Новая интерпретация «крайностей русского характера» 1 страница
90 -8 -2 42 66 8 49 33 -27 2-6-2 4 -85 -7 1 Фактор 4. Вес 9, 4% Раздражительная слабость + напряженность — спокойствие -13 1 -47 4 -4 9 -1 9 88 4 -8 36 -1 10 -23 52 Фактор 5. Вес 6, 5% Интеллект — ограниченность 0 95 5 -4 -2 -1 2 27 -3 13 3 -6 20 10 -2 -3 И та, и другая система вторичных факторов объяснили примерно поровну — по 86 и 87 процентов дисперсии в матрице интеркорреляций первичных факторов, но система 16РФ дала, как это видно из табл. 24а и 246, на одно независимое измерение больше. Последнее положение поясним: повышение числа пунктов, что вообще свойственно многофакторному компьютерному ключу, ведет, как правило, к более высокому «сцеплению» первичных факторов и образованию более мощных и менее многочисленных вторичных (например, мы выявили на базе такого ключа только 5 вторичных факторов, тогда как у Кэт- тэлла находим их 8 — см. также Мельников, Ямпольский, 1985). В силу этой закономерности мы должны были бы ожидать, что при одинаковой информативности (независимости) факторы 16РФ должны были бы сильнее «сцепиться» во вторичные, чем факторы 16ЛФ. Но мы видим обратное соотношение, что служит серьезным аргументом в пользу системы 16РФ, построенной на базе русской таксономической модели черт личности. Действительно, наличие 16РФ и их сравнение с 16ЛФ на одном и том же массиве данных позволяет нам ясно увидеть, в каком именно направлении произошло известное «сужение» личностного пространства у Кэттэлла. Наиболее мощный вклад в пространство 16ЛФ из факторов 16РФ дает фактор, выявленный в таксономической модели только под 12-м номером — «Невротическая интроверсия», в котором дается противопоставление «стабильного экстраверта» (сангвиника — см. рис. 5) и «нестабильного интроверта». По-видимому, в этом оказывается не столько специфика «фильтров» Кэттэлла при отборе личностных черт, сколько уже неоднократно упоминавшаяся нами в этой главе специфика Q-данных как таковых, стоящих гораздо ближе к полюсу «объемность» на континууме «объектные-субъектные данные». Напомним, что з a факторами «экстраверсии-интроверсии» и «нейротизма» стоят особенности темперамента (кросс-ситуационные черты личности), лучше раскрывающиеся с помощью объектных, чем с помощью субъектных данных. В то же время в Q-данных менее акцентированными оказываются факторы, в большей мере выражающие не кросс-ситуационные объективные свойства личности, но субъективную оценку личности — факторы Моральной и Интеллектуально-прагматической оценки.
Интересно отметить, что, сравнивая вторичные факторы, полученные на шкалах 16РФ и 16ЛФ, с факторами, полученными при факто- ризации пунктов, мы обнаруживаем их явное сходство. Это сходство, конечно, имеет вполне объяснимое происхождение, так как за интеркорреляциями между шкалами 16РФ и 16ЛФ лежат интеркорреляции между самими 187 пунктами формы А базисного вопросника. Но нет и полного совпадения содержания «вторичных» факторов, построенных на шкалах, и факторов, построенных на пунктах, так как сама группировка пунктов в разные шкалы в 16ЛФ и 16РФ накладывает свои ограничения. Обоюдная зависимость Q- и S-данных Таким образом, мы выявляем явное родство между Q-данными, получа-имымп с помощью личностного вопросника, и S-данными, получаемыми с помощью семантических суждений о сходстве слов. Но это родство не позволяет делать вывод о том, что структура одних данных (категориальная структура сознания) детерминирует структуру других данных (связей между ответами на вопросы вопросника). Таким образом, по нашим сведениям, более адекватен слабый вариант лексической гипотезы 1. 2.
