и факторам КСП-240 (F2) 2 страница
однородным, как первые пять: у одних авторов он ближе к Консерватизму-Открытости (McCray, Costa, 1987; iTigman, 1988), а у других — к Агрессивности (DeRaad, 1988 — цитируется по Brand, Е^йл, 4988), то есть содержание шестого фактора указывает на то, что, возможно, как и в цитированной выше работе Виллема Хофсти (Hofstee, 1987), на месте шестого оказываются на самом деле разные факторы — может быть, из «Большой Семерки» (то есть из семи старших по весу гипотетически возможных факторов), а может быть, и из «Большой Десятки». По нашему мнению, ценность проделанных в последнее время таксономических работ по лексикону черт заключается не в том, что они выявили очень жесткий перечень универсальных факторов (строго определенная Большая Пятерка или Большая Шестерка), а в том, что благодаря мощности проанализированных массивов они позволили раздвинуть (раницы структурированного знания о главных личностных особенностях от простейших двухфакторных моделей в духе Гиппократа-Айзенка (см. рис. 5)' к более многомерным и сложным представлениям, позволяющим описать более многообразную реальность. С нашей точки зрения, таксономические модели сегодня уже достигли значительной степени полноты охваты лексикона черт и структурированности описания, чтобы быть использованными для стандартизированной интерпретации многообразных трансформаций индивидуальных семантических пространств в тесте конструктов и родственных ему техниках. До сих пор выполнено довольно мало работ, посвященных проблеме соотношения структуры культурно-задан ной ИТЛ (имплицитной теории личности) и структуры объективированных связей черт, зафиксированных хотя бы, например, с помощью вопросниковых Q-данных (Strieker, I974). Но и эти немногие работы позволяют говорить о родстве (хотя и не полном тождестве! ) этих структур-
Действительно, в таксономических моделях мы находим не что иное, как хорошо систематизированную культурную норму личностного знания, некий стандарт общественного сознания, от которого индивидуальное сознание отклоняется в ту или иную сторону. Чтобы качественно и количественно квалифицировать смысл этот отклонения, мы обязательно должны иметь таксономическую модель. Иначе нам трудно гарантировать себя от ошибок вторичной проекции, от профессиональных артефактов, выражающихся в проекции психологом своего собственного индивидуального семантического пространства на индивидуальные результаты другого человека. К сожалению, пока мы практически не знаем работ, в которых делались бы попытки использовать таксономические модели при интерпретации ТЛК. Большинство критических выступлений против концепции Большой Пятерки до сих пор затрагивают возможную вариативность в направленности осей главных факторов. Но, как мы уже говорили выше (см. «Независимость прошостичности от вращения факторов»), подобная критика не является принципиальной. Смысл самого пространства В5 вовсе не изме- нится от того, что в какой-то момент какая-то группа людей будет настаивать на том, что их собственное личностное семантическое пространство вдруг вытянулось в большой степени вдоль биссектрисы какого-то квадранта, и таким образом у них вдруг «заработал» смешанный фактор, например, «Экстраверсия + Стабильность против Интроверсия + Нейро-тизм» (т. е. «сангвиничность-меланхоличность», если следовать модели Айзенка-Гипгюкрата, представленной на рис. 5). Теоретический статус факторов В5 Более серьезное направление критики концепции Большой Пятерки производится с позиции строгого теоретического взгляда на личностные черты как на разноплановые явления психической жизни человека. С этой точки зрения, факторы Большой Пятерки являются эмпирико-эклектиче-скими: на одних и тех же полюсах факторов смешиваются психические свойства, относящиеся к разным психологическим реалиям. Например, на низком полюсе фактора «Сознательность» оказываются одновременно черты «суетливый», «импульсивный», «легкомысленный», «рассеянный», «небрежный», которые «модифицированная кдрта личности» К. К. Платонова квалифицирует как свойства и даже «отношения», принадлежащие к разным классам (соответственно «психомоторное», «волевое», «мыслительное», «аттенциональное», «отношение к труду»). А, например, черты с низкого полюса фактора «Дружелюбия», такие как «равнодушный», «черствый», «эгоист», «корыстолюбивый», квалифицируется в «карте личности» соответственно как «коммуникативное свойство», «отношение к окружающим», «отношение к себе», «отношение к деньгам» (цит. по работе — Дмитриева, 1983).
