40. Интегративная теория «социального обмена» Питера Блау.
40. Интегративная теория «социального обмена» Питера Блау. БИОГРАФИЯ
ВКЛАД П. БЛАУ В СОЦИОЛОГИЮ Активно занимался проблемам структурных изменений в формальных организациях, а также анализом феномена бюрократии в современном обществе; Цель — понять социальную структуру общества на основе социальных процессов, управляющих индивидами и группами. Стремился понять то, каким образом осуществляется взаимодействие посредством обмена. Обмен — основа отношений между индивидами и группами.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА Обмен — особый тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и не осуществлюсь при прекращении ожидания вознаграждений. Обменная деятельность — такое поведение, которое ориентирована на достижение целей, вознаграждений и подразумевает выбор линии действия из набора возможных. Обмен начинается с социального притяжения — ощущения индивидами возможности извлечениях прибыли или получения вознаграждения. Виды обмена – простой и сложный – и соответственно им, два уровня, на которых имеет место обменная деятельность – микро- и макроуровни. Виды обмена: o Простой o Сложный Уровни обмена: o Макро (сложный обмен между макро структурами) o Микро (простой обмен между микро структурами; уровни носят нестихийный характер) ü Редко преследуется одна цель, ü Выбор не последователен, ü У людей нет информации о результатах выбора, ü Ценности расплывчаты.
УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА Принципы обмена на микроуровне: o «чем больше ожидаемая выгода, тем больше вероятность осуществления деятельности» o «чем больше количество вознаграждения с другим лицом, тем боле стремление обменяться в виду взаимных обязательств» o «чем чаще нарушаются взаимные обязательства, тем хуже, потому что в отношения вступают новые санкции, установленные другими людьми» Механизм взаимного принятия ролей, на основе которой формируется представление друг о друге участниками обмена. В обменные отношения вступает некоторый «Я», которым манипулируют в борьбе за вознаграждения. Виды вознаграждения обмена на макроуровне: o Деньги o Социальное одобрение o Уважение o Уступки
Люди тянутся друг к другу, что побуждает создавать социальный ассоциации. Один раз налаженные связи расширяются, а посредством вознаграждения и взаимного подкрепления, происходит укрепление связей.
Вознагражления обмена на макро урвоне: o Внутренние (любовь, признание) o Внешние (деньги, труд)
В обмене может иметь место неравенство, что способствует появлению властных отношений. Все приводит к дисбаллансу и реструктурации группы. Для нормального функционирования нужно включать нормы и ценности в анализ отношений. Иногда чисто денежные отношения подменяются отношениями, связанными с моральными ценностями. А те, кто их приносит, начинает пользоваться общественным поощрением. Отношение в какой-то степени становится опосредованным.
Стадии перехода обменных отношений от микро уровня к макро-: 1) Межличностный обмен и возникновение социального взаимодействия в рамках более крупного размера – социальных групп и организаций. Отношения с членами группы будут налажены, когда члены группы получат ожидаемое вознаграждение. 2) Дифференциация статуса и власти – группа распределяется в соответствии с этими позициями на лидеров и аутсайдеров. Эта дифференциация создает необходимость интеграции. Здесь лидеры должны показать, что не стремятся контролировать все сферы жизни группы. 3) Легитимация и организация – социальная структура рождается из взаимодействия отдельных индивидов, и сама начинает влиять на это взаимодействие, предлагая два типа создания организации: o Порождается процессами обмена и конкуренции o Организации создаются специально – для определенных целей. принципы иерархии власти, престижа и богатства.
4) Оппозиция и изменения – создание организации оборачивается возникновением отношений оппозиции и конфликта. Источник конфликта – дисбаланс в отношениях обмена, нарушающий установленные нормы. Он вытекает из неравного отношения некоторых ассоциаций к обладанию ценными ресурсами.
Ценности опосредуют связи в социальных ассоциациях и взаимодействиях широкого масштаба. Это основа для установления соц. структур на долгий период. Ценности: o Объединящие (патриотизм, честь) — основа сплоеченности социальных групп. o Универсалистские — помогают определить социальный статус индивида и вознанградить посредством повышения статуса.
(на сайте) o Партикуляристские – ценности, объединяющие людей вокруг таких понятий как патриотизм или доброе имя школы o Универсалистские – стандартизуют вклады людей в общую деятельность и позволяют определить ценность каждого индивид. вклада, обеспечить соответ. образом вознаграждение. o Законные – формальные правила соц. контроля, которые обеспечивают соц. порядок. o Оппозиционные – определяют социальные изменения и реорганизацию отношений – социализм, анархизм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|