Новая интерпретация «крайностей русского характера» 2 страница
Обработка данных эксперимента производилась с помощью разработанной нами, уже упомянутой выше системы Экспан, позволяющей производить разнообразные манипуляции с так называемым «кубом» (трехмерным массивом) экспериментальных данных. В данном случае стороны этого куба (строго говоря, параллелепипеда) образовывались личностными шкалами, стимульными объектами (названия наций), испытуемыми. Для измерения уровня согласованности экспертных оценок как в целом, так и по отдельным критериям подсчитывались альфа-коэффициенты надежности Кронбаха (см. Клапн, 1994; Шмелев, 1987). Был выявлен значимо высокий уровень согласованности. По большинству шкал альфа-коэффициенты принимали значения выше 0, 95. Выявилось и значительное совпадение стереотипного образа представителей той или иной нации у наших испытуемых и испытуемых Пибоди. Значимая корреляция стереотипных групповых портретов — это прямое подтверждение эквивалентности русскоязычной системы шкал (качества перевода) исходному англоязычному варианту, разработанному Д. Пибоди, то есть в терминах психометрики мы можем говорить о кросс-культурной валид-ности использованной нами методики. Крайности «типичного русского» Как и ожидалось, нами был получен принципиально иной профиль результатов для стимульного объекта «типичный русский», чем у Пибоди (корреляция оказалась даже слабо отрицательной -0, 04). На рис. 33 можно видеть, что «типичный русский» оценивается русскими гораздо ближе к полюсам «пессимизм» и «низкий самоконтроль», чем иностранцами. Это лучше согласуется с объективными этнопсихологическими наблюдениями. Вообще следует отметить, что квадрант личностного пространства, образованный полюсами «Низкая активность-оптимизм» и «Низкий самоконтроль», в русскоязычной ИТЛ максимально тесно коррелирует с эмоциональной нестабильностью (см. следующий параграф).
Для проверки качества иплицитной категориальной структуры наших данных мы произвели факторный анализ шкал (на базе матриц интеркорреляций 32 * 32, полученных путем расчета «сквозных» линейных корре- Рис. 33. Соотношение национальных стереотипов в пространстве 1 и 2 факторов: Организованность И Боевитость. Позиции для стимульных объектов глазами иностранцев указаны символом «*» и подписаны строчными буквами, а для стнмульных объектов глазами русскоязычных испытуемых — символом «о» и прописными буквами. ляций по всем стимулышм объектам и по всем испытуемым: 10 * 50 - 500_ наблюдений). В таблице 16 мы уже приводили шкалы, получившие максимальные нагрузки по пяти и шести наиболее весомым варимакс-факторам. Воспроизводимость устойчивой модели Большой Пятерки — еще одно важное свидетельство кросс-культурной валидности разработанного нами инструмента для данного исследования — набора из 32 русскоязычных биполярных личностных шкал, эквивалентных набору Д. Пибоди. В таблице 156 даны факторные значения для стимульных объектов по факторам, выявленным в нашем исследовании и приведенным в табл. 16. В табл. 156 мы также указали суммарные баллы для специфичного (в рамках шестифакторного решения) фактора «Неуверенности», максимально близкого к обсуждавшейся выше «Эмоциональной нестабильности». Как ожидалось, максимальный балл по этому фактору получил «типичный рус- ский». Интересно, что само вое приятие самих русских испытуемых проявляет здесь также вполне ожидаемую защитную тенденцию: сами испытуемые квалифицируют свой уровень «Неуверенности в себе» близким к уровню «японцев» и «эстонцев». В табл. 15 под каждой парой связанных шкал даются символы минус или плюс: «-» — если балл стимулыюго объекта больше отклоняется в сторону полюса «-» (отрицательной социальной желательности), чем в сторону полюса «+» (положительной социальной желательности).
