторов может стать причиной неплатежеспособности предприятия. Неплатежеспособность проявляется в таком размещении и использовании финансовых ресурсов, при котором предприятие на может погасить свои обязательства перед кредиторами. Поэтому необходимо определить влияние показателей, характеризующих экономическое состояние предприятия, на размещение и эффективность использования финансовых ресурсов.

5. оценка финансового результата деятельности – финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей.


К абсолютным показателям относятся: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы от внереализационных операций; балансовая (валовая) прибыль; чистая прибыль. Эти показатели отражают абсолютную прибыль хозяйствования.
К относительным показателям относятся различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала). Экономический смысл показателей рентабельности – они отражают прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие.
Основными задачами оценки финансового результата при диагностике неплатежеспособности являются: - оценка динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период; - анализ источников и структуры балансовой прибыли; - выявление резервов повышения прибыли и уровня рентабельности.

6. финансовое состояние предприятия и его финансовая устойчивость – финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Задачами оценки финансового состояния предприятия являются: - оценка имущественного состояния предприятия: стоимость, структура и источники формирования имущества; - оценка направлений использования финансовых ресурсов; - определение показателей финансовой устойчивости и автономности предприятия; - оценка платежеспособности. При диагностике причин неплатежеспособности необходимо сделать акцент на выявлении основных направлений оттока финансовых ресурсов от активов, участвующих в производственном процессе, к активам, являющимся нагрузкой на финансовый организм предприятия.
Анализ финансовой устойчивости – структура баланса, то есть соотношение между отдельными разделами актива и пассива баланса предприятия, отражает финансовую устойчивость и автономность предприятия на основе расчета ряда финансовых показателей: коэф. автономии, отношение заемных и привлеченных средств к собственным средствам, степень обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами и т.д.

7. эффективность управления финансовыми ресурсами. Такой методологический подход к диагностике несостоятельности предприятия позволяет установить причины, степень глубины кризиса и возможность повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления.

89. Бизнес-план и роль анализа в разработке осн показателей становления и развития бизнеса.

Каждый предприниматель, начиная деятельность, должен представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, и уметь рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Он предусматривает решение стратегических и тактических задач:

– организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния орг; выявлен потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.

Потребность в бизнес-плане возникает при решении след задач:

– подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов; обоснован предложений по приватизации гос. орг; открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деят-ти; перепрофилирование существующей фирмы; составление проспектов эмиссий ценных бумаг; выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Заказчиками бизнес-планов являются юр и физ лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деят-ть, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане. БП - перспективный документ, рассчитывается на 3–5 лет. Основные показатели рекомендуется давать в поквартальной или месячной разбивке. Состав, структура и V БП определяется спецификой вида деят-ти, размером предприятия и целью его составления.

Шеремет и Сайфулин в учеб пособии «Финансы предприятий» приводят разделы БП с задачами экономич анализа.

Титул: Назван и адрес, Имена и адреса учредит, Суть проекта, Ст-ть проекта, Ссылка на секретность

1. Резюме Основные положения проекта, Цель производства, Новизна продукции, Сведения об V продаж, ВР, затратах, ПР, сроки возврата кредитов (задачи: Анализ и оценка продаж, затрат, риска и ПР);

2. Товар: Описание продукта (услуги): потребительские св-ва, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цены и затрат на производство, организацию сервиса (задачи: Оценка потребит-х св-в, Анализ товаров конкурентов, цен и затрат на производство продукции);

3. Рынок сбыта: Положение дел в отрасли, Потенциальные потребители, Рыночная конъюнктура (задачи: такие же)

4. Конкуренция: Потенциал конкуренты: оценка V их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, осн характеристик уровня качества и дизайна их прод, ценовой политики, Сравнит отдельных показателей деятельности конкурентов, стратегий, сильных и слабых сторон;

5. План маркетинга: Цены, Каналы сбыта, Реклама, Прогноз новой прод, Ценообразован, Ценовые показатели (задачи: А состояния рынка, изменения цен, эффективности рекламы, сильных и слабых сторон фирмы, производственных возможностей фирмы;

6. План производства: Производ процесс(описание), Поставка сырья, материалов, комплектующих (указать цену, колич, качество), Оборудования, здания, сооружен, Трудовые ресурсы, Затраты на производительность продукции;

7. Оценка риска и страхование: Слабые стороны орг, Вероятность появления новых технолог, Альтернатив стратегии, Меры профилактика рисков, Программа страхованот рисков (задачи: А риска по источ и причинам, А риска статистическим, экспертным и комбинир-м методами, А выбора инвестиц решений);

8. Финансовый план: Прогноз V реализации, Баланс денеж расходов и поступлений, Таблица доходов и затрат, Сводный баланс активов и пассивов орг, График достижения безубыт. (задачи: Фин А деят-ти, Выявлен внутрихоз резервов для укрепления фин положения и аналоги);

9. Стратегия финансирования: Определен величины и источ получения средств, Обоснован полного возврата средств и получения доходов (задачи: А средств по источникам, А платежеспособность орг, А сроков окупаемости вложений).

Количественное выражение БП, средство контроля над его выполнением осуществляется через бюджетирование, который является методом управления результатов деят-ти и совершенствования процесса производства, калькулирования и внесения коррективов. Операционный бюджет состоит из бюджетов:

– реализации; производства; прямых и мат затрат; прямых затрат на труд; производс-х накладных расходов; общих и административных расходов; прогнозного отчета о ПР. Финансовый бюджет состоит из: бюджета ДС; прогнозного баланса. Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от отчета о ПР и УБ или бух бюджет не имеет стандартизированных форм.

БП, приведенные в количественные измерители, образуют сметы, которые состоят из: текущих затрат:

1) программа сбыта; 2) производственный план, исходя из 3-х видов ресурсов;3) смета потребностей в оборотном капитале; 4) смета расходов; 5) смета ДС; Капитальных затрат: смета потреб в ОС; смета потребности в оборотном капитале. При определен потреб в оборот средствах используется формула:

Фоб.= текущ запас ТМЦ. + страховой запас ТМЦ + НЗП + ПрочОборотСредства,

Зтек.=среднедн расход матер(это=расходМатерНаВсюПрод/числоДнВыпуска)×времяМежду2-мя поставками в дн.,

Величина проч оборот средств в орг составляет 25% от всех. Зная потребность предприятия в основных и оборот средствах, можно определить величину кап вложений= Фосн. + Фоб.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...