Раздел 2. Основные отличия древнерусских слов от старославянских
Тема 3. Основные отличия русизмов и старославянизмов. Основные понятия: русизм, старославянизм. Содержание темы: Основные отличия русизмов и старославянизмов. Фонетика – полногласие/неполногласие, разные сочетания в середине слов, разные начальные сочетания, начало слов, чередования. Словообразование и морфология – префиксальные и суффиксальные морфемы, способ образования слов, окончания в формах слов. Лексика – общеславянская, лексика, связанная с христианством, абстрактные понятия, бытовая лексика, эмоционально окрашенная и т.д.
Раздел 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА Тема 4. Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.). Фонетическая система русского языка X-XI вв. Древнейшие диалектные особенности. Основные понятия: носовые гласные, принцип восходящей звучности, слоговой сингармонизм, цоканье. Содержание темы Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.). Фонетические процессы дописьменного периода русского языка (история сочетаний согласных с j, 1-я, 2-я, 3-я палатализации согласных Г, К, Х, трансформация системы гласных-монофтонгов, дифтонгов и дифтонгических сочетаний, закон открытого слога, происхождение носовых гласных, судьба сочетаний типа *tort, *tъrt, *ort и др.) Судьба носовых гласных в русском языке (утрата носовых гласных к началу письменного периода русского языка). Свидетельства отсутствия носовых гласных. Употребление букв – юсов. Фонетическая система русского языка X-XI вв. Структура слога. Принцип восходящей звучности, слоговой сингармонизм. Система гласных фонем. Гласные переднего ряда и гласные непереднего ряда. Гласные полного образования и редуцированные гласные. Сильные и слабые позиции редуцированных гласных. Следствия процесса утраты носовых гласных.
Система согласных фонем. Группы согласных по месту и способу образования, по признаку твердости/мягкости. Древнейшие диалектные особенности: цоканье, качество звука г, диалектные группы кл, гл., вопрос о фонеме в.
Тема 5. Вторичное смягчение согласных. Процесс падения редуцированных и его следствия. Основные понятия: полумягкие согласные, редуцированные гласные, полногласие, второе полногласие. Содержание темы Вторичное смягчение согласных и его следствия. Смягчение полумягких согласных. Появление новых пар согласных, противопоставленных по твердости/мягкости. Судьба фонемы а переднего ряда. Процесс падения редуцированных и его следствия. Падение редуцированных – основной фонетический процесс письменного периода и последнее общеславянское изменение. Влияние на фонетическую систему (в подсистеме гласных и подсистеме согласных), морфологию, лексику. Отражение падения редуцированных на письме. Происхождение «беглости» гласных. Судьба букв Ъ и Ь. Судьба сочетаний плавных с редуцированными до и после процесса падения редуцированных. Второе полногласие. Судьба редуцированных и и ы. История губных согласных в и ф.
Тема 6. Фонетические процессы после падения редуцированных. Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVII вв. Общий путь развития системы. Основные понятия: аканье, вокализм, консонантизм. Содержание темы: Фонетические процессы после падения редуцированных. Изменение е в о в русском языке. Отсутствие перехода при наличии условий. В словах современного русского языка. Графическое отражение перехода е в о. История звука, обозначавшегося буквой «ять». Варианты звуковой реализации «ять» в разных говорах. Вопрос о времени утраты «ять» в разных диалектных зонах и в московском койне. Судьба буквы «ять». Определение звука, к которому восходит е в словах современного русского языка.
История гласного о. Судьба сочетаний гы, кы, хы, следствия процесса. История аканья. Основные научные гипотезы о времени, месте и причинах появления аканья. Влияние аканья на орфографию. История шипящих и ц. Отвердение ж и ш. Отвердение ц. Отражение древней мягкости согласных в современном написании слов. Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVII вв. Общий путь развития системы. Изменения в подсистеме гласных. Изменения в подсистеме согласных. История категории твердости/мягкости согласных в русском языке. Господство консонантизма в фонетической системе.