Очевидно, однако, что определенную эклектичность факторов Большой Пятерки можно проинтерпретировать и в позитивном теоретическом смысле (как это и делается в настоящее время современными авторами). Можно увидеть в Большой Пятерке глобальные проявления свойств темперамента, универсальных характеристик структуры и динамики протекания разноплановых психических процессов и поведенческих симптомов, возникающих в самых разных предметных ситуациях. Таким образом, факторы Большой Пятерки — в данном контексте это именно кросс-ситуационные диспозиции, присущие каждому человеку вне зависимости от индивидуального опыта жизнедеятельности — просто вследствие генетических механизмов наследования1. Очевидно, что критику этой концепции мы должны повернуть своей конструктивной стороной: как требование не 1В последнее время появляются исследования, пытающиеся в явной форме проверить тезис о том. до какой степени Большая Пятерка приобретена человеческой психикой в холе филогенеза— в ходе эволюционного развития {Buss, 19> 91, цитируется по книге Первин, Джон. 2000). игнорировать концепцию Большой Пятерки, но дополнить эту грубую модель более тонкой моделью, учитывающей предметное содержание психической деятельности.
Такое модельное представление мы попытались специально обосновать и представить в настоящей работе. Обобщенное личностное семантическое пространство В свете избранного нами предмета исследования особого внимания заслуживают работы Питера Боркенау {Вогкепаи, 1987, 1990), выдвинувшего концепцию «общего семантического пространства» (common semantic space), в котором одновременно отображаются действия (поступки, acts) и личностные черты индивида, что, с точки зрения автора, и объясняет сходсгво факторных пространств, полученных на базе атрибутивных (external) и семантических (internal) суждений. Причем «прототипичные» поступки (выполняющие роль образца для определенных черт) размещаются в пространстве как лежащие в непосредственной близости от точек, изображающих соответствующие им черты. г, Боркенау предложил рассматривать в своей работе две альтернативных модели структурной организации пространства черт: • евклидово пространство (основано на метрике расстояний и соответствует тому, что мы обсуждали здесь в связи с моделями «идеальных точек»); • мультипликативное пространство (весьма близко к тому, что мы называли в данном контексте векторной моделью). Близость между векторами в мультипликативной модели описывается следующей формулой: где а1, а2 — проекции (факторные нагрузки) двух векторов на факторную ось А из пространства Большая пятерка; Ь1 b2. — проекции на ось В и так далее. Прототипичность поступков В одном из экспериментов, проведенных П. Боркенау, 8 испытуемых оценивали меру «прототипичности» (показательности) 120 вербально описанных поступков для 40 черт личности, обозначенных с помощью слов из переведенных на немецкий язык англоязычного списка Нормана (Norman, 1963). Кроме того, те же испытуемые оценивали каждый из 120 поступков и каждую из 40 черт по дескрипторам, репрезентирующим содержание пяти факторных осей. Ставился, в частности, вопрос о том, какая из метрик: евклидова или мультипликативная —лучше соответствует субъективным суждениям о прототипичности поступков (рассчитывались кор-
реляции между прямыми и косвенными оценками близости поступков и черт). Оказалось, что для 35 черт из 40 лучшее приближение дает мультипликативная модель. На основании этого результата П. Боркенау делает вывод, что факторы семантического пространства черт отражают оценку индивидов с точки зрения социэтальных (социальных по происхождению) целей скорее, чем структуру меж индивидуальных различий. Черта личности тем самым интерпретируется как когнитивное явление, производное от идеальных представлений о некоторой социально-желательной перспективе. Таким образом, первичное назначение черт — информировать субъекта социального познания о степени приближения к некой идеальной точке, которая размещается в обобщенном личностном пространстве ближе к полюсам — как желаемая перспектива. Как видим", это представление весьма близко тому, которое мы развивали в связи с «четырехполюсной моделью личностной черты». Лексические факторы и факторы вопросников Если принять концепцию обобщенного личностного пространства, то мы должны найти прямое содержательное родство между теми измерениями (факторными осями), которые мы извлекаем из результатов приписывания черт (L-данные но терминологии Кэггэлла, или S-данные в нашей терминологии), и результатами выполнения личностных вопросников (Q-данными). В пользу правомочности такой постановки вопроса говорит следующее. Не только оценочно-атрибутивные, но даже «поведенческие» пункты (вопросы) существующих популярных вопросников (сформулированные как описания конкретных поступков, а не как описания черт) можно рассмотреть как вербальные описания некоторых «прототипических поступков», по которым