Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис.3.1. Структура бизнес - модели




 

В рамках бизнес – модели можно выделить стратегическую и операционную модели в соответствии с рис. 3. 1.

Охарактеризуем кратко каждый из входящих в бизнес – модель блоков.

Ценностное предложение является главным элементом бизнес – модели. Оно разрабатывается на основе сформированной бизнес – идеи после осознания существующей социальной потребности. Другими словами, ценностное предложение представляет собой предлагаемое предпринимателем решение социальной проблемы потребителя. Ценностное предложение должно отражать те преимущества, которые получит потребитель, если воспользуется продуктом или услугой предприятия. Таким образом, ценностное предложение должно фокусироваться на потребителе и отражать конкурентные преимущества данного хозяйствующего субъекта.

Потребительские сегменты – это те группы потребителей, для которых планирует работать социальное предприятие, т. е. создание ценности должно обязательно фокусироваться на конкретных рыночных сегментах. Для выявления потребительских сегментов используется специализированный маркетинговый инструментарий, на основе которого потенциальные потребители разбиваются на группы по различным критериям (специфика потребностей, половозрастные характеристики, особенности поведения и др. ). Правильный выбор потребительских сегментов – залог успешной реализации ценностного предложения.

Каналы сбыта определяют формы и инструменты взаимодействия социального предприятия с потребителями; основная цель этого взаимодействия – довести до потребительских сегментов свое ценностное предложение. В рамках бизнес – модели должны быть установлены наиболее эффективные каналы сбыта и установлены механизмы взаимодействия различных каналов между собой.

Взаимоотношения с клиентами – это блок бизнес – модели, который определяет принципы выхода предприятия на рынок и установления отношений с потенциальными потребителями. В рамках данного блока должно быть определено, в какой информации о потенциальных потребителях нуждается предприятие, чтобы либо приобрести клиентов, либо удержать уже имеющихся клиентов, либо увеличить объемы продаж на определенном сегменте рынка.

Потоки поступления дохода – это величина денежных средств, которые предприятие получает от каждого потребительского сегмента. Хотя социальные предприниматели в первую очередь ориентированы на создание социальной ценности, а не на получение экономического результата, денежные потоки необходимы для обеспечения финансовой устойчивости предприятия, а также для расширения его деятельности. При анализе потоков поступления дохода необходимо учитывать два обстоятельства: во-первых, сами потребители социальных благ зачастую являются неплатежеспособными, поэтому в качестве плательщика в этом случае выступает какая-то заинтересованная третья сторона; во-вторых, потоки дохода социального предприятия могут формироваться за счет источников, которые не являются рыночными (пожертвования, гранты, средства, полученные путем краудфандинга и др. ).

Ключевые ресурсы включают наиболее важные активы (материальные и нематериальные), которыми должно располагать социальное предприятие, чтобы реализовать свою бизнес - модель. В состав ключевых ресурсов включаются и ключевые компетенции предприятия, которые позволяют обеспечить конкурентные преимущества предприятия. Следует, однако, заметить что многие социальные предприниматели не стремятся сохранить свое конкурентное преимущество, а скорее наоборот, способствуют тиражированию компетенций, знаний и опыта с целью решения конкретной социальной проблемы и ликвидации социального дефицита.

Ключевые виды деятельности предприятия – это те основные элементы его деятельности, без которых невозможна реализация бизнес – модели и в принципе невозможна успешная и эффективная работа предприятия. А. Остервальдер и И. Пинье в упоминавшейся выше книге выделяют следующие ключевые виды деятельности:

- производство – деятельность по разработке, созданию и выводу на рынок продукта; этот вид деятельность является основной для производственных компаний;

- разрешение проблем – данный вид деятельности характерен, в первую очередь, для предприятий, оказывающих услуги, и заключается в нахождении наилучшего способа решения проблем конкретных клиентов;

- платформы /сети – доминирующими являются виды деятельности, связанные с платформами либо с сетями; в качестве платформы могут выступать специализированное программное обеспечение, компьютерные сети, коммерческие платформы и др.

Ключевые партнеры – это окружающая предприятие сеть поставщиков и партнеров, которые дополняют, расширяют и усиливают собственные возможности, ресурсы и компетенции предприятия. К ключевым партнерам относят, в частности, организации, которые выполняют виды деятельности, передаваемые анализируемым предприятием на аутсорсинг.

