Психология деятельности студента
В основе научного подхода к любому изучаемому явлению и процессу лежит самостоятельность проведения исследования, в особенности выполнения лабораторных и полевых (промышленных) экспериментов, отдельной личностью. Совершенствование самостоятельной работы студента, конечно же, не может быть выполнено без коренного изменения мотиваций процессов образования и воспитания, причем с младенческих лет. С годами, после поступления в технический университет, необходимо четко следовать формуле: «студент учится, а не преподаватель учит». Эта формула стала очевидной и в России, в эпоху развития новых информационных компьютерных технологий и дистанционного обучения. Личностно и предметно ориентированному студенту многие преподаватели «ретрансляторы» становятся только помехой. Толковые ребята все задания выполняют обычно за неделю-две до сессии. Единственным принципом развития у школьника или студента способности к научному исследованию, и тем более к изобретательству, является известный и среди животных принцип «делай как я». Без общения с талантливым изобретателем не научиться творческому мастерству студенту, будущему строителю инновационной экономики. Вот почему с первого курса студенту важно начать работу с преподавателем, занимающимся изысканиями и техническим творчеством. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов всегда изучалась на основе группового взаимодействия, например в [1]. Как решающее условие раскрытия личностных возможностей студентов рассматривает активизацию А.А. Вербицкий. «Речь должна идти не о противопоставлении «активный - пассивный», - считает автор, - а об уровне активности студентов, обусловленной тем или иным методом обучения: активности на уровне восприятия и памяти, воображения и творческого мышления, активного воспроизведения, воссоздания или создания нового, социальной активности».
Наиболее полное, на взгляд автора [1], определение понятия «активизация» предложено Р.А. Низамовым, который под активизацией учебно-познавательной деятельности студентов рассматривает «целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике». Данного определения мы также придерживаемся, но с существенными замечаниями, уточнениями и дополнениями. Во-первых, преподаватель не обязан возбуждать интерес. Он должен быть у студента изначально, осознанным еще с детства. Во-вторых, считать студента маленьким ребенком, у которого надо еще и возбуждать интерес – это явное унижение достоинства человека. В-третьих, преподаватель ныне не ретранслятор, а только наводчик и путеводитель для студента. Студент через Интернет найдет методически гораздо лучше поставленный учебный материал, чем учебный материал его преподавателя. В итоге для студента занятия становятся мучительно психически тяжелыми. Ныне, из-за высокой неопределенности в реформах образовательной системы страны, даже появился крылатый афоризм: преподаватель делает вид, что учит, а студент делает вид, что учится. К сессии оба довольны друг другом – нет конфликта на профессиональном уровне. Студент с малолетства знает, умеет и имеет навыки получения необходимой ему высококачественной информации через общедоступные мировые информационно-поисковые системы. Поэтому дидактика учебно-образовательной деятельности должна полностью накрениться от преподавателя к студенту и стать научно-образовательным.
Напомним, что студент должен учится, в том числе и методологии «повышения активности, творчества, самостоятельности». Если осознанно пришел в вуз, то будь добр, обойдись без всяких там преподавателей. Тем более этот принцип поведения важен, когда начинается внедрение системы экстерната, - по зачетным единицам можно будет закончить вуз на год и даже больше раньше. Доктрина - преподаватель учит не осознавшего свое предназначение пассивного и ленивого студента – должна быть исключена из вузов. Тогда что же должен делать в новой парадигме образовательной деятельности преподаватель? Да очень просто. Он сам должен быть активно деятельным в научно-техническом творчестве. И тогда ему не придется выполнять «целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения». Нужно просто делать что-то полезное, вплоть до уровня изобретений мировой новизны, самому обучающему, чтобы обучаемый вслед за ним делал также как он. Иного пути в обучении нет. Итак, ныне активизация учебно-познавательной деятельности студентов направлена на побуждение студентов к проявлению только познавательной активности. Тем самым изначально студенты понимаются как некая безликая «масса», в которой имеются «винтики», послушные в управлении ими для строительства светлого будущего. Принципы деятельной устремленности человека, хотя бы исходящие из его простого любопытства, совершенно забыты. Об это четко сказано в цитируемой публикации [1]. «В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения активности человека в учебном процессе. Часто психологи и педагоги сосредоточивают свое внимание на каком-то одном или двух признаках активности и характеризуют ее как «напряжение умственных сил» или «проявление инициативы, интереса», как «способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями»». Но ближе всего к истине определение «Активность - это такая характеристика личности, которая проявляется в стремлении субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации» [1]. В преамбуле к данной главе мы с физических позиций определили, что «Активность - это экстенсивное расширение результатов научно-технического творчества, а интенсивност ь – темп действий личности».
Темп или скорость действий изобретателя физически выражается через количество полученных за единицу времени (как правило, год) патентов на изобретения. Тогда коэффициент полезного действия (КПД) изобретателя есть отношение количества полученных патентов к количеству отправленных в ФИПС РФ заявок на предполагаемые изобретения. Всё просто и физически вполне ясно. Причем «действовать за границами требований ситуации» мы понимаем вполне конкретно, когда ситуация – это достигнутый на момент патентного анализа уровень науки и техники во всем мире, а не в мозгу какого-то конкретного, пусть даже гениального и занявшего первое место во всероссийском конкурсе, преподавателя. Эксперты ФИПС, рассматривая полученную заявку на предполагаемое изобретение, дают запрос автору с противопоставлением научно-технических решений из всех передовых стран мира. Нужно только дополнительно к сказанному понять, что активность и интенсивность определяют процесс поведения в той или иной деятельности. Эти два параметра относятся ко всему живому веществу (по В.И. Вернадскому), а не только к человеку, Методика этого поведения заранее сформирована в мозгу человека и задолго до начала самой деятельности отвечает на главные вопросы: что делать, чем делать и как делать. Ответы на эти три вопроса составляют методику научного исследования. Активность (количество, путь, площадь, объем) физически должна пониматься как способность расширить личное влияние (на среду обитания, репродукцию, доминирование), а интенсивность (скорость, темп или частота) – способность повысить результативность этого влияния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|