Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРОСЛАВЯНСКИХ




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3. Основные отличия русизмов и старославянизмов.

Основные понятия: русизм, старославянизм.

Содержание темы:

Основные отличия русизмов и старославянизмов.

Фонетика – полногласие/неполногласие, разные сочетания в середине слов, разные начальные сочетания, начало слов, чередования.

Словообразование и морфология – префиксальные и суффиксальные морфемы, способ образования слов, окончания в формах слов.

Лексика – общеславянская, лексика, связанная с христианством, абстрактные понятия, бытовая лексика, эмоционально окрашенная и т.д.

 

Раздел 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

Тема 4. Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.). Фонетическая система русского языка X-XI вв. Древнейшие диалектные особенности.

Основные понятия: носовые гласные, принцип восходящей звучности, слоговой сингармонизм, цоканье.

Содержание темы

Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.).

Фонетические процессы дописьменного периода русского языка (история сочетаний согласных с j, 1-я, 2-я, 3-я палатализации согласных Г, К, Х, трансформация системы гласных-монофтонгов, дифтонгов и дифтонгических сочетаний, закон открытого слога, происхождение носовых гласных, судьба сочетаний типа *tort , *tъrt, *ort и др.)

Судьба носовых гласных в русском языке (утрата носовых гласных к началу письменного периода русского языка). Свидетельства отсутствия носовых гласных. Употребление букв – юсов.

Фонетическая система русского языка X-XI вв.

Структура слога. Принцип восходящей звучности, слоговой сингармонизм.

Система гласных фонем. Гласные переднего ряда и гласные непереднего ряда. Гласные полного образования и редуцированные гласные. Сильные и слабые позиции редуцированных гласных. Следствия процесса утраты носовых гласных.

Система согласных фонем. Группы согласных по месту и способу образования, по признаку твердости/мягкости.

Древнейшие диалектные особенности: цоканье, качество звука г, диалектные группы кл, гл. , вопрос о фонеме в.

 

Тема 5. Вторичное смягчение согласных. Процесс падения редуцированных и его следствия.

Основные понятия: полумягкие согласные, редуцированные гласные, полногласие, второе полногласие.

Содержание темы

Вторичное смягчение согласных и его следствия.

Смягчение полумягких согласных. Появление новых пар согласных, противопоставленных по твердости/мягкости. Судьба фонемы а переднего ряда.

Процесс падения редуцированных и его следствия.

Падение редуцированных – основной фонетический процесс письменного периода и последнее общеславянское изменение. Влияние на фонетическую систему (в подсистеме гласных и подсистеме согласных), морфологию, лексику. Отражение падения редуцированных на письме. Происхождение «беглости» гласных. Судьба букв Ъ и Ь.

Судьба сочетаний плавных с редуцированными до и после процесса падения редуцированных. Второе полногласие.

Судьба редуцированных и и ы.

История губных согласных в и ф.

 

Тема 6. Фонетические процессы после падения редуцированных. Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVII вв. Общий путь развития системы.

Основные понятия: аканье, вокализм, консонантизм.

Содержание темы:

Фонетические процессы после падения редуцированных.

Изменение е в о в русском языке. Отсутствие перехода при наличии условий. В словах современного русского языка. Графическое отражение перехода е в о.

История звука, обозначавшегося буквой «ять». Варианты звуковой реализации «ять» в разных говорах. Вопрос о времени утраты «ять» в разных диалектных зонах и в московском койне. Судьба буквы «ять». Определение звука, к которому восходит е в словах современного русского языка.

История гласного о.

Судьба сочетаний гы, кы, хы, следствия процесса.

История аканья. Основные научные гипотезы о времени, месте и причинах появления аканья. Влияние аканья на орфографию.

История шипящих и ц. Отвердение ж и ш. Отвердение ц. Отражение древней мягкости согласных в современном написании слов.

Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVII вв. Общий путь развития системы. Изменения в подсистеме гласных. Изменения в подсистеме согласных. История категории твердости/мягкости согласных в русском языке. Господство консонантизма в фонетической системе.

 

Раздел 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ

 

Тема 7. Морфологическая система древнерусского языка. История имени существительного.

Основные понятия: унификация, категория одушевленности/ неодушевленности.

