Сервисные инновации. Инновации в сфере социальных технологий. Использование инновационных источников трудовых либо других производственных ресурсов.
Сервисные инновации. Открытый университет в Великобритании [37] – виртуальный университет открытого образования, который предоставляет образовательные услуги лицам, желающим проходить обучение в устраивающем их географически месте и в удобное время. За период существования учебного заведения с 1969 года образование в нем получили более трех миллионов человек. Инновации в сфере социальных технологий. Служба «одного окна» - инновационная технология предоставления услуг для граждан и бизнес-структур. Главной целью внедрения данной социальной технологии является сокращение затрат времени на оформление различных документов. Основная идея «одного окна» заключается в том, что оказание любых государственных услуг концентрируется территориально в одном месте, начиная с подачи заявления с просьбой оказать услугу и заканчивая выдачей официального документа о принятии решения. Использование инновационных источников трудовых либо других производственных ресурсов. Мастерская «Веселый войлок» (г. Рыбинск») предоставляет многодетным матерям надомную интересную и творческую работу по изготовлению сувениров, украшений и игрушек из войлока. Ежегодно десятки матерей получают здесь практические навыки валяния, а также возможность получить доход, работая дома [38] . Инновационные формы управления. Партисипаторное бюджетирование [39] . Представляет собой процесс принятия решений, при котором граждане муниципалитета принимают участие в обсуждении и переговорах с руководством муниципалитета о различных возможных вариантах использования местных бюджетных ресурсов. Другими словами, граждане коллективно решают, в какие проекты совершенствования муниципальной инфраструктуры следует вложить деньги (например, ремонт автодорог, закупка общественного транспорта, ремонт поликлиник, строительство новых учебных заведений и др. ).
Внедрение новых способов вовлечения потребителей социальных услуг Краудфандинг – финансирование проекта за счет перечисления взносов людьми, которых этот проект заинтересовал. Например, в 2012 году при помощи краудфандинга рок-группа «Би-2» собрала средства на запись своего альбома «Spirit». Аналогично были собраны средства в размере 11 миллионов рублей на запись нового альбома группой «Алиса». Таким образом, можно констатировать, что социальные инновации, с одной стороны, формируют новые социальные бизнес-идеи, а с другой стороны, во многих случаях обеспечивают возможности для реализации этих идей. 3. 3. Бизнес – модели в социальном предпринимательстве В современной теории управления широко чрезвычайно популярным является понятие «бизнес – модель». Это понятие, с одной стороны, помогает установить, каким образом, с помощью каких способов организация создает ценность для своих клиентов и других стейкхолдеров, а с другой стороны, объясняет процедуру получения организацией прибыли от своей деятельности. Использование инструментария бизнес – моделей для социального предпринимательства представляется закономерным, так как, во-первых, субъекты социального предпринимательства также создают ценность (социальную и экономическую), а во-вторых, каждое социальное предприятие является элементом системы, включающей широкий спектр хозяйствующих субъектов – организаций, ориентированных на получение прибыли, некоммерческих организаций, органов государственного и муниципального управления, различных фондов. Можно утверждать, что в настоящее время отсутствует общепринятое определение термина «бизнес – модель». Многочисленными исследователями предложено достаточно много определений этого понятия. Здесь мы ограничимся тремя известными определениями[40].
Согласно А. Остервальдеру, бизнес – модель – это «абстрактная концептульная модель, которая иллюстрирует логику создания добавленной стоимости (прибыли). Г. Чесборо определяет бизнес – модель как «способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли». К. Прахалад и В. Рамасвами, придерживающиеся ресурсного подхода в менеджменте, считают, что бизнес – модель – это «логика соединения ресурсов и способностей для того, чтобы последовательно достигать принципиальных целей и осуществлять бизнес-деятельность. Также это такая конфигурация ресурсов и способностей, которая позволит фирме создавать уникальную ценность». Анализ приведенных здесь определений позволяет выделить ряд основных элементов бизнес – модели: · способ создания ценности; · механизм генерации прибыли; · метод ведения бизнеса; · инструмент распределения ресурсов. Другими словами, бизнес – модель должна ответить на основные вопросы: кто является потребителями для данной организации? Какие продукты или услуги предоставляются потребителям? Каким образом организация получает прибыль? Какие компетенции отличают организацию от конкурентов? Какие ключевые ресурсы необходимы для деятельности организации? Использование бизнес- моделей в социальном предпринимательстве получает в последние годы все большее распространение, так как позволяет понять процесс формирования ценности, который в этом секторе экономики является наиболее сложным и противоречивым[41]. Если в коммерческих организациях ценность рассматривается как экономическая категория, обеспечивающая получение прибыли хозяйствующим субъектом, то в социальном предпринимательстве, создаваемая ценность, в первую очередь, ориентирована на удовлетворение какой-то социальной потребности, а финансовая устойчивость социального предприятия выступает как необходимое условия для реализации его социальных целей. Для формализации бизнес – модели А. Остервальдер и И. Пинье[42] предложили специальный шаблон, который включает 9 стандартных блоков: 1. Ценностное предложение. 2. Потребительские сегменты. 3. Каналы сбыта. 4. Взаимоотношения с клиентами. 5. Потоки поступления дохода. 6. Ключевые ресурсы. 7. Ключевые виды деятельности. 8. Ключевые партнеры. 9. Структура издержек
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|