Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 5. Учебно-познавательные задачи




§ 5. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

 

Буквы е и   и    в падежных окончаниях существительных Задачи:

– научить школьников осознанно применять систему усвоенных знаний и рациональных способов их применения;

– способствовать развитию творческого мышления.

♦ Задание 1.  Назовите действия, необходимые для правильного написания падежных окончаний существительных:

– поставить ударение;

– определить род;

– определить падеж;

– выделить окончание;

– определить число;

– определить склонение;

– подобрать проверочное слово;

– определить группу.

Укажите, какие из названных действий связаны с «морфологией» и «словообразованием».

(Чтобы правильно написать падежное окончание существительного, необходимо:

1) определить склонение – связано с морфологией;

2) определить группу – связано с морфологией;

3) определить падеж – связано с морфологией;

4) выделить окончание – связано со словообразованием. )

Это задание выборочного типа, в котором из ряда произвольно названных действий (или названных с учетом типичных ошибок на смешение орфограмм различных видов и типов) необходимо выбрать те, что связаны с анализируемой орфограммой.

♦ Задание 2.  Докажите положение: «Для того чтобы верно написать е  или и  в падежных окончаниях существительных, нужно определить, к какой группе или к какому склонению относится это существительное».

(При определении окончаний существительных III склонения и разносклоняемых существительных достаточно отнести существительное к III склонению или к существительным на– мя,  чтобы выбрать правильное окончание (окончание – и). При определении окончаний существительных I и II склонения прежде всего нужно знать группу, так как именно от группы зависит выбор окончания в данных существительных. Если указать только склонение, то нельзя сделать правильный вывод о написании окончания, так как в данных существительных может быть и окончание – е,  и окончание – и. )

♦ Задание 3.  Определите, от чего зависит выбор окончания. Побывать в Италии, на окраине города, на передовой линии, ходить по галерее, читать в постановлении.

Выделите окончания и укажите основание вашего выбора.

(В данных словосочетаниях выбор падежного окончания существительного зависит от группы: побывать в Италии  (2), на окраине  (1) города, на передовой линии  (2), ходить по галерее  (1), читать в постановлении  (2). )

♦ Задание 4.  Даны словосочетания: статья о профессии, стоять на площади, в тяжелом состоянии, встреча на опушке, нога в стремени.

Выделите окончания и определите по одному существенному признаку, который лежит в основе выбора написаний е  или и.

(Статья о профессии  (2), стоять на площади  (III), в тяжелом состоянии  (2), встреча на опушке  (1), нога в стремени  (-мя). )

♦ Задание 5.  Расскажите о правописании падежных окончаний существительных I и II склонений. Сравните правила правописания окончаний– е  и – и  в этих двух склонениях: что общего и в чем отличие.

(У существительных I склонения в дательном и предложном падежах в 1-й группе пишется окончание– е,  а во 2-й группе – окончание – и;  во II склонении – и  пишется только в предложном падеже во 2-й группе. Общее: написание окончания – е  в первых группах, окончания – и  – во вторых группах. Отличие: у существительных I склонения данное окончание пишется в дательном и предложном падежах, а у существительных II склонения – только в предложном падеже. )

♦ Задание б.  Отвечая на вопрос о правописании падежных окончаний существительных II склонения, ученик сказал: «У существительных II склонения в предложном падеже пишется окончание – е». Верным ли является данный ответ? Почему? Если нет, то исправьте.

(Данный ответ является неверным, так как у существительных II склонения в предложном падеже может быть и окончание е,  и окончание и.  Правильный ответ: «У существительных II склонения 1-й группы в предложном падеже пишется окончание– е,  а во 2-й группе в предложном падеже – окончание – и». )

♦ Задание 7.  Выделите падежные окончания. Проанализируйте данные примеры. Сделайте выводы. Опишите графически эти обобщающие правила.

I столбик

жить в деревне

стоять на равнине

идти по дороге

сидеть в телеге

II столбик

ходить по станции

учебник по биологии

рассказать о происшествии

лечиться в санатории

III столбик

верность традиции

быть в восхищении

в этой местности

IV столбик

на площади

рассказать о смелости

в жарком пламени

V столбик

находиться у конструкции

стоять у знамени

не сомневаться в участии

гореть в пламени

(В первом столбике записаны существительные I и II склонения, но у всех существительных этого столбика пишется окончание– е,  так как они входят в 1 группу.

ОП:

 

Во втором столбике также записаны существительные I и II склонения, но у них пишется окончание– и,  так как все эти существительные входят во 2 группу.

ОП:

 

В третьем столбике записаны существительные вторых групп I и II склонения и существительные III склонения. У данных существительных пишется одинаковое окончание – окончание– и.

ОП:

 

В четвертом столбике записаны существительные III склонения и существительные на– мя,  которые имеют одинаковые окончания, т. е. – и.

ОП:

 

В пятом столбике записаны существительные вторых групп I и II склонений и существительных на– мя,  которые имеют одинаковые падежные окончания – окончания и.

ОП:

 

Какой общий вывод можно сделать по существительным, записанным во втором, третьем, четвертом, пятом столбиках? (У всех существительных, записанных в этих столбиках, т. е. у существительных вторых групп I и II склонений, существительных III склонения и существительных на – мя, пишется окончание – и. )

ОП:

 

♦ Задание 8.  Как орфографическая ошибка может изменить содержание словосочетания: письмо Маше – письмо Маши?

(Если мы вместо письмо Маше  (Д), где Маша  – адресат (т. е. тот, кому написано письмо), напишем письмо Маши  (Р), то Маша  станет субъектом, т. е. тем человеком, который написал это письмо. )

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...