Да. наш психометрический эксперимент по созданию шкальной системы 16РФ доказал, что существует возможность переноса структуры, основанной на S-данных, на пункты личностного вопросника. Более того, такой перенос дал нам в данном случае возможность извлечь из самих 187 пунктов базисного вопросника более емкую информацию. Но в целом мы видим, что Q-данные обладают своей определенной спецификой, отдавая в большей степени приоритет объектным, а не субъектным личностным факторам — кросс-ситуационным чертам психофизиологической конституции индивида, свойствам темперамента. Подводя промежуточные итоги проделанной нами работы по проверке гипотезы 1. 2 — «о психосемантической детерминации личностных вопросников», мы должны дать следующее осторожное, взвешенное заключение о частичной зависимости личностных вопросников от культурологической и индивидуальной структуры психосемантического пространства Личностных черт. По-видимому, такая зависимость острее проявляется по отношению к пунктам вопросников, в которых атрибуция черт производится в явной форме, в «лоб». Но более поведенческие и проективные пункты вопросников «ускользают», «маскируются» от рефлексивного контроля со стороны Я-концепции и имплицитной теории личности испытуемого. Отсюда повышение веса таких темпераментальных факторов, как «Эмоциональная стабильность» и «Экстраверсия». Выявленная неоднозначная картина эмпирических зависимостей позволяет предполагать не одностороннюю, а обоюдо-направленную причинность: неправильно постулировать, что только S-данные влияют на Q-данные, но, по-видимому, и Q-данные в значительной степени опреде- ляют структуру S-данных. Хотя бы потому, что S-данные возникают не сами по себе, а отражают объективную действительность — поведение людей в реальном мире. Хотя это отражение и не всегда является точным, хотя оно испытывает всевозможные искажающие воздействия, вплоть до известного механизма «вытеснения», описанного в классическом психоанализе. Является ли некоторое «вытеснение из. сознания» фактора «Эмоциональной стабильности» культурно-национальной спецификой русскоязычной обыденной теории личности? Этому вопросу во многом было посвящено следующее кросс-культурное исследование, изложенное в следующем параграфе. Исследование этого вопроса связалось для нас в контексте данной работы с проверкой валидности четырехпозиционного модельного представления о черте личности.
Факторная структура MMPI Когда еще в 80-е годы мы впервые опубликовали работы, содержавшие идеи психосемантической интерпретации личностных тестов, в среде отечественных психологов-практиков тут же возникло немало оппонентов. Наиболее резонное возражение этих оппонентов можно сформулировать так: вы базируете свой подход главным образом на тесте 16PF Кэттелла, а этот тест, в отличие от MMPI, сам по себе основывается на лексико-психологическом подходе, ведь Кэттэлл отталкивался от работы Олпорта-Одберта, посвященной английскому лексикону личностных черт. С точки зрения наших критиков, вопросы из перечня MMPI являются гораздо более косвенными, гораздо более поведенческими и во время тестирования менее подвержены фильтрации со стороны структур сознания испытуемого. Конечно, на это можно было бы возразить, что четыре последних фактора из числа 16 факторов Кэттэлла потому и имеют в качестве первой буквы в своем кратком обозначении букву «Q», потому что получены Кэттэллом только на основе Q-данных и не выделены им в ходе анализа L-данных. Но гораздо серьезнее в этом случае дать ответ на эту критику, проанализировав, какие факторы на самом деле «работают» в тесте MMPI. Да дело тут даже и не в полемике, просто это очень интересно. Ведь MMPI — тест-опросник номер 1 ifo своей популярности в мире, это тест, с которым работает огромная армия психологов-консультантов психоаналитической ориентации, огромная армия врач ей-психиатров. И узнать, как на самом деле структурируются пункты этого теста, если их подвергнуть факторному анализу, очень важно для понимания того, на каком уровне психического отражения и управления поведением «работают» личностные вопросники. Первые работы такого плана были выполнены нами в соавторстве с В. И. Похилько еще в 80-е годы (Забродин и др., 1987). Но тогда мы располагали лишь довольно однородными выборками, составленными
