Обучение и развитие поведения
Основные механизмы обучения одинаковы для всех возрастов. В ходе обучения появляются более сложные навыки и сложное поведение, но определить процесс отдельно на разных стадиях непросто — здесь больше подходит непрерывная модель. Важно помнить, что это описание развития поведенческих моделей, а не получение знаний или интеллектуальных навыков в академическом смысле. В настоящее время психологи в основном выделяют три механизма обучения поведенческим рефлексам: 1) классическая выработка рефлекса; 2) выработка оперантного условного рефлекса; 3) наблюдательное обучение. Классическая выработка рефлекса. Данный метод впервые был описан русским физиологом И.П.Павловым, который в XIX веке методом исследования рефлексов установил, что практически не ассоциированные раздражители могут выработать рефлекторное поведение. Классическим экспериментом Павлова являлась подача пищи голодному животному вместе с другими раздражителями, например звоном колокольчика. Вид пищи и звук обычно служили рефлексом для выделения слюны. После того как колокольчик звонил каждый раз при подаче пищи, звуковой раздражитель ассоциировался с пищевым раздражителем, и спустя относительно короткое время слюноотделение вызывалось одним звуком колокольчика. Выработка условного рефлекса, таким образом, происходила в результате простой ассоциации одного раздражителя с другим. Поэтому данный метод обучения иногда назывался ассоциативным обучением27.
Рис. 2-42. Формирование условного рефлекса по методу Павлова вызывает ассоциацию изначально нейтрального раздражителя с раздражителем, ведущим к специфической реакции. Если люди в белых халатах делают больные уколы, вызывающие плач, вид человека в белом халате скоро будет вызывать приступ плача.
Выработка условного рефлекса по методу Павлова наблюдается у маленьких детей и может иметь значительное влияние на поведение маленького ребенка в первый визит в стоматологический кабинет. Когда ребенок в первый раз приходит к зубному врачу, даже если этот визит случается в раннем возрасте, весьма вероятно, что он будет много общаться с педиатрами и медицинским персоналом. Когда ребенок испытывает боль, рефлекторной реакцией являются плач и уклонение. В терминологии Павлова ощущение боли является безусловным раздражителем, но условия, в которых происходят боли, могут ассоциироваться с этим безусловным раздражителем. Например, для ребенка не характерно узнавать людей, одетых в белую униформу или длинные белые халаты. Если безусловный рефлекс болезненного лечения ассоциируется с условным раздражителем белых халатов (рис. 2-42), ребенок может начать плакать и сопротивляться сразу же при виде зубного врача или ассистента, одетых в белое. В данном случае ребенок научился ассоциировать условный раздражитель боли и безусловный раздражитель взрослого в белом халате, и один вид белого халата достаточен для рефлекторного поведения, изначально ассоциированного с болью. Ассоциации данного типа имеют тенденцию к обобщению. Болезненные и неприятные ощущения, ассоциирующиеся с лечением, могут обобщаться с атмосферой медицинского кабинета, а также с общей атмосферой комнаты ожидания, врача в регистратуре, и другие дети, ожидающие визита к врачу, могут начать плакать и сопротивляться после нескольких посещений кабинета врача, даже без появления белых халатов. Из-за этой ассоциации справиться с поведением ребенка легче, если стоматологический кабинет не похож на кабинет педиатра в поликлинике. В практике работы с маленькими детьми стоматологи и их ассистенты научились уменьшать страх детей, появляясь в отличном от обычного педиатра виде. Большое значение также имели их попытки сделать визит ребенка к стоматологу как можно более непохожим на его предыдущий визит к педиатру. По возможности лечение, вызывающее болевые ощущения, не должно проводиться в первый визит к стоматологу.
Рис. 2-43. С каждым разом ассоциация между условным и безусловным раздражителями усиливается. Этот процесс называется усилением.
