Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции студента-изобретателя




Сколько нужно изобретать? Не все студенты в академических группах желают заняться наукой и техническим творчеством. Этому менталитету не научила школа. В вузах, из-за сильной формализации процесса получения плановых знаний студентами, также не создана творческая атмосфера для поиска в нетрадиционных направлениях новых идей (И), физических принципов действия (ФПД) и патентоспособных в стране и за рубежом технических решений (ТР).

Поэтому вначале на кафедре нужно создать условия для поисковых исследований и научно-технического творчества и, что самое главное, преподаватели, как научные руководители НИРС, должны сами активно заниматься не только научной, но и изобретательской деятельностью. Здесь трудоемкость индивидуальной работы с активным студентом возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной ретрансляцией известных всем знаний. О добыче новых знаний на мировом уровне (патенты на изобретения в России выдают за мировую новизну) в системе отношений «преподаватель студент» даже в ведущих вузах страны не говорят как о стиле обучения. Даже в московских вузах за год получают 5-7 патентов на изобретения со студентами. В итоге наблюдается экстенсивное натягивание студентов бригадно-групповым методом обучения на дипломы о высшем образовании.

В школах еще хуже, так как детское творчество здесь не выходит за рамки, в лучшем случае, изготовлении макетов и моделей общеизвестных технических средств. Поэтому со всей страны собирают новшества школьников, о которых можно сказать, что они натянуты взрослыми на детские души. Как правило, самостоятельно созданных ребятами в школах технических решений мирового уровня новизны, то есть с получением патентов на изобретения, в нашей стране единицы.

Активизация вначале возможно на выпускающих кафедрах технических университетов, продвинутых в добыче принципиально новых знаний хотя бы заметной частью профессорско-преподавательского состава. Наши наблюдения показывают, что критическая масса изобретающих преподавателей на кафедре должна быть не менее 40 % от её численности. При этом доля кафедр, занятых инновационным обучением, по-видимому, не может быть меньше трети от количества выпускающих кафедр. Только тогда технический университет, как наш МарГТУ, становится заметным среди других технических вузов страны, получая в год на порядок больше патентов на изобретения (более 50-70 шт./год). Но, к сожалению, только студенческих изобретений ныне нет, а в советские годы были и такие дипломники, которые выходили на защиту с 5-6 авторскими свидетельствами на изобретения.

Самостоятельность студента – динамичный процесс от желания стать изобретателем к действительному состоянию молодого изобретателя. Опыт работы со многими активными студентами показывает, что в среднем происходят следующие переходы к самостоятельности творца новой техники:

1-я заявка на изобретение – 90 % руководитель и 10 % студент;

2-я заявка на изобретение – 60 % руководитель и 40 % студент;

3-я заявка на изобретение – 30 % руководитель и 70 % студент;

4-я заявка на изобретение – 10 % руководитель и 90 % студент.

И только через 4-5 заявок на предполагаемое изобретение за 2-3 года обучения в рамках НИРС активный студент становится уверенным в собственных возможностях и способен самостоятельно разработать техническое решение и составить на него заявку на новое изобретение.

Таким образом, движение к самостоятельности есть непрерывный и длительный процесс с дискретными темами НИРС по выбранной научной специальности многоуровневого образования.

Методические обеспечение самостоятельности студентов. При новой организации научно-учебного процесса в технических университетах возрастает роль научно-учебного обеспечения.

Опыт военных вузов, формирующих блоки раздаточных материалов перед аудиторными занятиями, здесь весьма кстати. Именно такая технология раздаточного материала позволяет пополнять учебный материал для практико-консультационной совместной деятельности меду преподавателем-изобретателем и студентом-подмастерьем. Раздаточный материал при этом должен сориентировать студента на самостоятельный поиск аналогов и прототипов во всемирной паутине, а также нужной для озарений, замыслов научно-технических идей информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...