Шмелев А. Г. Становление субъектной парадигмы. 27. Психосемантика черт личности. . 80. Гипотезы и методические средства. . . 120
Стр 1 из 38Следующая ⇒ Шмелев А. Г. Ш72 Психодиагностика личностных черт. —СПб.: Речь, 2002. — 480 с, илл. ' ■ ISBN 5-9268-0084-6 В данной книге обобщены результаты исследований современных зарубежных и отечественных специалистов в области психодиагностики личности. Приведен ценный материал, имеющий практическое значение для психодиагностики личностных черт и интерпретации результатов личностных методих. БЦК 88. 37 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 9 Проблемный контекст......................................................................... 9 Исторический контекст..................................................................... 11 Ключевые технологии, и идеи............................................................ 17 Участники, благодарность.................................................................. 26 Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПАРАДИГМЫ........................ 27 ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ «ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ» В ТРАДИЦИОННОЙ ПСИХОМЕТРИКЕ........ 27 Личность как этико-философская и конкретно-научная категория...........................................:................................................ 28 Корреляционный эксперимент........................................................... 30 Объектная структура данных............................................................ 32 Конфирматорная и эксплораторная факторизация........................... 34 Психофизиологическая интерпретация главных факторов.............. 36 Теории черт и типов......................................................................... 37 Отказ от аддитивности..................................................................... 39 Критика психометрики черт личности...................................................... 41 Клинический подход.......................................................................... 41 Условие эффективности клинического метода................................. 43 Компенсаторные стили деятельности............................................... 45 Социальная желательность................................................................ 46
Заблуждения обыденного сознания................................................... 46 Ситуационизм и интеракционизм..................................................... 4S Ошибки в вероятностной логике..................................................... 48 Бихевиористская структура данных.................................................. 51" Когнитивизм... .................................................................................. 52 Концепция компетентности............................................................... 54 Частичная субъектная парадигма: установки и отношения..................... 56 Ситуационная обусловленность установок....................................... 56 Проективная структура данных......................................................... 60 Иерархия установок и иерархия черт............................................... 61 Классификация отношений................................................................ 63 Интериоризация черт...................................................:..................... 63 Надситуационные акцентуации характера...................,.................... 64 лонгитюдная структура данных............................................................... 66 Субъектная структура данных: шкалирование........................... : .............. 68 «Семантический дифференциал» {СД).............................................. 68 Куб данных в СД........................................................................ г...... 69 Смысл «субъектности» куба данных................................................. 70 Субъективное пространство ЕРА. ..................................................... 71 Трансформации пространства ЕРА.................................................... 72 Феноменологичность СД-диагностики.............................................. 73 Ассоциации и шкалирование.................................................,........... 75 Глава 2. ПСИХОСЕМАНТИКА ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ.................................. 80 Тест личностных конструктов.................................................................. 81 Когнитивная сложность..................................................................... 83 Поведенческая валидность теста конструктов................................. 86 Клинический эффект теории конструктов........................................ 87 Недостатки теории и технологии Келли........................................... 88
Семантика черт личности: локальные модели......................................... 90 Обыденная и научная концепции черт.............................................. 90 Семантические пространства черт личности............................,....... 91 Происхождение главных осей ЛСП.................................................. 95 Четырехполюсная модель черты личности...................................... 96 Четырехполюсная модель и влияние среды...................................... 98 Таксономические исследования личностных черт.......................... 102 Лексическая гипотеза...................................................................... 102 Карта личности Платонова.............................................................. 103 Таксономический проект Р. Кэттэлла............................................ 104 Независимость прогностичности от вращения факторов..,............ 106 Большая Пятерка личностных факторов........................................ 107 Преемственность современных таксономических проектов.......... 107 Проверка устойчивости Большой Пятерки.................................... ПО Большая Шестерка или Семерка?............... -.................................... 11 1 Теоретический статус факторов В5............................................... ИЗ Обобщенное личностное семантическое пространство................. 114 Прототипичность поступков........................................................... 11 4 Лексические факторы и факторы вопросников............................. 