Воспитание правильной артикуляции звука СЬ
7. Воспитанию правильного произношения звука СЬ предшествует работа по развитии умения различать твердые и мягкие согласные на правильно произносимых звуках. Воспитание осознания положения органов артикуляции, обеспечивающего дифференциацию звуков по твердости и мягкости, начинаем с осознания ощущений поднятия спинки языка к твердому нёбу, растягивания губ в улыбке, напряжения мышц артикуляционного аппарата и усиления смычки кончика языка с нижними зубами. С этой целью детей учат выполнять по словесной инструкции следующие упражнения: — сомкнуть кончик языка с нижними зубами; — растянуть губы в улыбке; — поднять переднюю часть спинки языка к нёбу. Затем учащиеся выполняют упражнения по словесной инструкции. Внимание учащегося надо фиксировать на ощущениях положения кончика и спинки языка. Следует отметить, что растягивание губ в улыбке, прижатие кончика языка к нижним зубам с одновременным поднятием передней части спинки языка наиболее выражены при произнесении звуков Т, Д', Н'. Эти артикуляции служат основой для овладения признаком мягкости фонем. Вначале логопед произносит пару фонем Т—Т' и просит учеников на слух определить, одинаковые или разные эти звуки по звучанию. Далее он говорит, Два что звук Т — это твердый, а Г — мягкий. Затем предлагает детям произнести звуки Т—Т1 и на основе собственных кинестетических ощущений описать артикуляцию этих звуков.
Ученику предлагается произнести звук Т и найти его на рис. 13, затем — звук V и найти его на схеме артикуляции рис. 14.
Рис. 14. Профиль артикуляции звука Т После этого ученикам можно задать вопрос: «Какая разница в артикуляции звуков Т и Т? Найти их изображение на схеме артикуляции, словесно описать и после этого определить разницу в артикуляции твердого и мягкого звуков. Повторение за логопедом пар слогов типа ТА—-ТЯ, ТУ— ТЮ, ТО—ТЕ, ТЫ—ТИ. Игра «Поймай звук». Логопед произносит указанные пары слогов, а ученики должны при произнесении Т1 хлопнуть в ладоши. Предлагаются слова, а ученики определяют в них первый звук (твердый или мягкий): Таня, тетя, туфли, тефтели, точка, Тамара, тихо, танк, тяжесть. Аналогичную работу можно проводить и с парами звуков Д— Д', Н— Н1. Учитывая трудности, возникающие у детей, можно использовать гласный звук И, обладающий способностью смягчать предыдущий согласный. В этом случае рекомендуется определять с учащимися положение органов артикуляции при произнесении звука И. Логопед произносит данный звук, фиксирует внимание учащихся на положении губ, кончика и спинки языка. Затем ученикам предлагается произнести звук И' и на основе кинестетических ощущений словесно описать положение губ, кончика и спинки языка. Учащиеся произносят пары слогов типа ТИ—ТЫ и определяют различия в положении губ, спинки и кончика языка при произнесении этих пар. Ученики в своих ответах фиксируют внимание на положении губ, передней части сиинки, кончика языка (ответы даются только на основе кинестетических ощущений). Аналогичные задания можно проводить и с другими парами слогов типа ДИ—ДЫ, НИ—НЫ и т. п. Далее проводится работа с опорой на слуховое восприятие и кинестетические ощущения. Для более успевающих детей даются упражнения дописать слоги в словах-подписях под картинками и устно выделить твердый и мягкий звуки Т в словах, описать различия в их артикуляции.
Дети, не освоившие грамоту, только называют картинки и выделяют звук. Примерный перечень картинок: телефон, тарелка, тюльпан, трамвай, телевизор, табуретка, тетрадь и т. п. 8. Постановку правильного произношения звука СЬ следует начинать с повторения артикуляции ранее изученных звуков Т', Дг, Н'. Учащийся произносит один из данных звуков — Т„ Д\ Н1 и описывает ощущения при его произнесении, акцентируя Одно внимание на положении губ, кончика и передней части спинки языка. Далее учащийся произносит за логопедом звуки С, СЬ, слоги СЫ-—СИ и отмечает, в каком из них С мягкий, а в каком твердый. Если ученик не может с помощью полученных знаний доказать твердость или мягкость звука СЬ, логопед помогает ему выделить основные артикуляционные положения и объяснить их. Автоматизация звука С. Введение звука в слоги (проговаривание слогов) СИ, СЯ, СЮ, СЕ, АСЪ, ОСЬ, ЕСЬ, УСЬ, ИСЬ. Определение места звука С в слоге, уточнение артикуляции. Игра «Поймай звук». Предлагаются пары слогов: СА— СЯ, СУ—СЮ, СЫ—СИ, СО—СЕ. Задание: «Услышишь мягкий звук С, хлопни в ладоши». 9. Автоматизация звука СЬ в словах, предложениях: седло, сирень, письмо, село, сироп, апельсин, секунда, ситец, такси. Выделение звука С в слове, определение места артикуляции. Игра «Поймай звук». Задание: «Услышишь слово со звуком С, хлопни в ладоши». Предлагаются слова, в которых ученики должны определить первый звук (твердый или мягкий): салфетка, самовар, сейф, сезон, свитер, силос, сарафан, серьга, скворечник. Письменное задание: написать данные слова в две колонки: в одну — с твердым звуком С, в другую — с мягким. Проговаривание стихотворения: Сено Сене Костя косит, В сени сено Сеня носит. Игра «Магазин». На наборном полотне выставляют картинки, в названиях которых есть звук С. Ученик должен выбрать картинку с заданным звуком, назвать ее, определить место звука в слове, уточнить артикуляцию.