Итак, сами европейцы вовсе не считают русский национальный характер акцентуированным, или дисгармоничным: только в одном случае они приписали «типичному русскому» дезадаптивный полюс черты в большей степени, чем адаптивный (русские оцениваются в большей степени как «зависимые», , чем как «сотрудничающие»). Выраженной ак-центуированностью, маргинальностью черт характера у европейцев обладает не «русский», а «итальянец», крайности темперамента которого европейцам хорошо известны (итальянец оценивается как в большей мере «возбужденный», чем «активный», в большей мере «агрессивный», чем «боевитый»). Русскоязычные же наблюдатели, в отличие от европейцев, приписывают «типичному русскому» довольно много' дезадаптивных. крайних черт — почти так же много, как «итальянцу» и «грузину» (6, 7, 7 соответственно). Причем в ряде случаев противоречивость русского характера предстает в виде наличия тенденции к приписыванию ему крайних, полярных дезадаптивных черт (см. рис. 33). Например, большинство членов российской «ин-группы» приписывают русскому «негибкость» (балл 3, 3 отклоняется от среднего по шкале 4, 0 в сторону правого полюса «негибкий»), но вместо «упорства» (которое, например, приписывается таким «негибким» людям, как «немцы» и «эстонцы»), «типичному русскому» приписывается скорее «переменчивость» (балл 4, 3 отклоняется от среднего по шкале 4, 0 в сторону левого полюса). Еще более режо эта тенденция к проявлению дезадаптивных черт выражена у «типичного русского» (по мнению ин-группы) для связанных черт «организованность» и «раскрепощенность»: в отличие от «американца», которому одновременно приписывается и* «раскрепощенность» (отклонение от среднего 2, 1) и «организованность» (отклонение 0, 6), русскому приписывается и «заторможенность» (0, 6), и «импульсивность» (1, 0). Четыре других проявления дезадаптивности: «типичный русский» скорее «непрактичный» (1, 6), чем «принципиальный» (0, 2); скорее «неуверенный» (0, 7), чем «застенчивый» (0, 3); скорее «бесшабашный» (1, 7), чем «смелый» (1, 2); скорее «инертный» (0, 5), чем «спокойный» (0, 4).
Противоречивые черты есть факт, независимо от того, каким способом его интерпретировать. Сами русскоязычные испытуемые явно указывают на серьезные проблемы у русских, связанные с освоением навыков рационального самоконтроля за поведением. Эта проблема явно стала (по крайней мере, у наших информантов) вполне осознанной. В целом применение четырехпозиционной модели к обсуждению национальных стереотипов нам представляется вполне продуктивным приемом, дающим содержательные результаты. Наше исследование показало, что оценочное отношение не вполне совпадает с приписыванием так называемых «адаптивных» и «дезадаптивных» черт характера. Так, например, самым «приятным» (наилучшим в собственно оценочном смысле) русским испытуемым кажется «типичный француз», но максимальный баги «адаптивности» (с учетом величины отклонений в сторону «адаптивных полюсов») получили «типичный японец» и «типичный англичанин». Может быть, и в. самом деле этим островным нациям свойственны в более высокой степени, чем другим, гибкость, приспосабливаемое^ к различным, меняющимся условиям природной и техногенной среды обитания? Данные настоящей работы показывают песводимость «четырехпозиционной модели» к двумерной, или «четырехполюсной» (рис. 20а) и необходимость применения «линейных представлений» (рис. 206). Например, из табл. 15 мы видим весьма яркие примеры одновременного приписывания «адаптивных» полюсов из одной пары связанных шкал: немцы оцениваются одновременно как «принципиальные» (отклонение 1, 6) и «практичные» (1, 5), «активные» (1, 2) и «спокойные» (1, 0), «осторожные» (1, 8) и «смелые» (1, 4). Что здесь от эффекта «ореола» (сгремления преувеличивать добродетели высокоуважаемой нации), а что здесь от не очень удачного подбора терминов в связанную пару — сказать на основе только одного этого исследования трудно. Наличие такой тенденции говорит о необходимости при описании стереотипов отказаться от суммирования (усреднения) оценок по связанным дескриптивным шкалам (от устранения оценочного компонента), чтобы не потерять важного смыслового содержания.
