Принятая структура компетенций
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература»):
СК-1 «Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка»; СК-2 «Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций»; СК-4 «Способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками».
В результате изучения дисциплины студент должен: знать место русского языка в генеалогической классификации языков, хронологию языковых изменений в русском языке, основные признаки русизмов и старославянизмов, предпосылки и сущностные механизмы диахронических изменений в русском языке; уметь пользоваться таблицами по фонетике и морфологии древних славянских языков, читать тексты на древнерусском языке, опознавать русизмы и старославянизмы в современном русском языке, объяснять причины и следствия исторических изменений в фонетике, лексике и грамматике русского языка; владеть методикой транскрибирования древнерусских текстов с учетом прошедших языковых изменений, методикой морфологического разбора существительных, прилагательных, местоимений и глаголов, приемами исторического комментария в практике изучения отдельных разделов школьного курса русского языка
. 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций (коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)
Объем дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Содержание дисциплины
Программа дисциплины Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ Тема 1. Историческая грамматика как раздел науки о русском языке и как учебный курс. Основные этапы функционирования и развития русского языка.
Основные понятия: древнерусский язык, русский язык, сравнительно-исторический метод. Содержание темы Историческая грамматика как раздел науки о русском языке и как учебный курс. Разные названия курса, отразившиеся в названиях учебников (древнерусский язык, история русского языка, историческая грамматика русского языка). Предмет изучения – история русского языка на всех его уровнях. Место исторической грамматики в ряду других дисциплин исторического цикла. Связь истории русского языка с другими науками. Необходимость знания истории русского языка учителем-словесником. Основные этапы функционирования и развития русского языка. О понятии «русский язык». Происхождение русского языка. Выделение славян из общеиндоевропейского единства. Восточнославянские племена. Образование древнерусской народности и древнерусского языка. Распад древнерусского языка и возникновение языка великорусской народности. Образование русской нации и русского национального языка. Проблема периодизации. Основные источники изучения истории русского языка: письменные памятники, современные русские диалекты, данные топонимии, заимствования из русского языка в другие языки и заимствования из других языков в русский язык, записи иностранцами русских слов, родственные славянские языки, языки неродственных народов, живших по соседству со славянами и др. Основные методы исторического изучения языка: сопоставление фактов русского языка одной эпохи с фактами русского языка другой эпохи, сопоставление фактов русского языка с фактами других языков (родственных и неродственных), сравнительно-исторический метод, метод реконструкции форм.
Тема 2. Памятники русской письменности. Происхождение и история русской письменности. Основные понятия: кириллица, устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт. Содержание темы Памятники русской письменности: летописи, сказания, «хождения», «слова», «поучения», духовные, договорные, челобитные, закладные и другие грамоты, тексты берестяных грамот, надписи на предметах быта и т.д.
Происхождение и история русской письменности. Появление письменности на Руси вместе с распространением христианства. История кириллицы. Типы письма (устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт). Реформы графики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|