преимущественно из больных людей, госпитализированных в клиниках Первого Московского мединституга, а также из абитуриентов этого вуза. Полученные ними в те годы данные опять же столкнулись со скепсисом наших коллег: вы, мол, взяли абитуриентов, протестированных при поступлении, а это была заведомо ответственная для них ситуация, это была ситуация экспертизы, они были заинтересованы давать о себе лишь Социально-желательную информацию, поэтому пропускали вопросы через собственное «супер-Эго» (верхушку сознания), поэтому вы и получили такой явно завышенный вес в вашей факторной структуре фактора Оценки, который является в данном случае воплощением артефакта «социальной желательности». В 90-е годы мы получили возможность накопить репрезентативный массив протоколов MMPI в ходе практикума по психодиагностике на факультете психологии МГУ (использовалась укороченная версия ММИЛ Ф. Б. Березина и соавторов, 1976). В этом случае в качестве испытуемых выступали как студенты-психологи, так и студенты других факультетов, привлеченные студентами-психологами в качестве собственных испытуемых в ходе самостоятельных практических занятий. В последнем случае ситуация в полной мере соответствовала тому, что обычно называют «ситуацией клиента»: испытуемый участвовал исключительно добровольно, фактически полностью анонимно, и никакими решениями на основе теста ему никто не угрожал. Надо сказать, что при проверке существующих шкал ММИЛ традиционным способом — путем расчета корреляций между ответами на вопросы и суммарным баллом по шкале — мы выяснили, что очень многие пункты фактически не получают значимых корреляций со «своими» шкалами, и тем самым ключ для них фактически не подтверждается. Тем самым можно с полной определенностью утверждать, что шкалы ММИЛ на сегодняшний день следует считать устаревшими и не соответствующими психометрическим требованиям. В этой ситуации факторный анализ пунктов ММИЛ приобретает не только теоретическую, но и практическую значимость. В 2000 году с помощью нашей программы ТЕСТАН+ мы подвергли эксплораторному факторному анализу внушительную матрицу ингеркор-реляций размерностью 377 * 377, полностью отвлекаясь от всякой принадлежности пунктов ММИЛ к каким-либо классическим, рабочим, служебным или дополнительным шкалам MMPI. Так как же группируются сами по себе вопросы ММИЛ по факторам? В табл. 25 мы опубликовали пункты, которые получили высокие нагрузки по 5 ведущим варимакс-факторам.
Таблица 25 Большая Пятерка на материале пунктов ММИЛ. Варимакс-факторы получены путем вращения первых пяти главных компонент, выделенных из матриц интеркорреляций 377 * 377, подсчитанных по данным 766 студентов московских вузов. Фактор 1. Вес 4, 1% «Общая адаптированность» (СЖ). 78 пунктов со значимыми нагрузками. В скобках перед номером пунк- . та указаны знак и величина факторной нагрузки. (55) 254. В последние годы Ваше самочувствие в основном было хорошим. (53) 370. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой. (50) 374. У Вас редко болит голова. (49) 284. Ваше физическое здоровье не хуже, чем у большинства Ваших знакомых. (46) 138. Обычно Вы считаете, что живете не напрасно. (-45) 9. Вас часто одолевают мрачные мысли. (44) 57. Большинство знающих Вас людей не считают Вас неприятным человеком. (43) 16. У Вас редко бывают какие-нибудь боли (или вообще ничего не болит). (43) 75. У Вас хороший аппетит. (-41) 80. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь. (41) 101. Вы считаете, что Ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства Ваших знакомых. (41) 348. С памятью у Вас все благополучно. ( 39) 18. Ваш рассудок работает сейчас не хуже, чем всегда. (-39) 111. Почти каждый день Вас что-нибудь пугает. ( 39) 176. Как правило, Вы считаете, что добьетесь поставленной перед собой цели. (39) 318. По сравнению с большинством людей. Вы достаточно способны и сообразительны. (39) 322. У Вас никогда не было параличей или необычной слабости в руках и ногах. (-38) 123. Часто Вы чувствуете, как будто вокруг все нереально. (37) 292. Вам достаточно того внимания и участия, которое Вам уделяется. Фактор 2. Вес 3, 1% Интроверсия — Экстраверсия. В 5. 1. 