Уровни задач и конфигурации их свойств
Из данных этой таблицы видно, что наиболее информационно определенным является первый уровень, когда описание искомого технического объекта (например, средства труда в виде манипуляторной машины) приближается к изоморфизму свойств реального объекта. На шестом уровне техническое решение наиболее неопределенное. По существу с пятой ступени дальше происходит замещение искомой машины ее "тенями" на фоне природохозяйственных (5-й уровень) и социальных (6-й уровень) процессов.
На шестом уровне понятие "техническое" понимается как одно целостное деятельное свойство, присущее всему живому, а не только человеку, подвергаемое декомпозиции на иерархические системы критериев и потребительских функций (потбреностей). В дальнейшем проф. А.И. Половинкин ввел седьмой уровень – задачи созерцательного (религиозного) творчества личности для достижения святости. Конфигурация и переходы между уровнями задач. Логика переходов между уровнями такова, что так и хочется сформулировать седьмой уровень, выделяя созерцательное творчество как особый дар свыше, который нами определен так: синтез и выбор системы психофизиологических потребностей человека. Тогда седьмой уровень относится к управлению функциями-потребностями самого человека и всего человечества. Конфигурацией множества свойств (решений о свойствах) здесь на седьмом уровне является духовно-нравственная оболочка, содержащая общечеловеческие (общеисторические) ценности. Так как человек сам является биологическим видом, то на этом седьмом уровне абстрагирования и обобщения речь идет, прежде всего, о психофизиологических потребностях всех видов БИОСа, а не только человека, планеты. Техническое поведение не чуждо и другим живым существам. Таким образом, мы получили семь этажей пространственно-временного рассмотрения объектов проектирования. Причем процесс проектирования (изобретательство обликов будущего изделия относится к высшей абстрагированной форме проектно-конструкторской деятельности) идет от последнего уровня к первому. При этом характерно следующее: а) уровни 7, 6, 5 относятся к концептуальному проектированию; б) уровни 5, 4, 3 характеризуют функциональное проектирование; в) уровни 3, 2, 1 соответствуют конструированию.
От седьмого к третьему уровню завершается процесс достижения процессной определенности, то есть все действия человека и его технических средств получают структурную конкретизацию по стреле хронологического времени. От седьмого к второму уровню достигается определенность расположения в трехмерном пространстве. И, наконец, от седьмого к первому объект проектирования и конструирования получает полную вещественно-энергетическую определенность. Таково наше эвристическое понимание энергоинформационного обмена в техническом творчестве. Очевидно, что интуитивный "прорыв" по указанным ступеням дает неожиданные решения именно потому, что творческий "пробой" происходит подсознательно только в среде определенного количества накопленных изобретателем знаний. Научно-технические знания изобретателя - это есть тот энергетический уровень, с которого может происходить спонтанная организация мыслей в идеи и технические решения, то есть быстрое логическое мышление озарениями при произвольном моделировании [132]. Морфология инновационного процесса. Процесс инновации – это кипение страстей изобретателя в научно-технической культуре человечества, то есть на остывшем и закрепившемся фундаменте в виде исторического прошлого технических решений человечества. Инновационный процесс (табл. 8.2) расчленяется на пять стадий (признаков). Это будет, как и при рассмотрении 11 признаков морфологического ящика Ф. Цвики, результатом морфологического анализа. Но в нашем случае по пяти признакам учитываются 25 подпризнаков.
Таблица 8.2 Морфологическая таблица инновационного процесса мирового уровня
Эти фреймы знаний и творческой научно-технической деятельности не сочетаются, а в реальных ситуациях выполняются частично или полностью, одним человеком или членами творческой группы.
Вторым основанием расчленения являются семь этапов материализации научно-технических идей, которые разделены на три уровня (трье основание расчленения). Именно эти расчленения дают жизненный цикл отдельного изделия в комплекте или даже системе машин и оборудования, поэтому после подпризнака № 25 информационные потоки возвращаются к совокупности действий № 1.
Однако, в реальных производственных и вузовских условиях, информационные циклы могут начаться с любого подпризнака и завершаться также на любом номере множества действий научно-технического творчества. Иначе говоря, как указывалось, процесс творчества в общем случае является полным графом со множеством входов и выходов, а также зацикливаний информации на самих подпризнаках. Так даются вариации информационных технологий науки и техники. Инновационное обучение. Примем последний столбец таблицы 7.3 за организованную совокупность признаков и сформируем морфологический ящик инновационного обучения научно-техническому творчеству в целом и изобретательству – в частности (табл. 8.3, фрагмент). Таблица 8.3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|