Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стимулирование деятельности и менталитет студента




По А. Богданову, автору тектологии – науки об организации, всякая работа (деятельность) содержит три этапа – начало, работа, завершение.

Незавершенность начинаний. В нашей стране было много агитаций по судьбоносным начинаниям, то есть вхождение в работу было и остается поныне самым рекламируемым этапом. А вот саму работу почему-то забывали, она никак не стимулировалась (поощрения и штрафы). Поэтому об этапе завершения также забывали. Если же планировали на много лет вперед, то, без сопровождающей системы стимулирования (а для неё нужно мощное информационно-аналитическое и коррекционно-консультационное обеспечение), постепенно сдвигались даже исходные цели комплексных программ деятельности.

Так происходит и теперь. Поэтому система стимулирования изобретателей должна быть создана в России в первую очередь.

Характер деятеля. Активно начинающих изобретателей, в том числе и студентов, можно разделить условно на три группы:

1) умельцы - склонные к рукоделию, то есть умеющие что-то изготовлять (макеты, физические модели, чертежи, рисунки, приборы и приспособления), но никак не желающие предварительно теоретически обосновывать будущие результаты своего труда (умственный труд как бы происходит автоматически, подсознательно, без внешнего проявления и человек сам не знает, как он какое-то устройство изготовил); из таких вырастают великолепные ремесленники и известные среди многих людей мастера народного творчества;

2) универсалы, которые способны манипулировать как с абстрактными, так и физическими объектами; из них, как правило, вырастают известные до мирового уровня (но в нашей стране нет для них условий) ученые, способные удерживать с раннего детства циклически-волновое равновесие между реальным уровнем науки и техники, с одной стороны, и экспериментальными и теоретическим исследованиями, с другой;

3) теоретики - склонные к теоретизированию, то есть умеющие мастерски манипулировать и создавать новые понятия и символьные структуры (философы, математики, программисты, журналисты и др.).

Известный историк науки Джон Бернал делил людей по следующему принципу владения мастерством рукоделия и мышления одновременно: кто знает и умеет, тот делает всё сам; кто знает, но не умеет, тот учит как делать; а кто не знает и не умеет, тот учит как учить (станет в России, как правило, руководить и/или управлять людьми).

Действительно - это так. В нашей стране знающие и сами умеющие люди всё стараются делать сами, без помощи извне. Поэтому изобретатели находятся, как знающие и умеющие, в тени и чаще всего попадают в 5-миллионную армию отверженных людей. Они тратят все свои силы и жизненную энергию на реализацию своих замыслов и технологическую их адаптацию в железобетонно сопротивляющуюся меркантильную среду, и становятся неспособными прокормить даже лично себя.

Менталитет. Движение к самостоятельности в получении и добыче знаний, умений и навыков различно у представителей разных народов.

Это зависит от менталитета народа, но в последние десятилетия в большей мере от концепции и программы национальной всеобщей образовательной системы. Как только начинается системный кризис, ведущие страны начинали активно и интенсивно реформировать все системы образования - не только ума, но и духа и души, тела и всех технических продолжений человека и его органов. Лаг запаздывания экономических реформ всё равно отстает от реформы образования ума и личности на 5-7 лет из-за того, что формирование творческой личности и её технологическая адаптация раньше были асинхронно циклическими процессами. Ныне обновление производства, персонала и качества выпускников вузов стали во времени реформ в передовых странах явно синхронизированными.

Какие же выводы из сравнения систем образования и, в особенности, анализа отличительных признаков учебно-познавательной деятельности российских школьников и студентов, можно сделать для активизации в ближайшем будущем научно-технического творчества молодёжи?

Россияне, из-за системы образования «винтиков социализма», да еще за железным занавесом, были приучены под новым в учебно-познавательной деятельности понимать только те знания, умения и навыки, которые новы для статистически усредненной советской личности обучающегося.

Любой американец раскрепощён с малолетства и он, не задумываясь, принимает за сферу своей жизнедеятельности весь земной шар. А под новым творением американец понимает то, что не существует во всем мире. Поэтому он считает, что это новое научно-техническое решение может дать значимую для него и будущей семьи большую прибыль в будущем его бизнесе.

Таким образом, в российских школах на протяжении самого плодотворного периода жизни человека личность не выпускают за пределы примитивных школьных программ, забивающих как можно большее количество знаний и из как можно количества учебных дисциплин в память молодого человека. После школы выпускник разучился думать, он не способен генерировать нужные обществу мысли и идеи. Он забыл, как творил и фантазировал в детстве. Поэтому, о каких амбициозных целях для дальнейшей деятельности и уникальных на мировом уровне творениях может идти речь? Вопреки системе школьного образования пробиваются единицы, которые от рождения талантливые. У них целеполагание жизни находится на первом месте, а учеба – на втором.

Вот этот серый середняк с подавленным личностным менталитетом поступает в вуз. Его целью уже никак не может стать получение новых знаний для наилучшего освоения методов добычи принципиально новых на мировом уровне научно-технических решений. Он стал в школе как все, готов выполнять любые указания сверху. Поэтому-то и старается успеть за преподавателями, подробно изучает их поведение в передаче знаний, не выказывает свои умения и навыки, и тем более не показывает превосходство своего ума над преподавателем.

Серое прозябание в стенах вуза, куда еще нужно нести много денег. Но в душе студент понимает, что ему нужен только диплом, а не знания, чтобы без всяких упреков на будущей работе прозябать дальше серостью до конца своей трудовой жизни. К окончанию вуза все студенты прекрасно понимают, что на работе нельзя быть умной выскочкой, а нужно всегда показывать начальнику его превосходство во всем.

Поэтому в советское время нельзя было подавать студенту от производства заявку на предполагаемое изобретение – и так было много соавторов. Потом ввели запрет на количество авторов до 10 человек. Но были примеры, когда по ходу рассмотрения исходной заявки на предполагаемое изобретение истинный автор вычеркивался из списка заявителей.

Такова реальность, которую требуется изменить коренным образом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...