испытуемый, как по вехам — неким опорным точкам, структурирует свой опыт личностного самопознания. Дело в том, что при описании поведения в вопроснике, предназначенном для опроса самых разных людей, разработчик вопросника стремится описать такие ситуации и такие возможные способы действия в них, которые были бы естественны (экологически валидны) и понятны самым разным людям. То есть так или иначе в содержании пунктов вопросников описывается некое типичное поведение. Мы добавляем к этому термину «типичное» в данном контексте приставку «про-то», не просто следуя терминологической моде1. С помощью приставки «прото» мы хотим подчеркнуть, что типизация (с неизбежными элементами абстрагирования и идеализации) в данном случае находится как бы в зачаточной стадии, она не рефлексируется ни разработчиками тестовых вопросов, ни испытуемыми. Прототипическое знание — это первичное эмпири-
1 Хотя следует признать, что с легкой руки таких авторов, как Элеонора Рош, этот термин в последнее время стал весьма популярным, заменяя иногда явно более подходящий по контексту термин «стереотип». ческое знание, которое существует на минимальном уровне обобщенности, но уже задает направление всей дальнейшей концептуальной обработки. В этом контексте уместно отослать читателя к работам, интерпретирующим личностные черты как прототипы (Cantor, Mischel, 1977). • С нашей точки зрения, личностные черты — это все же не прототипы, а следующий этап обобщения эмпирического знания. Они строятся на базе прототипов (эмпирических примеров), но содержат в себ'е более высокую степень абстракции отдельных признаков прототипических ситуаций и действий, им релевантных. Впрочем, можно и не соглашаться с тем, что все пункты (вопросы) личностных тестов несут некую «типизированную» информацию о поведении. Действительно, в некоторых пунктах испытуемые сталкиваются с некоторым лишь мысленно возможным поведением, по отношению к которому они должны дать гипотетическое суждение. Но мы должны признать, что у испытуемого нет другого способа выработать свои ответы на вопросы, по которым у него нет готовых суждений, иначе как соотнести описываемую в них ситуацию с некоторыми известными ему, для которых он располагает в своем опыте какими-то образцами собственного поведения — т. е. опять-таки «прототипами». А эти прототипы уже, в свою очередь, более или менее явно могут быть ассоциированы в его сознании с определенными личностными чертами, в частности, с чертами «Я-образа» («реального Я») или «Я-концепции» («идеального Я»). В экспериментальной части нашей работы мы специально подвергали проверке высказываемую здесь гипотезу о психосемантической детерминации процессов выполнения личностных вопросников. Здесь пока остановимся на известных нам из литературы свидетельствах в пользу концепции обобщенного личностного пространства. Так называемые вторичные факторы Кэттэлла (Cattell а. о.; 1970; Мельников, Ямпольский, 1975) явно могут быть соотнесены с Большой Пятеркой, несмотря на то, что первые явились результатом факторного анализа Q-данных (ответов на вопросники), а вторые — факторного анализа атрибуции или оценок сходства терминов личностных черт (S-дан-ные). Ниже мы приводим предполагаемую нами таблицу соответствия вторичных факторов Кэттэлла и Большой Пятерки.
Для усиления аналогии мы приводим вторичные факторы Кэттэлла в этой таблице не в том порядке, в каком они расположены самим Кэттэл-лом (по убыванию вклада в дисперсию ответов на его вопросник), а в соответствии со смыслом близких факторов Большой Пятерки. Мы намеренно отбрасываем здесь менее значимые вторичные факторы (например, восьмой по значимости, который интерпретируется как «Уровень интеллекта») и не рассматриваем также третичные факторы (см. Мельников, Ямпольский, 1985, с. 62). Вполне объяснимо отсутствие в кэттэлловских факторах прямого аналога фактору В5. 2 «Дружелюбие-враждебность». Мы видим определенную натяжку в том, чтобы, как это делает Крис Бранд, отождествлять «дружелюбие» и социальный конформизм, связывая дружелюбие с подчиненностью, субдоминан-тностью личности (Brand, Egcin, 1989). Дело в том, что Р. Кэттэлл при разработке вопросника старался уравновесить альтернативные ответы с точки зрения их нагруженности социальной желательностью. Тем самым в пунктах 16PF наиболее социально-желательный фактор «Альтруизм, дружелюбие» оказался искусственным образом элиминированным, рассеянным по содержанию факторов А («мягкосердечность, общительность»), Е (подчиненность, ведомость), G (подчинение социальным нормам). Каждый разработчик пытается избежать введения в свой вопросник пунктов, репрезентирующих прототипическое поведение с точки зрения действующей морали, например, вопросов (суждений) такого рода: 1. Когда меня просят о помощи, я говорю, что я занят. 