Этапы эмоционального и познавательного развития
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Эмоциональное развитие. В отличие от непрерывного обучения посредством выработки условных рефлексов и наблюдения эмоциональное, или личностное, развитие, а также познавательное, или интеллектуальное, развитие проходят относительно абстрактные этапы. Современное описание эмоционального развития основано на «Теории психоанализа развития личности» Зигмунда Фрейда, которая была значительно расширена Erik Erikson40. Работа Erikson, несмотря на свою связь с работами Фрейда, представляет собой отход от психосексуальных этапов, заложенных Фрейдом. Его «восемь возрастов человека» иллюстрируют продвижение по целому ряду этапов развития личности. С точки зрения Erikson «психосоциальное развитие происходит в виде последовательности решающих стадий, где «решающий» означает точку перелома, момент принятия решения в сторону прогресса или регресса, интеграции или отставания». В этом смысле каждая стадия развития представляет собой «психологический кризис», в котором индивидуумы под давлением их социального окружения вынуждены развиваться более или менее в направлении экстремалий противоположных личностных качеств, преобладающих на данном этапе. Хотя хронологические возрастные этапы и ассоциируются со стадиями развития по Erikson, как и в физическом развитии, хронологические возрастные этапы варьируют у разных людей, но последовательность этапов развития остается неизменной. В отличие от физического развития действительно возможно то, что качества, ассоциируемые с ранними стадиями, могут встречаться на более поздних этапах из-за неполной реализации на ранних стадиях. Рис. 2-48. Стадии эмоционального развития по Erikson: последовательность более фиксирована, чем время наступления каждой стадии. Некоторые взрослые никогда не достигают последних ступеней лестницы развития.
Erikson выделил следующие стадии эмоционального развития (рис. 2-48): I. Развитие основного доверия (с рождения до 18 мес). На этой начальной стадии эмоционального развития вырабатывается основное доверие — или недостаток доверия — в окружающей среде. Успешное развитие доверия зависит от заботливости и разумности матери или воспитателя, кто удовлетворяет физиологические и эмоциональные потребности младенца. Существует много строго соблюдаемых теорий, однако нет точных ответов на вопрос, что же в действительности означает правильное материнство, но важным является то, что между родителем и ребенком устанавливаются прочные узы. Для воспитания в ребенке основного доверия к окружающему миру необходимо сохранять эти узы. В действительности физическое развитие может быть серьезно замедлено, если эмоциональные потребности ребенка не будут удовлетворяться правильным поведением матери.
Рис. 2-49. Обеим девочкам на снимке по 7 лет. Слева изображена нормальная девочка, а справа девочка, пережившая экстремальное эмоциональное безразличие со стороны бросившей ее матери. Влияние «синдрома потери материнства» на физическое развитие очевидно; к счастью, подобные случаи происходят редко. Эмоциональная реакция, вероятно, влияет на физический рост посредством изменения в производстве гормонов, однако этот механизм до конца не изучен. (Снимок предоставлен Dr. F.Debusk.)
Синдром «лишения материнства», когда ребенок получает недостаточную материнскую поддержку, широко известен, хотя, к счастью, встречается редко. Такие дети плохо набирают массу тела и отстают в физическом и эмоциональном развитии (рис. 2-49). Потеря материнства приводит к раннему дефициту физического роста. Heстабильная материнская забота, не имеющая явных физических эффектов, отражается на недостатке чувства основного доверия. Это может происходить с детьми из распавшихся семей, живущих в приютах.