«Вытеснение» невротизма? Прокомментируем также вторую цель нашего исследования — выявление особенностей личностного семантического пространства русских в связи с особенностями русского национального характера. Показательны следующие взаимосвязи: • Русские ставят себя выше представителей других народов по фактору «Моральной оценки» (средний балл на семибалльной шкале 5, 4 в табл. 156) и именно фактор «Моральной оценки» оказывается самым значимым в русскоязычной факторно-таксономической модели личностных черт (см. табл. 3). • Русские ставят себя ниже других народов по фактору «Уверенности в себе», или «Эмоциональной стабильности» (балл 4, 2), и именно этот фактор максимально нивелируется в субъектных психосемантических данных (S-данных). Общую логику гипотезы психологической защиты поддерживают и такие тенденции, что самих себя наши испытуемые оценивали как еще более привлекательных в первом случае (балл 5, 6 по фактору «Моральности»), но еще менее неуверенными в себе во втором (балл 3, 9 по фактору «Неуверенности»). Таким образом, получены определенные аргументы в пользу гипотезы о том, что национально-специфичная языковая модель личностных черт (или национальная имплицитная теория личности) испытывает на себе влияние, связанное со спецификой национального характера самих носителей этой модели. Эти результаты в какой-то мере проясняют, почему в наших психосемантических экспериментах возникали такие проблемы с воссозданием именно фактора «Эмоциональная нестабильность» по сравнению с другими факторами Большой Пятерки, и, наоборот, в более объективных данных вопросников именно этот фактор выходил на первый план, опережая по весу самый весомый, например, у Кэттэл-ла, фактор «Экстраверсия—иитроверсия». Таким образом, сами материалы межкультур] 1ых исследований поддерживают выдвигаемую нами вторую группу гипотез — о том, что индивидуальное личностное семантическое пространство может нести в себе значимую психодиагностическую информацию (см. следующую главу 5)., Двухфакторность личностных тестов Конечно же, значение обсуждавшейся здесь четырехпозиционной модели личностной черты по своему методическому потенциалу гораздо шире того узкого исследования национальных стереотипов, на материале которого мы эту модель проиллюстрировали. Этот методический потенциал прежде всего проявляет себя при конструировании специализированных личностных вопросников. Дело в том, что вектор сознательной рефлексии испытуемым содержания вопросов приводит к группировке пунктов теста прежде всего вдоль факторной оси «Социальной желательности». Для повышения достоверности теста-вопросника необходимо применять стратегию балансирования социальной желательности, т. е. равномерно заполнить пунктами все четыре квадранта концептуального пространства:
— «+дескриптивный полюс + оценочный полюс» (кратко н-Д+О); — «+дескриптивный полюс — оценочный полюс» (+Д-О); — «—дескриптивны» полюс + оценочный полюс» (-Д+О); — «—дескриптивны! '! полюс — оценочный полюс» (-Д-О). Подобную стратегию конструирования теста мы применили сознательно, например, при разработке теста-опросника «Личностной склонности к риску»1 {Шмелев, 19906). В этом случае мы старались разработать эмпирические индикаторы (вопросы), которые репрезентировали бы «склон- 1 Недавние исследования, проведенные С. А. Шапкиным (Шапкип, 1999). подтвердили достаточно высокие психометрические кондиции этого вопросника, сохранившиеся несмотря на прошествие едва ли не 20 лет с момента его создания. ность к риску» во всех возможных вариантах ее сцепления с оценочным фактором Социальной желательности. В этой работе нам помогли термины личностных черт, выражающие смысл искомых квадрантов концептуального пространства: — «смелый» (+Д+О); — " бесшабашный, отчаянно дерзкий» (+Д-О); — «осторожный, осмотрительный» (-Д+О); — «трусливый» (-Д-О). Надо сказать, что автор имел возможность в ходе многолетних практических занятий со студентами в курсе «Дифференциальной психометрики» (Сталин. Шмелев, 1984) проверить психометрические свойства самых разных личностных вопросников. И это убедило автора в том, что высокодос-товерпые