§ 5. Учебно-познавательные задачи
§ 5. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Буквы е и и в падежных окончаниях существительных Задачи: – научить школьников осознанно применять систему усвоенных знаний и рациональных способов их применения; – способствовать развитию творческого мышления. ♦ Задание 1. Назовите действия, необходимые для правильного написания падежных окончаний существительных: – поставить ударение; – определить род; – определить падеж; – выделить окончание; – определить число; – определить склонение; – подобрать проверочное слово; – определить группу. Укажите, какие из названных действий связаны с «морфологией» и «словообразованием». (Чтобы правильно написать падежное окончание существительного, необходимо: 1) определить склонение – связано с морфологией; 2) определить группу – связано с морфологией; 3) определить падеж – связано с морфологией; 4) выделить окончание – связано со словообразованием. ) Это задание выборочного типа, в котором из ряда произвольно названных действий (или названных с учетом типичных ошибок на смешение орфограмм различных видов и типов) необходимо выбрать те, что связаны с анализируемой орфограммой. ♦ Задание 2. Докажите положение: «Для того чтобы верно написать е или и в падежных окончаниях существительных, нужно определить, к какой группе или к какому склонению относится это существительное». (При определении окончаний существительных III склонения и разносклоняемых существительных достаточно отнести существительное к III склонению или к существительным на– мя, чтобы выбрать правильное окончание (окончание – и). При определении окончаний существительных I и II склонения прежде всего нужно знать группу, так как именно от группы зависит выбор окончания в данных существительных. Если указать только склонение, то нельзя сделать правильный вывод о написании окончания, так как в данных существительных может быть и окончание – е, и окончание – и. )
♦ Задание 3. Определите, от чего зависит выбор окончания. Побывать в Италии, на окраине города, на передовой линии, ходить по галерее, читать в постановлении. Выделите окончания и укажите основание вашего выбора. (В данных словосочетаниях выбор падежного окончания существительного зависит от группы: побывать в Италии (2), на окраине (1) города, на передовой линии (2), ходить по галерее (1), читать в постановлении (2). ) ♦ Задание 4. Даны словосочетания: статья о профессии, стоять на площади, в тяжелом состоянии, встреча на опушке, нога в стремени. Выделите окончания и определите по одному существенному признаку, который лежит в основе выбора написаний е или и. (Статья о профессии (2), стоять на площади (III), в тяжелом состоянии (2), встреча на опушке (1), нога в стремени (-мя). ) ♦ Задание 5. Расскажите о правописании падежных окончаний существительных I и II склонений. Сравните правила правописания окончаний– е и – и в этих двух склонениях: что общего и в чем отличие. (У существительных I склонения в дательном и предложном падежах в 1-й группе пишется окончание– е, а во 2-й группе – окончание – и; во II склонении – и пишется только в предложном падеже во 2-й группе. Общее: написание окончания – е в первых группах, окончания – и – во вторых группах. Отличие: у существительных I склонения данное окончание пишется в дательном и предложном падежах, а у существительных II склонения – только в предложном падеже. ) ♦ Задание б. Отвечая на вопрос о правописании падежных окончаний существительных II склонения, ученик сказал: «У существительных II склонения в предложном падеже пишется окончание – е». Верным ли является данный ответ? Почему? Если нет, то исправьте.
(Данный ответ является неверным, так как у существительных II склонения в предложном падеже может быть и окончание е, и окончание и. Правильный ответ: «У существительных II склонения 1-й группы в предложном падеже пишется окончание– е, а во 2-й группе в предложном падеже – окончание – и». ) ♦ Задание 7. Выделите падежные окончания. Проанализируйте данные примеры. Сделайте выводы. Опишите графически эти обобщающие правила. I столбик жить в деревне стоять на равнине идти по дороге сидеть в телеге II столбик ходить по станции учебник по биологии рассказать о происшествии лечиться в санатории III столбик верность традиции быть в восхищении в этой местности IV столбик на площади рассказать о смелости в жарком пламени V столбик находиться у конструкции стоять у знамени не сомневаться в участии гореть в пламени (В первом столбике записаны существительные I и II склонения, но у всех существительных этого столбика пишется окончание– е, так как они входят в 1 группу. ОП:
Во втором столбике также записаны существительные I и II склонения, но у них пишется окончание– и, так как все эти существительные входят во 2 группу. ОП:
В третьем столбике записаны существительные вторых групп I и II склонения и существительные III склонения. У данных существительных пишется одинаковое окончание – окончание– и. ОП:
В четвертом столбике записаны существительные III склонения и существительные на– мя, которые имеют одинаковые окончания, т. е. – и. ОП:
В пятом столбике записаны существительные вторых групп I и II склонений и существительных на– мя, которые имеют одинаковые падежные окончания – окончания и. ОП:
Какой общий вывод можно сделать по существительным, записанным во втором, третьем, четвертом, пятом столбиках? (У всех существительных, записанных в этих столбиках, т. е. у существительных вторых групп I и II склонений, существительных III склонения и существительных на – мя, пишется окончание – и. ) ОП:
♦ Задание 8. Как орфографическая ошибка может изменить содержание словосочетания: письмо Маше – письмо Маши? (Если мы вместо письмо Маше (Д), где Маша – адресат (т. е. тот, кому написано письмо), напишем письмо Маши (Р), то Маша станет субъектом, т. е. тем человеком, который написал это письмо. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|