Тесные узы между родителями и ребенком на этой ранней стадии эмоционального развития выражаются в обостренном чувстве «страха разделения» у ребенка при его отделении от родителей. При необходимости проводить стоматологическое лечение в таком раннем возрасте рекомендуется делать это в присутствии родителя и, если возможно, когда ребенок сидит у него на руках. В более старшем возрасте у ребенка с неразвитым чувством основного доверия могут возникнуть проблемы в ситуациях, требующих доверия и уверенности по отношению к другому человеку. Такой ребенок будет крайне запуганным и сложным пациентом, требующим специальных усилий от зубного врача и персонала для восстановления доверия. 2. Развитие автономии (от 18 мес. до 3 лет). Из-за их непростого и часто несносного поведения детей в возрасте 2 лет часто называют «ужасными двухлетками». На данном этапе эмоционального развития ребенок отдаляется от матери и вырабатывает чувство индивидуальности, или автономии. В это время для ребенка типичны попытки добиться свободного выбора в жизни. Он или она выбирают между обликом маленького дьяволенка, говорящего «нет» на все желания родителей и настаивающего на собственном пути, или маленького ангелочка, отступающего под давлением родителей. Родители и другие взрослые, с которыми сталкивается ребенок на данном этапе развития, должны защищать его от пагубных последствий неприемлемого поведения, давая возможность развиваться независимому поведению. Установленные рамки поведения на данном этапе позволяют ребенку продолжить развитие доверия к предопределенному окружению (рис. 2-50).
Рис. 2-50. В течение периода развития у ребенка автономии конфликты с братьями или сестрами, сверстниками и родителями кажутся нескончаемыми. Установленные ограничения поведения на данном этапе, часто называемом «ужасные двухлетки», необходимы для развития у ребенка доверия к предопределенному окружению.
Невозможность развития надлежащего чувства автономии приводит к появлению у ребенка сомнения относительно его самостоятельности, а это, в свою очередь, влечет за собой и другие сомнения. Erikson определяет результирующее состояние как стыд, чувство выставления напоказ всех недостатков. Автономия в контроле всех функций организма является важной частью данного этапа, когда маленький ребенок учится сам ходить в туалет и отказывается от подгузников. На данной стадии (и позднее!) мокрые штанишки вызывают чувство стыда. Данная стадия рассматривается как определяющая в формировании таких противоположных черт личности, как любовь и ненависть, сотрудничество и эгоизм, свобода выражения и застенчивость. Цитируя Erikson, «из чувства самоконтроля без потери самооценки вырастает постоянное чувство доброй воли и гордости; из чувства потери самоконтроля и чужого надзора вырастает постоянная склонность к сомнениям и стыду»40.
Ключом к содействию лечению со стороны ребенка на данном этапе является убеждение его в том, что любое желание стоматолога - это собственный выбор ребенка, а не что-то, навязанное другими. Для 2-летнего ребенка, ищущего автономии, нормальным является открывать рот только в том случае, если ему этого хочется, и практически неприемлемым это звучит для него, если об этом просит кто-то другой. Выходом из данной ситуации является предложение ребенку всех возможных разумных вариантов, например, зеленой или желтой салфетки под голову. Если ребенок на данном этапе считает ситуацию угрожающей, то он прячется на руках у матери, не желая расставаться с ней. Присутствие родителей при лечении может быть необходимо даже для самых простых процедур. Сложное стоматологическое лечение детей в этом возрасте требует больших затрат, где могут понадобиться экстраординарные меры управления поведением, такие как воздействие седативным средством или общий наркоз. 3. Развитие инициативы (от 3 до 6 лет). На данном этапе ребенок продолжает развивать дальнейшую автономию, но добавляет к этому сильное стремление к различным действиям. Инициатива выражается в физической активности и подвижности, в обостренном любопытстве и любознательности, а также в активном говорении. Главной задачей родителей и педагогов на данном этапе является направление этой активности в управляемое русло, организуя поставленные ребенку задачи так, чтобы он смог их выполнить, и ограждая его от непосильных задач. На данном этапе ребенок обладает врожденной обучаемостью. Одной из частей инициативы является стремление подражать поведению тех, кого он уважает.
