Противоречия в государственной молодёжной политике
Противоречие между сроками обучения и патентования. Причем сроки как обучения, а тем более сроки патентования через ФИПС, чрезмерно затянутые. Нужно без сессий сделать бакалавриат за три года (двойной бакалавриат за четыре года). Тогда с двухгодичной магистратурой общий срок обучения бывшего школьника составит всего пять лет, то есть как у бывшего инженера. На нашей кафедре создался (для активных в НИРС студентов очень эффективный) следующий режим функционирования бакалавриата: а) ознакомление студентов на первом курсе, после зимней сессии разбор студентов по руководителям НИРС для знакомства и возбуждения интереса у студентов к научно-техническому творчеству; б) адаптация студентов к научным руководителям на 1-2 курсах, выбор объекта и предмета исследования, цели и темы НИРС даже при замене студентом одного научного руководителя другим, если интересы и характеры их не совпадают; в) проведение поисковых экспериментов в период летних учебных практик и организации различных экспедиций, а на третьем курсе обработка результатов полевых экспериментов, написание статей, подготовка РГР, курсовых работ и проектов, подготовка заявок на предполагаемые изобретения; г) проведение основных осознанных по уточненным методикам экспериментов в период летней производственной практики, а на четвертом курсе публикация статей, подготовка РГР, курсовых работ и проектов, представление на конкурс студенческих работ, оформление студентами грантов, участие в выставках и конференциях, подача заявок на предполагаемые изобретения, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалифицированной работы. Как правило, в магистратуре происходит дальнейшее развитие НИРС до подготовки и защиты магистерской диссертации. Тогда 16 недель на дипломное проектирование становятся почти излишними.
Если подать в начале второго курса заявку на предполагаемое изобретение, то есть малая вероятность получения патента к защите бакалаврской дипломной работы. Но, как правило, техническое решение «созревает» примерно через год после активного выполнения НИРС, поэтому некоторые студенты все же могут получить патент к защите магистерской диссертации. Однако, сроки рассмотрения заявки в ФИПС такие большие (ныне они сократились из-за ведения пошлины), что многие студенты получали свои патенты только после окончания вуза. А это значит, что государство вообще не заинтересовано в убыстрении инновационных процессов. Тогда нечего было и декларировать, что к 2020 году будет создана инновационная экономика. Ведь для обучения изобретательству нужно подать совместно с преподавателем не менее четырех заявок (при 100 % выходе из них патентов на изобретения). Если студент будет подавать одну заявку в год, то на это уйдет не менее пяти лет, тогда общий срок общения с ФИПС будет семь лет. С конца второго курса на всё про то уйдет девять лет. Чтобы успеть за 3-4 года до защиты магистерской диссертации получить пять патентов, в ФИПС нужно резко ускорить делопроизводство в 3-4 раза. Это вполне возможно, если патентные эксперты перейдут на новые информационные технологии, и будут общаться со студентами-изобретателями через электронную почту. Тогда, через 10 лет к 2020 году может и статься началу формирования в России касты новаторов для инновационной экономики. Но она сможет встать на ноги только еще через 10-20 лет, то есть раньше 2040 года в стране не будет так называемой инновационной экономики. Ведь до сих пор нет носителей инновационных процессов такой экономики. Противоречие между пошлиной и стимулами. Государство не знает что творит. Одни служащие говорят об инновациях и модернизации технологической базы экономики, а другие всё губят на корню, еще больше отвергая изобретателей. Это пришлось испытать на себе.
Например, заказчик не предусмотрел статью финансирования на пошлины до 5400-6000 (если не учитывать необходимость ежегодной поддержки патента в силе) рублей за одну заявку на предполагаемое изобретение. При этом 1200-1800 рублей нужно с начала патентования, а остальную часть после получения положительного решения от ФИПС. В 2009 году в рамках гранта мы подали 23 заявки на различные способы. Часть оплаты делаем через год. Ради справедливости можно сказать, что первые ответы экспертов по заявкам ускорились почти в два раза, и поэтому ожидаемый срок получения патента стал 1,5 года. Можно так сказать, что работа ФИПС ускорилась? Нет, просто к ним стало поступать в два раза меньше заявок, - индивидуальный изобретатель не сможет оплатить пошлины. А в государственных предприятиях, организациях и учреждениях на это нет соответствующей статьи расходов. Тогда получается, что нет никакого экономического смысла заниматься изобретателю изобретательством. Лучше пойти в охранники. Депутаты законодательно их не обеспечили материальными и моральными стимулами. Наш опыт показывает, если ввести пошлину в 5400-6000 рублей, то в 10-кратном размере нужно было дать возможность материального стимула, то есть не менее в размере 54000 рублей за один полученный патент. Если же государственные корпорации берут этот патент для последующего внедрения и освоения, то изобретателю за один принятый к реализации патент нужно дать, по крайней мере, 540000 рублей на грант для дальнейшего налаживания научно-технического творчества и изобретательства с пошлинами на этом предприятии. И наконец, если же этот изобретатель занимается воспитанием и обучением молодых изобретателей, получающих совместно с ним новые патенты на изобретения, полезные модели и товарные знаки, в том числе и в рамках переподготовки кадров предприятия, то ему нужно ежегодно выделять не менее 5 400 000 рублей как многолетний (не менее трех лет с правом ежегодного пролонгирования по фактически достигнутым результатам патентования) грант на реализацию научно-технического творчества.
Без этого появляется неуверенность в научно-технической деятельности из-за того, что творчество как таковое, требует долгого обдумывания идей, а с другой – уверенности в последующих годах. Иначе невозможно подавать много заявок на предполагаемые изобретения. Патентов меньше количества заявок. В среднем выход патентов 82-87 %. Противоречие между давлением жизни и актуальностью. Давление жизни по В.И. Вернадскому в России очень заметно, специфично и противоречиво. В стране до сих пор нет разумных приоритетов долгосрочного развития, понятных всем. Электронизация СЭВ и нанонизация экономики современной России – это близкородственные приоритеты за 25 лет. Оба они относятся к средствам, а не к первичным потребностям человека. Модернизация и инновация – это только способы удовлетворения первичных потребностей людей в воздухе, воде, пище, тепле, труде и защите. В итоге, из-за отсутствия управления приоритетами страны и населения, а также модничанья мифическими потребностями элиты, сложилось парадоксальная ситуация, когда пассионарная энергия и давление жизни у молодёжи растрачивается впустую. Одно из ярких противоречий – снижение ежегодно Минвузом плана приема на экономические и иные направления студентов по госбюджету и не спадающая конкурсная численность абитуриентов, желающих поступать на «престижные» направления подготовки на платной основе. Такая ситуация называется ложной идентификацией ценностей. Актуальность научно-технического творчества понятна всем. Но хуже некуда, занимая сотые и дальше места в различных рейтингах мира по уровню жизни и другим показателям качества жизни российского населения. Однако на технические направления до сих пор не сделаны шаги по стимулированию населения. В СССР, например, были остродефицитные специальности с высокими стипендиями. Почему не внедрить табель о рангах не только во всей стране, но и среди студентов, когда активные в творчестве первокурсники получат в 2-5 раз более высокую стипендию. А в магистратуре по техническим направлениям и в аспирантуре стипендии должны быть, за счет прогрессивного налога на заработки, будут в 5-10 раз выше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|