Раздел 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ
Тема 7. Морфологическая система древнерусского языка. История имени существительного. Основные понятия: унификация, категория одушевленности/ неодушевленности. Содержание темы Общая характеристика морфологического строя русского языка X-XI вв., его близость морфологическому строю старославянского языка. Части речи. История имени существительного. Грамматические категории, унаследованные из праславянского языка, специфика категорий рода, числа и падежа. Отсутствие категории одушевленности/неодушевленности. Древняя система именного склонения, распределение существительных по склонениям в зависимости от конечных звуков древней основы. Фонетические изменения и морфологический процесс переразложения основы падежных форм как база для дальнейших преобразований системы склонения. Формирование новых типов склонения. Процессы унификации внутри продуктивных типов склонения (твердая и мягкая разновидность склонений с основами на *ā, *ǒ). Унификация флексий по продуктивным парадигмам как основная тенденция в преобразовании склонения. Возникновение вариантности окончаний в результате сохранения некоторых флексий непродуктивных склонений. Разрушение парадигм непродуктивных типов склонения. Происхождение парадигм разносклоняемых существительных. История именного склонения во множественном числе. Утрата категории рода и образование единой парадигмы склонения во множественном числе. Влияние склонения существительных с основой на *ā на формы множественного числа.
Формирование категории одушевленности /неодушевленности в русском языке. Разрушение категории двойственного числа, следы двойственного числа в современном русском языке. Утрата звательной формы, архаические формы, сохранившиеся в современном русском языке.
Тема 8. История местоимений. Основные понятия: личные и неличные местоимения, разряды местоимений. Содержание темы Разряды местоимений. Две группы местоимений: личные (и возвратное) и неличные местоимения. История личных и возвратного местоимений. Происхождение личного местоимения третьего лица. Утрата местоимений двойственного числа. История отдельных падежных форм. История неличных местоимений. Изменения в группе указательных местоимений. Местоименное склонение твердой и мягкой разновидности. История отдельных падежных форм.
Тема 9. История имени прилагательного. Основные понятия: именные (краткие, нечленные) и местоименные (полные, членные) формы прилагательных. Содержание темы Разряды прилагательных по значению. Происхождение именных и местоименных форм. Особенности склонения именных и местоименных форм. История именных прилагательных. Утрата склонения именных прилагательных. Сохранение склоняемых именных прилагательных в языке фольклора, остатки форм именных прилагательных в наречиях, фразеологизмах. История местоименных прилагательных. Изменение падежных окончаний под влиянием местоименного склонения. Появление окончания – ой/-ей в форме именительного падежа единственного числа мужского рода. Унификация флексий в формах множественного числа. История форм сравнительной степени прилагательных.
Тема 10. История слов, обозначающих число. Основные понятия: счетные существительные, счетные прилагательные. Содержание темы Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе.
Разряды слов, обозначающих число. Специфика склонения числительных (счетные существительные, счетные прилагательные). Формирование числительного как части речи путем утраты категорий рода и числа и приобретения специфики синтаксических связей с существительным.
Тема 11. История глагола. Основные понятия: основы глагола, классы глагола, тема, тематические и нетематические глаголы, аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект, причастие и деепричастие, супин, категория вида. Содержание темы Грамматические категории глагола: категории наклонения, времени, лица и числа. Система форм русского глагола. Исходное отсутствие деепричастий. Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы. История форм настоящего времени. Особенности изменения тематических и нетематических глаголов. История форм тематических глаголов. Вопрос об истории форм третьего лица ед. и мн.ч. Судьба форм нетематических глаголов. История форм будущего времени. Образование современных форм будущего простого и будущего сложного, их связь с формированием категории вида. Система прошедших времен и причины ее преобразования в русском языке. История форм прошедшего времени, их связь с формированием категории вида. Аорист, его виды, образование и спряжение. Судьба аориста в русском языке. Имперфект, образование и спряжение. Судьба имперфекта в русском языке. Перфект, образование и спряжение. Судьба перфекта в русском языке. Плюсквамперфект, образование и спряжение. Судьба плюсквамперфекта в русском языке. История условного и повелительного наклонения. История инфинитива и супина в русском языке. История причастий и возникновение деепричастий в русском языке. Становление и развитие категории вида в русском языке.