Обратной стороной инициативы является вина в результате невозможности достижения поставленных целей, невыполнения задуманных действий или упреков со стороны уважаемых peбeнком людей в ответ на его действия. С точки зрения Erikson креативности ребенка в генерации новых идей или действий зависит от того, какие возможности были у ребенка на данной стадии для выражения новых мыслей и осуществления новых действий без возникновения чувства вины за выражение плохих идей или невозможность достижения ожидаемого. Для большинства детей первый визит к стоматологу приходится на данную стадию инициативности. Поход к стоматологу может быть преподнесен как новое и занимательное событие, где ребенок может иметь успех. Успех в совокупности с желанием посетить кабинет зубного врача может содействовать в развитии большей независимости и чувства выполненного задания. Плохо прошедших визит к стоматологу, безусловно, может повлиять на появление вины в результате неудачи. На данном этапе ребенок будет с любопытством знакомиться с кабинетом врача и его обстановкой. Ознакомительный визит в присутствии матери и с несложным лечением играет важную роль в создании благоприятного впечатления о стоматологическом лечении с самого начала. После первого опыта ребенок на данном этапе обычно переносит расставание с матерью на время лечения и в этом случае ведет себя лучше, поскольку таким образом поощряется его независимость. 4. Овладение навыками (от 7до 11 лет). На данном этапе ребенок работает над получением академических и социальных навыков, которые позволят ему вписаться в окружающую среду, где большее признание имеют те, кто работает. В это же время ребенок познает правило организации этого мира. Согласно терминам Erikson ребенок познает индустриальность и начинает подготовку к вступлению в мир работы и конкуренции. Соревнование с другими в рамках системы поощрений становится реальностью, но в то же время приходит понимание того, что некоторые задачи могут быть выполнены лишь во взаимодействии с другими. Влияние родителей как образцов для подражания снижется, и возрастает влияние ровесников.
Отрицательной стороной эмоционального и личностного развития на данном этапе может стать чувство неполноценности. Ребенок, который принимает участие в академическом, социальном и физическом соревновании, обнаруживает, что другие делают некоторые вещи лучше, а у некоторых получается лучше почти все. Кто-то другой вырывается вперед, становится лидером группы или первым в команде. Не подходя к стандарту группы по шкале ее оценок, ребенок может почувствовать себя неполноценным и бесполезным; опять же, для ответственных взрослых очень важно пытаться создать окружающие условия с задачами, у которых есть шанс быть выполненными, а не которые гарантированно невыполнимы. На данной стадии развития ребенок уже имеет первый опыт посещения стоматолога, хотя у большого числа детей этого опыта может не быть. На этом этапе часто начинается ортодонтическое лечение. Дети в этом возрасте пытаются получить навыки и узнать правила, определяющие успех в любой ситуации, включая стоматологический кабинет. Ключом к контролю за поведением является постановка достижимых промежуточных целей, с четким объяснением ребенку, как достичь этих целей, и позитивным поощрением успеха при достижении этих целей. Благодаря влечению ребенка к старанию и выполнению может быть обеспечено сотрудничество входе лечения.
Рис. 2-51. Инструкции ребенку, собирающемуся носить съемный ортодонтический аппарат, должны быть четкими и ясными. Дети в этом возрасте не воспринимают мотивации абстрактными понятиями, но на них может подействовать улучшенное отношение или положение в группе сверстников.
Ортодонтическое лечение в этом возрасте, вероятнее всего, подразумевает аккуратное ношение съемных приспособлений (рис. 2-51). Будет ли ребенок следовать этому, определяется главным образом тем, понимает ли он, что необходимо для удовлетворения зубного врача и родителей, поддержит ли его группа сверстников и будет ли желаемое поведение поощрено стоматологом. Дети в этом возрасте все еще не поддаются мотивации с помощью абстрактных понятий, таких как «если ты будешь носить это приспособление, то твой прикус будет лучше». Однако роль убеждения может сыграть улучшение восприятия его группой сверстников. Это означает, что подчеркивание того, что зубы будут выглядеть лучше, если ребенок будет выполнять просьбы врача, будет более действенным фактором мотивации, чем подчеркивание лучшего зубного прикуса, который не будет заметен для сверстников. 5. Развитие личной индивидуальности (от 12 до 17 лет). Подростковый возраст — период интенсивного физического развития, а также этап психологического развития, в котором происходит приобретение уникальной индивидуальности. Это чувство индивидуальности подразумевает как чувство принадлежности к большому обществу, так и осознание возможности существования отдельно от семьи. Это крайне сложный этап, поскольку появляется множество новых возможностей. Появление полового влечения осложняет отношения с другими. В это же время происходит изменение физических возможностей, увеличивается академическая нагрузка, начинают определяться возможности карьеры41. Становление индивидуальности требует частичного отдаления от семьи, а группа сверстников приобретает все большую важность благодаря чувству непрерывности существования несмотря на значительные изменения внутри индивидуума (рис. 2-52). Ровесники становятся важными моделями для подражания, а ценности и вкусы родителей и других уважаемых людей отвергаются. В то же время, требуется некоторая дистанцированность от группы сверстников для создания собственной уникальности и ценности. В подростковом возрасте невозможность выделиться из группы может означать неудачу в развитии индивидуальности, что, в свою очередь, может привести к неуверенности в будущем, разочарованию отведенным местом в обществе и низкой самооценке.