Содержание темы

Общая характеристика морфологического строя русского языка X-XI вв., его близость морфологическому строю старославянского языка. Части речи.

История имени существительного.

Грамматические категории, унаследованные из праславянского языка, специфика категорий рода, числа и падежа. Отсутствие категории одушевленности/неодушевленности.

Древняя система именного склонения, распределение существительных по склонениям в зависимости от конечных звуков древней основы. Фонетические изменения и морфологический процесс переразложения основы падежных форм как база для дальнейших преобразований системы склонения.

Формирование новых типов склонения. Процессы унификации внутри продуктивных типов склонения (твердая и мягкая разновидность склонений с основами на *ā, *ǒ). Унификация флексий по продуктивным парадигмам как основная тенденция в преобразовании склонения. Возникновение вариантности окончаний в результате сохранения некоторых флексий непродуктивных склонений. Разрушение парадигм непродуктивных типов склонения. Происхождение парадигм разносклоняемых существительных.

История именного склонения во множественном числе. Утрата категории рода и образование единой парадигмы склонения во множественном числе. Влияние склонения существительных с основой на *ā на формы множественного числа.

Формирование категории одушевленности /неодушевленности в русском языке.

Разрушение категории двойственного числа, следы двойственного числа в современном русском языке.

Утрата звательной формы, архаические формы, сохранившиеся в современном русском языке.

 

Тема 8. История местоимений.

Основные понятия: личные и неличные местоимения, разряды местоимений.

Содержание темы

Разряды местоимений. Две группы местоимений: личные (и возвратное) и неличные местоимения.

История личных и возвратного местоимений. Происхождение личного местоимения третьего лица. Утрата местоимений двойственного числа. История отдельных падежных форм.

История неличных местоимений. Изменения в группе указательных местоимений. Местоименное склонение твердой и мягкой разновидности. История отдельных падежных форм.

 

Тема 9.История имени прилагательного.

Основные понятия: именные (краткие, нечленные) и местоименные (полные, членные) формы прилагательных.

Содержание темы

Разряды прилагательных по значению.

Происхождение именных и местоименных форм. Особенности склонения именных и местоименных форм.

История именных прилагательных. Утрата склонения именных прилагательных. Сохранение склоняемых именных прилагательных в языке фольклора, остатки форм именных прилагательных в наречиях, фразеологизмах.

История местоименных прилагательных. Изменение падежных окончаний под влиянием местоименного склонения. Появление окончания –ой/-ей в форме именительного падежа единственного числа мужского рода. Унификация флексий в формах множественного числа.

История форм сравнительной степени прилагательных.

 

Тема 10. История слов, обозначающих число.

Основные понятия: счетные существительные, счетные прилагательные.

Содержание темы

Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе.

Разряды слов, обозначающих число.

Специфика склонения числительных (счетные существительные, счетные прилагательные).

Формирование числительного как части речи путем утраты категорий рода и числа и приобретения специфики синтаксических связей с существительным.

 

Тема 11. История глагола.

Основные понятия: основы глагола, классы глагола, тема, тематические и нетематические глаголы, аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект, причастие и деепричастие, супин, категория вида.

Содержание темы

Грамматические категории глагола: категории наклонения, времени, лица и числа. Система форм русского глагола. Исходное отсутствие деепричастий.

Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы.

История форм настоящего времени. Особенности изменения тематических и нетематических глаголов. История форм тематических глаголов. Вопрос об истории форм третьего лица ед. и мн.ч. Судьба форм нетематических глаголов.

История форм будущего времени. Образование современных форм будущего простого и будущего сложного, их связь с формированием категории вида.

Система прошедших времен и причины ее преобразования в русском языке. История форм прошедшего времени, их связь с формированием категории вида. Аорист, его виды, образование и спряжение. Судьба аориста в русском языке. Имперфект, образование и спряжение. Судьба имперфекта в русском языке. Перфект, образование и спряжение. Судьба перфекта в русском языке. Плюсквамперфект, образование и спряжение. Судьба плюсквамперфекта в русском языке.

История условного и повелительного наклонения.

История инфинитива и супина в русском языке.

История причастий и возникновение деепричастий в русском языке.

Становление и развитие категории вида в русском языке.

 

Тема 12. Наречия.

