Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Формирование установки на трезвость




Наиболее адекватным для задач исследования ано­малий личности является аналитико-преобразующий подход (гл. III). Его реализацию можно вкратце свести к следующей последовательности. Первой исходной за­дачей является собственно психологическая квалифи­кация процесса личностных изменений, выявление опре­деленных внутренних механизмов, особенностей де­формации различных уровней психического здоровья, перестройки мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер личности и т. п.

Результаты этого общепсихологического этапа приводят к возможности по-новому увидеть практи­ческие проблемы и предложить здесь свои, не пересекаю­щиеся с психиатрическими, подходы и точки зрения. Рефлексия этих точек зрения, установление на основе данных проведенного анализа тех конкретных областей, задач, сфер применения, в отношении которых пока­заны собственно психологические подходы, и составляет содержание следующего — второго по счету — этапа работы психолога. Заключительный этап — это нахождение, разработка и апробация конкретных технических приемов, диагно­стических и психокоррекционных методов, с помощью которых можно было бы наиболее успешно провести намеченное преобразование реальности. Этот этап явля­ется одновременно и проверкой теоретических построе­ний, выводов первых двух этапов, поскольку в случае его успешности, эффективности мы можем говорить о правильности этих построений, тогда как в случае не­удачи — либо о недостаточно последовательном их при­менении, либо об их ошибочности и, следовательно, необходимости их смены.

Изложенные результаты общепсихологического этапа аналитико-преобразующего подхода также позволяют перейти к указанию некоторых из тех проблем алкоголизма, где помощь психолога может ока­заться полезной. Рассмотрим это на примере.

Обычные способы лечения сводятся к выработке не­переносимости, отвращения к запаху и вкусу спирт­ного либо условно-рефлекторно, либо с помощью спе­циальных препаратов. Традиционная психотерапия до­полняет это беседами о вреде и пагубности алкоголя. Ни в одном из данных случаев особого вмешательства психологов не требуется — лечение вообще прерогатива медиков, а убедительных фактов о вреде алкоголя у лю­бого врача-нарколога предостаточно. Ясно, что перечисленные пути тера­пии, несмотря на их важность, чаще всего не за­трагивают глубинные, смысловые основы тяги к опья­нению. Они направлены на подавление физических, фи­зиологических компонентов влечения и на осуждение пьянства как порока, тогда как вся сложная, деятельностно-опосредствованная подоплека пьянства, выработанные годами установки и способы вос­приятия мира остаются практически незатронутыми.

Термин В. Е. Рожнова «перевоспиты­вающая корректировка личности». Меняется соотноше­ние ролей психиатра и психолога: если на первых ста­диях, когда необходимо восстановить нарушенные бо­лезнью функции, снять острые симптомы физической за­висимости, привить отвращение к запаху и вкусу спирт­ного и т. п., психиатр является главным, а психолог — фоном, то на стадии перевоспитывающей корректиров­ки отношение меняется — главным становится психолог.

О душевном «перерождении» писал еще в 1886 году С. С. Корсаков. Задача привития этого нового душевного содержания и о том, что задача эта по преимуществу психолого-педагогическая.

Дополнительная задача — более ясно очертить, локализовать направленность и границы нашего вмешательства в рамках именно дан­ного прикладного исследования. Например, в качестве точки приложения может быть выбрано формирование смысловой установки на трезвость как одной из состав­ляющих процесса корректировки личности. В свою оче­редь эта более прицельная локализация требует нового обращения к общепсихологическим рассуждениям и анализу, сосредоточенному на выбранной узкой обла­сти. В нашем случае суть этих рассуждений может быть вкратце сведена к следующему.

Появлению новых мо­тивов субъекта предшествуют переходные потребностно-мотивационные состояния, возникающие вследствие кризисных явле­ний личностного развития, разочарования в прежних мотивах и способах действия и т. п. Следующая стадия движения — выбор конк­ретного предмета, мотивообразование. Наконец, послед­няя — побуждение через найденный мотив к деятельно­сти, дальнейшая трансформация в ней потребностно-мотивационной сферы.

 Факт прихода человека в психиатри­ческую клинику говорит о том, что пьянство по неким причинам (пусть даже внешним) и на какой-то срок (по крайней мере на срок пребывания в стациона­ре) стал для него хотя бы формально осуждаемым. Речь идет о неопределенном мотивационно-потребностном состоянии с нередким несоответствием осо­знаваемых и неосознаваемых компонентов. Основная задача методики виделась в поэтапном переводе такого потребностного состояния в ранг полноценной потребности в трезвой жизни.

Эта задача реализовывалась в четыре этапа (К. Г. Сурнов):

1. Мотивационный  этап ставил целью создание у больных высокой личност­ной, эмоциональной заинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях по данной методике.

2.  Ориентировочный -  вводятся многочислен­ные мотивы (предметы) трезвеннической жизни, потен­циально способные опредметить существующее потребностное состояние.

3. Установоч­ный — на основе достижений ориентировочного этапа формировались личностно-приемлемые для данного па­циента мотивы трезвеннической жизни, индивидуаль­ная форма трезвеннической установки.

4. Деятельностный - заключался в разработке для каждого пациента развернутых пла­нов организации будущей трезвой жизни.

Сквозной для реализации этих этапов была деятельность группового общения. Критериями отбора участников психокоррекционной группы служили высказанные пациентом наме­рения воздерживаться от употребления спиртных напит­ков после лечения (т. е. наличие хотя бы вербальной установки); отсутствие выраженной деградации или сопутствующих эндогенных психических заболеваний.

Применение методики оказалось весьма продуктивным в практиче­ском плане. Смысловая установка на трезвость, диагносцируемая по ряду специальных критериев, была от­мечена у 90 % больных экспериментальной группы, про­шедших психокоррекционные занятия (против 30 % у больных контрольной группы, прошедших стандартное медикаментозное лечение).

Глобальная задача состоит в том, чтобы проанализировать все звенья реабилитационного процесса и найти в каждом из них те момен­ты, которые подлежат компетенции психолога и воз­можностям перевоспитывающей корректировки.

* Сюда же мы включаем особой важности вопрос о необходи­мости создания, специальной системы реабилитации, которая бы за­полняла собой неизбежный разрыв между искусственной атмосферой больницы и сложностями реальной жизни. Без психологически гра­мотной организации этого промежуточного звена наши психокоррек­ционные усилия будут во многом оставаться напрасными.

Иначе говоря, создать систему психологического обес­печения этого процесса, разработать ее теорию и прин­ципы практической реализации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...