Рис. 2-52. Подростковый возраст — крайне сложный этап, поскольку перед тинэйджером открывается множество новых возможностей. Появление сексуального влечения, академические нагрузки, зарабатывание денег, увеличение подвижности, надежды на карьеру и интересы в проведении досуга приводят к стрессам и вознаграждениям.
Большая часть ортодонтического лечения проводится в подростковые годы, и регулировка поведения подростков может потребовать больших усилий. Поскольку авторитет родителей отвергается, создается неблагоприятная психологическая ситуация из-за того, что ортодонтическое лечение производится в первую очередь по желанию родителей, а не подростка. На данном этапе решение о проведении ортодонтического лечения должно приниматься только в том случае, если этого хочет пациент, а не только по желанию родителей. Мотивация желания лечения может быть внутренней или внешней. Внешняя мотивация возникает из-за давления со стороны других, например пойти на лечение, чтобы «только мать отстала». Внутренняя мотивация подразумевает желание самого пациента исправить дефекты, которые он ощущает в себе, а не дефекты, на которые указывают старшие, авторитет которых все равно отвергается. Крайне важную роль играет признание группы сверстников. Одно время ношение брекетов в среде подростков считалось позором. Сейчас во многих штатах ортодонтическое лечение получило такое широкое распространение, что недостаточно уважения имеют те подростки, кто не получает ортодонтического лечения, и ношение брекетов стало «атрибутом принадлежности к толпе». Для подростка крайне важно, чтобы лечение делало что-то для него, а не с ним. На данном этапе абстрактные стимулы могут быть охотно восприняты, но призывы к деятельности, способной повлиять на здоровье, не будут иметь эффекта. Типичным для подростка является чувство того, что проблемы здоровья должны волновать других. Такое отношение объясняет все, начиная от смерти в автомобильной катастрофе из-за небрежного вождения и заканчивая разрушением эмали в результате неправильной чистки зубов. 6. Развитие интимности (молодежь). Взрослая стадия развития начинается с интимных отношений с другими. Успешное развитие интимности зависит от готовности к компромиссам и даже жертвам для поддержания отношений. Успех ведет к созданию объединений и партнерских соглашений, как с супругом(й), так и с людьми того же пола в стремлении к достижению поставленных целей карьеры. Неудачи приводят к изоляции от остальных и могут сопровождаться серьезными предрассудками и отношением, отпугивающим других от вступления в контакт. Все большее число молодых людей стремятся получить ортодонтическое лечение. Эти люди часто стремятся исправить проблемы с зубами, которые сами считают помехой. Они могут считать, что изменение внешнего вида поможет им установить интимные отношения. С другой стороны, «новый облик», приобретенный в результате ортодонтического лечения, может помешать уже установленным отношениям. Факторы, влияющие на развитие интимных отношений, включают все аспекты каждой личности — внешний вид, личностные и эмоциональные качества, интеллект и другие. Значительное изменение одного из них может быть расценено партнером как изменение отношений. Из-за таких потенциальных проблем потенциальное психологическое воздействие ортодонтического лечения должно быть подробно разъяснено молодому человеку до начала лечения. 7. Обучение следующего поколения (зрелость). Основной обязанностью людей зрелого возраста является воспитание подрастающего поколения. Стать хорошими и понимающими родителями — это главное, но другим аспектом той же самой обязанности является служение обществу и нации. Воспитание поколения заключается, вкратце, не только во вскармливании и воспитании собственных детей, но и в поддержании системы социальной жизни, необходимой для успешного развития следующих поколений. Противоположной личностной характеристикой людей зрелого возраста является стагнация, выраженная в потворстве своим желаниям и эгоистичном поведении. 