Придумать слова со звуком С\ составить с ними предложение. Даются задания дописать слоги в словах-подписях под картинками и устно выделить звук С в слове, уточнить артикуляцию. Дети, не освоившие грамоту, только называют картинки и выделяют звук. Примерный перечень картинок: апельсин, такси, письмо, сирень, семафор и т. п. Одно 10 Дифференциация звуков С—СЬ. При дифференциации звуков С, СЬ сравниваются значения слов со звуками С, СЬ, даются словесные описания ощущений, возникающих при произнесении звуков. Предлагаются пары: сад—сядь, сок—сек, носы—носи и т. п., набор картинок, имеющих предметы, в названиях которых есть звуки С, СЬ. Задание: «Разложи картинки в две стопки». Примерный набор картинок: самокат, песок, гусята, васильки, судак, спутник, сито и т. п. Предлагаются задания дописать слоги в словах под картинками и устно выделить твердый, мягкий звук С, уточнить артикуляцию. Затем предлагается выучить стихотворение: До свидания, сад, сад, Все осинки спят, спят, И мы спать пойдем, Только песенку споем. Назвать слова, в которых звук С твердый, а затем — мягкий. Дифференциация звуков С—СЬ проводится устно и письменно. Это необходимо продолжать в процессе дальнейшей логопедической работы и изучения родного языка. 11 Воспитание правильной артикуляции звука 3. Обучению правильной артикуляции звука 3 предшествует обучение учащихся умению дифференцировать правильно произносимые звуки по звонкости и глухости. Подготовительная работа начинается с тактильно-вибрационного контроля за работой голосовых связок. Учащихся учат различать на основе тактильно-вибрационных ощущений положение голосовых связок при выполнении упражнения: «Поём и дышим». Логопед пропевает мелодию (а-а-а), а затем просит учащегося повторить ее, проконтролировав тактильно-вибрационные ощущения (приложив руку к гортани). Логопед обращает внимание учащегося на ощущение вибрации и объясняет, что это «работают» голосовые связки, поэтому мы слышим голос. Аналогично этому дается задание подышать — вибрация голосовых связок при этом не ощущается, голоса не слышно. Так учащегося подводят к понятию: произношение с «голосом», без «голоса».
Логопед проговаривает гласные звуки А, О, У, Е и отмечает, что все гласные произносятся с голосом. Затем для Одно сопоставления предлагаются два согласных звука В и Ф. Учащийся должен определить, при произношении какого звука есть вибрация, а какого — нет (с помощью тактильно-вибрационного контроля). Логопед отмечает, что звук, произносимый с вибрацией голосовых связок и с голосом, называется звонким, а без вибрации и голоса — глухим. Ученикам предлагается произнести звуки. Ф, В и с помощью тактильно-вибрационного контроля определить, какой звук звонкий, какой глухой. Затем можно перейти к установлению звонкости, глухости без тактильно-вибрационного контроля. Предлагаются для произнесения звуки В, X, С, Л, Г, Ф, П, Б. Если детям трудно определить на слух звонкие и глухие, рекомендуется применить тактильно-вибрационный контроль. Работа с помощью тактильно-вибрационного и слухового контроля ведется до тех пор, пока учащийся не сможет без особых затруднений определить звонкость и глухость правильно произносимых звуков. Только после этого можно перейти к изучению правильной артикуляции звонкого 3. Логопед предлагает ученикам произнести пары звуков: В—Ф, Г—X и определить среди них звонкий. Следует обратить внимание учеников на то, что различие в произнесении глухих и звонких согласных состоит в наличии голоса. Затем ученикам предлагается произнести аналогично предыдущим парам звуки С—3 и определить их сходство по положению органов артикуляции и различие по наличию вибрации голосовых связок. Автоматизация звука 3 проводится по общепринятой методике, но от учащихся требуется постоянно выделять звук 3 из звукосочетаний. Дифференциация звуков С и 3 проводится аналогично работе над звуками С и С. Затем проводится работа по изучению правильной артикуляции звука 3' (содержание и ход работы аналогичны со звуком С). Заключительным этапом работы для всей группы звуков С—С, 3—З1 является классификация каждого звука по дифференциальным признакам: определяются общие (место, способ образования) и различные признаки (твердость — мягкость, звонкость — глухость). При изучении других групп нарушенных звуков используются те же виды и последовательность в работе.
Следует отметить, что дальнейшая коррекция проводится в более сжатые сроки в связи с определенной подготовленностью детей. Логопед самостоятельно подбирает материал в зависимости от тех реальных навыков и знаний, которые к этому времени имеются у учеников. Все предложенные рекомендации могут быть использованы в работе учителя младших классов при обучении родному языку.
Приказ МЗ РФ от 06. 08. 1999 г. №311 об утверждении клинического руководства
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|