Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности строения артикуляционного аппарата




Особенности строения артикуляционного аппарата

и состояние речевой моторики у детей с нарушениями интеллектуального развития

Неправильное звукопроизношение обусловливается разными причинами: отклонениями в строении и подвижности органов артикуляции, нарушением фонематического восприятия и других психических процессов, обеспечиваю­щих нормальное речевое развитие ребенка.

Заслуживает внимания тот факт, что у некоторых учащихся были выявле­ны отклонения в строении твердого неба, языка, челюстей (15 случаев у 16 учащихся).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что отклонения в строении артикуляционного аппарата также могут быть причиной нарушения звукопроизношения.

Другой причиной неправильного звукопроизношения называют наруше­ния речевой моторики. Проведено обследование состояния речевой моторики у 60 учащихся. При этом предполагалось определить объем движений артику­ляционного аппарата, точность выполнения движений, возможность переклю­чения с одного положения на другое. Проверялась также способность устой­чиво удерживать органы артикуляции в определенном положении и имитиро­вать артикуляцию отдельных звуков.

Обследование включало следующие задания:

1. Упражнения для языка:

— поднять кончик языка к верхним зубам;

— опустить кончик языка за нижние резцы;

— движения высунутого языка к правому и левому углу рта;

— высунуть язык, сделать его широким и узким.

2. Упражнения для губ:

— вытянуть губы «трубочкой»;                                                      

— растянуть их в улыбке;

— чередование движения «трубочка» — улыбка;

— прикусить верхнюю губу;

— прикусить нижнюю губу.

3. Подвижность мягкого неба проверялась путем визуального осмотра при
энергичном произнесении звука А.

4. Серия движений языка, губ:

— открыть рот;

— поднять кончик языка к верхним зубам;    

— вытянуть губы «трубочкой»;

— растянуть губы в улыбке.

5. Серия движений губ, соответствующих ряду артикуляционных укладов звуков: У — А — И.

Большинство из описанных заданий предъявлялись устно, по словесной  инструкции. В случае непонимания инструкции или затруднения при выполнении того или иного задания словесная инструкция подкреплялась демонстрацией соответствующих положений и движений: проводилось пробное выполнение похожих на описанные упражнений.

Все учащиеся успешно выполняли простые упражнения (показать широкий язык, сделать губы «трубочкой», облизать кончиком языка губы и др. ) и  затруднялись при выполнении сложных — в частности, серии заданий, что  проявлялось в нарушении последовательности движений, в плохой переключаемости с одного уклада на другой.

Некоторые ученики правильно отображали направление движений, но не могли сохранить в определенном положении в течение заданного времени  язык, губы, допускали неточности в движениях в связи с повышением тону речевой мускулатуры скорость, сила, объем движений были ограничены.

Напряженность мышц языка сочеталась с ригидностью, замедленность движений. У других учеников затруднения проявлялись в длительных поисках  нужного положения, неловкости, неточности и ограниченности объема движений, в нарушении плавности при переключении с одного положения на другое,  в нарушении последовательности движений. Им не удавалось удержать язык определенном положении, плавно переключить с одного положения на другое

Приведенные данные дают основание сделать вывод, что почти все учащиеся имеют те или иные отклонения в овладении дифференцированным движениями органов артикуляции. Однако степень выраженности отклонений  и их влияние на овладение правильным звукопроизношением неодинакова.

Состояние фонематического восприятия

Как известно, состояние фонематического восприятия связано с состоя­нием физиологического слуха и фонематического восприятия. Изучение анамнестических данных и дополнительно проведенное обследование слуха речью по методике Л. В. Неймана позволило исключить снижение, физиоло­гического слуха как одну из причин нарушения звукопроизношения и звуковосприятия. Для изучения фонематических процессов были подобраны сле­дующие задания:

1. Выделить из ряда услышанных слов слова с заданным звуком. Так, на­пример, для выделения звука С предъявлялось 12 слов: дом, шкаф, сорока, звезда, весло, галка, сани, лапа, голос, дуб, автобус, солнце.

Задание: «Слушай внимательно, когда услышишь слово со звуком С, хлопни в ладоши».

2. Определить наличие общего звука в словах. Предусматривались два ва­рианта задания. В первом варианте (более простом) слова начинались звуком 3: завод, зерно, зима, зорька, зубы (завод, зерно, зима, звезда, зубы); во втором звук Л находился в различных позициях в словах: Елена, стол, лыжи, дятел, лампа.

Задание: «Послушай внимательно слова и скажи, какой звук повторяется в каждом слове».

3. Определить последовательность звуков в слове и в названии картинки
(самостоятельное проговаривание). Детям предлагали двусложные и трех­сложные слова с разной звуковой структурой типа: белка, ласточка, пароход, флаг, растение, шишка, ботинок.

Результаты показали, что для учащихся было характерным неполное вос­произведение ряда слов.

При воспроизведении ряда слов дети нередко дополняли ряд новыми сло­вами. Это были повторения слов, близких по лексическому значению, по зву­ковому составу и случайные слова.

Обращал на себя внимание тот факт, что правильное воспроизведение ря­да слов, простых по звуковому составу (без нарушенных в произношении зву­ков), воспроизводилось примерно так же, как и ряды слов с нарушенными в произношении звуками.

У учащихся с интеллектуальными нарушениями наибольшее количество ошибок приходится на повторение слов из ранее сказанных или близких по лексическому значению.

Результаты воспроизведения предложений показали, что случаев наруше­ния синтаксических связей не наблюдалось. Были случаи пропусков одного из второстепенных членов предложения, предлогов; встречались замены одних слов другими, близкими по лексическому значению.

Следует отметить, что слова, оформленные в предложения, дети запоми­нали лучше, чем изолированные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...