8. Обретение целостности (старший возраст). Заключительным этапом психосоциального развития является обретение целостности. На данном этапе индивидуум адаптируется к приобретениям и разочарованиям, через которые проходит каждый взрослый. Ощущение целостности наилучшим образом объясняется чувством правильно прожитой жизни и удовлетворенности. Противоположной чертой может быть безысходность. Это чувство часто выражается в отчаянии и недовольстве, часто в совокупности со страхом перед смертью до того, как будет достигнута желаемая целостность. Познавательное развитие. Познавательное развитие, развитие интеллектуальных способностей также происходит в виде относительно разных стадий. Как и другие психологические теории, теория познавательного развития в большой степени ассоциируется с ведущей фигурой швейцарского психолога Jean Piaget. C точки зрения Piaget и его последователей развитие интеллекта является очередным примером широко распространенного феномена биологической адаптации. Каждый индивидуум рождается с возможностью адаптации как к физическому, так и к социально-культурному окружению, в котором ему предстоит жить. По теории Piaget, адаптация происходит в виде двух дополняющих друг друга процессов, ассимиляции и аккомодации42. С самого начала ребенок принимает, или ассимилирует, события окружающей среды в ментальные категории, называемые познавательным структурами. Познавательная структура в этом смысле означает классификацию чувств и восприятий. Например, ребенок, только что узнавший слово «птица», будет ассимилировать все летающие объекты в понятие птицы. При виде пчелы он, вероятно, скажет: «Смотри, птица!» Однако для развития интеллекта у ребенка должен также идти процесс аккомодации. Aккомодация происходит, когда ребенок изменяет свою познавательную структуру или ментальную категорию для лучшего представления окружающего мира. В предыдущем примере ребенок будет поправлен взрослым или старшим ребенком и скоро научится различать птиц и пчел. Иными словами, у ребенка при виде пчелы будет срабатывать процесс аккомодации с созданием отличной категории летающих объектов для пчел.
Рис. 2-53. Познавательное развитие поделено на четыре основных периода согласно приведенной диаграмме.
Интеллект развивается при взаимодействии ассимиляции и аккомодации. Каждый раз, когда ребенок из нашего примера видит летающий объект, он пытается ассимилировать его в существующие познавательные категории. Если эти категории не работают, то он попытается приспособиться, создавая новые. Положение о том, что способность ребенка к адаптации зависит от возраста, является основополагающей концепцией теории развития Piaget. Согласно теории познавательного развития жизнь может быть поделена на четыре основных этапа (рис. 2-53): сенсорно-двигательный период, продолжающийся с момента рождения до 2 лет; предварительный период, от 2 до 7 лет; период конкретных действий, с 7 лет до половой зрелости; а также период формальных действий, начинающийся с подросткового возраста и до старшего возраста. Как и для других этапов развития, здесь следует принимать во внимание вариативность временных рамок, особенно что касается поздних стадий, некоторые взрослые никогда не достигают последней стадии, одна ко последовательность стадий фиксирована. Считается, что образ восприятия окружающего мира ребенком меняется на различных стадиях. Ребенок просто думает не так, как взрослый, пока не достигнет периода формальных действий. Поскольку дети обладают другим процессом мышления, нельзя ожидать от ребенка получения и обработки информации так, как это делает взрослый. Для успешной коммуникации с ребенком необходимо понять его интеллектуальный уровень и процесс мышления на разных этапах. Рассмотрим более подробно этапы познавательного развития. 1. Сенсорно-двигательный период. На протяжении первых двух лет жизни ребенок проходит развитие от новорожденного, который почти полностью зависит от инстинктов, до индивидуума, который в состоянии формировать новое поведение для выхода из сложившихся ситуаций. На данном этапе у ребенка развиваются зачаточные понятия объектов, включая идею о том, что объекты постоянны; они не исчезают, если ребенок на них не смотрит. В это время происходит развитие простых моделей мышления и ocнoв языкового общения, но общение со взрослыми ограничено простыми понятиями ребенка и его недостатком языковых возможностей. На данной стадии у ребенка мало способностей интерпретации чувственной информации и ограничена возможность временного мышления. 