Особенности строения артикуляционного аппарата
Особенности строения артикуляционного аппарата и состояние речевой моторики у детей с нарушениями интеллектуального развития Неправильное звукопроизношение обусловливается разными причинами: отклонениями в строении и подвижности органов артикуляции, нарушением фонематического восприятия и других психических процессов, обеспечивающих нормальное речевое развитие ребенка. Заслуживает внимания тот факт, что у некоторых учащихся были выявлены отклонения в строении твердого неба, языка, челюстей (15 случаев у 16 учащихся). Приведенные данные свидетельствуют о том, что отклонения в строении артикуляционного аппарата также могут быть причиной нарушения звукопроизношения. Другой причиной неправильного звукопроизношения называют нарушения речевой моторики. Проведено обследование состояния речевой моторики у 60 учащихся. При этом предполагалось определить объем движений артикуляционного аппарата, точность выполнения движений, возможность переключения с одного положения на другое. Проверялась также способность устойчиво удерживать органы артикуляции в определенном положении и имитировать артикуляцию отдельных звуков. Обследование включало следующие задания: 1. Упражнения для языка: — поднять кончик языка к верхним зубам; — опустить кончик языка за нижние резцы; — движения высунутого языка к правому и левому углу рта; — высунуть язык, сделать его широким и узким. 2. Упражнения для губ: — вытянуть губы «трубочкой»; — растянуть их в улыбке; — чередование движения «трубочка» — улыбка; — прикусить верхнюю губу;
— прикусить нижнюю губу. 3. Подвижность мягкого неба проверялась путем визуального осмотра при 4. Серия движений языка, губ: — открыть рот; — поднять кончик языка к верхним зубам; — вытянуть губы «трубочкой»; — растянуть губы в улыбке. 5. Серия движений губ, соответствующих ряду артикуляционных укладов звуков: У — А — И. Большинство из описанных заданий предъявлялись устно, по словесной инструкции. В случае непонимания инструкции или затруднения при выполнении того или иного задания словесная инструкция подкреплялась демонстрацией соответствующих положений и движений: проводилось пробное выполнение похожих на описанные упражнений. Все учащиеся успешно выполняли простые упражнения (показать широкий язык, сделать губы «трубочкой», облизать кончиком языка губы и др. ) и затруднялись при выполнении сложных — в частности, серии заданий, что проявлялось в нарушении последовательности движений, в плохой переключаемости с одного уклада на другой. Некоторые ученики правильно отображали направление движений, но не могли сохранить в определенном положении в течение заданного времени язык, губы, допускали неточности в движениях в связи с повышением тону речевой мускулатуры скорость, сила, объем движений были ограничены. Напряженность мышц языка сочеталась с ригидностью, замедленность движений. У других учеников затруднения проявлялись в длительных поисках нужного положения, неловкости, неточности и ограниченности объема движений, в нарушении плавности при переключении с одного положения на другое, в нарушении последовательности движений. Им не удавалось удержать язык определенном положении, плавно переключить с одного положения на другое Приведенные данные дают основание сделать вывод, что почти все учащиеся имеют те или иные отклонения в овладении дифференцированным движениями органов артикуляции. Однако степень выраженности отклонений и их влияние на овладение правильным звукопроизношением неодинакова.
Состояние фонематического восприятия Как известно, состояние фонематического восприятия связано с состоянием физиологического слуха и фонематического восприятия. Изучение анамнестических данных и дополнительно проведенное обследование слуха речью по методике Л. В. Неймана позволило исключить снижение, физиологического слуха как одну из причин нарушения звукопроизношения и звуковосприятия. Для изучения фонематических процессов были подобраны следующие задания: 1. Выделить из ряда услышанных слов слова с заданным звуком. Так, например, для выделения звука С предъявлялось 12 слов: дом, шкаф, сорока, звезда, весло, галка, сани, лапа, голос, дуб, автобус, солнце. Задание: «Слушай внимательно, когда услышишь слово со звуком С, хлопни в ладоши». 2. Определить наличие общего звука в словах. Предусматривались два варианта задания. В первом варианте (более простом) слова начинались звуком 3: завод, зерно, зима, зорька, зубы (завод, зерно, зима, звезда, зубы); во втором звук Л находился в различных позициях в словах: Елена, стол, лыжи, дятел, лампа. Задание: «Послушай внимательно слова и скажи, какой звук повторяется в каждом слове». 3. Определить последовательность звуков в слове и в названии картинки Результаты показали, что для учащихся было характерным неполное воспроизведение ряда слов. При воспроизведении ряда слов дети нередко дополняли ряд новыми словами. Это были повторения слов, близких по лексическому значению, по звуковому составу и случайные слова. Обращал на себя внимание тот факт, что правильное воспроизведение ряда слов, простых по звуковому составу (без нарушенных в произношении звуков), воспроизводилось примерно так же, как и ряды слов с нарушенными в произношении звуками. У учащихся с интеллектуальными нарушениями наибольшее количество ошибок приходится на повторение слов из ранее сказанных или близких по лексическому значению. Результаты воспроизведения предложений показали, что случаев нарушения синтаксических связей не наблюдалось. Были случаи пропусков одного из второстепенных членов предложения, предлогов; встречались замены одних слов другими, близкими по лексическому значению. Следует отметить, что слова, оформленные в предложения, дети запоминали лучше, чем изолированные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|