2. Я всегда говорю людям правду о своих намерениях в отношении них. Подобные пункты, как правило, входят в специальные служебные шкалы «лжи» или «социальной желательности» — для выявления протоколов испытуемых, отвечающих на вопросник заведомо недостоверно в силу повышенного стремления давать социально-желательные, одобряемые ответы. Таким образом, сами разработчики вопросников постоянно имеют в виду, что их испытуемый при выполнении теста проводит встречную рефлексивную активность — он старается «вычислить» все пункты, которые несут нормативную нагрузку с точки зрения общепринятой морали. И, если только он не занимается симуляцией девиантных тенденций и психопатии, каждый испытуемый стремится в большей или меньшей степени «приукрасить» себя. Следовательно, каждый пункт вопросника соотносится в сознании испытуемого с «прототипическими» поступками, маркированными социально-желательным и или, наоборот, порицаемыми личностными чертами (хотя и не всегда такая рефлексия носит развернутый произвольный характер: как правило, как и другие высоко-автоматизированные категориальные процессы, она протекает на уровне подсознательных когнитивных автоматизмов). Категоризация, идущая «снизу» — от содержания описанных в пункте ситуаций и поступков, и категоризация, идущая «сверху» — от идеальных представлений о нормативном поведении, о «Я-концепции» и т. п., встречаются на определенном уровне, который мы и предлагаем здесь, разделяя позицию П. Боркенау, называть «обобщенным личностным семантическим пространством» (ЛСП). Пространственность, конечно, здесь следует трактовать не в буквальном физикалистском смысле, а как операциональную метафору, как особый язык модельного представления систем значений, который облегчает нам понимание таких, например, феноменов, как родство и взаимная гранс-формируемость различных многокомпонентных семантических моделей личностных черт (см. рис. 25 и 26). Завершая в этой главе обзор семантического и таксономического подходов к проблеме личностных черт, мы должны признать, что после 1994 года, когда была выполнена основная часть публикуемого здесь обзора, разразилась (в буквальном смысле этого слова) новая революция — наступил век Интернета. Сотрудничество между специалистами по таксономическим исследованиям в разных странах получило новый импульс. Достаточно сослаться здесь на проект Л. Голдберга International Personality Item Pool (адрес в Интернете — http: //www. ipip. ori. org), в рам" ках которого исследователи уже приступили к оперированию не простыми (из одного слова) дескрипторами личностных черт, но целым банком из 1412 сложных дескрипторов. Например (приводится только самое начало алфавитного списка дескрипторов): Н1131 Abuse people's confidence (злоупотреблять доверием людей); HI33 Accept apologies easily (легко принимать извинения); Н515 Accept challenging tasks (браться за решение задач, содержащих вызов) и т. п. На основе пунктов этого перечня параллельно реализованы различные факторные структуры — и Большая Пятерка, и NEO-PI, и 16PF, и CPI (система шкал Калифорнийского личностного перечня, разработанная X. Гофом). Обогащенное определение личностной черты Концепция «личностного пространства» позволяет нам в конце концов прийти к обогащенному, системному, многоаспектному психологическому определению центрального понятия настоящей главы и работы в целом — понятия «личностной черты». В объектном смысле, в рамках объектной парадигмы «личностная черта» — есть устойчивая диспозиция- индивида к определенному поведению в определенном широком или узком классе ситуаций, сложившаяся в ходе формирования индивидуального опыта на основе взаимодействующих факторов: психофизиологической конституции (темперам ентальный аспект, или черты-свойства), социального подкрепления ролевого поведения (характерологический аспект, или черты-навыки), эмоционально-ценностного присвоения и конструирования идеальных образцов и целенаправленных стратегий (рефлексивно-личностный аспект, или черты-стратеши). В субъектном смысле, в рамках субъектной парадигмы «личностная черта» — это субъективная категориальная единица опыта, обобщающая для субъекта признаки определенного класса ситуаций и предписаний по поведению в этих ситуациях; это личностный конструкт, позволяющий ускоренно решать (за счет сокращенного перебора информативных признаков ситуации) задачу выбора стратегии поведения в текущей ситуации и одновременно — задачу поддержания целостности «Я». Когнитивистекая субъектная парадигма постулирует наличие за каждой поведенческой диспозицией соответствующего личностного конструкта в структуре опыта. При этом сама по себе черта-конструкт не обязательно является осознаваемым, вербально-маркированным элементом самосознания. Он может быть феноменально представлен сознанию как форма знания не о себе самом, но о других людях (известно, например, что завистник, как правило, жалуется не на собственную завистливость, но на завистливость других людей). Для. того чтобы не отождествлять субъективный опыт и рефлексивное сознание индивида, терминологически удобнее, по