Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная адаптация: стиль поведения человека




Многие отличительные признаки стиля поведения человека среди людей красочно изложены в книге Д. Морриса [92]. Лучше не скажешь.

Стиль поведения в людском сообществе. Плотность людей важнейший фактор не только в жизни. Территориальный принцип присуще не только животным и растениям. В любом виде деятельности, если плотность персонала превышает какие-то нормы, происходит снижение производительности труда. Не исключение здесь и обучение студентов в каких-то малых классах и комнатах, в которых загоняют по 25-35 и более человек. Так же можно рассматривать и попытки читать совершенно не проблемные лекции в больших залах со многими десятками студентов. Толку всегда было и будет мало.

Изобретательство присуще любым сферам поведения человека.

Поэтому можно рассмотреть по плотности размах значений - от одного человека в бескрайней Вселенной до массы людей в крупном городском мегаполисе. Свойства многомиллионной группы людей и их отношения, выявленные в книге [92], конечно же, в целом трудно сравнимы со студенческой академической группой. Но кто сказал, что такие же явления не происходят в студенческих группах и общежитиях? Ведь человек изобретает всегда, везде и всюду. При этом технология изобретательской деятельности одинакова и вовсе не различает добро и зло.

Эвристика и эвристические приемы одинаково приемлемы к любым объектам и предметам, в том числе не только исследований с гуманных и прогрессивных духовно-нравственных позиций. Дидактика российская полагает, что студенты идеальные люди, а преподаватели - так вообще все гении. Поэтому-то современная дидактика беспомощна в осмыслении аспектов научно-техническом творчества.

Прошло уже 14 лет, но выводы из этой книги [92] актуальны на 100 и более лет вперед. Осмысление и понимание мыслей Д. Морриса [92] позволит соткать из них новые научные идеи, и даже технические решения на уровне способов и средств из основ теории и технологии изобретательства. Советуем всем прочитать книгу Д. Морриса [92].

Мы же дальше остановимся только на тех моментах, которые будут полезны для формирования вектора (конуса) инновационной (изобретательно-внедренческой) деятельности. Малый конус вектора инерции мышления (по Г.С. Альтшуллеру) образуется в неком сферическом пространстве при ориентации изобретателя на позитив развития человечества и сохранения потомкам биосферы Земли. За этим малым конусом находится очень много пространства поиска множеств негативных решений. Пока наука не знает, почему организованные по каким-то отличительным признакам асоциального поведения группы людей тянутся к изобретательству способов и средств негативного, по отношению к окружающим их людям, и даже преступного поведения.

Хочется отметить известный афоризм о том, что «свято пусто не бывает». Поэтому в стране, где нет активности в позитивной изобретательской деятельности или, как в России даже по сравнению с бывшим СССР, произошел резкий его спад, нишу жизнедеятельности заполняют, и будут насыщать, деструктивные «изобретения»..

Стиль поведения людей с растениями. Во введении к первому тому воспоминаний С.М. Волконского Марина Цветаева так отмечает мастерство и любовь к лесу автора [12, с.22]: "Древесная страсть! В такой мере, как кн. Волконский, она на страницах русской письменности не владела еще никем". Лучше, чем М. Цветаева, не выразить и отрывок из ее апологии о книге "Родина" в полной мере характеризует эволюцию отношений людей к деревьям и лесу.

"Страсть к дереву - страсть искони не русская. Послушайте ценнейшее свидетельство Ключевского: "Тяжелая работа топором и огнивом, какою заводилось лесное хлебопашество на пали, расчищенной из-под срубленного и спаленного леса, утомляла и досаждала. Этим можно объяснить недружелюбное или небрежное отношение русского человека к лесу: он никогда не любил своего леса".

И еще: "Несмотря на деятельность человека, и притом русского человека, не привыкшего беречь леса...".

Эти строки в полном ладу с личным и наследственным опытом кн. Волконского: "Да, пятьдесят лет любовного отношения к дереву не заразили местных крестьян, у них не только нелюбовь, у них ненависть к дереву. Если бы вы видели жестокость, с какою обращаются крестьяне с деревьями"... И, живописуя зверскую расправу деревенских мальчишек с молодой рябиной: "Подумайте только, если у вас есть сколько-нибудь склонности к философскому мышлению, подумайте, что это такое - из-за любви к последствию уничтожить причину...".

