Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая часть занятия




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для проведения занятия со студентами

III курса медико-диагностического факультетов

по пропедевтике внутренних болезней

 

Тема № 7 (медико-диагностический

факультет, 3 часа);

Синдромы нарушения секреторной функции желудка, язвенного поражения слизистой оболочки желудка и 12-перстной кишки.

 

                                   

 

Гомель, 2015

 

Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.

Цель занятия

Усвоить клинические признаки функциональной диспепсии, гастритов и язвы желудка и 12-перстной кишки, рака желудка, научиться основам их диагностики.

Мотивация для усвоения темы

Заболевания органов пищеварения имеют широкое распространение. Функциональная диспепсия в настоящее время является одним из наиболее распространенных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Гастриты и язвы желудка и 12-перстной кишки относятся к числу частых заболеваний, которые поражают в основном людей молодого и среднего возраста, встречаются и у пожилых пациентов и могут иметь малосимптомное течение. По данным массовых исследований, язвами желудка и 12-перстной кишки страдают 8-10% населения, гастритами - до 30-65%.

Хронический гастрит - широко распространенное и, вероятно, наиболее в настоящее время  изучаемое заболевание среди хронических болезней органов пищеварения. По данным разных авторов среди трудоспособного населения это заболевание встречается в 60% случаев и более. При этом с возрастом число пациентов хроническим гастритом растет, и эта болезнь является не только самым распространенным недугом органов пищеварения, но и одной из наиболее актуальных проблем гастроэнтерологии.

Прогноз при язвах желудка и 12-перстной кишки далеко не всегда благоприятный, и у 15-20% пациентов приводит к различным осложнениям (кровотечения, стеноз привратника, перфорация, пенетрация и др.). Приведенные данные указывают на значительное социальное и экономическое значение заболеваний желудка и 12-перстной кишки и важность своевременной диагностики гастритов и язв.

Рак желудка – часто встречающаяся злокачественная опухоль у лиц молодого и пожилого возраста, может развиваться вследствие длительно протекающего инфицирования Нelicobacter pylori, на фоне хронического атрофического гастрита, дисплазии слизистой желудка. Необходимо подчеркнуть важную диагностическую значимость фиброгастроскопии (с наблюдением в динамике) с биопсией из 4-5 участков слизистой желудка при наличии жалоб, хронического гастрита с атрофией слизистой желудка, язв желудка, отягощенного анамнеза (рак желудка у родителей пациента), возраст старше 40-50 лет.

Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать

1. Определение функциональной диспепсии, гастритов и язв желудка и 12-перстной кишки.

2. Основные этиопатогенетические факторы функциональной диспепсии, острого и хронического гастритов.

3. Характерные жалобы и основные данные анамнеза заболевания и жизни пациентов желудочной диспепсией, гастритами и язвами желудка и 12-перстной кишки, раком желудка.

4. Основные симптомы и синдромы в клинике желудочной диспепсии, гастритов и язв желудка и 12-перстной кишки, рака желудка.

5. Клинику основных осложнений язв желудка и 12-перстной кишки.

6. Нормальные показатели желудочного сока и их изменения при заболеваниях желудка.

7. Инструментальные методы диагностики заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки.

Студент должен уметь

1. Проводить целенаправленный расспрос пациентов желудочной диспепсией, гастритами и язвами желудка и 12 перстной кишки.

2. Давать клиническую оценку данным общего осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации живота при заболеваниях желудка и 12-перстной кишки.

3. Проводить поверхностную пальпацию живота и глубокую методическую скользящую пальпацию по Образцову-Стражеско (определение большой кривизны желудка, пальпация привратника, 12-перстной кишки).

4. Применять данные исследования интрагастральной рН-метрии, желудочного сока, эндоскопических и рентгенологических методов для диагностики гастритов и язвы желудка и 12-перстной кишки.

 

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Анатомия органов брюшной полости.

2. Топографические области брюшной полости.

3. Пищеварение в желудке.

4. Секреторная функция желудка.

5. Моторная функция желудка.

6. Гистологическое строение желудка и 12 перстной кишки.

7. Факторы защиты слизистой оболочки желудка.

 

3. Контрольные вопросы по теме занятия

1. Желудочная диспепсия, определение, этиология, патогенез, классификация, клиническая картина.

2. Острые гастриты: определение, этиология, классификация. Клиника и диагностика острых гастритов. Неотложная помощь.

3. Определение и классификация хронических гастритов. Назовите этиологические факторы развития хронических гастритов, механизмы развития

4.Особенности клинической картины хронического аутоиммунного гастрита.          

5. Клиническая картина хронического гастрита, ассоциированного с Нelicobacter pylori.      

6. Лабораторная и инструментальная диагностика хронических гастритов.    

7. Определение, этиопатогенез и классификация язв желудка и 12-перстной кишки.           

8. Клиническая картина язв желудка и 12-перстной кишки и особенности ее симптоматики в зависимости от локализации язвенного дефекта.

9. Лабораторная и инструментальная диагностика язв желудка и 12-перстной кишки.

10. Назовите основные осложнения язв желудка и 12-перстной кишки.                         

11. Клиническая картина синдрома желудочного кровотечения и дифференциальная диагностика с пищеводным и кишечным кровотечением.

12. Клиника и диагностика перфорации язвы.

13. Клинические проявления стеноза привратника (синдром нарушения эвакуации из желудка).

14. Симптоматология и диагностика рака желудка.

15. Общие принципы лечения и профилактики гастритов и язв желудка и 12-перстной кишки. Неотложная помощь при желудочном кровотечении.

 

Практическая часть занятия

1. Проведение целенаправленного расспроса пациентов   желудочной диспепсией, гастритами и язвами желудка и 12-перстной кишки

2. Клиническая оценка данных общего осмотра, пальпации,  перкуссии и аускультации живота при заболеваниях желудка и 12-перстной кишки.

4. Проведение поверхностной пальпации живота и глубокой методической скользящей пальпации по Образцову-Стражеско (определение большой кривизны желудка, пальпация привратника, 12-перстной кишки).

5. Оценка данных исследования интрагастральной рН-метрии, желудочного сока, эндоскопических и рентгенологических методов при желудочной диспепсии гастритах и язвах желудка и 12-перстной кишки.

Ход занятия

В ходе занятия отрабатываются практически навыки (см. п. 4) и обсуждаются контрольные вопросы согласно темы занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...