Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Буквы е и и в падежных окончаниях существительных




При подготовке к обобщенному изучению грамматико-орфографического материала по данной теме необходимо вначале подвергнуть его соответствующей логической обработке. Рассмотрим более подробно «механизм» структурирования этого материала.

Вначале отбирается и анализируется весь комплекс исходных знаний, которые подлежат группировке, и выделяются основные линии для обобщения. Так, в обобщенное правило о правописании букв е  и и  в падежных окончаниях существительных войдут три фактически разрозненные темы: «Буквы е  и и  в окончаниях существительных», «Существительные на – ия, – ии, – ие»  и «Существительные на– мя».

Написание падежных окончаний названных существительных подчиняется определенной закономерности, которая выражается в наличии одинаковых окончаний у отдельных групп существительных.

Общую структуру темы нужно представлять таким образом, чтобы последовательность анализа материала давала возможность учащимся самим добывать знания на основе переноса, осознавать не только материал, но и процесс его усвоения. В результате логической обработки материала и установления рациональной последовательности его изучения создаются благоприятные условия для управления познавательной деятельностью учащихся, формирования обобщенных знаний и рациональных способов деятельности.

Фиксация логических структур учебного материала может осуществляться самыми разнообразными способами (схема, таблица, модель, формула, блок и др. ).

Причем особые трудности вызывают только безударные окончания– е  и – и  в родительном, дательном и предложном падежах. Таким образом, окончания – е  и – и  являются и основанием для обобщения и систематизирующими признаками наиболее общего порядка.

Следующий этап структурирования материала – это определение групп и классов в соответствии с выделенным основанием, установление внутригрупповых и межгрупповых связей в орфографическом материале, оформление его в определенную иерархическую систему, которая может быть выражена в соответствующих группировках и классификациях.

Применительно к названной грамматико-орфографической теме структурирование и группировка учебного материала выражаются в вычленении отдельных групп и классов, между которыми устанавливаются внутригрупповые и межгрупповые связи.

Внутри I склонения выделяются две группы языковых явлений: 1-я группа – существительные женского и мужского рода с окончаниями —– а (-я),  2-я группа – существительные женского рода, оканчивающиеся на – ия,  которые, с одной стороны, объединяются в одно склонение по одинаковому роду и одинаковым окончаниям в начальной форме, а с другой – разделяются на две группы по разным окончаниям в дательном и предложном падежах (первая группа – окончание – е,  вторая группа – окончание – и).

В составе II склонения, как и в составе I, также выделяются две группы: 1-я группа – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием на– о (-е)  и 2-я группа – существительные мужского рода, оканчивающиеся на – ий,  и существительные среднего рода, оканчивающиеся на – ие. Между ними возникают такие же связи, как и между двумя группами I склонения.

III склонение, в состав которого входят существительные женского рода с нулевым окончанием (оканчивающиеся на– ь),  характеризуется одинаковыми окончаниями в родительном, дательном и предложном падежах.

Разносклоняемые существительные (десять существительных на– мя)  по характеру падежных окончаний можно объединить с существительными III склонения.

Выделение групп в составе I и II склонения имеет большое значение, так как именно группа является основным дифференцирующим признаком, той линией, по которой пойдет обобщение в I и II склонении.

Структурная организация данного материала может быть зафиксирована в обобщающей таблице (см. об этом в описании урока).

Эффективность такого варианта структурирования системы знаний обеспечивается:

– возможностью одновременного изучения обобщенных правил и обобщенных способов их применения как средства экономии времени и формирования системных знаний (при опоре на структурную таблицу) с использованием приема переноса как в аналогичные, так и измененные условия);

– возможностью включения упражнений с конкурирующими написаниями на более раннем этапе, что соответствует требованиям формирования полных и четко дифференцированных обобщений уже на этапе первичного изучения нового материала;

– на основе логической структуры обобщенной темы представляется возможность построения обобщенных правил (грамматических и орфографических) в виде формул и адекватных им формул-алгоритмов, а также образцов устного и графического обоснования орфограмм.

Проиллюстрируем далее методику и технологию уроков по названной обобщенной теме «Типы склонений и правописание букв е  и и  в падежных окончаниях существительных». Всего 3–4 урока: 1 урок – на первую тему и 2–3 урока – на вторую. Уроки могут быть сдвоенными, что тем более целесообразно практиковать при обобщенном изучении материала на основе его блоковой подачи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...