4.2 Типы бизнес-планов и процесс их разработки
4. 2 Типы бизнес-планов и процесс их разработки Каждой идеи нужен свой бизнес-план, раскрывающий ее сущность и демонстрирующий ее эффективность. В учебной литературе можно встретить различные типы бизнес-планов, мы же выделим два основных типа, отражающих направленность их воздействия на пользователя этим документом. Первый тип бизнес-плана, который можно назвать внутренним, пишется предпринимателем для самого себя. Это достаточно простой и неформальный бизнес-план, все содержание которого можно уместить на нескольких страницах. Второй тип бизнес-плана разрабатывается для внешних пользователей – банкиров, бизнес-ангелов и прочих инвесторов. Это уже публичный документ, поэтому он разрабатывается по общепринятым правилам по структуре, содержанию и оформлению. С учетом этого возможны три варианта: 1. разработка бизнес-плана осуществляется самостоятельно; 2. разработка бизнес-плана поручается консалтинговой компании; 3. смешанный вариант. Вместе с этим, роль предпринимателя в разработке бизнес-плана при любом варианте достаточно высока, так как именно он определяет концепцию бизнес-плана. Дополнительная информация В западной практике бизнес-планирования качество бизнес-плана оценивается инвесторами с точки зрения участия в его разработке инициаторов бизнес-идеи. Зачастую бизнес-планы отклоняются ими как формальные, если в их разработке не принимали участие сами предприниматели.
Главное отличие указанных двух типов бизнес-планов заключается в том, что у каждого из них совершенно разные цели. Цель первого - определить для себя все необходимые цифры доходов и расходов, срок выхода бизнеса на прибыль и размер этой прибыли, удовлетворяет ли такой размер доходов предпринимателя для того чтобы заниматься этим бизнесом, готов ли он рисковать и вкладываться в него. Главным показателем этого плана будет чистая прибыль, которую предприниматель будет получать как собственник бизнеса ежемесячно, ежеквартально.
Цель второго типа бизнес-плана – это продать собственную бизнес-идею инвесторам. Для этого идею нужно «красиво презентовать», что создаст заинтересованность у инвесторов в ее реализации. Поэтому бизнес-план, разрабатываемый для получения кредита или каких-либо льгот, может иметь «лакированный» («приукрашенный») характер. Не вся информация, которая может быть у предпринимателя в голове, ляжет на бумагу. Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев — процесс творческий. Однако он опирается на знание основных функциональных сфер управления социальным предприятием: производственной, маркетинговой и финансовой. При этом в процессе разработки любого бизнес-плана можно выделить следующие основные стадии (рис. 4. 1. ):
Рис. 4. 1. Процесс разработки бизнес-плана
Первый этап в работе над бизнес-планом предполагает определение цели его подготовки. Цель определяется той проблемой, решению которой и будет способствовать бизнес-план. Как мы уже выяснили, постановка цели определяет тип бизнес-плана и состав участников бизнес-планирования. Вторым шагом в подготовке бизнес-плана является точное определение своих целевых читателей. Часто предприниматели ошибочно полагают, что разработанный бизнес-план они могут предъявить любому, кто с радостью предложит деньги на его реализацию. В действительности это не так. Необходимо тщательно продумать и составить список заинтересованных читателей. Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон будущей предпринимательской деятельности. У отдельных инвесторов (банков, фондов поддержки малого бизнеса и др. ) имеются свои требования к методике разработки и содержанию этого документа. Поэтому еще перед началом работы над бизнес-планом нужно ознакомиться с этими требованиями, с тем чтобы избежать кардинальной переработки бизнес-плана.
Третьим шагом в подготовке бизнес-плана будет установление общей структуры создаваемого документа. Не существует универсального жесткого стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует. Поэтому структура документа будет зависеть от цели разработки и типа бизнес-плана. Между тем, логика разработки бизнес-плана позволяет выделить основные блоки информации, которые желательно отразить в данном документе: рыночный, производственный, финансовый. Бизнес-план состоит из частей (разделов), количество которых может быть различно. В следующих параграфах мы рассмотрим примерное содержание разделов упрощенной и развернутой версий бизнес-плана. Четвертый шаг заключается в сборе и анализе информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. Это важнейший этап в процессе его разработки. Слабое владение информацией является одной из главных причин несостоятельности многих бизнес-планов. Перед тем как заняться сбором информации, полезно составить вопросник, включающий ключевые вопросы по каждому из разделов бизнес-плана. Источниками информации могут служить деловые, экономические периодические издания, специализированные отраслевые справочники, специализированные журналы, статистические сборники, ресурсы Internet´ а, внутренняя отчетность предприятий, знания высококвалифицированных экономистов, юристов и других консультантов, а также собственные наблюдения предпринимателя. В процессе сбора информации необходимо оценивать её качество, что значительно упростит ее анализ и поможет в обосновании эффективности социального бизнеса. Следующий пятый шаг - непосредственное написание и оформление бизнес-плана. На этом этапе формируется текст, выполняются необходимые расчеты, делаются выводы.
Этот шаг, в общем-то, и завершает разработку бизнес-плана. Однако, если он разрабатывается предпринимателем самостоятельно, без участия консалтинговой компании, то для улучшения плана полезно сделать еще один шестой шаг. Он заключается в том, что готовый бизнес-план предлагается для экспертизы кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить работу предпринимателей на основе конструктивной критики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|