Интенсивность творческой деятельности
Сообразительность – черта изобретателя. Интенсивность – это скорость процесса, которая с ростом интеллектуальных усилий человека приводит к напряженности творческой деятельности. В итоге получается, что сообразительность измеряется скоростью озарения. А скорость умственных процессов велика в молодом возрасте, но частота возникновения полезных идей и напряженность умственной работы значительны в зрелом возрасте, а плотность научно-технических идей высокая при узкопрофессиональной деятельности специалиста. В последнем случае значима опасность появления психологических барьеров к восприятию нового. Поэтому для опытных творцов науки и техники нужны специальные психологические и эмоциональные тренинги. В связи с этим дуэт «преподаватель-изобретатель – активный студент» получает способности преодолевать эти психологические барьеры в поиске научно-технических идей и технических решений на уровне изобретений. При этом преподаватель «зажат» в тисках профессионализма, а мозг студента как «лист белой бумаги» свободен от тяжелого груза прошлых знаний. В таком дуэте студент должен выполнять роль генератора идей, а преподаватель – аналитика и критика. Для начала процесса творчества у одаренной молодой личности не хватает чего-то малого, – для возникновения озарения (инсайта) любой идеи нужна какая-то исходная искорка. В сформировавшейся, на основе прошлого опыта научно-технического творчества, активной личности уже имеется высокая напряженность мыслей и идей (организованных мыслей). Если рассмотреть любой из 30 известных в мире методов поиска технических решений, то выясняется, что каждый метод представлен в виде последовательности (линейного графа) стадий, этапов и процедур, четко сформулированных в виде организованных умственных и иных действий. таким образом, обучение методу технического творчества сводится к запоминанию и обдумыванию этой последовательности процедур.
Но, в реальности, у изобретателя исходная искорка может появиться на любой процедуре выбранного им метода поиска новых технических решений. Причем широко известно, что идея озаряется в самых разных местах пребывания изобретателя и даже во сне. Конечно же, в первую очередь на возникновение озарения влияет изученность метода и практическая тренировка на ярких учебных примерах. Через некий порог знаний происходит рефлексия изобретателя на задачи по преодолению научно-технических противоречий в аналогах и прототипах. В этом случае по теореме Гёделя мозг изобретателя выходит за рамки функциональных отношений ( - уровень), конструктивных связей ( - уровень) и параметрических соответствий ( - уровень), известных после изучения научно-технической и патентно-лицензионной литературы из данной темы научных исследований и изобретательства. Только с выходом вне системы прошлых представлений (причем эти представления, конечно же, всегда должны находиться на острие передовых достижений в мире науки и техники) происходит результативное озарение в виде оригинальных, рациональных и оптимальных научно-технических решений. Этот важнейший психологический момент творчества в отечественных системах школьного и вузовского образования не учитывается. Поэтому, вроде бы простой с виду и линейный в изложении учебного пособия, граф метода поиска технических решений вдруг в мозгу изобретателя получает один или несколько входов и выходов, причем из любых сочетаний вершин графа представлений о методе. Метод – это типовая совокупность действий пользователя.
Озарение моментально, со скоростью коммутации нейронов, распространяет связи между процедурами, внутри сети нейронов мозга. Тогда получается, что граф деятельности ученого-изобретателя становится неким внутренним отражением и условным фотографическим отображением его многолетней умственной творческой деятельности. По сути – это и есть физическая картина сообразительности. А соображать можно только на основе сильно организованном и большом багаже знаний, умений и навыков. Вот почему современная система образования, дающая одинаково, всем без разбору, расширяющийся океан всевозможных знаний (есть понятие периода удвоения объема знаний, который ускоренно сокращается со временем), не способна сформировать репродуцирующую творческую личность. Эта система заглохла и в художественном творчестве. Она не учит действиям, она учить только запоминанию более чем трехсотлетних результатов научно-технических действий многих великих умов. Причина в старой догме обучения, которая должна быть перевернута с тем, чтобы вначале научить действовать на малом объеме высококонцентрированных и резко сфокусированных знаний, а затем молодой человек сам с первых классов школы будет отбирать из океана информации то, что ему кажется нужным для научно-технического творчества. Систематика обширных личных знаний, умений и навыков наступит только с годами - в зрелом возрасте человека. Опыт и череда озарений. Чтобы добиться успехов в конкурентной среде технологической адаптации, линейная последовательность процедур научно-технического творчества, представленная во всех без исключения учебниках и пособиях, должна с годами превратиться в устойчивый частный многосвязный граф. Иначе говоря, модель творческого поведения человека индивидуальна и представляет собой симбиоз отличительных признаков из многих методов творчества. Нужно помнить, что описание методов составляли, как правило, не сами великие изобретатели – им просто было некогда. Методы научно-технического творчества писали, как правило, великие аналитики, в большинстве случаев они не были генераторами идей. Поэтому молодой изобретатель как бы «варится в собственном соку», изучая и перерабатывая через свою психику множество методов научных исследований и технического творчества.
На это уходят многие годы. Но быстро накапливается и практический опыт творения на основе развивающегося в себе личного графа изобретательских действий. Постепенно образуется сложная, причем автоматически действующая, личная модель метода с множеством входов для инсайта, позволяющая получать идеи в виде функциональных связей между вершинами этого графа. Но для этого требуется непрерывная тренировка. Желание творить появляется после нескольких патентов на изобретения, но оно никак не стимулируется в России внешней социально-экономической средой. После этого не нужно будет обращать внимание на критические упреки даже близких соратников по идеологии творчества, не понимающих того, что творится. Тем самым молодой человек создает свой мир представлений и вполне комфортно живет в нем, обеспечивая материально себя и свою семью за счет новаций. Кванты мозгового озарения – это некие уровни качества научно-технического творчества. А качество определяется уровнем новизны и технологической адаптивностью к мировой среде техники и технологии. Чтобы внедрить в систему российского образования и освоить личностно ориентированные подходы научно-технического творчества, нужно отказаться от организации обучения на основе больших школьных классов (30 и более) и вузовских академических групп (25 и более) и превратить малые группы (7 2 человек) в подмастерья учителей-наставников и преподавателей-изобретателей. Это – также как в школе художественных мастеров. Только так, медленно, можно будет создать элиту изобретателей в обществе. А из этой действительно элитной среды общества выйдут толковые руководители и наставники, способные изнутри души понимать молодых ребят с природным творческим началом и воспитывать будущих изобретателей по общеизвестному и среди животных великому принципу действенности «делай как я».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|