Ассоциация между условным и безусловным раздражителем с каждым разом усиливается (рис. 2-43). Каждый раз, когда ребенок попадает в поликлинику, где делается что-то болезненное, ассоциация между болью и общей атмосферой этой поликлиники становится сильнее, по мере того как ребенок все больше понимает, что в этом месте случаются неприятные вещи. Наоборот, если ассоциация между условным и безусловным раздражителями не повторяется, она постепенно слабеет, и условный рефлекс может больше не возникать. Данный феномен называется угасанием обусловленного поведения. Если условный рефлекс уже однажды установился, для его усиления достаточно даже случайного повторения. Если условная ассоциация боли и кабинета врача достаточно сильна, может потребоваться много визитов без неприятных ощущений и боли для того, чтобы пропали ассоциированный плач и сопротивление. Противоположностью обобщения условных раздражителей является дискриминация. Условная ассоциация белых халатов с болью может быть легко обобщена с обстановкой кабинета. Если ребенок попадает в обстановку кабинета, отличающуюся от той, где делают болезненные процедуры, например в стоматологический кабинет, где болезненные уколы не обязательны, вскоре может развиться дискриминация (подавление) между двумя типами кабинетов, и обобщенная реакция на любой кабинет как на тот, где случаются неприятные воздействия, постепенно угаснет. Выработка оперантного условного рефлекса. Выработка оперантного условного рефлекса, которая концептуально может рассматриваться как значительное расширение метода Павлова, была выдвинута известным современным теоретиком поведения B.F.Skinner. Skinner утверждал, что наиболее сложные человеческие варианты поведения могут быть объяснены выработкой оперантного условного рефлекса28·29. Его теории, принижающие роль индивидуально осознанного определения в пользу неосознанно определяемого поведения, встретили большое сопротивление, но имели значительный успех в объяснении многих аспектов социального поведения, слишком сложного для понимания с точки зрения метода Павлова.
Поскольку теория выработки оперантного условного рефлекса объясняет или пытается объяснить сложное поведение, неудивительно, что эта теория сама по себе более сложна. Хотя не представляется возможным рассматривать здесь выработку оперантных условных рефлексов более подробно, краткий обзор приводится здесь для содействия осмыслению поведения детей более старшего возраста, которое они демонстрируют в кабинете стоматолога-ортодонта. Рис. 2-44. Выработка оперантного условного рефлекса отличается от выработки условного рефлекса по методу Павлова тем, что последствия поведения рассматриваются как стимул для будущего поведения. Это означает, что последствия определенной реакции будут влиять на вероятность повторного появления такой реакции в сходной ситуации.
Основным принципом формирования оперантного условного рефлекса является вывод о том, что поведение само по себе является раздражителем, способным воздействовать на будущее поколение (рис. 2-44). Иными словами, последствия реакции могут изменить вероятность такой реакции, возникающей вновь в сходной ситуации. В выработке условного рефлекса по методу Павлова раздражитель приводит к реакции; в выработке оперантного условного рефлекса, реакция становится дальнейшим раздражителем, основным правилом является то, что, если последствия определенной реакции являются приятными или желаемыми, такая реакции более вероятно повторится вновь в будущем; но если определенная реакция приводит к неприятным последствиям, вероятность возникновения такой реакции в будущем довольно низка.
Рис. 2-45. Четыре основных типа выработки оперантного условного рефлекса.