методики, как правило, дают сбалансированную двухфакторную структуру при факторизации пунктов — выявляются два независимых, ортогональных фактора — «Диагностический параметр + Социальная желательность». Это служит серьезным аргументом в пользу валидности и практической эвристичности четырехполюсной модели личностной черты. Приведем пункты из построенного нами учебного Теста ригидности (Столик, Шмелев, 1984), соответствующие всем четырем упомянутым квадрантам двухфакторного пространства. Для каждого квадранта приводятся по два высказывания: — Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга (+Д+О); — Я люблю доводить начатое до конца (+Д+О); — Самое трудное для меня в любом деле —■ это начало (+Д—О); — Игюгда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение (+Д-О); — Я спокойно выхожу из дома, не беспокоясь о том, заперта ли дверь, выключен ли свет, газ и т. п. (-Д+О); — Полезно читать книги, в которых содержатся мысли, противоположные Вашим (-Д+О); — Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я успеваю их высказать (-Д-ОУ, — Мне труднее сосредоточиться, чем другим (~Д~О). Очевидно, что в терминах черт выявленные квадранты интерпретируются следующим образом: . — «принципиальный, последовательный» (+Д+О); — «инертный, назойливый» (+Д-О}\ — «немнительпый, гибкий, открытый новому» (-Д+0); — «торопливый, суматошный, отвлекающийся» (-Д-О). Специально подчеркнем, что указанное размещение пунктов по квадрантам двухфакторного пространства достигнуто нами не за счет произвольного теоретического анализа, а с помощью эмпирического (экс-плораторного) факторного анализа экспериментальных данных, полученных от 210 испытуемых. Конструирование теста на основе модели Таким образом, четырех полюсная модель личностной черты имеет важное методическое значение для конкретной работы по конструированию диагностических методик. Мы получаем вполне конкретное технологическое правило, которому советуем следовать всем разработчикам новых тест-опросников. 1. Подготовьте разнообразный набор эмпирических индикаторов — пунктов нового теста-опросника, паправлештго на измерение какого-либо психического свойства, и соберите данные в ходе пилотажного эксперимента на выборке численностью не менее 50 испытуемых. 2. Проведите факторный анализ пунктов первой версии вашего теста и проинтерпретируйте факторы, выделив «дескриптивный» (диагностический)'и «оценочный»" (фактор социальной желательности). 3. Если два таких фактора выделить не удалось, постарайтесь понять, не является ли это следствием опасного сцепления вашего диагностического фактора с СЖ-фактором «социальной желательности». Если это так, то постарайтесь проанализировать, как должны быть маркированы (какими терминами) ВСЕ квадранты концептуального пространства — (+Д, +0), (+Д, -О), (-Д, +0), (-Д, -О). 4. Если два фактора выделить удалось, то проверьте, равномерно ли заполнены пунктами квадранты выявленного двухфакторного пространства, и при разработке следующей скорректированной версии добейтесь повышения этой равномерности — путем исключения избыточных пунктов из одних квадрантов и добавления недостающих пунктов для других квадрантов (по гипотетическим начальным ключам по двум факторам Д и О). 5. Проведите новый эксперимент с новым перечнем пунктов. 6. Проверьте после второго эксперимента, действительно ли снова вы получаете два предыдущих фактора и стали ли все четыре квадранта достаточно равномерно заполненными по количеству попавших в них пунктов теста. Только указанная выше технология страхует вас как разработчика нового теста от артефакта социальной желательности. Разработать эту технологию нам помогла выдвинутая нами универсальная четырех полюсная психосемантическая модель личностной черты. МНОГОМЕРНАЯ КОНТИНУАЛЬНОСТЬ ПИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА Циркограммы и циркупяторные модели В предыдущем параграфе мы рассматривали четырехпозиционную модель применительно к отдельным чертам, не делая попыток выяснения того, каким образом подобные представления совмещаются с моделью личност- ного семантического пространства в целом. Но четырех