45 п. (-63) 96. Вам нравятся разные коллективные развлечения, потому что Вы любите бывать в обществе. (-58) 368. Вы легко сходитесь с людьми и хорошо себя чувствуете в обществе. ( 56) 6. На вечерах Вы чаще сидите в одиночку или разговариваете с одним из гостей, а не присоединяетесь к группе. (-55) 246. Вы любите бывать на вечерах и встречах. (-54) 156. Вы хорошо себя чувствуете в толпе веселящихся людей. ( 52) 309. Знакомиться с людьми Вам труднее, чем другим. (-52) 363. Вы любите ходить в гости или в другие места, где бывает шумно и весело. ( 51) 171. Даже находясь в обществе, Вы обычно чувствуете себя одиноко. (-51) 185. Вы охотно знакомитесь с людьми. (47) 8. Когда Вы находитесь в обществе, Вам трудно найти подходящую тему для разговора. (-47) 36. Вы любите ходить на танцы. ( 44) 187. Вы считаете, что Вы слишком застенчивы. Фактор 3. Вес 2, 5% Эмоциональная устойчивость (уверенность) В5. 4. 40 п. (43) 183. Вас трудно обидеть. (40) 4. Вас не беспокоит желание стать красивее. (39) 272. Вы вполне уверены в себе. (-36) 98. Критика и замечания очень обижают Вас. (36) 280. Вам безразлично, что думают о Вас другие. (36) 292. Вам достаточно того внимания и участия, которое Вам уделяется. (34) 271. Вам скучно слушать разговоры о модах. (-33) 49. Вам определенно не хватает, уверенности в себе. (33) 125. Вы не особенно застенчивы. (32) 31. Вы любите популярную литературу по технике. (32) 211. Вы очень редко мечтаете. (31) 60. Ваша внешность никогда не вызывает у Вас беспокойства. (-31) 69. Вы легко смущаетесь. (-31) 257. Вы считаете себя человеком нервным. Фактор 4. Вес 1, 8% Самоконтроль — импульсивность. В5. 3. 20 п. (-40) 78. Иногда Вам хочется затеять драку. ( 38) 87. Вы считаете, что соблюдение законов обязательно для всех. (-38) 277. У Вас бывают периоды, во время которых Вы необычно веселы без особой причины. ( 36) 71. Вы всегда бываете возмущены, когда человеку ловко удается избежать заслуженного наказания. (-35) 234. Временами Вам очень хочется нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить. (-35) 353. У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно. (-34) 161. Иногда без причины (или даже при неприятностях) у Вас бывает приподнятое настроение, чувство радости. (-33) 350. Иногда Вам приходят в голову странные, необычные мысли. (-32) 72. Вы злоупотребляли спиртными напитками. (-32) 207. Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому. Фактор 5. Вес 1, 5% Дружелюбие — негативизм. В 5. 2. 21 п. (в данном случае особый вклад дает фактор «Наивность — цинизм») (-48) 91. Если с Вами поступают несправедливо, то Вы чувствуете, что должны из принципа отплатить за это. (-42) 226. Вы считаете, что большинство людей не остановятся перед тем, чтобы солгать в своих интересах. (-39) 218. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным способом. (-36) 164. Безопаснее никому не доверять. ( 35) 332. Если бы Вы были художником, то охотно рисовали бы цветы. ( 34) 181. Вы любите собирать цветы или выращивать их дома. (-31) 148. Мало кто искренне старается' помочь другим, если это связано с неудобствами. (-31) 180. Вам приятно иметь значительных людей среди Ваших знакомых, потому что это увеличивает Ваш престиж. (-31) 294. Вы легко можете заставить человека бояться Вас и иногда делаете это ради собственного удовольствия. (-30) 33. Большинство людей заводит знакомства потому, что друзья могут оказаться полезными. (-30) 133. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи. (27) 24. Вы любите детей. Конечно, Большая Пятерка на материале теста MMPI выглядит далеко не каноническим образом, но все же последние 4 фактора вполне можно опознать как соответствующие определенным факторам из состава традиционной «Большой пятерки». В составе этой пятерки мы вполне естественно не видим фактора «Интеллект» (так как в MMPI нет заданий на интеллект), зато па первое место вышел весьма специфичный именно для MMPI фактор, который явно отражает позиционную (рефлексивную) тактику испытуемого в отношении самой ситуации опроса — либо признаться в наличии проблем (главным образом проблем со здоровьем), либо представлять себя вполне благополучным. Очевидно, что именно так проявляет себя тенденция «социальной желательности» на