Такой стиль поведения не пропал и он в полной мере проявился лесными пожарами лета 2010 года.

Кн. Волконский ценен тем, что он был мастером лесного дела и одновременно мастером обучения людей актерскому делу. Его идеи и раздумья об истинной сути мастерства - сегодня могли бы дать многое в обучении студентов, причем не только лесных специальностей и направлений. У них должно быть то, что отмечает С.М. Волконский у себя за 50 лет работы с лесом: "... Откуда же эта привязанность, корнями существа нашего вросшая в землю, влившаяся в каждое дерево,.... Для меня это непрерывное творчество. Задумывать, осуществлять, видеть в каждый свой приезд упрочение и рост того, что сделал в прошлые годы, - какое нескончаемое удовлетворение" [13, c.28].

Вот главный для нас, и не только для студентов как будущих специалистов, сегодня вывод, который необходимо постоянно помнить: "... в "Слове о полке Игореве" выразилась в поэтической форме вековая наша задача - борьба с пустыней.... и, конечно, не одну природную пустыню тут следует понимать, но и ту пустыню, которую люди в природе делают, и ту пустыню, которая в самих людях" [13, с.29].

В следующей цитате, уважаемый читатель, поменяйте слово "крестьянин" на известные теперь слова "лесоруб" или "деревообработчик", а если хотите, то на название любой профессии или специальности.

Князь Волконский удивительно точно описал отношение людей к лесу. Он пишет, что "... Крестьянин смотрит на дерево как на материал; его тень, его прохлада, а тем паче его краса ему не нужны. Он не сознает даже того, что рост дерева есть своего рода капитал и что как капитал начинается с копейки, так мачтовое дерево начинается с посаженного прутика. Крестьянин не понимает того, что в хозяйстве называется "рентабельность". Риск в хозяйстве ему чужд, и все имеет цену лишь с точки зрения единовременной наживы. Единовременность - вот гнусный и пагубный принцип крестьянского хозяйства, а следовательно, и хозяйственной жизни всей крестьянской России. Ничто не зиждется в прошлом, ни в чем нет расчета на будущее; посев - дальше не видит хозяйское око крестьянина..." [13, с.31].

Директор императорского театра С.М. Волконский был владельцем десяти тысяч десятин земли. Он пишет, что "... более двадцати лет идет правильная рубка о семидесятилетним оборотом и где за сорок лет владения облесено искусственным насаждением по крайней мере шестьдесят десятин в голой степи" [13, с.52]. В этих словах суть работника леса, не отрывающего процесс рубки от процесса воспроизводства деревьев, которые формируют лес как экосистему только во взрослом состоянии (по В.И. Далю лес – это здоровые и рослые деревья).

Стиль поведения людей с животными. Братья наши меньшие – а действительно ли так люди относятся к диким и домашним животным?

Читатель по этому вопросу найдет много хороших публикаций.

Техника и мастерство. Под техникой нами понимается, прежде всего, мастерство конкретной личности, и только потом осмысливается как множество технических средств, необходимых для деятельной реализации этого мастерства. В качестве технических средств могут быть использованы естественные и искусственные предметы. Причем естественными средствами пользуются многие виды животных и птиц. Человек в отличие от них управляет личным психологическим временем, составляет другим режиссуру технического поведения (проектирование) и адаптирует свой труд к конкретно сложившимся внешним условиям.

Мастерство человека есть целостная соорганизованная деятельность, доведенная по структуре действий до автоматизма, по логике этих действий до отличающегося разнообразия, а по параметрам - до художественного измерения результатов мастерства как произведений искусства. Такое определение качества труда, в наивысшем уровне слияния знаний, умений и навыков, позволяет рассматривать конкретную профессию как целостную единую деятельность. У профессионала процесс деятельности не сводится к анализу действий машины, а характеризуется ритмикой и логикой технического поведения самого себя и других членов персонала с использованием имеющихся машин и оборудования к ним. До выполнения работы мастер составляет режиссуру поведения персонала (бригады), причем исходя из представлений о поведении каждого члена коллектива, а также предметов обработки и технических средств. Именно в этом заключается нравственность мастера дела.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...