Основные понятия: первичные наречия.

Содержание темы

Первичные наречия, не связанные с другими частями речи. Новые наречия, образовавшиеся на базе других частей речи (существительных, прилагательных, числительных, местоимений).

 

Тема 13. Служебные слова в русском языке.

Основные понятия: производные и непроизводные предлоги, союзы, частицы.

Содержание темы

Предлоги (непроизводные и производные), союзы (сочинительные и подчинительные), частицы (формообразующие, отрицательные, модальные); их функции в предложении.

Раздел 5.ЛЕКСИКА

 

Тема 14. Историческое формирование лексики русского языка.

Основные понятия: исконная лексика, процесс заимствования, язык-источник, язык-посредник

Содержание темы

Исконная русская лексика: индоеворопеизмы, общеславянизмы (праславянизмы), восточнославянизмы и древнерусизмы, русизмы. Заимствованная лексика (прямое и опосредованное заимствование, время заимствования, характер адаптации. Старославянизмы.

Этимология слов. Историко-этимологические и этимологические словари.

 

Раздел 6.СИНТАКСИС

 

Тема 15. Основные особенности синтаксиса. Исторические изменения в синтаксисе.

Основные понятия: конструкции с двойными падежами, именительный предикативный, дательный самостоятельный.

Содержание темы

Общая характеристика синтаксического строя русского языка.

Основные особенности синтаксиса. Согласование подлежащего и сказуемого. Конструкции с двойными падежами в русском языке. Особенности употребления предлогов и союзов в предложениях. Обороты «именительный дополнения при инфинитиве» и «дательный самостоятельный».

Содержание семинарских и практических занятий

 

Методическим сопровождением являются пособия:

Древние славянские языки (таблицы по фонетике и морфологии): методическое пособие / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2011.

История русского языка (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2002 (далее -ИРЯ)

 

Тема 1.Основные отличия русизмов и старославянизмов.

Понятия: русизм, старославянизм.

Вопросы и задания:

1) Сравните результаты фонетических процессов раннего и позднего периодов праславянского языка (таблица 4 на с.16-17). Назовите процессы с одинаковыми и разными результатами в старославянском и русском языках. Приведите примеры, используя таблицу 2 (ИРЯ, с.11-14).

2) На основании фонетических признаков определите древнерусские и старославянские формы (ИРЯ, №14).

3) К древнерусским словам подберите соответствующие им старославянские (ИРЯ, №15).

4) Распределите слова на две группы: слова с признаками русизмов и слова с признаками старославянизмов (ИРЯ, №16).

5) Прочитайте тексты 1 и 2, определите, в каком году были написаны памятники (ИРЯ, №10).

 

Тема 2. Формирование фонетической системы русского языка от протославянского периода до VI-X вв. Фонетическая система русского языка X-XI вв. Фонетические процессы, состоявшиеся до процесса падения редуцированных гласных .

Понятия: принцип восходящей звучности, закон открытого слога, слоговой сингармонизм.

Вопросы и задания:

1) Объясните, что такое «принцип восходящей звучности», «закон открытых слогов», «слоговой сингармонизм» (ИРЯ,№18).

2) Объясните происхождение звуков и чередований звуков в словах (ИРЯ, №19, 20).

3) Докажите, что группы слов исторически образованы от одного корня (ИРЯ, №21).

4) Напишите слова по-древнерусски, затранскрибируйте их и прочитайте по-русски и по-старославянски (ИРЯ, №22).

5) Прочитайте тексты 3,4 определите дату создания текста 3, сделайте две транскрипции 2-3 строк любого текста (1-я – до вторичного смягчения согласных, 2-я – после вторичного смягчения согласных) (ИРЯ, №27)

 

Тема 3.Процесс падения редуцированных и его следствия.

Понятия: редуцированные гласные

Вопросы и задания:

1) Назовите сильные и слабые позиции редуцированных гласных.

2) Отметьте позиции редуцированных гласных в словах (ИРЯ, №29).

3) Определите, в каких словах были Ъ или Ь, а в каких – О или Е (ИРЯ, №30).

4) Как произносятся слова в современном русском языке? Объясните изменения в произношении слов (ИРЯ, №31, 32, 33).