Структура издержек включает все расходы, предусмотренные бизнес моделью предприятия. По структуре издержек выделяют два ведущих типа бизнес – моделей: модели, в которых доминирующее внимание уделяется создаваемой ценности; модели, в которых доминирующей является задача минимизации издержек.

Ю. Н. Арай на основе анализа 77 бизнес-планов организаций /проектов, относящихся к социальному предпринимательству, выделила 5 базовых типов бизнес – моделей, применяемых в социальном предпринимательстве[43].

1. Бизнес-модель «Платформа». Данный тип бизнес – модели предполагает, что социальный предприниматель выполняет функции посредника между благополучателем и потребителем и обеспечивает доступ благополучателя к рынку. Такой тип модели может быть реализован социальными предприятиями, оказывающими информационные или посреднические услуги. Социальный предприниматель в этом случае создает специальную площадку для осуществления торговой деятельности или обмена информацией. Площадка может быть организована в реальном формате (ярмарка, выставка, презентация и др. ) либо как интернет-ресурс. Доход социального предпринимателя формируется за счет оплаты благополучателем оказанных ему услуг.

Примерами реализации этого типа бизнес – модели могут служить онлайн – ресурсы по продаже произведений искусства (живописи, графики скульптуры, ювелирного и декоративного искусства) в частности, интернет – ресурс Арт галерея современного искусства ArtNow. ru (https: //artnow. ru/). Галерея представляет возможность художникам, другим представителям творческих профессий и коллекционерам размещать информацию о реализуемых произведениях искусства; плата за размещение информации и пользование сервисами сайта не взимается. Однако администрация интернет – ресурса взимает плату за сделки по продаже произведений искусства, заключенные при содействии данной интернет – площадки.

2. Бизнес – модель «Доступ к рынку». Этот тип модели имеет общее с предыдущим, так как социальный предприниматель также выступает в роли посредника. Однако бизнес – модель предполагает, что социальный предприниматель не просто оказывает информационные услуги, а приобретает продукцию у благополучателя. В дальнейшем закупленная продукция может использоваться двояко: либо для обычной перепродажи, либо в качестве сырья для дальнейшего производства. Если социальный предприниматель занимается только перепродажей, то фактически в данной бизнес – модели он выступает в роли дистрибъютера.

Примером реализации этого типа модели в Российской Федерации является интернет – магазин стильных и социально ответственных товаров buysocial. me (http: //www. buysocial. me/). В интернет - магазине представлены продукты, произведенные социальными предприятиями –сувениры, аксессуары и украшения ручной работы, товары для детей, продукты из меда. На сайте магазина можно получить информацию о производителе каждого товара, а также об экологических характеристиках продаваемой продукции.

3. Бизнес – модель «Занятость». Этот тип бизнес – модели направлен на реализацию одной из ключевых идей социального предпринимательства – создания условий для трудовой деятельности отдельных групп населения (инвалидов, выпускников детских домов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и др. ). Можно утверждать, что данная модель является одной из наиболее распространенных в сфере социального предпринимательства; её социальная ценность заключается в обеспечении социальной адаптации и создании нормальных экономических условия для жизни определенных вышеназванных групп населения.

В качестве примера реализации данного типа бизнес – модели можно привести уже упоминавшаяся в параграфе 3. 2. мастерская «Веселый войлок» (г. Рыбинск), которое дает возможность для самореализации и позволяет получать доход десяткам многодетных матерей, работающих на дому.

4. Бизнес – модель «Доступ к товару / услуге». Данный тип бизнес – модели решает задачу ликвидации социального дефицита, вызванного либо отсутствием, либо невозможностью получить доступ к какому-то товару / услуге для отдельных групп населения (лиц с ограниченными возможностями, пожилых людей и др. ). Невозможность получения доступа наиболее характерна для лиц, проживающих в сельской местности или на географически отдаленных территориях. Источником дохода социального предприятия в данном случае является благополучатель, который оплачивает данный товар или услугу. В отдельных случаях товар / услуга предоставляются потребителю по цене, ниже рыночной, а компенсация потерь осуществляется либо за счет государственного субсидирования, либо из внебюджетных источников.