Skinner описал четыре основных типа выработки оперантного условного рефлекса, различаемых по природе последствий (рис. 2-45). Первый тип — это позитивное усиление. Если за реакцией след позитивные последствия, то происходит позитивное усиление акции и поведение, приведшее к этим позитивным последствиям вероятнее всего, повторится в будущем. Например, если ребенок получает в награду игрушку за хорошее поведение в ходе первого визита к стоматологу, он, вероятнее всего, будет вести себя хорошо и при следующих визитах; его поведение было усилено позитивом. Второй тип выработки оперантного условного рефлекса, называемый негативным усилением, подразумевает удаление неприятного раздражителя после реакции. Как и позитивное усиление, негативное усиление повышает вероятность реакции в будущем. В данном контексте слово «негативный» не совсем верно. Oно относится лишь к тому факту, что усиленная реакция является реакцией ведущей к удалению неприятного раздражителя. Обратите внимание на то, что негативное усиление не является синонимом термина «наказание», описанного ниже. Например, ребенок, рассматривающий визит в поликлинику как неприятное событие, может отреагировать с paздpaжeниeм на необходимость этого визита. Если в результате данного поведения (реакции) ребенку будет позволено избежать визита в поликлинику, происходит негативное усиление поведения, которое, вероятнее всего, повторится при необходимости визита в поликлинику в следующий раз. То же самое может случиться и в кабинете стоматолога. Если поведение ребенка стоматолог считает недопустимым а его ассистенты все же позволяют продолжать ребенку избегать стоматологического лечения, такое поведение будет негативно усилено и, вероятнее всего, повторится при следующем визите ребенка к врачу. В стоматологической практике важно усиливать лишь желательное поведение и не менее важно предотвращать усиление поведения, которое нежелательно30. Два других типа выработки оперантного условного рефлекса снижают вероятность реакции. Третий тип — отчуждение (также называемый временным отчуждением) — подразумевает удаление приятного раздражителя после определенной реакции. Например, если у капризничающего ребенка на короткое время была отобрана любимая игрушка вследствие такого поведения, вероятность повторения такого непослушания снижается. Поскольку дети обычно расценивают внимание других как очень приятный раздражитель, сохранение внимания посредством отчуждения после нежелательного поведения, вероятнее всего, снизит возможность появления нежелательного поведения.
Четвертый тип выработки оперантного условного рефлекса, наказание, присутствует в том случае, если после реакции появляется неприятный раздражитель. Это также снижает вероятность повторения в будущем поведения, ставшего причиной наказания. Наказание, как и другие формы выработки оперантных рефлексов, эффективно во всех возрастах, и не только у детей. Например, если человек получает штраф за превышение скорости до 50 миль в час, проехав на своей новой спортивной машине по улице с ограничением скорости 35 миль в час, то вероятнее всего, в будущем он снизит скорость, проезжая по этой улице, полагая, что тот же самый скоростной радар все еще функционирует. Наказание, безусловно, обычно используется как метод изменения поведения детей в различных обществах в большей или меньшей степени. В основном позитивное и негативное усиление являются наиболее походящими типами выработки оперантных рефлексов для использования в стоматологическом кабинете, в особенности для стимуляции ортодонтических пациентов, которым приходится иметь дело с ортодонтической аппаратурой не только в кабинете врача, но и дома. Оба типа усиления увеличивают вероятность повторения определенного поведения более эффективно, чем попытки подавить определенное поведение посредством наказания или отчуждения. Простая похвала ребенку за хорошее поведение представляет собой позитивное усиление. Дополнительно позитивное усиление может быть достигнуто с помощью небольшого подарка.
Рис. 2-46. Этот 8-летний ребенок получает позитивное усиление в виде значка «Ужасный пациент» после визита к стоматологу. Этот же метод хорошо работает и с более старшими ортодонтическими пациентами, которым доставляет удовольствие получать значки или футболки с символикой типа «Брекеты — это красиво».