Тема 12. Наречия. Основные понятия: первичные наречия. Содержание темы Первичные наречия, не связанные с другими частями речи. Новые наречия, образовавшиеся на базе других частей речи (существительных, прилагательных, числительных, местоимений).
Тема 13. Служебные слова в русском языке. Основные понятия: производные и непроизводные предлоги, союзы, частицы. Содержание темы Предлоги (непроизводные и производные), союзы (сочинительные и подчинительные), частицы (формообразующие, отрицательные, модальные); их функции в предложении. Раздел 5.ЛЕКСИКА
Тема 14. Историческое формирование лексики русского языка. Основные понятия: исконная лексика, процесс заимствования, язык-источник, язык-посредник Содержание темы Исконная русская лексика: индоеворопеизмы, общеславянизмы (праславянизмы), восточнославянизмы и древнерусизмы, русизмы. Заимствованная лексика (прямое и опосредованное заимствование, время заимствования, характер адаптации. Старославянизмы.
Этимология слов. Историко-этимологические и этимологические словари.
Раздел 6.СИНТАКСИС
Тема 15. Основные особенности синтаксиса. Исторические изменения в синтаксисе. Основные понятия: конструкции с двойными падежами, именительный предикативный, дательный самостоятельный. Содержание темы Общая характеристика синтаксического строя русского языка. Основные особенности синтаксиса. Согласование подлежащего и сказуемого. Конструкции с двойными падежами в русском языке. Особенности употребления предлогов и союзов в предложениях. Обороты «именительный дополнения при инфинитиве» и «дательный самостоятельный». Содержание семинарских и практических занятий
Методическим сопровождением являются пособия: Древние славянские языки (таблицы по фонетике и морфологии): методическое пособие / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2011. История русского языка (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2002 (далее -ИРЯ)
Тема 1. Основные отличия русизмов и старославянизмов. Понятия: русизм, старославянизм. Вопросы и задания: 1) Сравните результаты фонетических процессов раннего и позднего периодов праславянского языка (таблица 4 на с.16-17). Назовите процессы с одинаковыми и разными результатами в старославянском и русском языках. Приведите примеры, используя таблицу 2 (ИРЯ, с.11-14). 2) На основании фонетических признаков определите древнерусские и старославянские формы (ИРЯ, №14). 3) К древнерусским словам подберите соответствующие им старославянские (ИРЯ, №15). 4) Распределите слова на две группы: слова с признаками русизмов и слова с признаками старославянизмов (ИРЯ, №16). 5) Прочитайте тексты 1 и 2, определите, в каком году были написаны памятники (ИРЯ, №10).
Тема 2. Формирование фонетической системы русского языка от протославянского периода до VI-X вв. Фонетическая система русского языка X-XI вв. Фонетические процессы, состоявшиеся до процесса падения редуцированных гласных. Понятия: принцип восходящей звучности, закон открытого слога, слоговой сингармонизм. Вопросы и задания: 1) Объясните, что такое «принцип восходящей звучности», «закон открытых слогов», «слоговой сингармонизм» (ИРЯ,№18). 2) Объясните происхождение звуков и чередований звуков в словах (ИРЯ, №19, 20). 3) Докажите, что группы слов исторически образованы от одного корня (ИРЯ, №21). 4) Напишите слова по-древнерусски, затранскрибируйте их и прочитайте по-русски и по-старославянски (ИРЯ, №22). 5) Прочитайте тексты 3,4 определите дату создания текста 3, сделайте две транскрипции 2-3 строк любого текста (1-я – до вторичного смягчения согласных, 2-я – после вторичного смягчения согласных) (ИРЯ, №27)
Тема 3. Процесс падения редуцированных и его следствия. Понятия: редуцированные гласные Вопросы и задания: 1) Назовите сильные и слабые позиции редуцированных гласных. 2) Отметьте позиции редуцированных гласных в словах (ИРЯ, №29). 3) Определите, в каких словах были Ъ или Ь, а в каких – О или Е (ИРЯ, №30). 4) Как произносятся слова в современном русском языке? Объясните изменения в произношении слов (ИРЯ, №31, 32, 33). 5) Прочитайте и переведите тексты 5, 6. Найдите примеры падения редуцированных, слова, отражающие диалектное произношение, русизмы и старославянизмы (ИРЯ, №35).