2. Предварительный период. Поскольку дети старше 2 лет начинают использовать язык, как и взрослые, их процесс мышления начинает походить на взрослый. На предварительном этапе развивается способность к формированию ментальных символов, представляющих вещи и события, не происходящие в настоящий момент, и дети учатся использовать слова, символизирующие отсутствующие объекты. Поскольку маленькие дети используют слова для обозначения внешнего облика или характеристик объекта, но не часто могут уяснить важные аспекты функционирования, они понимают смысл некоторых слов не так, как взрослые. Для взрослого слово «плащ» означает собирательное понятие верхней одежды, длинной или короткой, теплой или легкой. Для ребенка предварительного периода слово «плащ» изначально ассоциируется с тем, что он носит сам, а одежда, которую носит папа, должна обозначаться другим словом. В частности, достижением мыслительного процесса детей в этом возрасте является конкретная природа процесса и, следовательно, конкретная или буквальная природа их языка. В этом смысле конкретное противопоставляется абстрактному. Дети предварительного периода понимают мир так, как они его ощущают с помощью пяти основных чувств. Те понятия, которые не видны, не пахнут, не имеют вкуса и не могут быть услышаны или потроганы - например время и здоровье, — крайне сложны для детского понимания. В этом возрасте дети используют и понимают язык в буквальном смысле, и поэтому понимают слова только так, как они их выучили. Они не в состоянии осмыслить больше, чем просто буквальное значение идиом, а сарказм и ирония, вероятнее всего, поняты не будут. Общей чертой мыслительного процесса и языкового общения в предварительный период является эгоцентризм, означающий, что ребенок не в состоянии присваивать себе точку зрения другого лица. На данном этапе его собственные перспективы — это все, на что он способен. Присвоение точки зрения других лежит за пределами его мысленных способностей. Другой характерной чертой мыслительного процесса на данном этапе является анимизм, или оживление неживых объектов. Почти все маленькому ребенку кажется живым, и поэтому рассказы, где самые невероятные объекты наделяются жизнью, нормальны для детей в этом возрасте. Анимизм может принести пользу стоматологам, которые могут присваивать инструментам и оборудованию имена и качества живых. Например, ручная насадка может быть названа «Жужжащий Вилли», которому нравится полировать детские зубы. На данном этапе способность логического мышления ограничена, и в процессе мышления ребенка доминируют непосредственные чувственные реакции. Эта черта может быть проиллюстрирована поставленной перед ребенком задачей по определению количества воды в данном объеме. Сначала ребенку показывают два одинаковых стакана с водой. Ребенок соглашается, что оба стакана содержат одинаковое количество воды. Затем на глазах у ребенка содержимое одного из стаканов выливают в более узкий и высокий стакан. Теперь у ребенка спрашивают, в каком стакане больше воды, и он обычно отвечает, что в высоком. Его ощущения определяются большей высотой воды в высоком стакане. По этой причине стоматологам лучше использовать непосредственные ощущения, а не абстрактное мышление при объяснении ребенку таких понятий, как предотвращение стоматологических заболеваний. Отличная гигиена ротовой полости очень важна при наличии ортодонтического приспособления (например лингвальной дуги против смещения зубов). Ребенок предварительного периода не поймет подобное логическое высказывание: «Чистка и полоскание зубов удаляют частицы пищи, что в свою очередь предотвращает формирование бактериями кипазы, вызывающей кариес». Для него скорее будет понятно следующее: «Чистка зубов помогает твоим зубами чувствовать себя чистыми и гладкими», а также «От зубной пасты у тебя будет вкусно во рту», поскольку эти