Примером социальных предприятий, реализующих данный тип бизнес – модели, не очень много, но они существуют. Так, ООО «Либерти» - отечественная туристическая фирма для людей с ограниченными возможностями, созданная в г. Санкт-Петрбурге в 2004 году, занимается предоставлением туристических услуг исключительно инвалидам – колясочникам[44]. Кроме того, фирма решает сложные задачи адаптации туристических объектов Санкт – Петербурга, обеспечивая возможность их посещения инвалидами – колясочниками. Фирма организует для своих клиентов туры по Золотому кольцу, а также в страны Европы.

5. Бизнес – модель «Благотворительность». Этот тип бизнес – модели предполагает, что благополучатель получает услугу или товар совершенно бесплатно. Если в предыдущем случае говорилось, что возможна ситуация частичной оплаты товара благополучателем, то в этом случае благополучатель как источник дохода не рассматривается совсем, а таковым выступает третья сторона. С этой целью социальное предприятие использует различные финансовые инструменты фандрайзинга.

Следует обязательно отметить, что бизнес – модель «Благотворительность» принципиально отличается от благотворительности в традиционном её понимании. В данном случае цель деятельности социального предприятия заключается в бесплатном обслуживании определенной группы лиц, тогда как у компаний с высоким уровнем социальной ответственности благотворительность является далеко не основным результатом деятельности.

Пример – пункт социального проката благотворительного фонда «София» (https: //sofiafond. ru/campaign/popolnite-punkt-sotsialnogo-prokata-bf-sofiya/) предоставляет возможность пожилым людям – инвалидам бесплатно использовать в период оформления инвалидности различные средства реабилитации – костыли, инвалидные коляски и пр. Если человек впоследствии приобрел эти средства на собственные деньги либо получил их от органов социальной защиты, то он возвращает выданный ранее инвентарь в пункт проката для передачи другому нуждающемуся. Средства реабилитации приобретаются за счет благотворительного фонда «София». Кроме того, постоянно объявляется сбор денежных пожертвований для приобретения техники для инвалидов, а также непосредственно ненужного людям инвентаря.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные источники бизнес – идей.

2. Что означает понятие «бизнес – возможность»?

3. От каких факторов зависит возможность реализации бизнес – идеи?

4. Каким образом можно оценить бизнес – возможность реализации какой – то социальной идеи?

5. Почему для реализации бизнес – идеи важна финансовая устойчивость социального предприятия?

6. Перечислите основные типы социальных инноваций.

7. Каковы, по вашему мнению, основные особенности социальных инноваций?

8. Какие виды классификаций социальных инноваций вы знаете?

9. Охарактеризуйте связь социальных инноваций с бизнес – идеями и возможностями их реализации в социальном предпринимательстве.

10. Какие задачи призвана решать бизнес – модель предприятия?

11. В чем заключаются специфические особенности бизнес – модели социальных предприятий?

12. А. Остервальдер и И. Пинье разработали широко используемый шаблон бизнес – модели. Охарактеризуйте основные элементы этого шаблона.

 

Список литературы:

1. Арай Ю. Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: подход к построению типологии //Российский журнал менеджмента. 2018. Т. 16. № 2. - С. 253- 272.

2. Арай Ю. Н., Бурмистрова Т. А. Специфика бизнес – моделей в социальном предпринимательстве // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12. № 4. - С. 55 – 78.

3. Веселков А. В., Кашник О. И. Социальные инновации: научные идеи и подходы в практике европейского сообщества и современной России // Интерэкспо Гео – Сибирь. - 2013. Т. 6. №1. - С. 251-258.

4. Горшкова Н. В., Иванов В. Ю. Исследование дефиниций «инновация» и «инновационная деятельность»: теоретический подход // Фундаментальные исследования. - 2016. - №10-2. - С. 380-385.

5. Зверева Н. Создание успешного социального предприятия. М.: Альпина Паблишер, 2015. - 155с.

6. Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014. - 304с.

7. Краснопольская И., Мерсиянова И. Гражданское общество как среда производства и распространения социальных инноваций //Форсайт. 2014. Т8. № 4. - С. 40-53.

8. Меркушова Н. И., Павлюк А. К. Использование конструкта «бизнес – модель» в современном предпринимательстве» // Вопросы экономики и управления. 2015. № 2. - С. 100-104.

9. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. М.: Альпина Паблишер, 2016. - 288с.

10. Попов Е. В., Омонов Ж. К. Сущность и типология социальных инноваций // Инновации. 2016. № 1. - С. 53-58.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...