115 Обогащенное определение личностной черты................................ 118 Глава 3. ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА........................ 120 Гипотезы................................................................................................ 121 1. 1. Межкультурная универсальность глобальных черт............... 121 1. 2. Лексическая гипотеза: статус личностных вопросников........ 122 1. 3. Четырехпозиционное строение личностной черты................. 122 1. 4. Гипотеза многомерной континуальности................................. 123 1. 5. Гипотеза социально-ролевой детерминации............................. 125 Вторая группа гипотез: сцепление и дифференциация ЛСП. ......... 125 Таксономия личностных черт в русском языке..................................... 131 Начальный словник.......................................................................... 132 Выделение классообразующих терминов........................................ 134 Процедура и структура экспертных оценок................................... 137 Компьютерная система ТЕЗАЛ........................................................ 139 15 факторов...................................................................................... 140
Построение базисного личностного вопросника.................................... 146 Адаптация 16PF. ............................................................................... 147 Факторизация 16PF. ......................................................................... 147 Реконструкция недостающих пунктов 16PF.................................. 148 Создание компьютерной и параллельной формы 16ЛФ................ 150 Большая Пятерка на материале 16ЛФ...,........................................ 152 Разработка вопросника 16РФ.......................................................... 158 Большая Пятерка на материале 16РФ............................................ 162 Разработка программно-методических средств...................................... 166 1976—1987 — использование компьютеров для обработки данных........ а..................................................................................... 166 1988—1996 — программы для персональных компьютеров........ 167 Комплекс ТЕСТАН + ЭКСПАН...................................................... 168 Психометрический пакет ТЕСТАН+............................................... 172 Алгоритм КФА в системе ТЕСТАН.............................................. 173 Тестирование в Интернете (Телетестинг)...................................... 174 Глава 4. ВАЛИДНОСТЬ МОДЕЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.................. 178 Кросс-культурная гипотеза: S-данные.................................................... 178 Таксономические исследования...................................................... 178 Контрольные списки........................................................................ 184 Пятифакторная структура в сознании учителей........................... 188 Национальные стереотипы........................................... \................... 191 Интерпретация Большой Пятерки.................................................. 195 Взаимосвязь ЕРА и В5..................................................................... 196 Взаимоналожение категориальных систем разного уровня.......... 203 Кросс-культурная гипотеза: Q-данные....................... '............................ 205 Большая Пятерка и темперамент.................................................... 210 Лексическая гипотеза: связь S-'и Q-данных......................................... 211 Конвергентная валидность В5 и КСП............................................. 211 Приписывание черт в вопросниках................................................ 213 Информативность американских и русских факторов в России. 215 Обоюдная зависимость Q- и1 S-данных..................................:......... 221
Факторная структура. MMPI.................................................. "........ 222 Четырехпозиционная модель................... '.............................................. 227 Национальное самовосприятие русских......................................... 227 Крайности «типичного русского»................:................................... 231 «Вытеснение» невротизма?.............................................................. 234 Двухфакторность личностных тестов............................................. 235 Конструирование теста на основе модели...................................... 237 Многомерная континуальность личностного пространства................... 237 Циркограммы и циркуляторные модели........................................ 237 Англоязычные циркуляторные модели........................................... 239 Семантический код черты в циркуляторных моделях................. 240 Алгоритм размещения терминов по фасеткам.............................. 241 Русскоязычная циркуляторная модель (данные учителей)............ 242 Русскоязычная циркуляторная модель (данные студентов).......... 255 ^Новый взгляд на четверки............................................................... 258 Психофизиологическая интерпретация отношений внутри В5...... 260 Новая интерпретация «крайностей русского характера»............... 261 Кластеры личностных черт и таксономия ситуаций.............................. 263 «Ранговая модификация» кластерного анализа....... '....................... 264* Кластеры в Атласе черт................................................................. 266 Полиморфизм в Атласе черт......................................................... 266 Как читать Атлас?........................................................................... 267 Ситуационная интерпретация отдельных кластеров....................... 269 Неприятие личного успеха в русской культуре............................ 271 Кластерный анализ вопросников........................................................... 273 Кластерный анализ пунктов 16РФ................................................. 273 Соотнесение типов Гиппократа и факторов В5............................ 275 Нестабильность темперамента и ситуационная самооценка.......... 276 Кластерный анализ пунктов ММИЛ и таксономия жалоб........... 278
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|