Выводы. Раздел II. Сценарии уроков. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Тема: самостоятельные и служебные части речи
Выводы
1. Принципы построения системы упражнений при обобщенном изучении взаимосвязанных тем в методике обучения русскому языку пока еще не сформулированы. Решая эту проблему, следует исходить из положения, что при разработке и построении системы обобщающих упражнений необходимо опираться на те принципы, которые были положены в основу изучения теоретического материала. Специфика разработанной методической модели заключается в том, что упражнения на всех этапах изучения материала носят обобщающий характер. Однако функции каждой последующей серии соответствуют конкретному этапу изучения материала и основной его дидактической цели. 2. На первых этапах учащиеся овладевают развернутыми образцами устного и письменного (графического) обоснования орфограмм, после чего переходят к сокращенным способам рассуждения в процессе мотивировки написаний. Эти упражнения направлены на наиболее точное и рациональное применение теоретического материала к решению грамматико-орфографических задач, способствуют выработке обобщенных умений оперировать грамматическими понятиями. 3. Особое место отведено так называемым «перемежающимся» упражнениям, которые выполняются с привлечением средств наглядности и моделирования (схем, таблиц, формул обобщенных правил и алгоритмов). Задания к таким упражнениям ориентированы на дифференциацию и классификацию языковых явлений по различным признакам и основаниям, например на классификацию типов, видов орфограмм, условий выбора написаний, словарного материала, составление обобщающе-систематизирующих сообщений по орфографической теме и пр. 4. В целом реализация принципов методики формирования у учащихся обобщенных знаний при выполнении системы упражнений проявляется:
– в понимании общих закономерностей правописания, обобщающих правил и способов их применения; – в осознании линий обобщения, на основе которых объединяется языковой материал; – в овладении обобщенными приемами применения правил, а также полными и сокращенными приемами рассуждения; – в умении дифференцировать и обобщать не только сходные, но и конкурирующие языковые явления; – в способности осуществлять самоконтроль при выполнении заданий и упражнений; – в овладении способами решения познавательных задач.
Раздел II Сценарии уроков
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
В данной части работы приводятся конспекты[23] трех взаимосвязанных уроков формирования обобщенных знаний по теме «Самостоятельные и служебные части речи. 7 кл. ». В отличие от традиционных уроков (с точки зрения работы учителя и организации познавательной деятельности учащихся) здесь представлены такие средства и методы обучения, как: использование теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усиление эвристической направленности обучения, включение проблемных задач, заданий и ситуаций, использование алгоритмизированных упражнений, средства получения обратной связи, использование методики опережающего обобщения учебного материала и т. д.
Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (3 часа)
УРОК 1
Структура урока обобщенного изучения морфологического материала «Части речи» Первый этап. Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала по обобщающей теме. – Анализ структуры языковой темы как основы будущего обобщения. – Выявление содержания каждого структурного элемента обобщающей темы.
– Подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий, как «части речи» и «грамматические признаки». Второй этап. Ввод обобщенных понятий «части речи» и «морфологические признаки» с использованием опор. – Выявление линии для обобщения (в том числе и на основе базовой, опорной темы). – Поэтапное обобщение сходного морфологического материала. – Графическое описание обобщенной темы и ее структурных элементов. Третий этап. Ввод обобщающего алгоритма и образцов рассуждения (устного и графического) при морфологическом разборе. – Свертывание обобщений на основе выявления основных дифференцирующих признаков (части речи и морфологические признаки). – Закрепление свернутых образцов морфологического разбора частей речи. – Графическая фиксация морфологического разбора. Четвертый этап. Ввод обобщающих и алгоритмизированных упражнений и упражнений, построенных по принципу «перемежающегося» противопоставления. – Ввод упражнений на обобщение материала (группировка, классификация, систематизация материала). – Решение познавательных задач, направленных на разграничение частей речи (служебных и самостоятельных, каждой части речи в отдельности). Следует отметить, что общая структура подобных уроков применима не только в 7 классе, но и в старших (10–11) классах в рамках курса обобщающего повторения учебного материала за предыдущие годы и при подготовке к экзаменам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|