Дети старшего возраста не менее подвержены позитивному усилению, чем малыши. Подростки в возрасте, когда может потребоваться ортодонтическое лечение, например, получают позитивное усиление в виде простого значка со словами: «Лучший в мире ортодонтический пациент» или что-то в этом роде. Система поощрений, быть может, в виде футболок с каким-либо девизом, получаемая за хорошие гигиенические показатели, является другим примером позитивного усиления (рис. 2-46). Негативное усиление сложнее использовать в качестве инструмента управления поведением пациента в стоматологическом кабинете, но оно может эффективно использоваться, если позволяют обстоятельства. Если ребенок обеспокоен процедурой лечения, но ведет себя хорошо и понимает, что процедура может быть сокращена из-за его хорошего поведения, желательное поведение получает негативное усиление. В ортодонтическом лечении длительные визиты, необходимые для фиксации брекетов и назубных колец, могут проходить более эффективно и безболезненно, если ребенок сознает, что его поведение способствует ускорению процесса и снижению вероятности его повторного проведения. Два других типа выработки оперантного условного рефлекса, отчуждение и наказание, в кабинете стоматолога должны использоваться редко и аккуратно. Поскольку при отчуждении отбирается позитивный стимул, ребенок может отреагировать озлобленностью и расстроиться. При использовании наказания результатом может быть страх и озлобленность. В действительности наказание может привести к классической реакции страха. Очевидно, стоматологу и его ассистентам следует избегать возникновения страха и озлобленности у ребенка или взрослого пациента, и поэтому эти два типа выработки оперантного условного рефлекса должны использоваться с большой осторожностью. Одна из легких форм наказания, которая может быть использована при работе с детьми, называется «голосовой контроль». Голосовой контроль предполагает разговор с ребенком строгим голосом для привлечения его внимания и указания ему на то, что его поведение неприемлемо и он должен вести себя по-другому. Эта техника должна использоваться с осторожностью, а за улучшение поведения ребенок должен немедленно получить вознаграждение. Это является наиболее эффективным при установлении теплых, заботливых отношений между стоматологом и пациентом31. Нет сомнения в том, что выработка оперантного условного рефлекса может применяться для модификации поведения людей в любом возрасте и что она формирует основу большинства поведенческих моделей. Поведенческие теоретики считают, что выработка оперантных рефлексов формирует модели абсолютно любого поведения, а не только относительно поверхностные модели. Так это или нет, но выработка оперантного условного рефлекса является важным инструментом обучения поведению и имеет важное влияние в течение всей жизни. Концепции усиления в противовес угасанию и обобщения в противовес дискриминации применимы как для выработки оперантных рефлексов, так и для выработки рефлексов по методу Павлова. При выработке оперантных рефлексов концепции, конечно же, применяются к ситуациям, в которых реакция влечет за собой определенные последствия, а не обусловленные стимулы, непосредственно контролирующие обусловленные реакции. Позитивное или негативное усиление становится даже более эффективным при повторении, хотя совсем не обязательно давать поощрения при каждом визите в зубоврачебный кабинет для получения позитивного усиления. Точно так же условные рефлексы, выработанные посредством позитивного усиления, могут угаснуть, если желательное поведение сопровождается удалением, наказанием или просто недостатком дальнейшего позитивного усиления. Выработка оперантного условного рефлекса, происходящая в одной ситуации, может также распространяться и на похожие ситуации. Например, ребенок, получивший позитивное усиление за хорошее поведение в кабинете педиатра, вероятнее всего будет хорошо себя вести во время первого визита в похожий кабинет зубного врача, поскольку он будет ожидать от зубного врача вознаграждения, основываясь на оценке схожести ситуации. Ребенок, продолжающий получать вознаграждение за хорошее поведение в кабинете педиатра, но не получающий подобного вознаграждения в кабинете зубного врача, научится различать обе ситуации и, возможно, будет вести себя лучше у педиатра, чем у стоматолога. Наблюдательное обучение (моделирование). Другим действенным способом обучения поведению является имитация поведения, наблюдаемого в социальном контексте. Данный тип обучения отличен от обучения при выработке рефлексов по методу Павлова или оперантных рефлексов. Приобретение поведения посредством имитации поведения других, безусловно, сравнимо как с методом Павлова, так и с оперантными рефлексами. Некоторые теоретики32 особо отмечают важность обучения посредством имитации в социальном контексте, в то время как другие, особенно Skinner и его последователи30, не согласны с тем, что эти рефлексы наиболее важны, хотя признают возможность обучения посредством имитации. Безусловно, многие дети могут сформировать свое поведение в зубоврачебном кабинете, наблюдая за поведением своих братьев или сестер, других детей или даже родителей.