утверждения основаны на вещах, которые ребенок может почувствовать сразу же. Понимание этого процесса мышления может способствовать налаживанию коммуникации с детьми в этом возрасте. В следующем примере показана ситуация отучения 4-летнего ребенка от сосания большого пальца. Стоматологу не составит большого труда убедить ребенка в том, что «Мистер Большой Палец» мешает врачу и что врач вместе с ребенком должны совместно контролировать Мистера Большой Палец, который хочет попасть в рот к ребенку. Иными словами, анимизм может применяться даже к частям тела ребенка, которые в его глазах начинают жить своей отдельной жизнью. С другой стороны, бесполезно говорить ребенку, как будет гордиться его отец, если он перестанет сосать палец, поскольку ребенок будет думать, что отношение к этому его отца то же, что у ребенка (эгоцентризм). Так как понимание времени ребенком сконцентрировано на настоящем и он воспринимает вещи по цвету, звуку, запаху и осязанию в настоящий момент, то также нет смысла говорить 4-летнему о том, как хорошо будут выглядеть его зубы в будущем, если он перестанет сосать большой палец. Говоря же ему о том, как лучше чувствуют себя зубы теперь или как неприятен на вкус большой палец, можно добиться результата. 3. Период конкретных действий. Поскольку ребенок вступает в данную фазу обычно после года дошкольного обучения, у него появляется улучшенная способность к мышлению. Он может использовать ограниченное количество логических процессов, особенно, в отношении объектов, которыми можно манипулировать (т.е. конкретных объектов). Таким образом, 8-летний ребенок, наблюдая за переливанием воды из одного стакана в другой, представляет себе этот процесс в обратном порядке и может прийти к выводу о том, что количество воды остается неизменным вне зависимости от размеров сосуда. Если же ребенку на данном этапе предложить подобную задачу на словах, не имея конкретных иллюстрирующих объектов, ребенок может не справиться с ее решением. Мышление ребенка все еще сильно привязано к конкретным условиям, и способность мыслить на абстрактном уровне ограничена. На данном этапе развивается способность понимать другую точку зрения, а анимализм сводится на нет. Дети во время этого периода воспринимают мир почти как взрослые, но их познавательное восприятие отлично. Представление понятий в абстрактном виде без иллюстраций с конкретными объектами может служить значительным препятствием для коммуникации. Указания должны иллюстрироваться конкретными объектами. «Теперь ты должен надевать фиксатор каждую ночь и содержать его в чистоте» — слишком абстрактно. Более конкретными указаниями могли бы быть следующие: «Вот твой фиксатор. Надевай его таким образом, а снимай таким. Надевай его каждый вечер после ужина перед тем как лечь спать и снимай его перед завтраком каждое утро. Для содержания его в чистоте чисти его старой зубной щеткой». 4. Период формальных действий. У большинства детей абстрактное мышление и способность осознавать абстрактные понятия развивается к 11 годам. На данном этапе процесс мышления ребенка становится похожим на процесс мышления взрослого и ребенок начинает осознавать такие понятия, как здоровье, болезнь и профилактическое лечение. На данном этапе в интеллектуальном отношении ребенок может и должен получать такое же лечение, как и взрослый. Считается ошибочным говорить с ребенком, у которого развита способность осознавать абстрактные понятия, используя конкретный подход для 8-летних детей, так же как и считать, что для 8-летнего будут понятны абстрактные предметы. Иными словами, успешная коммуникация требует понимания, на какой стадии интеллектуального развития находится ребенок43. В дополнение к способности иметь дело с абстракциями тинэйджеры в своем развитии доходят до того момента, когда им доступно понятие «мышление». Теперь они осознают, что другие тоже думают, однако обычно под влиянием новой волны эгоцентризма они считают, что другие думают о тех же вещах, что и они сами. Поскольку подростки переживают огромные биологические изменения в росте и половом созревании, их мысли заняты этими событиями. Когда подросток