материале данного клинического вопросника. Появление такого мощного кластера, связанного с социальной желательностью, не удивительно; если вспомнить, как много пунктов MMPI специально введены в этот перечень разработчиками с целью диагностики тактики испытуемого при выполнении теста. Таким образом, факторизация пунктов MMPI не дает основания сомневаться в тех выводах, к которым мы приходим па материале пунктов других личностных вопросников. Напротив, наши данные показывают, что тезис о том, что вопросник MMPI является значительно более глубинным и косвенным, дает какую-то особую структуру данных, не имеет под собой эмпирических оснований. Когда мы просили наших студентов-психологов указать, какие пункты из 377 они считают явно «симптоматическими» (откровенно указывающими на определенные медицинские симптомы), студенты вполне согласованно (по критерию квалифицированного большинства) указывали почти треть — 28 процентов пунктов MMPI. Понятно, что в ситуации экспертизы испытуемый с минимально развитой рефлексией легко может уйти от откровенного выполнения этого теста, и профиль получится явно сфальсифицированным. Тем самым можно рекомендовать всем практикам очень осторожно использовать данный тест в ситуации экспертизы и большей частью рассчитывать на него именно в «ситуации клиента» (когда сам испытуемый заинтересован в достоверных результатах). Некоторые дополнительные интересные сведения о психосемантиче-ской структуре теста MMPI мы получили, применив не факторный, но кластерный анализ пунктов этого вопросника (см. последний параграф этой главы). ЧЕТЫРЕХПОЗИЦИОННАЯ МОДЕПЬ Национапьное самовосприятие русских Первое эмпирическое исследование четырехпозиционной модели личностной черты было предпринято в рамках выполненной под нашим руководством дипломной работы М. К. Андреевой (1987). В этой работе были составлены 10 четверок личностных черт, соответствующих возможной «социально одобряемой» и «социально неодобряемой» интерпретации результатов по полюсам 10 основных диагностических шкал тест-вопросника MMPI (в русскоязычной адаптации Л. Н. Собчик и Ф. Б. Березина — соответственно СМИЛ и ММИЛ). Эти 40 личностных черт предъявлялись испытуемым после выполнения СМИЛ, и результаты самоописания сравнивались с объективными профилями СМИЛ. Подтвердилась на статистически значимом уровне (на 30 испытуемых) ожидаемая нами более высокая защитная тенденция у акцентуированных испытуемых, предпочитавших описывать самих себя в желательном свете. В случае акцентуации черты по тесту (объективной дезадаптивной выраженности шкального балла) испытуемые чаще приписывали себе прилагательные с позитивным индексом социальной желательности (или черты из адаптивного диапазона). Этот результат позволяет выдвинуть следующее общее предположение: социальная группа людей (например, представители определенной национальной культуры), обладающих определенными Дезадаптивными чертами, может в целом вырабатывать такую групповую защитную «имплицитную теорию личности» (ИТЛ), в которой дискрими-нативность соответствующею фактора будет стушевываться, искусственно снижаться в результате создания и использования дескрипторов главным образом из более узкого адаптивного диапазона (см. рис. 206). По-видимому, такая самоутешительная иллюзорная групповая ИТЛ будет тем более неадекватно консервативной, чем меньше возможностей для сравне- пия себя с другими имеет такая группа, чем в большей степени и более продолжительно она изолирована в своих контактах с внешним миром. Подобные вопросы проинициировали наш интерес-к исследованию стереотипов межнационального восприятия с акцентом на изучение самовосприятия национального характера у представителей русскоязычной культуры. В западной психологии, ориентированной на стандартизированные исследования межличностной социальной перцепции, явно выделяется в этой области масштабное исследование Дина Пибоди (Сварт-мор колледж, Пенсильвания США), опубликованное в 1985 году (Peabody, 1985). Глубоко симптоматично, что именно Дин Пибоди явился автором представлений о различении оценочного и дескриптивного компонентов в семантике черт, наиболее близкого нашей четырехпозиционной модели (глава 2). Методическим базисом совместной