Рис. 2-47. Наблюдательное обучение: ребенок приобретает поведение сначала при наблюдении, а затем повторяя его. Для этого, например, позволив маленькому пациенту наблюдать за тем, как спокойно ведет себя на приеме более старший ребенок, вы значительно увеличиваете вероятность того, что он будет вести себя так же спокойно, когда придет его очередь.
Существует две отдельных стадии наблюдательного обучения: приобретение поведения при помощи наблюдения, а также осуществление этого поведения (рис. 2-47). Ребенок может наблюдать за разным поведением и при этом приобретать потенциал его осуществления без немедленной демонстрации этого поведения. Дети в состоянии приобрести почти любое поведение при внимательном наблюдении, если оно не слишком сложное для них в зависимости от уровня физического развития. Ребенок подвержен влиянию огромного количества вариантов поведения, многие из которых он приобретает несмотря на то, что они могут не быть выражены немедленно или в дальнейшем. Может ли ребенок осуществить приобретенное поведение, зависит от множества факторов. Важным среди них является характеристика ролевой модели. Если модель нравится или уважаема, больше вероятность того, что ребенок сымитирует ее поведение. По этой причине кто-либо из родителей или старших братьев и сестер часто является объектом имитации для ребенка. Для детей в начальной и средней школе их сверстники или более старшие ученики являются особенно важными ролевыми моделями, в то время как родители и старшие братья и сестры теряют свое влияние. Для подростков основным источником ролевых моделей служит группа ровесников. Другим важным влиянием на то, будет ли осуществлено то или иное поведение, являются ожидаемые последствия этого поведения. Если ребенок видит, как его старший брат отказывается подчиняться распоряжениям отца и видит следующее за этим неподчинением наказание, он вряд ли будет оказывать неповиновение отцу в будущем, но, вероятно, он все же приобрел данное поведение и если все же не будет подчиняться, то, вероятно, это будет выглядеть точно так же. Наблюдательное обучение может быть важным инструментов способствующим стоматологическому лечению. Если маленький ребенок наблюдает за тем, как его старший брат или сестра подвергаются стоматологическому лечению без жалоб и непослушания он, вероятно, сымитирует это поведение. Если он видит, как старшие получают вознаграждения, то будет также ожидать вознаграждение за хорошее поведение. Поскольку родители являются важными объектами подражания маленьких детей, отношение матери к стоматологическому лечению будет влиять на отношение к нему и ребенка. Исследования показали, что лучшим способом определить, каким будет поведение ребенка в ходе стоматологического лечения будет посмотреть на поведение матери. Мать, которая спокойно воспринимает перспективу стоматологического лечения, обучает ребенка тому, что лечение зубов необходимо, а боязнь и обеспокоенность матери может передаться ее ребенку (рис. 2-47, А)33·34. Наблюдательное обучение может также проводиться с использованием преимуществ лечебных помещений. Одно время для дантистов было в порядке вещей организовывать небольшие отдельные палаты, в которых проводилось лечение всех пациентов, будь то дети или взрослые. Современная тенденция, особенно в лечении детей и подростков, а в некоторой степени и взрослых, направлена на осуществление процесса лечения в открытых помещениях с несколькими лечебными стационарами. Сидя в одном стоматологическом кресле и наблюдая за работой стоматолога за соседним креслом, пациент получает определенный сеанс наблюдательного обучения. Непосредственная коммуникация между пациентами, ответы на взаимные вопросы об ощущениях только усиливают эффект обучения. Как дети, так и подростки чувствуют себя лучше при лечении в открытых клиниках, чем в отдельных кабинетах, и наблюдательное обучение играет при этом важную роль. Безусловно, стоматолог надеется, что пациент, ожидая лечения, наблюдает за нормальным поведением пациента в кресле, что является нормальным явлением в хорошо организованной стоматологической клинике. Многие исследования подтверждают, что эти принципы управления поведением действительно функционируют в условиях стоматологического лечения, и зубные врачи могут получить возможность более эффективно влиять на поведение детей35"39.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|