Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шмелев А. Г. Становление субъектной парадигмы. 27. Психосемантика черт личности. . 80. Гипотезы и методические средства. . . 120




Шмелев А. Г.

Ш72 Психодиагностика личностных черт. —СПб.: Речь, 2002. — 480 с, илл.   ' ■

ISBN 5-9268-0084-6

В данной книге обобщены результаты исследований современных зарубежных и отечественных специалистов в области психодиагностики личности. Приведен цен­ный материал, имеющий практическое значение для психодиагностики личностных черт и интерпретации результатов личностных методих.

БЦК 88. 37

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 9

Проблемный контекст......................................................................... 9

Исторический контекст..................................................................... 11

Ключевые технологии, и идеи............................................................ 17

Участники, благодарность.................................................................. 26

Глава 1.

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПАРАДИГМЫ........................ 27

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ «ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ» В ТРАДИЦИОННОЙ ПСИХОМЕТРИКЕ........ 27

Личность как этико-философская и конкретно-научная

категория...........................................:................................................ 28

Корреляционный эксперимент........................................................... 30

Объектная структура данных............................................................ 32

Конфирматорная и эксплораторная факторизация........................... 34

Психофизиологическая интерпретация главных факторов.............. 36

Теории черт и типов......................................................................... 37

Отказ от аддитивности..................................................................... 39

Критика психометрики черт личности...................................................... 41

Клинический подход.......................................................................... 41

Условие эффективности клинического метода................................. 43

Компенсаторные стили деятельности............................................... 45

Социальная желательность................................................................ 46

Заблуждения обыденного сознания................................................... 46

Ситуационизм и интеракционизм..................................................... 4S

Ошибки в вероятностной логике..................................................... 48

Бихевиористская структура данных.................................................. 51"

Когнитивизм... .................................................................................. 52

Концепция компетентности............................................................... 54

Частичная субъектная парадигма: установки и отношения..................... 56

Ситуационная обусловленность установок....................................... 56

Проективная структура данных......................................................... 60

Иерархия установок и иерархия черт............................................... 61

Классификация отношений................................................................ 63

Интериоризация черт...................................................:..................... 63

Надситуационные акцентуации характера...................,.................... 64

лонгитюдная структура данных............................................................... 66

Субъектная структура данных: шкалирование........................... : .............. 68

«Семантический дифференциал» {СД).............................................. 68

Куб данных в СД........................................................................ г...... 69

Смысл «субъектности» куба данных................................................. 70

Субъективное пространство ЕРА. ..................................................... 71

Трансформации пространства ЕРА.................................................... 72

Феноменологичность СД-диагностики.............................................. 73

Ассоциации и шкалирование.................................................,........... 75

Глава 2.

ПСИХОСЕМАНТИКА ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ.................................. 80

Тест личностных конструктов.................................................................. 81

Когнитивная сложность..................................................................... 83

Поведенческая валидность теста конструктов................................. 86

Клинический эффект теории конструктов........................................ 87

Недостатки теории и технологии Келли........................................... 88

Семантика черт личности: локальные модели......................................... 90

Обыденная и научная концепции черт.............................................. 90

Семантические пространства черт личности............................,....... 91

Происхождение главных осей ЛСП.................................................. 95

Четырехполюсная модель черты личности...................................... 96

Четырехполюсная модель и влияние среды...................................... 98

Таксономические исследования личностных черт.......................... 102

Лексическая гипотеза...................................................................... 102

Карта личности Платонова.............................................................. 103

Таксономический проект Р. Кэттэлла............................................ 104

Независимость прогностичности от вращения факторов..,............ 106

Большая Пятерка личностных факторов........................................ 107

Преемственность современных таксономических проектов.......... 107

Проверка устойчивости Большой Пятерки.................................... ПО

Большая Шестерка или Семерка?............... -.................................... 11 1

Теоретический статус факторов В5............................................... ИЗ

Обобщенное личностное семантическое пространство................. 114

Прототипичность поступков........................................................... 11 4

Лексические факторы и факторы вопросников............................. 115

Обогащенное определение личностной черты................................ 118

Глава 3.

ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА........................ 120

Гипотезы................................................................................................ 121

1. 1. Межкультурная универсальность глобальных черт............... 121

1. 2. Лексическая гипотеза: статус личностных вопросников........ 122

1. 3. Четырехпозиционное строение личностной черты................. 122

1. 4. Гипотеза многомерной континуальности................................. 123

1. 5. Гипотеза социально-ролевой детерминации............................. 125

Вторая группа гипотез: сцепление и дифференциация ЛСП. ......... 125

Таксономия личностных черт в русском языке..................................... 131

Начальный словник.......................................................................... 132

Выделение классообразующих терминов........................................ 134

Процедура и структура экспертных оценок................................... 137

Компьютерная система ТЕЗАЛ........................................................ 139

15 факторов...................................................................................... 140

Построение базисного личностного вопросника.................................... 146

Адаптация 16PF. ............................................................................... 147

Факторизация 16PF. ......................................................................... 147

Реконструкция недостающих пунктов 16PF.................................. 148

Создание компьютерной и параллельной формы 16ЛФ................ 150

Большая Пятерка на материале 16ЛФ...,........................................ 152

Разработка вопросника 16РФ.......................................................... 158

Большая Пятерка на материале 16РФ............................................ 162

Разработка программно-методических средств...................................... 166

1976—1987 — использование компьютеров для обработки

данных........ а..................................................................................... 166

1988—1996 — программы для персональных компьютеров........ 167

Комплекс ТЕСТАН + ЭКСПАН...................................................... 168

Психометрический пакет ТЕСТАН+............................................... 172

Алгоритм КФА в системе ТЕСТАН.............................................. 173

Тестирование в Интернете (Телетестинг)...................................... 174

Глава 4.

ВАЛИДНОСТЬ МОДЕЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.................. 178

Кросс-культурная гипотеза: S-данные.................................................... 178

Таксономические исследования...................................................... 178

Контрольные списки........................................................................ 184

Пятифакторная структура в сознании учителей........................... 188

Национальные стереотипы........................................... \................... 191

Интерпретация Большой Пятерки.................................................. 195

Взаимосвязь ЕРА и В5..................................................................... 196

Взаимоналожение категориальных систем разного уровня.......... 203

Кросс-культурная гипотеза: Q-данные....................... '............................ 205

Большая Пятерка и темперамент.................................................... 210

Лексическая гипотеза: связь S-'и Q-данных......................................... 211

Конвергентная валидность В5 и КСП............................................. 211

Приписывание черт в вопросниках................................................ 213

Информативность американских и русских факторов в России. 215

Обоюдная зависимость Q- и1 S-данных..................................:......... 221

Факторная структура. MMPI.................................................. "........ 222

Четырехпозиционная модель................... '.............................................. 227

Национальное самовосприятие русских......................................... 227

Крайности «типичного русского»................:................................... 231

«Вытеснение» невротизма?.............................................................. 234

Двухфакторность личностных тестов............................................. 235

Конструирование теста на основе модели...................................... 237

Многомерная континуальность личностного пространства................... 237

Циркограммы и циркуляторные модели........................................ 237

Англоязычные циркуляторные модели........................................... 239

Семантический код черты в циркуляторных моделях................. 240

Алгоритм размещения терминов по фасеткам.............................. 241

Русскоязычная циркуляторная модель (данные учителей)............ 242

Русскоязычная циркуляторная модель (данные студентов).......... 255

^Новый взгляд на четверки............................................................... 258

Психофизиологическая интерпретация отношений внутри В5...... 260

Новая интерпретация «крайностей русского характера»............... 261

Кластеры личностных черт и таксономия ситуаций.............................. 263

«Ранговая модификация» кластерного анализа....... '....................... 264*

Кластеры в Атласе черт................................................................. 266

Полиморфизм в Атласе черт......................................................... 266

Как читать Атлас?........................................................................... 267

Ситуационная интерпретация отдельных кластеров....................... 269

Неприятие личного успеха в русской культуре............................ 271

Кластерный анализ вопросников........................................................... 273

Кластерный анализ пунктов 16РФ................................................. 273

Соотнесение типов Гиппократа и факторов В5............................ 275

Нестабильность темперамента и ситуационная самооценка.......... 276

Кластерный анализ пунктов ММИЛ и таксономия жалоб........... 278

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...