Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Поиск бизнес-идей и бизнес-модели социального предпринимательства




Глава 3. Поиск бизнес-идей и бизнес-модели социального предпринимательства

3. 1. Поиск бизнес-идей и анализ бизнес-возможностей

Первый этап любой предпринимательской деятельности, в том числе и в социальном бизнесе – это формирование идеи будущего бизнеса. В нашем случае эта идея возникает на пересечении личных устремлений предпринимателя, наличии определенной социальной потребности и возможности заинтересованных сторон в обеспечении ресурсами процесса удовлетворения данной потребности.

Согласно словарю В. Даля идею можно трактовать как «намерение, замысел…»[26]. Тогда бизнес-идея – это замысел, который может быть использован как прообраз бизнеса, на основе которого может быть создано новое предприятие либо сформировано новое направление деятельности в рамках действующей компании.

Источниками бизнес-идей для предпринимателя могут являться:

· личный бытовой либо производственный опыт;

· любой вид деятельности, которым человек занимается в свободное время;

· личные контакты предпринимателя с партнерами по бизнесу, потенциальными потребителями, исследователями, экспертами, успешными бизнесменами;

· специальный поиск идей в отраслевых изданиях, научных журналах, материалах симпозиумов, открытых отчетах компаний;

· знания, полученные в результате посещений выставок, конференций, производственных предприятий и учебных заведений;

· интуиция или случайная находка идеи в рамках решения какой-то другой задачи;

· изучение размещенных в интернете специализированных банков и каталогов бизнес-идей социального предпринимательства.

Дополнительная информация

Существует целый ряд интернет-ресурсов, на которых собраны уже реализованные или предлагаемые к реализации бизнес-идеи для социального предпринимательства. Перечислим некоторые из этих ресурсов:

Банк социальных идей (http: //www. social-idea. ru/about) – здесь аккумулируются полезные идеи будущего социального бизнеса, которые могут быть полезны как будущим социальным предпринимателям, так и потенциальным инвесторам.

На портале «Социальное предпринимательство России» представлен каталог социальных предпринимателей России (http: //coindex. ru/page/about). В каталоге собрана информация об уже реально работающих социальных предприятиях в нашей стране, товарах и услугах, которые эти предприятия выпускают и оказывают.

Некоммерческое партнерство «Агентство городского развития», учрежденное в 1999 году в г. Череповце в целях поддержки малого и среднего бизнеса, создало собственный банк социальных бизнес – идей (http: //www. agr-city. ru/ru/social_biz/katalog_socbiz). В банке собрано около 30 идей из различных сфер деятельности, которые могут стать базой для будущего социального предприятия.

На англоязычном ресурсе «Лучшее малое предприятие» (https: //bestsmallventure. com/) опубликовано «15 лучших идей для организации социального бизнеса в 2017 году. Русскоязычная версия этой подборки идей приведена на интернет – ресурсе «Новый бизнес. Социальное предпринимательство» (http: //www. nb-forum. ru/business/advices/15-ydei-sp. html).

Интернет – ресурс «Бизнес-ПРОСТ» также содержит страницу как новых, так уже и апробированных идей социальных проектов (https: //biznes-prost. ru/category/biznes-idei/socialnye-proekty).

Однако необходимо учитывать тот факт, что далеко не каждая бизнес-идея может быть в реальных условиях воплощена в жизнь. Другими словами, бизнес-идея может не иметь возможности для практической реализации. Таким образом, мы подошли к понятию «бизнес – возможность».

Бизнес – возможность – это совокупность благоприятных рыночных условий и обстоятельств, способствующих реализации данной бизнес – идеи.

Можно выделить целый ряд факторов, обеспечивающих возможность реализации бизнес – идеи[27].

1. Предлагаемая бизнес – идея создает социальную ценность и формирует существенный социальный эффект.

2. Реализация данной бизнес – идеи возможна в рамках некоторого временного интервала, в течение которого соответствующая социальная потребность будет актуальна и востребована. Другими словами, «временное окно» для анализируемой социальной идеи должно быть открыто настолько долго, чтобы предприниматель смог им воспользоваться.