нашему мнению, говорить не о семантических структурах сознания (Петренко, 1988), но о структурах опыта (эту терминологию, например, предпочитала Е. Ю. Артемьева, 1980), или, в нашем конкретном случае, о личностном семантическом пространстве. Когда мы говорим о семантических структурах сознания (во множественном числе), то возникает вопрос: «А обладает ли подсознание какими-то семантическими структурами? » С нашей точки зрения, ответ очевиден — обладает. Но тогда понятие «семантические структуры сознания» оказывается неоправданным сужением поля рассматриваемой психической реальности. Пространственная метафора дает нам важные эвристические инструменты для формулирования сложных гипотез о системном строении личностного опыта, она обеспечивает высоко операциональный, модельный язык, позволяющий в компактной и целостной форме «схватывать» путем визуализации индивидуальные трансформации личностного опыта под влиянием различных психологических факторов, действующих на структуру целостного «пространства» системообразующим образом. Более детально различные модельные представления и операциональные гипотезы настоящего исследования формулируются в следующей главе.
Глава 3 Гипотезы ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ CPEflCTBA Материал двух предыдущих глав должен был, по нашему замыслу, подготовить читателя к восприятию того операционального языка, на котором мы попытаемся в данном парафафе сформулировать основные гипотезы нашего цикла экспериментальных исследований. Мы попытаемся дать, насколько это возможно, всевозможные толкования содержательного смысла формулируемых гипотез. Но эти во многом метафорические толкования призваны выполнить лишь вспомогательную роль, они не могут заменить собой строгий операциональный смысл вводимых здесь понятий и определений. Некоторые из выдвигаемых нами гипотез формулировались в опубликованных ранее работах, как и в работах других исследователей, в несколько иной форме. В этой книге мы постараемся дать обоснование того, почему мы приходим сегодня к несколько скорректированным трактовкам ряда гипотез и как именно они соотносятся с более традиционными формулировками. Внесенные в этом тексте модификации призваны прежде всего свести все обсуждаемые гипотезы в единую систему с ясно выделенными логическими основаниями. Особенно это касается гипотез о структурных трансформациях индивидуальных семантических пространств. Другими исследователями, да и самим автором, как правило, выполнялись более частные исследования, в которых проверялась только какая-то одна из обсуждаемых здесь гипотез. Это давало возможность интерпретировать ее, выхваченную из контекста, иногда в несколько расширительном смысле — в абстракции от других возможных гипотез или других тенденций, актуально влияющих на структуру личностного семантического пространства. В настоящем тексте мы постараемся по возможности выдержать единую логику по-новому сформулированной системы гипотез и применить ее не только к новым, но и к уже опубликованным ранее результатам, интерпретированным ранее несколько иначе. Итак, в настоящем тексте мы сформулировали две группы по пять гипотез. Первую группу гипотез можно назвать модельной. Это не означает, что данные гипотезы совсем не являются предметно-содержательными в традиционном смысле. Как всякое модельное представление, они также имеют определенное онтологическое содержание, то есть несут определенное знание о мире. Всех их объединяет нацеленность на разработку определенного модельного представления. Всех их объединяет системный характер постулируемого в них знания. Их формулировки не могут быть сведены к традиционной для логицистских и функционально-параметрических моделей импликативной формуле «если, то». Итак, к первой группе относятся: 1. 1. Межкупыпурная универсапьность глобальных черт Гипотеза межкультурной универсальности касается глобальных кросс-ситуационных факторов личностных черт и подразумевает различение кросс-ситуационных глобальных личностных черт, действующих в качестве универсальных диспозиций практически в любом, или по крайней мере в максимально широком классе ситуаций, и ситуационно-специфичных локальных личностных черт, выступающих в качестве адаптивных стратегий поведения (установок) для узкого предметно-специфичного класса ситуаций. Именно первые черты в силу своей независимости от специфического социокультурного контекста должны обнаруживать свою межкультурную универсальность. Именно они образуют «сквозные» кросс-ситуационные координатные оси для всей сферы личностных черт и являются содержательным материалом для построения моделей, позволяющих «упаковать» едва ли не весь лексикон личностных черт в пространство относительно невысокой размерности. Кросс-культурная универсальность постулируется нами вне возможной более глубокой интерпретации ее причинности. Лежит ли за этой универсальностью единство биоконституциональных психофизиологических свойств нервной деятельности, универсальных для человека как для биологического вида (субстрат но-биологическая интерпретация)? Или за ней лежит единство функционально-деятельностной организации человеческого поведения и социального взаимодействия, отражающейся в таксономии черт через когнитивную семантику? Или та и другая системы причинности действуют одновременно и дополняют друг друга? Эти вопросы в данном случае остаются за скобками. Они являются вторичными по отношению к доказательству самого факта универсальности, влекущего за собой выводы прежде всего операционального плана — об эвристичности использования пространственных моделей для описания личностных черт и индивидуальных трансформаций личностного пространства. 