Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Противоречия в организации творчества молодёжи




Противоречие между обучением и творчеством. Линейный граф списка стадий, этапов и процедур обучения входит в серьезное противоречие со сложно переплетенным многовходовым графом процесса реального изобретательства. Поэтому между обучением и изобретательством – две большие разницы. Нужен адаптационный период совершенствования мастерства студента при творческом общении с преподавателем-изобретателем. Это период может продлиться 2-4 года со второго курса бакалавриата до завершения магистратуры.

Сравнение с обучением оператора сложной машины показывает, что по инструкциям и руководству эксплуатации бывший тракторист может за три месяца изучить правила вождения и работы по заготовке кругляка в лесу на финской харвестерной машине. Так и поступали под Петербургом, в школе переподготовки операторов для работы в российских лесах. Трактористы из разных леспромхозов становились за три месяца операторами сложных в поведении машин.

А в самой Финляндии оператора такой же машины обучают за 4,5 года. Из них он четыре года учится экологическим лесоводственным правилам поведения в лесу, технологии ухода за лесом рубкой нежелательных для качества леса деревьев. Еще 1,5 года после окончания такой насыщенной практикой учебы дается оператору на технологическую адаптацию. Для этого норма выработки увеличивается с первых дней до конца полуторагодовой практики по экспоненциально нарастающей кривой до максимума. Это позволяет щадить машину и научиться мастерству работы финну в финском лесу.

В бывшем СССР после трехмесячного курса сразу же наваливали на еще неопытного оператора манипуляторной машины типа ЛП-19 план по заготовке кругляка. Бывший тракторист, за три месяца научившийся только ухаживать за гидравлически сложной машиной и успешно водить её по лесу, в погоне за выработкой кругляка за год просто ломал машину. И только на второй машине достигал требуемой нормы выработки. Таким образом, технологическая адаптация человека-оператора достигалась неэффективным использованием машин и оборудования и некачественной обработкой самого леса.

Но изобретательству такими рывками обучить просто невозможно.

Поэтому студента необходимо плавно адаптировать к функциональному каркасу деятельности преподавателя, да так, чтобы не было «поломок» в психическом и умственно-физиологическом настрое студента.

Таким образом, противоречие между обучением и реальным изобретательством снимается только совместной творческой работой системы «преподаватель-студент» над конкретным научно-техническим решением. Если обучать по вузовскому, то быстро получится процесс ретрансляции правил оформления учебных заявок на изобретения и пересказу с книг методов технического творчества. Реальных патентов на изобретения никогда не будет.

Противоречие между преподавателем и студентом. Пусть активный студент, желающий заняться научно-техническим творчеством, пришел в творческую бригаду из студентов разных курсов.

Эта бригада может существовать только при таком преподавателе, который сам активно занимается научно-техническим творчеством и тем самым имеет богатый замыслами функциональный каркас и разнообразную материальную ткань из уже запатентованных и апробированных устройств и способов.

В таком случае, как правило, отпадает необходимость патентного поиска, так как у преподавателя-изобретателя имеется свой личный банк известных технических решений и своя библиотека о мировых новшествах.

После собеседования выясняются возможности, мотивы и интересы студента. Преподаватель незаметно адаптирует их к своей тематике НИР. Активный студент будет оплачиваться вначале по гранту преподавателя, заинтересованного в привлечении студентов к НИР.

Консенсус в общей научно-изобретательской деятельности найден, формальные противоречия между преподавателем и студентом отсутствуют. При даже такой идеальной совместимости двух участников творческого процесса между ними всегда существует принципиально важное противоречие – разница между опытом преподавателя и еще не заполненной молодой памятью и светлым, как лист белой бумаги, умом студента. Но он стремится познать и творить – и это главное.

Зашторенный опыт и светлый ум – вот главное противоречие, причем весьма позитивное, в накоплении молодым человеком мастерства научно-технического творчества. Дело в том, что преподаватель, как бы ни был умудренным и имеющим сотни изобретений, с годами накапливает в себе «яд» консерватизма, психологический барьер профессионала. А студент этих свойств не имеет, он открыт для любого интересного ему новшества, поэтому трудно различить границу между его фантазиями, нелогичностями и плодотворными зернами в виде толковых мыслей и идей. Главное здесь, как учат во всех методах стимулирования поиска технических решений (мозговой штурм, синектика, коллективный блокнот и многие др.), никакой критики со стороны обучающего преподавателя к обучаемому студенту. Любые идеи и рассуждения анализируются позже, после высказывания вариаций идей.

В итоге преподаватель становится аналитиком и затем критиком, а студент должен быть активным генератором идей. Вот тогда-то и появляются патентоспособные на мировом уровне новизны технические решения, причем даже при выполнении курсовых проектов.

Таким образом, многие содержательные противоречия снимаются нахождением консенсуса в формулировках объекта, предмета, эффекта, цели и темы НИРС. При этом чем больше по генотипическому расстоянию противоречие между опытом преподавателя и опытом студента в научно-изобретательской практике, тем с большим генотипическим расстоянием и с большей вероятностью получения в будущем патента на разрабатываемое сейчас изобретение, рождаются в их совместных дискуссиях научно-технические решения.

Противоречие между организацией обучения и творчества. Расписание учебных занятий, семестры, сессии – все эти регламенты необходимы для усиления дисциплины учебного процесса для всех, средне статистически. Они никак не способствуют появлению в мозгу конкретной личности студента озарений, а значит и полезных идей. Инсайт может произойти в мозгу творца в любой момент времени, причем при любых условиях и обстоятельствах. Поэтому нужно перейти на режим 1:3,5 в 54-часах, аудиторных занятий нужно всего 6 пар в неделю.

Единственный выход здесь – снизить количество аудиторных занятий и увеличить индивидуальную практику по конкретным темам НИРС. Если убрать сессии, то бакалавриат, как это и принято за рубежом, можно пройти за три года вместо нынешних в России четырех. В итоге кафедра должна превратиться в консалтинговую службу. Каждый преподаватель должен консультировать студентов в своих научных сферах, но все они должны уметь вести НИРС и изобретать.

Только так можно превратить технический университет в территориальный центр инновационной экономики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...