3. Бизнес – идея должна обеспечивать создание продукции или услуги, обладающих конкурентными преимуществами; только в этом случае социальное предприятие, реализующее эту идею, сможет обеспечить себе долю соответствующего конкурентного рынка.

4. Реализация бизнес – идеи должна обеспечить прибыль предприятию; безубыточное функционирование является обязательным условием деятельности социального предприятия.

5. Необходимо соответствие между бизнес – возможностью и набором навыков и компетенций, которым обладает социальный предприниматель, её реализующий.

6. Важнейшим фактором, обеспечивающим возможность реализации бизнес – идеи, является наличие доступа к необходимому объему финансовых ресурсов.

Дж. Кикал и Т. Лайонс[28] предложили методику оценки бизнес – возможности социальной идеи. Методика предполагает оценку каждой бизнес – возможности по четырем группам критериев; эти группы критериев авторы назвали потенциалами. Таким образом, оценка проводится по потенциалу социальной ценности, рыночному потенциалу, потенциалу конкурентного преимущества, потенциалу устойчивости. Каждая группа включает 5 критериев, причем оценка по каждому критерию осуществляется в рамках бинарной шкалы «слабая возможность – сильная возможность». Методика позволяет оценить бизнес – возможность в рамках одной группы критериев, а также комплексно с учетом всех четырех потенциалов.

Чтобы бизнес – идея превратилась в социальную возможность, создающую предпосылки для её практической реализации, она должна обладать необходимым потенциалом социальной ценности. Оценку этого потенциала предлагается проводить по следующим критериям:

· наличие социальной потребности;

· соответствие миссии предприятия;

· степень удовлетворения выявленной социальной потребности;

· социальная эффективность инвестиций;

· отношение местного сообщества к данной идее.

Рыночный потенциал призван оценить данную бизнес – идею с рыночных позиций, т. е. будущие рыночные возможности продукта или услуги. Для этого сформирована такая группа критериев:

· наличие неудовлетворенного спроса;

· «окно возможностей», т. е. степень соответствия времени реализации идеи потребностям рынка;

· уровень заинтересованности инвесторов;

· объем потенциального рынка;

· достижимая доля рынка.

Несмотря на то, что проводится оценка рыночного потенциала бизнес – идеи, анализ потенциала конкурентного преимущества представляется необходимым, так как позволяет оценить возможности данного проекта в условиях конкурентного рынка. Здесь авторы методики предлагают оперировать следующими критериями:

· уровень входных рыночных барьеров;

· возможные перспективные партнерства или альянсы;

· степень контроля над расходами социального предприятия;

· привлекательность миссии предприятия;

· качество управленческой команды проекта.

Бизнес – идею нельзя считать перспективной, если она в дальнейшем не обеспечивает финансовую устойчивость социального предприятия, которое реализовала данную идею. Поэтому в методику включена группа критериев, оценивающих потенциал устойчивости. В эту группу входят следующие критерии:

· обеспеченность ресурсами;

· уровень компетенции социального предпринимателя и персонала;

· достаточность инвестиций;

· способность проекта стабильно генерировать прибыль;

· убедительность миссии предприятия.

После оценки каждого критерия внутри группы можно оценить уровень соответствующего потенциала: в зависимости от количества оценок «сильная возможность» уровень потенциала может быть либо сильный, либо средний, либо слабый. После этого может быть получена интегральная оценка анализируемой бизнес – идеи. Если интегральная оценка идеи высока, то с большой вероятностью можно утверждать, что существует реальная возможность реализации этой идеи.

Эта возможность будет реализована социальным предприятием, если оно обладает высоким уровнем инновационности как в области продукта, так и в области технологий и организации бизнеса. Выражаясь образно, можно утверждать, что инновации выступают в роли соединительной ткани между бизнес – идеями и бизнес – возможностями. Поэтому далее мы поговорим о социальных инновациях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...