1. 2. Пексическая гипотеза: статус пичностных вопросников Применительно к личностным вопросникам сформулированная нами во второй главе лексическая гипотеза может быть конкретизирована в виде двух вариантов — сильного и слабого. • Сильный вариант формулируется как гипотеза психосемантической детерминации. При этом предполагается, что в ответах на вопросы личностных тестов испытуемые главным образом руководствуются той же самой имплицитной теорией личности, той же самой системой конструктов, что и при описании людей в ситуации приписывания черт (S-данные). • Слабый вариант формулируется как гипотеза о взаимосвязи и взаимной обусловленности результатов личностных вопросников (Q-данные) и методик шкалирования (S-данные). Для поборников строгих объективистских методов физиологической регистрации или объективного наблюдения данная гипотеза может показаться тривиальной, но для многих практиков, привыкших интерпретировать данные стандартизованного самоотчета, какими являются результаты любых тест-опросников, она содержит ряд нетривиальных следствий. В ходе ответа на вопросы тест-опросников испытуемые проделывают явную или неявную атрибуцию личностных черт поступкам, кроме того, сами поступки отображаются в личностном пространстве по механизму категоризации — путем распознавания прототипических социальных ситуаций. Вектор социальной желательности (главное направление защитных, моти-вационных искажений) удобно описывать именно в терминах координатных осей личностного семантического пространства и вносить коррективы в интерпретацию индивидуального профиля на основе выявляемой направленности искажений. 1. 3. Четырехпозиционное строение пичностной черты Дезадаптивные сверхинтенсивные и сверх генерализованные формы выраженности определенных черт могут быть отображены на крайних полюсах личностного семантического пространства, тогда как умеренные адаптивные формы черт — ближе к центральной области пространства. Это модельное представление позволяет учесть сложные, зависимые от экстралингвистического, предметно-деятельностного контекста системные взаимодействия личностных черт, позволяющие понять смысл оценочной маркированности большинства терминов черт в языке: превращение практически любой черты в избыточно генерализованную установку (стратегию) по- ведения ведет к определенной дезадаптивпости, для которой есть особый маркер в лексиконе личностных черт с отрицательной коннотацией. Четырехпозиционная модель имеет также важное инструментально-методическое значение. В применении к конструированию личностных вопросников четырехпозиционпая модель черты дает ключ для балансирования потенциального вектора социальной желательности и прикрытия истинной направленности диагностических шкал тест-опросника. 1. 4. Гипотеза многомерной континуальности Согласно этой гипотезе, личностное семантическое пространство кодируется лексическими маркерами избыточно: на каждый квадрант многомерного пространства приходится несколько категорий со своим специфическим названием в языке, и каждая категория располагается под разными углами к другим категориям, образуя своеобразный «веер». В работах, посвященных идеям континуальности семантики естественного языка (Налимов, 1974; Заде, 1976), подчеркивается особая гибкость этой модели, которая заключается в возможности быстрой и относительно бесконфликтной перестройки, точнее, «перенастройки»: в случае смены контекста новые категории (личностные конструкты, стратегии поведения) строятся на основе старых путем плавного изменения весовых коэффициентов (вероятностей, значений функции принадлежности). В дискретных моделях (подобных модели дерева процедур в ООП — «объектно-ориентированном программировании») подобная перенастройка рассматривается в виде механизма внесения дополнительных признаков (функций) и процедур в родительский объект. Континуальная модель предполагает, что в ходе подобной перенастройки часть информации, унаследованной от родительской категории, «угасает» (по принципу экономии мышления), замещается на новую информацию, идущую от новой текущей ситуации, тем самым ссылка на родительскую категорию постепенно «забывается».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|