задумывается над тем, о чем думают остальные, он считает, что остальные думают о том же, что и он, буквально, о самом себе. Подростки считают, что и другие обеспокоены состоянием своего тела, действиями и чувствами так же, как и они сами. Они чувствуют, что находятся постоянно на «сцене», в центре внимания и критики окружающих. Данный феномен был назван Elkind «воображаемая публика»44. Воображаемая публика оказывает сильное влияние на подростков, делая их застенчивыми и восприимчивыми к влиянию сверстников. Они очень волнуются о том, что подумают об их внешнем виде и действиях ровесники, не осознавая того, что другие слишком заняты собой, чтобы обращать больше внимания на других, чем на себя. Реакция воображаемой публики на брекеты на зубах, безусловно, крайне важна для пациента-подростка. С распространением ортодонтического лечения подростки стали меньше беспокоиться из-за того, что брекеты на зубах будут выделять их из числа остальных, однако они очень восприимчивы к мнению ровесников о том, какими должны быть брекеты. В некоторых случаях это приводило к просьбам установить керамические брекеты или пластиковые брекеты под цвет зубов (чтобы сделать их менее заметными); в другое время были популярны цветные проволоки и эластичные модули (так как все их носили). Убежденность в том, что «другие действительно обращают внимание на мой внешний вид и чувства не меньше меня самого», заставляет подростков думать, что они уникальные и особенные. Если бы это было не так, то почему остальные так интересуются нами? В результате такого мышления возникает второй феномен, названный Elkind «личная выдумка». Это понятие подразумевает, что «поскольку я уникален, я не испытаю тех последствий, которые испытают остальные». Личная выдумка помогает нам выжить в этом опасном мире. Она позволяет нам делать такие вещи, как путешествие на самолете с уверенностью в том, «что в случае аварии одним из выживших буду я». В то время как воображаемая публика и личная выдумка помогают нам развить социальную осведомленность и приспособиться к опасному окружающему миру, они также могут привести к неразумному поведению и даже глупому риску. Подросток может вести автомобиль слишком быстро, думая: «Я уникален. Я умею отлично водить машину. Другие, кто водит машину хуже, могут попасть в аварию, но только не я». Эти феномены могут играть большую роль в ортодонтическом лечении. Воображаемая публика, в зависимости от того, что думает подросток, может повлиять на его решение об ортодонтическом лечении и ношении приспособлений. Личная выдумка может заставить пациента игнорировать предостережения врачей о том, что зубы могут испортиться из-за плохой гигиены рта в течение ортодонтического лечения. Основная мысль, конечно же, звучит так: «Другим, может быть, и стоит волноваться, но не мне». Задачей стоматолога является не попытка изменить воспринимаемую подростком реальность, а скорее помочь ему более четко разобраться в окружающей его действительности. Пациент-подросток может протестовать против предписания ортодонта носить определенное приспособление, потому что другие думают, что это придает ему глупый вид. В данной ситуации убеждения в том, что многие его ровесники тоже носят эти приспособления, вряд ли подействуют на пациента.
Рис. 2-54. Ношение ортодонтического эластичного аппарата на баскетбольных соревнованиях школьных команд, как видно на фотографии этого мальчика, нормально воспринимается сверстниками, однако ортодонт имеет больше шансов убедить в этом тинэйджера, предложив ему попробовать аппарат и посмотреть на реакцию товарищей, чем убеждая его в том, что он должен носить этот аппарат потому, что его носят все остальные (Снимок предоставлен TP Laboratories.)
Более грамотным подходом является согласие с точкой зрения пациента в том, что он прав насчет мнения остальных, однако следует предложить ему сделать попытку ношения приспособления в определенное время. Если сверстники будут реагировать так, как и ожидал тинэйджер, то следует рассмотреть возможность другого, менее желательного лечения. Однако это пробное ношение п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|