позиционная модель не только не противоречит пространственным представлениям, но и, как мы увидим в данном параграфе, в определенной степени поддерживает их, раскрывая и обогащая паши представления о системной взаимосвязи отдельных личностных черт в таком многомерном пространстве. Как уже говорилось в предыдущих главах, современные данные, прежде всего по таксономии личностного лексикона и факторного анализа личностных вопросников, показывают, что многие, кажущиеся поначалу плохо взаимно-совместимыми, факторные модели разных исследователей сходятся-таки к единому инварианту Большой Пятерки (или Четверки, или Тройки, по крайней мере). Для этого чаще всего достаточно применить простейшее преобразование в виде ортогонального вращения одной или двух-трех пар координат. Уже на рис. 5, иллюстрируя материалы самого первого параграфа первой главы, мы показывали, что две описательные двухмерные системы «Экстраверсия + Нейротизм»' и «Сапг-виничность + Холеричность» являются в принципе взаимно-эквивалентными, отличаясь между собой только тем, что полюса координатных осей в одной системе («черты») оказываются центроидами квадрантов («типами») в другой системе. Представьте себе, что мы повернем оси «Экстраверсия» и «Невротизм» на 45 градусов против часовой стрелки, и тогда «Экстраверсия» трансформируется в «Холеричность», а «Невротизм» в «Меланхоличность». Множественность возможных вариантов ориентации координат и наличие для каждого из вариантов вполне убедительной интерпретации обусловлены избыточностью, с которой в языке прокодированы не только ортогональные направления и квадранты, но также различные сектора внутри одного квадранта личностного пространства. Впервые такая избыточность была учтена и зафиксирована в известной циркограмме Лири-Ла Форга (Leary, 1958, см. рис. 19). Каждый квадрант двухмерного пространства, образованного осями «Дружественность + Доминантность», здесь разделен на две части, и каждый октант (восьмая часть круга) заполнен личностными дескрипторами. В настоящее время эта популярная модель была проинтерпретирована Уигтин-зом, а затем Мак-Креием и Коста как циркуляторная1 модель для первых двух факторов Большой Пятерки (McCray, Costa, 1989). Следующим шагом было создание и обсуждение «сферической модели» с тремя образующими осями из Большой Тройки — «Экстраверсия», «Дружелюбие» и «Сознательность». На материале трех устойчивых факторов, полученных Л. Голдбергом и Д. Пибоди {Peabody, Goldberg, 1989), модель Уиггииза была дополнена еще двумя плоскими циркограм- ' Термин «циркуляторная модель» мы используем в данном случае вместо термина «циркограмма». чтобы отличать многомерный случай от двумерного. Англоязычный термин «circomplex» как-то слишком неуклюже звучит на русском языке мами — для факторов «Экстраверсия + Сознательность» и «Дружелюбие + Сознательность». Англоязычные циркупяторные модели В работе Виллема Хофсти с соавторами (Hofstee, DeRaad, Goldberg, 1992) разработана уже полная циркуляторная модель для всех пяти факторов Большой Пятерки. На рис. 34 приводится схематическая циркуляторная модель для факторов I и II, а на рис. 35' — для факторов I и V (для каждого из 12 секторов дается только по одному англоязычному дескриптору, чтобы только проиллюстрировать семантический смысл каждого сектора). Из комбинаторных соображений понятно, что 5 координат образуют между собой 10 пар (число сочетаний из 10 по 2). то есть полная циркуляторная модель предстает как 10 независимых циркофамм, подобных тем, что изображены на рис. 34 и 35. Мы предлагаем нумеровать сектора в каждой из плоских циркограмм по тому стандарту, который принят для всем известного часового циферблата. Это облегчает ориентировку в циркограмме. b Располагая матрицей факторных нагрузок по всем факторам, авторы разместили 540 терминов, описанных в работе Голдберга (Goldberg, 1982) по 12 секторам каждой из 10 плоскостей. Несмотря на применение вари-макс-вращения, максимизирующего количество слов со значимой нагрузкой (выше 0, 20) по одному фактору, примерно половина терминов имела значимые нагрузки по двум факторам, но из них только 17 — значимые на(рузки сразу по трем факторам. Следовательно, при переходе от плос- Рис. 34. Англоязычная циркуляторная модель для первых двух факторов Большом пятерки (Hofsleeet at., I992). Горизонтальная ось фактор «Экстраверсия», вертикальная — «Дружелюбие». Двенадцать секторов циркограммы удобно пронумеровать как часы на «циферблате» для удобства опоры на сложившейся знаково-перцелтивный кавык. кис. jx Англоязычная циркуляторная модель для факторов I и V Большой пятерки (Hofstee et at., 1992). Горизонтальная ось фактор «Экстра-версия», вертикальная — «Интеллектуальная свобода». костей к возможным сферам (возможно также составить 10 сочетаний по 3 из 5 факторов) происходит незначительное приобретение дополнительной семантической информации, и уже не приходится говорить про избыточность кодирования секторов и квадрантов этих сфер. Важно отметить, что из общего числа в 80 двухмерных секторов (10 плоскостей по 8 секторов каждый) «пустых» секторов практически не оказалось — для каждого находился свой лексический англоязычный маркер, описывающий качественно своеобразным образом данную комбинацию двух факторов из Большой Пятерки. Полученная таким образом модель получила обозначение АВ5С «сокращенная циркуляторная модель Большой Пятерки» (Abreviative Big Five Circumplexed). Семантический код черты в циркупяторных модепях Что дают подобные модели по сравнению с иерархической классификацией? Более тонкое семантическое толкование многих терминов, более дифференцированное описание содержания качеств, кажущихся близкими и попадающими в гомогенные кластеры. Так, например, в одном кластере у Голдберга оказались термины «с чувством юмора» (humorous) и «остроумный» (witty). Действительно, оба термина имеют ведущие нагрузки по фактору +Т (см. приложение 2). Но первый имеет так называемую «вторичную» (secondary) нагрузку по фактору +11 (humourous рассматривается англо-американцами как умеренно «дружелюбный» человек), а второй — по фактору +V (witty рассматривается как «Интеллектуально свободный», «изобретательный»). На рис. 35 мы видим, как witty попадает в сектор (или фасетку, как выражаются авторы модели), ограниченный лучами, исходящими под углами в 15 и 45 градусов по отношению к горизонтальной оси. Авторы предложили кодировать двухфакторный семантический код личностных черт с помощью следующей простой нотации: +I+I — код черты, имеющей только одну значимую нагрузку на положительный полюс первого фактора (например, talkative — см. рис. 34); +I+II — код черты, имеющей ведущую нагрузку на положительный полюс первого фактора, и «вторичную», или, лучше сказать, «фоновую» нагрузку па положительный полюс второго фактора (например, humorous на рис. 34); -V-I — код черты, имеющей ведущую нагрузку на отрицательный полюс пятого фактора, и «фоновую» нагрузку на отрицательный полюс первого фактора (например, unimaginative на рис. 35) и т. п. Легко видеть преимущества циркуляторной модели по сравнению с ортогональной: расставляя осмысленные маркеры по фасеткам (секторам) континуально-многомерного личностного пространства (ЛСП), такая модель позволяет как бы единым взором «схватить» системную взаимосвязанпость отдельных локусов ЛСП, увидеть соотношение одних личностных конструктов с другими — родственными, но в чем-то отличающимися. Мы легко видим, например, что черты «доминантный» (dominant) и «кругой» (rough) располагаются в соседних секторах одного подпространства «В5. 1 + В5. 2», но в первом случае ведущим фактором является «эст-равертированность», а «враждебность» — фоновым, а во втором случае соотношение обратное. Мы также видим, что в свете современных (эмпирически фундированных) таксономических моделей оппозиция «доминантный-подчиненный» является не вполне ортогональной по отношению к оппозиции «дружелюбный-враждебный», и в этом смысле круг Лирн сегодня нельзя считать оптимальным. Циркуляторные модели способны точно сориентировать нас в том, каким образом надо трансформировать тот или иной ортогональный базис, чтобы получить заданный, так как в противоположных (симметричных) фасетках подпространств АВ5С размещаются биполярные