5) Прочитайте и переведите тексты 5, 6. Найдите примеры падения редуцированных, слова, отражающие диалектное произношение, русизмы и старославянизмы (ИРЯ, №35).

 

Тема 4.Фонетические процессы после падения редуцированных. Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVII вв. Общий путь развития системы.

Понятия: аканье, вокализм, консонантизм.

Вопросы и задания:

1) Как произносились в древнерусском языке следующие слова (ИРЯ, №37).

2) Почему в данных словах отсутствует переход Е в О? (ИРЯ, №38)

3) Напишите современные слова по-древнерусски (ИРЯ, №40).

4) Объясните написание слов в памятниках (ИРЯ, №42, 44, 46, 50).

5) Какие фонетические процессы происходили в словах с подчеркнутыми буквами? Найдите в текстах русизмы и старославянизмы (ИРЯ, №54).

6) Укажите фонетические изменения, которые произошли в словах (ИРЯ, №55).

Тема 5.История имени существительного.

Понятия: унификация, категория одушевленности/неодушевленности.

Вопросы и задания:

1) Определите тип склонения существительных (ИРЯ, №57).

2) Прочитайте и переведите тексты 7, 8, 9, сделайте морфологический разбор 10 существительных, используя образец разбора на с.46 (ИРЯ, №59).

3) Расскажите об исторических изменениях в системе форм имени существительного, используя примеры (ИРЯ, №60).

 

Тема 6.История местоимений и прилагательных.

Понятия: личные и неличные местоимения, разряды местоимений, именные (краткие, нечленные) и местоименные (полные, членные) формы прилагательных.

Вопросы и задания:

1) Прочитайте и переведите тексты 10, 11, сделайте морфологический разбор местоимений, используя образец разбора на с.52 (ИРЯ)

2) Определите разряды прилагательных, укажите именные и местоименные формы (ИРЯ, №65).

3) Прочитайте и переведите текст 12, сделайте морфологический разбор прилагательных, используя образец разбора на с.55 (ИРЯ, №67).

 

Тема 7.История глагола (история спрягаемых форм).

Понятия: основы и классы глагола, тема, тематические и нетематические глаголы, грамматические категории глагола

Вопросы и задания:

1) Напишите глаголы по-древнерусски, определите классы глаголов (ИРЯ, №71).

2) У форм глаголов определите лицо, число, наклонение, время, сделайте перевод (ИРЯ, №72).

3) Прочитайте и переведите текст 13, найдите глаголы в формах настоящего и будущего времени (ИРЯ, №73).

4) Прочитайте и переведите текст 14, найдите формы аориста (ИРЯ, №74).

5) В примерах из произведений русской литературы найдите остатки древних глагольных форм (ИРЯ, №81).

 

Тема 8. История глагола (история неспрягаемых форм)

Понятия: причастие и деепричастие, супин, инфинитив.

Вопросы и задания:

1) У форм глаголов определите лицо, число, наклонение, время, сделайте перевод (ИРЯ, № 88).

2) Прочитайте и переведите текст 16, сделайте морфологический разбор глаголов, используя образец разбора на с.75-76 (ИРЯ, №89).

3) Проверочная работа (морфологический разбор существительных, прилагательных, местоимений, глаголов)

 

Тема 9.Лексика. Синтаксис.

Понятия: исконная лексика, процесс заимствования, язык-источник, язык-посредник, конструкции с двойными падежами, именительный предикативный, дательный самостоятельный

Вопросы и задания:

1) Найдите в тексте 18 русизмы и старославянизмы. С какой целью используются эти слова ? (ИРЯ, №100)

2) Какие синтаксические особенности встречаются в примерах? (ИРЯ, №97).

3) Найдите оборот «дательный самостоятельный», переведите предложения (ИРЯ, №98).

4) Выполните самостоятельную работу с этимологическими и историко-этимологическими словарями. Подготовьте презентацию на тему «Тайны слов».

Для презентации взять этимологию 2-3 слов из списка слов, этимологию которых Вы искали в словарях. Происхождение этих слов оказалось для Вас самым интересным, необычным и т.п.

Можно делать презентацию группами по 2-4 человека, если темы позволяют сделать общую презентацию (в этом случае используется не менее 10 слов).

 

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

Не предусмотрено программой.

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7