Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принятая структура компетенций




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература»):

 

СК-1 «Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка»;

СК-2 «Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций»;

СК-4 «Способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками».

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать место русского языка в генеалогической классификации языков, хронологию языковых изменений в русском языке, основные признаки русизмов и старославянизмов, предпосылки и сущностные механизмы диахронических изменений в русском языке;

уметь пользоваться таблицами по фонетике и морфологии древних славянских языков, читать тексты на древнерусском языке, опознавать русизмы и старославянизмы в современном русском языке, объяснять причины и следствия исторических изменений в фонетике, лексике и грамматике русского языка;

владеть методикой транскрибирования древнерусских текстов с учетом прошедших языковых изменений, методикой морфологического разбора существительных, прилагательных, местоимений и глаголов, приемами исторического комментария в практике изучения отдельных разделов школьного курса русского языка

 

.

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций(коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов Коды формируемых компетенций
СК-1   СК-2   СК-4
1. ВВЕДЕНИЕ         +
2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРОСЛА-ВЯНСКИХ     +   +
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА +   +    
4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ +   +   +
5. ЛЕКСИКА     +   +
6. СИНТАКСИС     +    
  экзамен +   +   +
  Итого:          

 

Объем дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по семестрам
Аудиторные занятия (всего): В том числе:  
  Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)  
Семинарские занятия (СЗ) Не предусмотрено программой
Лабораторные работы (ЛР) Не предусмотрено программой
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе:  
  Конспект в рабочей тетради    
Аналитическая таблица    
Работа с литературой    
Подготовка к практическим занятиям, выполнение упражнений    
Проверочные работы (самостоятельно)    
Заучивание    
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы
Входной контроль(вид, № семестра) письменно    
Текущий контроль(вид, № семестра)   Тестирование-5 семестр  
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров   Зачет - 5 семестр Экзамен 6 семестр

Распределение часов по темам и видам учебной работы

№ п/п Раздел/ тема   Всего час. Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа Сам. Работа
Лек. Сем. Пр. Лаб. Обяз. Доп.
1. ВВЕДЕНИЕ              
  1) Историческая грамматика как раздел науки о русском языке и как учебный курс. Основные этапы функционирования и развития русского языка.            
  2) Памятники русской письменности. История русской письменности.              
2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРОСЛАВЯНСКИХ              
  3) Основные отличия русизмов и старосла-вянизмов.            
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА              
  4) Формирование фонетической систе-мы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.). Фонетическая систе-ма русского языка X-XI вв. Древнейшие диалек-тные особенности.          
  5) Вторичное смягчение согласных. Процесс падения редуцированных и его следствия.          
  6) Фонетические процессы после процесса падения редуцированных. Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVIIвв. Общий путь развития системы.          
4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ              
  7)Морфологическая система древнерус-ского языка. История имени существительного.          
  8) История местоимений.          
  9) История имени прилагательного.          
  10) История слов, обозначающих число.              
  11) История глагола.          
  12) Наречия.              
  13) Служебные слова.              
5. ЛЕКСИКА              
  14)Историческое формирование лексики русского языка.          
6. СИНТАКСИС              
  15)Основные особен-ности синтаксиса. Исторические изме-нения в синтаксисе.            
  ИТОГО:      

Содержание дисциплины

Программа дисциплины

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Историческая грамматика как раздел науки о русском языке и как учебный курс. Основные этапы функционирования и развития русского языка.

Основные понятия: древнерусский язык, русский язык, сравнительно-исторический метод.

Содержание темы

Историческая грамматика как раздел науки о русском языке и как учебный курс.

Разные названия курса, отразившиеся в названиях учебников (древнерусский язык, история русского языка, историческая грамматика русского языка). Предмет изучения – история русского языка на всех его уровнях. Место исторической грамматики в ряду других дисциплин исторического цикла. Связь истории русского языка с другими науками. Необходимость знания истории русского языка учителем-словесником.

Основные этапы функционирования и развития русского языка.

О понятии «русский язык». Происхождение русского языка. Выделение славян из общеиндоевропейского единства. Восточнославянские племена. Образование древнерусской народности и древнерусского языка. Распад древнерусского языка и возникновение языка великорусской народности. Образование русской нации и русского национального языка. Проблема периодизации.

Основные источники изучения истории русского языка: письменные памятники, современные русские диалекты, данные топонимии, заимствования из русского языка в другие языки и заимствования из других языков в русский язык, записи иностранцами русских слов, родственные славянские языки, языки неродственных народов, живших по соседству со славянами и др.

Основные методы исторического изучения языка: сопоставление фактов русского языка одной эпохи с фактами русского языка другой эпохи, сопоставление фактов русского языка с фактами других языков (родственных и неродственных), сравнительно-исторический метод, метод реконструкции форм.

 

Тема 2. Памятники русской письменности. Происхождение и история русской письменности.

Основные понятия: кириллица, устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт.

Содержание темы

Памятники русской письменности: летописи, сказания, «хождения», «слова», «поучения», духовные, договорные, челобитные, закладные и другие грамоты, тексты берестяных грамот, надписи на предметах быта и т.д.

Происхождение и история русской письменности.

Появление письменности на Руси вместе с распространением христианства. История кириллицы. Типы письма (устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт). Реформы графики.

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7