Тема 4. Фонетические процессы после падения редуцированных. Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVII вв. Общий путь развития системы. Понятия: аканье, вокализм, консонантизм. Вопросы и задания: 1) Как произносились в древнерусском языке следующие слова (ИРЯ, №37). 2) Почему в данных словах отсутствует переход Е в О? (ИРЯ, №38) 3) Напишите современные слова по-древнерусски (ИРЯ, №40). 4) Объясните написание слов в памятниках (ИРЯ, №42, 44, 46, 50). 5) Какие фонетические процессы происходили в словах с подчеркнутыми буквами? Найдите в текстах русизмы и старославянизмы (ИРЯ, №54). 6) Укажите фонетические изменения, которые произошли в словах (ИРЯ, №55). Тема 5. История имени существительного. Понятия: унификация, категория одушевленности/неодушевленности. Вопросы и задания: 1) Определите тип склонения существительных (ИРЯ, №57). 2) Прочитайте и переведите тексты 7, 8, 9, сделайте морфологический разбор 10 существительных, используя образец разбора на с.46 (ИРЯ, №59). 3) Расскажите об исторических изменениях в системе форм имени существительного, используя примеры (ИРЯ, №60).
Тема 6. История местоимений и прилагательных. Понятия: личные и неличные местоимения, разряды местоимений, именные (краткие, нечленные) и местоименные (полные, членные) формы прилагательных. Вопросы и задания: 1) Прочитайте и переведите тексты 10, 11, сделайте морфологический разбор местоимений, используя образец разбора на с.52 (ИРЯ) 2) Определите разряды прилагательных, укажите именные и местоименные формы (ИРЯ, №65). 3) Прочитайте и переведите текст 12, сделайте морфологический разбор прилагательных, используя образец разбора на с.55 (ИРЯ, №67).
Тема 7. История глагола (история спрягаемых форм). Понятия: основы и классы глагола, тема, тематические и нетематические глаголы, грамматические категории глагола Вопросы и задания: 1) Напишите глаголы по-древнерусски, определите классы глаголов (ИРЯ, №71). 2) У форм глаголов определите лицо, число, наклонение, время, сделайте перевод (ИРЯ, №72). 3) Прочитайте и переведите текст 13, найдите глаголы в формах настоящего и будущего времени (ИРЯ, №73). 4) Прочитайте и переведите текст 14, найдите формы аориста (ИРЯ, №74). 5) В примерах из произведений русской литературы найдите остатки древних глагольных форм (ИРЯ, №81).
Тема 8. История глагола (история неспрягаемых форм) Понятия: причастие и деепричастие, супин, инфинитив. Вопросы и задания: 1) У форм глаголов определите лицо, число, наклонение, время, сделайте перевод (ИРЯ, № 88). 2) Прочитайте и переведите текст 16, сделайте морфологический разбор глаголов, используя образец разбора на с.75-76 (ИРЯ, №89). 3) Проверочная работа (морфологический разбор существительных, прилагательных, местоимений, глаголов)
Тема 9. Лексика. Синтаксис. Понятия: исконная лексика, процесс заимствования, язык-источник, язык-посредник, конструкции с двойными падежами, именительный предикативный, дательный самостоятельный Вопросы и задания: 1) Найдите в тексте 18 русизмы и старославянизмы. С какой целью используются эти слова? (ИРЯ, №100) 2) Какие синтаксические особенности встречаются в примерах? (ИРЯ, №97). 3) Найдите оборот «дательный самостоятельный», переведите предложения (ИРЯ, №98). 4) Выполните самостоятельную работу с этимологическими и историко-этимологическими словарями. Подготовьте презентацию на тему «Тайны слов». Для презентации взять этимологию 2-3 слов из списка слов, этимологию которых Вы искали в словарях. Происхождение этих слов оказалось для Вас самым интересным, необычным и т.п. Можно делать презентацию группами по 2-4 человека, если темы позволяют сделать общую презентацию (в этом случае используется не менее 10 слов).
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) Не предусмотрено программой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|