работы явилась схема эксперимента, разработанного и проведенного Дином Пибоди на представителях нескольких национальных групп. Эту схему эксперимента мы*уже кратко описали в предыдущих параграфах (см. табл. 15). По единой системе, разработанной Д. Пибоди и состоящей из специального набора в 32 личностные биполярные шкалы, студенты из разных стран (по 40—50 человек из Англии, Германии, Франции, Италии, А-встрии, Финляндии и Греции) описывали типичных представителей разных народов, среди которых постоянно присутствовали 6 неизменных стимулов (target nations): типичные англичанин, немец, француз, итальянец, русский, американец. К этому стандартному подмножеству стимульных объектов в случае разных национальных групп испытуемых (информантов, судей — judges) добавлялись 2—4 различных дополнительных стимула, которые обозначали пароды, обитающие в непосредственной близости от данной группы испытуемых. Таким образом, в общем массиве полученных данных имели место 4 случая, когда испытуемые описывали свою собственную национальную группу (англичане, немцы, французы, итальянцы), или, как их предложил называть Д. Пибоди, — «ин-группу» (внутреннюю группу). Б этом смысле все иные народы относятся к так называемой «аут-группе». Предварительные данные и данные самого исследования по межнациональному восприятию позволили Д. Пибоди говорить о двух наиболее мощных дескриптивных факторах, выделяемых при факторном анализе помимо фактора оценки: «Собранный — разболтанный» (Tight versus Loose) и «Самоуверенный — неуверенный» (Assertive versus Unassertive). которые, как нам кажется, ближе всего к факторам В5. 3 и В5. 1 из Большой Пятерки. В целом согласованность между группами испытуемых по глобальным факторам была выше, чем согласованность по. отдельным шкалам. Например, все группы испытуемых сходились в том, что англичане и немцы являются «собранными», а итальянцы, французы и американцы — «разболтанными». Указанные выше семь «аут-групп» (в меньшей степени финны, имевшие, по-видимому, более непосредственный опыт контак- тов с русскими) приписывали русским черты, делающие их образ скорее «средне-самоуверенным», чем «неуверенным». И, что оказалось совсем неожиданным, русских дружно отнесли к числу «собранных» (это при существовании целого моря анекдотов о «российской расхлябанности»? ). Таким образом, именно «типичный русский» оказался тем единственным стимульным объектом, по которому выявилось явное расхождение между субъективной и объективной информацией на уровне глобальных факторов. С обыденными представлениями иностранцев о русских явно не согласуются основные выводы о национальном характере русских, к которым пришли западные специалисты как в результате аналитической переработки впечатлений от поездок в Россию (Crankshow, I948; Miller, I960; Smitlu 1976), так и в результате серии психологических интервью и гестов, проведенных на русских эмигрантах (Inkeles et at., 1958). Согласно мнению этих специалистов, русские скорее предстают как люди с серьезными проблемами в эмоциональной адаптации, а также как носители противоречивого паттерна личностных черт. Крайности русского национального характера, нестабильность личностных проявлений русского человека могут порождать трудности в его адекватном восприятии других людей и самовосприятии, в том числе национальном (групповом) самовосприятии. Существенным источником дополнительной информации для снятия противоречия могли бы явиться субъективные суждения «ий-группы» — самих русских о русском человеке. Согласно предположению Пибоди, результаты «ин-группы» должны были оказаться ближе к мнению специалистов, чем к суждениям «аут-ipynn». В 1992 году мы провели подобное исследование при непосредственном содействии Дина Пибоди с помощью переписки по электронной почте (Пибоди, Шмелев и др., 1993; Peabody, Shmelyov, 1996). На русский язык были переведены 32 пары прилагательных, использованных Д. Пибоди. С помощью системы ТЕЗАЛ мы пытались сохранить их взаимосоотношення в четверках по принципу четырехпозиционной модели (см. список шкал в табл. 15). Например, предпочитаемый полюс на шкале «веселый — угрюмый» лежит явно слева, а в компенсирующей ее шкале «легкомысленный — серьезный» — справа. И та, и Другая