Формы и методы обучения
80% аудиторных часов - традиционные формы и методы обучения: лекции и практические занятия. 20 % аудиторных часов – интерактивная форма обучения (по требованиям ФГОС). Используются следующие интерактивные методы: выполнение творческого задания, работа в малых группах, отчет о выполнении творческого задания в виде презентации на тему «Тайны слов»; использование элементов ролевой игры «Учитель-ученик» при работе с текстами: (проверка выполнения домашнего задания – транскрибирование, морфологический разбор слов) (подведение итогов на последнем занятии).
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов В процессе выполнения самостоятельной работы решаются следующие важные задачи: - образовательная (систематизация и закрепление знаний), - развивающая (развитие памяти, мышления, речи), - воспитательная (воспитание навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и т.п.).
7.1. Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы. 1) Конспектирование в рабочей тетради Необходимо составить краткий конспект ответов на 58 вопросов к экзамену. Требования к конспекту: - объем ответа на 1 вопрос – 1-2 страницы; - в конспекте должны быть примеры, их надо выделить другим цветом; - при конспектировании обязательно указывать №№ страниц учебника. Учебники: 1) Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка / В.В.Иванов. М.: Просвещение, 1983. (любое издание). 2) Иванова, М.В. Историческая грамматика русского языка: уч.пос.для студентов учр.высш.проф.образования / М.В. Иванова. М.: Академия, 2011. 3) Русинов, Н.Д. Древнерусский язык / Н.Д.Русинов. М.: Высшая школа, 1999.(любое издание).
2) Составление таблиц (в рабочей тетради). Необходимо составить 2 таблицы. 1. «Важнейшие памятники древнерусской письменности»:
Учебники: 1) Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка / В.В.Иванов. М.: Просвещение, 1983. (любое издание). С.16-31. 2) Павлович, А.И. Историческая грамматика русского языка. Ч. Введение и фонетика / А.И.Павлович. М., 1977. С.49-68.
2. «Изучение истории русского языка в русском и зарубежном языкознании»:
Учебники: 1) Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка / В.В.Иванов. М.: Просвещение, 1983. (любое издание). С.36-47.
3) Работа с литературой (выполняется в рабочей тетради). Необходимо выполнить 2 работы. 1)Работа с монографией. Прочитать одну из предложенных книг и сделать конспект. - Колесов, В.В. Мир человека в слове Древней Руси/ В.В.Колесов. Л., 1986. (введение, глава 1 (с.23-71), глава 2 (с.73-93)). - Откупщиков, Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии / Ю.В.Откупщиков. М., 1986. (любое издание) - Полякова, Е.Н. Память языка: рассказы о лексике пермских памятников письменности и говоров / Е.Н.Полякова. Пермь, 1991.
В конспекте должны быть указаны: а) цель и задачи, поставленные автором книги; б) характеристика исследованного материала (источники материала, тематические группы слов и т.д.); в) методы исследования материала; г) примеры - история слов (рассмотреть 15-20 слов) (употребляются в современном русском языке в том же значении; употребляются в русском языке, но в другом значении; не употребляются в современном русском языке).
2) Работа с этимологическими и историко-этимологическими словарями. Взять 10 слов по одной из предложенных тем, рассмотреть их этимологию в 3-х этимологических и историко-этимологических словарях. Темы: 1) цвет, 2) календарь; 3) школа; 4) деревья, кустарники; 5) цветы; 6) птицы; 7) рыбы; 8) дикие животные; 9) домашние животные; 10) транспорт; 11) армия; 12) семья; 13) кондитерские изделия; 14) человек, части тела; 15) наука; 16) музыка; 17) живопись; 18) театр; 19) кино, телевидение; 20) медицина; 21) дом; 22) город; 23) деревня; 24) высшие учебные заведения; 25) сельское хозяйство; 26) пища; 27) власть и закон; 28) политика; 29) экономика; 30) христианство; 31) мужская одежда; 32) женская одежда; 33) предметы быта; 34) путешествия; 35) мебель; 36) фрукты, овощи; 37) газета; 38) украшения; 39) посуда; 40) библиотека и т.д. Какое место в лексической системе занимают изученные слова? ЛЕКСИКА / \ Исконно русская лексика Заимствованная лексика - индоевропеизмы, (учитываются - общеславянизмы - язык-источник, (праславянизмы), язык-посредник, - восточнославянизмы - время заимствования, (древнерусизмы), - устное / письменное, - собственно русизмы - характер адаптации (слова, которые появлялись и др.) на базе исконной и заимствованной лексики в русском языке с XIV в.) Словари: - Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М.Фасмер. СПб., 1996. (любое издание) - Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / П.Я.Черных. М., 1999. (любое издание) - Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. М., 2000. - Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова. М., 1990. (любое издание)
4) Выполнение 3 проверочных работ ( самостоятельно) (выполняется на отдельных листах) Проверочная работа№1 - по исторической фонетике русского языка. Задание: затранскрибируйте слова современного русского языка. Напишите эти слова по-древнерусски и затранскрибируйте их (для X-XI вв). Укажите фонетические изменения, которые произошли в каждом слове. Анализ истории 15 слов. При выполнении проверочной работы необходимо пользоваться сводной таблицей фонетических процессов. Оценка: правильно выполненный анализ истории 3-х слов – 1 балл; максимальное количество баллов – 5 (правильный анализ истории 15 слов).
Проверочная работа№2 - по морфологии древнерусского языка Задание: сделайте морфологический разбор 2 существительных, 1 прилагательного, 1 местоимения, 2 глаголов (вариант - сделайте морфологический разбор выделенных слов), переведите текст. Учебно-методические материалы 1) Древние славянские языки (таблицы по фонетике и морфологии): методическое пособие / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2011. 2) История русского языка (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2002. (тексты – с.89-94). 3)История русского языка: метод.пособие / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2003. (тексты – с.10-15). Проверочная работа№3 - анализ русизмов и старославянизмов. Задание: Задание: переписать или скопировать 2 стихотворения русских поэтов XIX и XX вв. (каждое стихотворение не менее 12 строк) (можно выписать по 12 строк из любого стихотворения, которое изучается в школьной программе); подчеркнуть в текстах примеры русизмов и старославянизмов (можно выделить разным цветом); выписать эти примеры в 2 колонки (1-я - русизмы, 2-я - старославянизмы) и указать признак, по которому слово попало в ту или иную группу.
Цель данных проверочных работ - проконтролировать формирование знаний, умений, навыков. Студент должен продемонстрировать: знание славянской азбуки кириллицы; основных отличий русизмов от старославянизмов; умение пользоваться таблицами по фонетике и морфологии древних славянских языков, читать тексты на древнерусском языке; владение методикой морфологического разбора древнерусских существительных, прилагательных, местоимений и глаголов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|