конструкты, содержание которых четко выражает смысл определенных факторов, встречавшихся в исследованиях разных авторов. Через год в* американском (фактически международном) журнале «Journal of personality and social psychology» был опубликован второй вариант многомерной циркуляторной модели, учитывающий профессиональную терминологию, используемую при интерпретации личностных тест-вопросников {Johnson, Ostendorf, 1993). Алгоритм размещения терминов по фасеткам Здесь, по-видимому, не следует более убеждать читателя в том, что мы увидели для себя в своем таксономическом проекте необходимым этапом построение циркуляторной модели для лексики личностных черт в русском языке. Для этого нами была разработана особая компьютерная программа, позволяющая разместить пункты (термины) на основании матрицы факторных нагрузок по фасеткам всех парных сочетаний факторов. Алгоритмическое правила отнесения пункта к той или иной фасетке для данной пары факторов было следующим: 1. Для двух нагрузок Xi и Yj двух терминов рассчитывается параметр локальной общности (в геометрических терминах длина проекции вектора i в данное подпространство из двух факторов): Hi = Xi* Xi+ Yi * Yi 1 I j j 2. На основании тех же нагрузок рассчитывается угол наклона U. вектора i по отношению к оси X: U i = arctan{ Yi / Xj). 3. Пункт i попадает в фасетку с номером к (все 12 фасеток нумеруются против часовой стрелки), если он обладает значимой общностью (Hi > Ь, где b — значимая корреляция при данном количестве наблюдений) и номер к равен: к = (Ui+15) mod 30, где символ mod — стандартный символ операции сравнения по модулю. Фасетка номер I соответствует коду +Х+Х (углы от -15 до +15 ipa- дусов), фасетка номер 2 — коду +X+Y (углы от 15 до 45), номер 5 — коду +Y-X (углы от 105 до 120 градусов) и т. п. Но для удобства нумерация фасеток (секторов) может затем изменяться в соответствии с «циферблатным» стандартом. Понятно, что количество секторов циркограммы легко модифицируется в рамках описанного алгоритма путем изменения значения параметра «угловая ширина сектора». Для модели с 12 секторами этот параметр равен 30 градусам, а, например, для более грубой модели с 8 секторами-октантами (когда только I сектор в каждом квадранте включает термины со смешанным кодом факторов — без различения «ведущего» и «фонового») этот параметр равен 45 градусам1. Русскоязычная циркуляторная модель (данные учитепей) Перед тем как построить русскоязычную циркуляторную модель для всего словника из 2090 слов, прошкалированпых в нашей системе ТЕ- 1 По сравнению с ЦИркограммоЙ Лири, при нумерации октантов, с нашей точки зрения, гораздо удобнее воспользоваться «циферблатом», сдвинутым на пол-октанта против часовой стрелки (на 22. 5 градуса). ЗАЛ, мы решили первоначально апробировать наш алгоритм на более локальном материале. В табл. 26 дается результат применения разработанного нами алгоритма к матрице нагрузок 60 русскоязычных эквивалентов для терминов Дигмана (Digman, Shmelyov, I996) с параметром угловой ширины 30, что дает нам «циферблатную» модель для каждой плоской циркограммы. Надо оговориться, что факторы в табл. 26 не были переупорядочены в соответствии с традиционной последовательностью В5 и даны в том порядке и с теми же знаками полюсов, какими они были выделены эмпирически. Иптерпретативные названия факторов в данном случае: FI. Сознательность; F2. Интеллект (положительный полюс — «Глупость»)1; F3. Экстраверсия; F4. Дружелюбие; F5. Стабильность (положительный полюс «Эмоциональная нестабильность»). Напомним, что в этом эксперименте использовались материалы 7-балльного оценивания учителями 480 учеников. 10 пар из 5 варимакс-факторов перебираются в следующем порядке: (i, 2), (1, 3), — (1, 5), (2, 3) и т. д. Внутри каждой пары сектора перебираются в таком порядке — вначале все сектора с отрицательным полюсом по первому фактору, затем нейтральные по первому фактору, затем с положительным полюсом. Например, фасетка «Fl(-l) —F2(—1)» интерпретируется как низкая Сознательность и высокий Интеллект и представлена термином «фантазер».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|