шкалы апеллируют по существу к одному свойству личности, но в одном случае один полюс этого качества предстает «социально желательным», адекватным («веселый»), в другом —- противоположным («серьезный»). Такое использование «четырехполюсной модели личностной черты» позволяет не только «очистить» результаты субъективных суждений от артефакта социальной желательности, но и отдельно от дескриптивного фактора (характерологического представления в данном случае) измерить чисто эмотивный, оценочно-отношенческий компонент установки (имеется в виду социальная установка, или аттитьюд). Для исследования стереотипа русского национального характера че-тырехпозиционная интерпретация, по нашему мнению, имеет принципи- альное значение. Если предположить, что русскому характеру (или, по крайней мере, его стереотипизированному образу в культуре и национальном самосознании) свойственны крайности, то следует ожидать, что стимульному объекту «типичный русский» будут чаще приписываться крайние полюса (нежелательные, неадаптивные) в проявлении одной и той же черты, то есть одновременно свойства «недоверчивости» и «легковерности», «легкомысленности» и «угрюмости», «неуверенности» и «самоуверенности» и т. п. В качестве стимульных объектов в серии 1992 года1 нами использовались 9 «типичных представителей» наций: Англичанин, Немец, Француз, Итальянец, Русский, Американец, . Японец, Грузин, Эстонец. Как видим, первая шестерка соответствовала подмножеству стандартных стимулов, принятых в работе Д. Пибоди (1985). К ней было добашшно 3 дополнительных стимула из соображений возможного повышения контраста по фактору «собранности — разболтанности». Кроме- 9 указанных стимульныч объектов, в конце эксперимента испытуемым предъявлялся особый объект «Я сам» (это дополнение было сделано с целью получения данных о национальной самоидентификации испытуемых). Часть испытуемых выполняли шкалирование в буклетном режиме, большая часть — в режиме диалога с компьютером: при этом названия объектов и шкалы предъявлялись прямо на. экране монитора, а выбор градации семибалльной горизонтальной шкалы осуществлялся с помощью клавиш курсора «влево-вправо» (сбор данных осуществлялся с помощью упоминавшей системы сбора и анализа экспертных оценок Экспан). Последовательность предъявления шкал от испытуемого к испытуемому не изменялась и производилась в соответствии со стандартом, принятым в основных сериях Д. Пибоди (1985J. Порядок предъявления сти-мульных объектов (опять же в соответствии с базовой методикой) варьировал так, чтобы нейтрализовать возможные артефакты позиционного и последовательного эффектов. Всего испытуемым примерно поровну предъявлялись 18 вариантов стимулыюй последовательности. Первые девять были получены путем циклической перестановки (латинского квадрата) основной стимулыюй последовательности, еще девять вариантов — путем циклической перестановки обратной последовательности. Стимульный объект «Я сам» неизменно предъявлялся последним 10-м, независимо от порядка следования первой девятки стимулов. В эксперименте приняли участие 50 добровольцев: 24 мужского пола и 26 женского в возрасте от 16 до 40 лет, абитуриенты, студенты и сотруд- 1 Датировка здесь весьма существенна, так как'в связи с бурными событиями перестройки и либерализации, в связи с появлением опыта личного общения многих русских с иностранцами, представления в России о других народах быстро менялись, так что фазы определенной идеализации сменялись элементами разочарования и наоборот. ники гуманитарных факультетов МГУ, примерно половина — психологического факультета МГУ. Безусловно, авторы отдают себе отчет в том, что данная выборка не репрезентирует «российскую популяцию» и для уточнения результатов эксперимент нуждается в расширении эмпирической базы, но все же привлеченные нами испытуемые (хотя бы часть из них) MOiyr рассматриваться как эксперты — респонденты, обладающие более тонко разработанной системой представлений в рассматриваемой области. Несколько позднее мы провели уточнение полученных стереотипов на слушателях военных академий (в некотором- смысле контрастирующая выборка) и получили, к счастью, весьма согласованные результаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|